Закат эры футбольных агентов

(Прокопец М. А.) («Спорт: экономика, право, управление», 2011, N 2)

ЗАКАТ ЭРЫ ФУТБОЛЬНЫХ АГЕНТОВ

М. А. ПРОКОПЕЦ

Прокопец М. А., ведущий юрист юридической фирмы «ЮСТ», член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России.

Скорее всего, 2011 г. станет последним, в котором футбольный агент существует как специфический футбольный институт, как класс. ФИФА разработала новую концепцию, согласно положениям которой институт футбольных агентов прекратит свое существование, а на смену ему придут посредники. Вступление данной системы в силу планируется в ближайшем будущем — с сентября 2011 г. Изменения, связанные с отменой института футбольных агентов, революционны, но не неожиданны. Напряжение и конфронтация во взаимоотношениях футбольных агентов и ФИФА появились чуть ли не с момента появления самих агентов <1> как отдельной категории. ФИФА всегда хотело установить полный контроль над их деятельностью, регулярно вводя все новые и новые ограничения и правила, тогда как агенты всеми силами старались сохранить автономию, создавая профсоюзы, лиги и даже обращаясь в государственные суды для обжалования чересчур строгих ограничений ФИФА. ——————————— <1> 1 января 1996 г. вступила в силу Директива ФИФА, обязывающая агентов получать лицензию ФИФА. С 2000 г. лицензии выдаются национальными ассоциациями.

Вспомним хотя бы дело французского агента Лорена Пия, который обратился в Европейский суд с иском против ФИФА, фактически обвинив последнюю в ограничении его законной деятельности как предпринимателя путем навязывания лицензирования и иных обязательств, в том числе по страховке, не предусмотренных законодательством ЕС. Пий хоть и проиграл данное дело, но оно выявило многочисленные несоответствия норм ФИФА правилам ЕС о регулировании экономической деятельности. Все шло к тому, что противостояние ФИФА и агентов рано или поздно должно было привести к победе одной из сторон. И это, судя по всему, произошло, только совершенно не ясно, кто же выиграл от того, что ФИФА больше не станет регулировать агентскую деятельность. Либо ФИФА не выдержала противостояния, либо просто решила сменить тактику, ясно одно — с принятием новых правил контроль за сферой агентской деятельности будет практически полностью упразднен. Какие конкретно изменения коснутся сферы агентской деятельности в футболе? Какие это повлечет последствия для агентов и их клиентов и каково отношение к таким изменениям ведущих российских и зарубежных агентов и спортивных юристов — именно этому и посвящена данная статья.

Основные изменения

ФИФА планирует отменить действующий Регламент по деятельности агентов (2008 г.) и принять документ под названием «Регламент по деятельности посредников» (The Regulations on working with intermediaries) (далее также — Регламент), который, несмотря на название, не будет являться самостоятельным документом, а лишь приложением к Уставу ФИФА. Проект Регламента по деятельности посредников, а также официальную презентацию данных изменений ФИФА вы можете скачать на сайте www. sportslaw. ru в подразделе «Спортивные регламентные акты» раздела «Документы» <2>. ——————————— <2> URL: http://sportslaw. ru/index/sitemenu/43.

Мнения ведущих российских и европейских агентов и спортивных юристов касательно данной реформы можно прочитать в конце настоящей статьи. Замечу, что мнения под стать реформе — довольно противоречивые.

1. Агентов заменят посредники

Агенты в том виде, в котором они существуют сейчас, исчезнут и будут заменены на посредников. Определение посредника содержится в проекте Регламента: «Посредник: физическое или юридическое лицо, которое за плату или бесплатно представляет игрока или клуб в переговорах, касающихся подписания игроком трудового договора или клуб в переговорах о подписании трансферного договора». Примечательно, что ФИФА в отличие от предыдущих лет не устанавливает для посредника никаких требований, кроме соответствия его действий национальному законодательству, что в принципе и так презюмируется. Посредниками могут быть абсолютно любые юридические или физические лица (менеджеры, родственники, юристы и т. д.). С даты принятия новой системы футбольным агентом, а точнее посредником, сможет стать любой читающий данную статью без прохождения дополнительного лицензирования и выполнения иных требований, ранее устанавливаемых для агентов. Посредники не должны проходить официальное лицензирование, которое проводилось национальной ассоциацией, — оно отменено. Единственное требование ФИФА — чтобы посредники, участвующие в переговорах с игроками и клубами, не были связаны контрактными обязательствами с лигами, ассоциациями, конфедерациями и ФИФА.

2. Лицензирование

Лицензирование будет отменено и заменено на регистрацию посредников, осуществлять которую будет поручено национальной ассоциации в соответствии со своими стандартами, разработанными самостоятельно на основе Регламента ФИФА. При этом логичнее будет назвать эту систему регистрацией не посредников, а сделок, в которых они принимают участие, — каждая сделка с посредником должна быть зарегистрирована в национальной ассоциации. Примечательно, что обязанность по регистрации сделок с участием посредников возлагается ФИФА не на посредников, которые, как мы уже понимаем, выведены из-под системы прав, обязанностей и санкций ФИФА, а на игроков и клубы, использующие их услуги. Таким образом, принятием данного Регламента ФИФА завершила процесс, который начался с момента появления самого института футбольных агентов, — процесс автономизации агентской деятельности. В 2000 г., поняв, что справиться с возросшим количеством агентов нет никакой возможности, право проводить экзамен и обязанности по контролю были переданы ФИФА на уровень национальных ассоциаций. С принятием нового Регламента процесс автономизации агентской деятельности окончательно завершился полным отказом ФИФА от контроля, от какого бы то ни было лицензирования или аккредитации агентской деятельности.

3. Договор с посредником

Особых требований к договору с посредником, кроме соответствия национальному законодательству, ФИФА не устанавливает. Договор должен содержать следующие обязательные положения: — наименование сторон; — срок действия договора; — размер вознаграждения посредника; — положения о расторжении договора; — подписи сторон. В договоре посредника с несовершеннолетним футболистом также должна присутствовать подпись его родителей или законных представителей (законодательством РФ это, например, и так предусмотрено). Это единственные требования, устанавливаемые ФИФА для договора с посредниками. Иные обязательные условия агентского договора, такие, как максимальная продолжительность срока действия договора, положения об эксклюзивности, о месте рассмотрения споров, ранее установленные для агентов, являются более необязательными.

4. Раскрытие информации

Согласно новому Регламенту игроки и клубы, пользующиеся услугами посредников, должны представлять в ассоциацию все документы, подтверждающие осуществление этими лицами любых платежей в пользу посредников. Более того, по запросу ассоциации, лиги или ФИФА указанные лица обязаны представлять любые договоры, заключенные клубом или футболистом с посредником. Соответствующие положения о представлении документов должны быть включены футболистами и клубами в договоры с посредниками. Указанные выше договоры с посредниками должны быть представлены в ассоциацию при регистрации трудового или трансферного договора. Кроме того, в трансферном или трудовом договоре, заключенном при участии посредника, должна присутствовать подпись посредника. В конце мая каждого года ассоциация должна опубликовать информацию о том, сколько средств на услуги посредников потрачено каждым из клубов. Также должна быть опубликована общая сумма, потраченная клубами и футболистами на услуги посредников в прошедшем году.

5. Вознаграждение посредников

Серьезнейшие изменения коснулись и вопросов вознаграждения посредников. С введением новых правил максимальный размер вознаграждения посредника по сделке с футболистом не может превышать 3% от совокупной зарплаты футболиста, которую согласовал посредник (включая подъемные). В данную сумму не включается доход футболиста, полученный в натуральном виде, — машина, квартира, а также выплаты, носящие негарантированный характер, например бонусы, премиальные. Вознаграждение, выплачиваемое клубами посредникам, как за помощь в осуществлении трансфера, так и за помощь в подписании трудового договора с футболистом не должно превышать двух миллионов долларов США, или 3% от трансферной суммы, уплаченной в связи с переходом игрока (но не более двух миллионов долларов США). Напоминаю, что в действующем Регламенте ФИФА не предусмотрен лимит выплат, которые может осуществлять клуб или игрок в пользу агентов. Регламент РФС устанавливает, что максимальный размер вознаграждения, получаемого с игрока, равен 10% (5% в случае, если игрок несовершеннолетний). Регламент РФС также не ограничивает размер агентского вознаграждения, выплачиваемого клубом в пользу агента. Не ясно, предусматривает ли новый Регламент возможность работы нескольких посредников по одной сделке и будет ли в таком случае максимальное вознаграждение разделено между всеми этими посредниками или каждый из них получит право на получение заявленного максимума. Еще одним интересным нововведением Регламента является запрет включать в соглашение между посредником и клубом положения о выплатах, получаемых посредником в случае перехода футболиста в дальнейшем в другой клуб или иных аналогичных выплат. Также новые правила в отношении посредников запрещают последним получать вознаграждение от любой стороны, если предметом договора является переход/заключение трудового договора несовершеннолетнего футболиста. Действующие регламенты ФИФА и РФС не содержат подобного запрета.

6. Двойное представительство

Еще одним запретом, отмененным ФИФА, стал запрет двойного представительства, который является одним из самых дискуссионных в современной агентской деятельности. Напоминаю, что это одна из ключевых идей ФИФА, заключающаяся в запрете агента представлять в ходе одной сделки две стороны. Идея насколько логичная, настолько и легко обходимая агентами при действующих правилах. Согласно новым правилам обе стороны (например, футболист и клуб) могут использовать одного посредника в ходе одной и той же сделки при выполнении следующих действий: — игрок должен выдать посреднику предварительное письменное согласие на участие в сделке и со стороны клуба; — игрок должен заранее согласовать размер вознаграждения, выплачиваемого игроком посреднику, так же как и сторону (игрок или клуб), которая выплатит такое вознаграждение; — в случае если будет согласовано, что вознаграждение посреднику за игрока выплачивается клубом, игрок должен направить в клуб письменное согласие на уплату клубом такого вознаграждения от имени игрока.

7. Санкции в отношении клубов, игроков и ассоциаций

За нарушения, совершенные при национальных переходах, санкции накладывают национальные ассоциации, при международных — КДК ФИФА. Размер и вид санкций в новом Регламенте не указаны. При этом революционной выглядит идея о том, что санкции накладываются не на посредников, которые выведены из-под юрисдикции ФИФА, а исключительно на футболистов, клубы или ассоциации, с ними сотрудничающие и нарушающие указанные выше правила и ограничения. По вопросам, не урегулированным Регламентом ФИФА, решения принимает Исполком ФИФА, решения которого окончательны и не подлежат обжалованию даже в Арбитражный суд в Лозанне, что также вызывает недоумение и противоречит Уставу ФИФА.

Выводы

Рассмотренные нововведения и изменения в сфере агентской деятельности настолько глобальны и всеобъемлющи, что иначе как революцией их назвать нельзя. И как при любой революции, нельзя заранее спрогнозировать, чем это в итоге закончится. В любом случае, ФИФА нельзя отказать в нестандартности мышления — пусть это и не понравится игрокам и клубам, переложив на них всю ответственность, ФИФА может быть уверена, что и игрок, и клуб в отличие от агента под угрозой спортивной санкции выполнят любое ее требование. Стремление ФИФА сбросить с себя бремя постоянного контроля за агентами можно понять — слишком много критики приходилось выслушивать ей от жертв недобросовестных лицензированных и нелицензированных агентов, слишком много ресурсов тратить на лицензирование и контроль за деятельностью агентов, на разрешение споров с участием агентов. При этом вопросы о теоретической возможности негосударственной организации — ФИФА вмешиваться в экономическую деятельность, мало связанную с футболом, с каждым годом звучали все громче и громче и во все более солидных судебных инстанциях. Однако нельзя не признать, что наряду с негативными новая реформа уничтожит и те немногие позитивные моменты, которых удалось добиться за пятнадцать лет, пока агенты были членами «футбольной семьи». Вызывает опасение ситуация, при которой отмена агентских лицензий, которые все-таки являлись неким знаком качества, приведет к наплыву недобросовестных лиц, желающих сиюминутных результатов и не рассчитывающих на долгосрочную методичную работу. Пострадают от этого прежде всего футболисты. Кроме того, непонятно, как ФИФА, фактически исключив агентов из-под своей юрисдикции, станет требовать от них выполнения условий Регламента по деятельности посредников. Регламент также не содержит размера санкций, накладываемых на футболистов и клубы за невыполнение требований Регламента, что порождает еще большую неопределенность. Тем не менее в одном с ФИФА можно согласиться — плановыми мерами ситуацию, сложившуюся в агентском бизнесе, было не изменить. Однако решение в стиле «если ты не можешь справиться с проблемой, закрой на нее глаза», принятое ФИФА, все-таки не позволяет мне смотреть в будущее с оптимизмом.

Мнения

Градев Георгий, спортивный юрист, футбольный агент Болгарской федерации футбола.

«Лично я считаю, что новые правила по агентской деятельности, или, как они теперь называются, по деятельности посредников, серьезно вмешиваются в предпринимательскую деятельность, осуществляемую агентами (посредниками). В частности, те ограничения, которые устанавливает ФИФА для вознаграждений агентов, явно находятся за гранью законной компетенции ФИФА. Некоторые положения новых правил прямо противоречат национальному законодательству (в частности, законодательству Болгарии), которое имеет приоритет над нормами ФИФА, во всяком случае, в том, что касается национальных переходов. Более того, очевидно, что многие национальные ассоциации не имеют необходимого административного ресурса для проведения в жизнь новых правил ФИФА, что делает их утопическими и практически неосуществимыми. Однако существующий институт агентов футболистов также не работает должным образом, не осуществляется должная подготовка агентов, четыре из пяти трансферов осуществляются нелицензируемыми агентами, что особенно часто видно, когда агенты обращаются в Палату ФИФА для разрешения спора с игроком или клубом. Лично мое мнение — решением проблемы станут общие правила по деятельности агентов, разработанные с учетом права ЕС и обеспеченные его механизмом принуждения».

Франс де Веглер, юрист Ассоциации футбола Королевства Нидерланды.

«ФИФА планирует отменить существующий институт футбольных агентов. Вместо агентов появятся посредники. Примечательно, что новая система станет системой ответственности футболистов и клубов за деятельность их посредников. Многие думают, что с введением новой системы, согласно которой любой человек без ограничений сможет стать посредником, начнется эра хаоса (еще большего хаоса). Агентский рынок станет доступным абсолютно для всех. Но будет ли от этого еще хуже? Честно говоря, по-моему, хаос — это то, что происходит сегодня. По моим данным, в настоящее время около 70% международных трансферов осуществляется с привлечением нелицензированных агентов. Другими словами, очевидно, что существующая система футбольных агентов не работает должным образом. Именно поэтому я считаю, что новая система посредников может быть тем решением проблемы, нестандартным ходом, но только при условии, что ФИФА будет применять санкции к футболистам и клубам, как это обещает новый Регламент. В случае же если ФИФА не станет этого делать, проблемы не исчезнут и хаос, существующий на футбольном рынке, продолжит оставаться частью футбольного мира. Для того чтобы узнать, как это будет, нам остается только немного подождать».

Хуан Диас Креспо <3>, спортивный адвокат (Испания). ——————————— <3> URL: http://www. nfpm. ru/article/275/.

«Прочитав проект нового регламента — а вернее, идущего ему на смену приложения, — невозможно взять в толк, чего ФИФА всем этим хочет добиться. Сама она проблемой агентов заниматься не хочет, перепоручая это национальным ассоциациям. Это очень похоже на поведение страуса, который прячет голову в песок. А обернется все тем, что трансферная деятельность будет вестись «в тени». Это будет дивный новый мир, в котором всем нам придется очень непросто. Спасибо ФИФА! Скоро мы просто не узнаем наш футбол, он станет совершенно другим».

Зайцев Юрий, заместитель начальника юридического отдела РФС, член Комиссии РФС по деятельности агентов футболистов.

«Жизнь показала, что, к сожалению, ни ФИФА, ни национальные ассоциации не могут в полной мере контролировать рынок посреднических услуг при трудоустройстве футболистов. Лицензирование агентов позволяет установить контроль лишь над небольшой группой посредников, добровольно согласившихся пройти лицензирование ФИФА и выполнять требования регламентов ФИФА и национальных ассоциаций. В то же время существует довольно внушительная группа людей, реально ведущих агентский бизнес, не получая никакой лицензии, при этом так работать намного проще: не нужно сдавать экзамены, страховать свою ответственность, соблюдать регламенты, и, в конце концов, они не несут никакой ответственности. Без принятия специального законодательства контролировать деятельность всех лиц, которые осуществляют трудоустройство футболистов, невозможно. Полагаю, что ФИФА на правильном пути. Проще контролировать тех, кто находится в юрисдикции ФИФА, то есть футболистов и клубы, следить за тем, кто и сколько платит посредникам и насколько такие расходы экономически обоснованны. Особенного контроля требуют расходы клубов на так называемые услуги агентов, потому что зачастую они запредельны и не поддаются разумному объяснению. Контролировать это мы сможем в том числе через процедуру лицензирования футбольных клубов, когда проверяется вся финансовая деятельность клубов. Хорошей мне кажется идея о публикации национальными ассоциациями расходов клубов на услуги посредников, это послужит сдерживающим фактором и позволит лицам, финансирующим клуб, увидеть, на что тратятся их деньги. Однако не стоит говорить о реформе как о свершившемся факте, думаю, что это весьма отдаленная перспектива. Такие выводы могу сделать потому, что 31 марта ФИФА проводит агентский экзамен по всему миру. Они бы этого не стали делать, если бы планировали в ближайшее время отменить институт агентов».

Доктор Ревьен Канхай, партнер агентской компании «Forza Fides Sportsmanagement» (Амстердам).

«Решение о ликвидации системы футбольных агентов является свидетельством бессилия ФИФА. Скорее всего, это приведет лишь к снижению качества оказываемых агентских услуг, что повлечет катастрофические последствия для игроков и клубов. Наступит период анархии. Тем не менее нельзя забывать про естественный отбор — наиболее сильные и профессиональные фирмы останутся на рынке!»

Артемов Олег, агент Российского футбольного союза.

«Лично я всегда выступаю за то, что идет на пользу игрокам, моим клиентам. В данном случае я не уверен в правильности действий ФИФА. На рынок попадет слишком много лишних людей, в том числе и тех, которые были лишены лицензии за нарушения, что в конечном итоге лишь повредит футболистам. Мы слишком долго шли к тому, что сейчас имеем: выстраивали работающую систему взаимодействия агентов, федерации, игроков и клубов, и когда система начала более или менее работать, ФИФА делает шаг в сторону, лишая данную систему опоры. Кто бы что ни говорил, но футболисты и клубы понимали: лицензированный агент — хорошо, нелицензированный — плохо. Теперь этого знака качества не будет, и, боюсь, пострадают от этого в первую очередь футболисты».

Рогачев Денис, председатель Апелляционного комитета РФС по агентской деятельности, зав. кафедрой спортивного права МГЮА им. О. Е. Кутафина.

«Я бы не спешил хоронить контроль за агентской деятельностью в футболе. На настоящий момент ни Исполком, ни Конгресс ФИФА не вынесли итоговых решений по столь радикальным изменениям соответствующего Регламента. Более того, даже если допустить предлагаемую трансформацию системы контроля с новым акцентом на сделки, то у РФС, возможно, будет два варианта сохранить сформированную модель спортивного лицензирования за агентами в российском футболе. Первый вариант: получив согласие ФИФА, продолжить регулировать деятельность российских агентов по сложившейся схеме с предварительным (посредством экзамена) и последующим контролем, при этом учесть все или многие предлагаемые новшества (ежегодность публикаций расходов клубов на агентов, лимит вознаграждения и т. д.). Второй вариант: совместно с Минспорттуризма РФ инициировать поправки в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ», регулирующие деятельность агентов в спорте в целом. Там могут быть отражены все зарекомендовавшие себя механизмы ограничения аппетитов посредников при трудоустройстве спортсменов. В любом случае, главная задача, на мой взгляд, не допустить обескровливания главных субъектов в профессиональном футболе — игроков и клубов. Запрет взимания вознаграждения с несовершеннолетних и лимитирование расходов клубов на агентов — это интересные и не новые идеи для оздоровления футбола. В ближайшем будущем я бы хотел видеть в России по аналогии с внедренной ФИФА электронную систему регистрации любого внутринационального трансфера, включая данные по сопровождающей его агентской сделке. Прозрачность финансов клуба и их разумная сбалансированность — это «хребет» поэтапно вводимого УЕФА финансового «фейр плей». Если участникам соревнования проводимые реформы помогут стать честнее и ответственнее перед своими инвесторами, болельщиками и РФС, то мы будем только за!»

Доктор Роберт С. Р. Зикман, директор Международного центра спортивного права ASSER (г. Гаага), профессор международного и европейского спортивного права Университета Эразма (г. Роттердам).

«Я полностью согласен с решением ФИФА прекратить регулирование деятельности футбольных агентов. Согласно национальному и международному праву это обычная профессия, которая должна быть доступна любому (см. Конвенцию международной организации труда 1997 г. «О частных агентствах занятости»). Очевидно, что регулирование деятельности лиц, которые не принадлежат к спортивному миру, к футбольному миру и которые в отличие от ассоциаций, клубов и футболистов напрямую не связаны со спортом, не может входить в компетенцию спортивных органов, которые при этом не являются государственными».

——————————————————————