Особенности договора о реализации туристского продукта
(Бычков А.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 37)
ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
А. БЫЧКОВ
Александр Бычков, аспирант кафедры адвокатуры, нотариата, гражданского и арбитражного процесса РГТЭУ.
Туристическая деятельность, организация отдыха и досуга являются важными составляющими общественной жизни и направлены на реализацию закрепленного в ст. 37 Конституции РФ права на отдых. Качество отдыха напрямую зависит от условий договора на реализацию туристского продукта.
Что за продукт?
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт представляет собой комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Несмотря на то что туристский продукт складывается из различных услуг, в действующем законодательстве он рассматривается как единый целостный объект гражданского оборота. Так, согласно п. 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452) информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать сведения о его потребительских свойствах (качестве): — программе пребывания; — маршруте; — условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения; — условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания; — услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания; — наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника; — дополнительных услугах. В настоящее время в юридической литературе дискуссионным является вопрос о правовой природе туристского продукта как объекта гражданского оборота. Одни авторы рассматривают его как товар <1> или как право (гарантии) на услуги, реально осуществляемые другими организациями, не имеющими прямых договорных отношений с туристом <2>, некоторые полагают, что правовой формой данных отношений является договор возмездного оказания услуг <3>. Другие авторы отмечают, что «если туроператор (турагент) по глобальной (единой) цене реализует услуги третьих лиц, объединенные им в комплексную услугу (турпродукт), то объект гражданского права от этого не меняется и не трансформируется в имущество (товар, имущественные права и т. д.). Совокупность действий (деятельность), каждое из которых не направлено на появление материального (осязаемого) результата, не может привести к созданию вещи» <4>, и также относят договор на реализацию туристского продукта к группе договоров по возмездному оказанию услуг. ——————————— <1> Терещенко А. О некоторых недостатках в договорных отношениях туристских фирм с туристами // Туристический бизнес. 1999. N 1. <2> Экономика современного туризма. СПб., 1998; Сергеев В. И. Договор об оказании международных туристских услуг // Право и экономика. 1998. N 4. <3> Кабалкин А. Ю. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. N 3. <4> Писаревский Е. Л. Еще раз о правовой природе договора на туристическое обслуживание // Юрист. 2000. N 8.
Турпродукт как совокупность услуг не имеет овеществленного результата, а представляет собой деятельность или определенные действия, которые потребляются в процессе их оказания. Тур-продукт — это право на тур, получение конкретных услуг, предназначенных для реализации туристу <5>. Следовательно, туристский продукт не является товаром и вещью. ——————————— <5> Постановление ФАС ВСО от 06.08.1999 N А33-2447/99-С3а-Ф02-1246/99-С1.
Все или ничего
Определение туристского продукта как совокупности услуг дает основание считать договор на его реализацию договором возмездного оказания услуг, поскольку предметом и договора на реализацию туристского продукта, и договора возмездного оказания услуг являются услуги. Вместе с тем в составе туристского продукта имеются также услуги по перевозке, а связанные с этим отношения регулируются правилами главы 40 ГК РФ, к которым нормы главы 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг применению не подлежат в силу прямого указания закона (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Соединение в договоре на реализацию туристского продукта элементов различных гражданско-правовых договоров — возмездного оказания услуг и перевозки на первый взгляд может свидетельствовать о его смешанном характере. К смешанному договору в соответствующих частях применяются нормы о входящих в него договорах (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Следствием вывода о смешанном характере договора на реализацию туристского продукта может явиться применение к нему помимо Закона N 132-ФЗ, являющегося специальным нормативно-правовым актом, правил глав 39 и 40 ГК РФ в соответствующих частях. В частности, ст. 782 ГК РФ устанавливает, что заказчик услуг вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от договора при условии оплаты фактически понесенных исполнителем расходов. В договоре на реализацию туристского продукта в отличие от договора возмездного оказания услуг турист не вправе отказаться от одной или нескольких услуг, входящих в туристский продукт, поскольку они в совокупности образуют целостный объект гражданского оборота. Роспотребнадзор в письме от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 подтвердил, что туристский продукт, определяемый как комплексная услуга, готовая (предлагаемая) к реализации, не предусматривает возможности отказа от одной или нескольких составляющих ее услуг по воле потребителя и возможности уменьшения цены договора кроме случаев, предусмотренных законом, в том числе вследствие некачественно оказанной услуги. Истец, не пожелав пользоваться услугой трехразового питания, потребовал пересмотреть стоимость турпутевки. Получив отрицательный ответ, он отказался от туристского продукта целиком и обратился в суд с заявлением о возмещении убытков. Суд не удовлетворил его требования, отметив, что туристский продукт (круиз на теплоходе), определяемый как комплексная услуга, предлагаемая к реализации, не предусматривает возможности отказа от одной или нескольких составляющих ее услуг (услуг по питанию и экскурсионному обслуживанию) по воле потребителя и уменьшения цены договора (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.03.2011 N 3611). В договоре на реализацию туристского продукта указываются условия его изменения и расторжения. Согласно ст. 10 Закона N 132-ФЗ договор на реализацию туристского продукта может быть изменен или расторгнут по инициативе любой из его сторон при существенном изменении обстоятельств: — ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке; — изменение сроков совершения путешествия; — непредвиденный рост транспортных тарифов; — невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). Иных оснований для изменения или расторжения Закон не называет. В договоре стороны вправе предусмотреть право туриста на односторонний отказ от него в соответствии с п. 3 ст. 450 ГК РФ. Аналогичного права у туроператора нет, поскольку такое условие нарушало бы права туриста как потребителя и ущемляло его права, определенные законом. В силу ст. 168 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 подобные условия являются недействительными. Кроме того, ст. 780 ГК РФ устанавливает, что по общему правилу услуги исполнитель должен оказать лично, в то время как из существа договора на реализацию туристского продукта следует совершенно иное. Таким образом, договор на реализацию туристского продукта подчиняется иным правилам правового регулирования, нежели договор об оказании возмездных услуг. Не является он и смешанным. Смешанный договор следует отличать от договоров, которые содержат комплекс обязательств и по внешним формальным признакам могут быть отнесены к тем или иным договорам, закрепленным в гражданском законодательстве. Последние поименованы в законе, имеют определенное правовое регулирование и представляют собой самостоятельные договорные типы (виды). К примеру, договор аренды транспортного средства с экипажем помимо арендного обязательства включает обязательство об оказании услуг, связанных с предоставлением экипажа. «В едином сложном обязательстве транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК РФ) можно обнаружить элементы простых обязательств поручения и хранения, что не ведет к признанию его разновидностью или совокупностью данных обязательств» <6>. Отличие названного договора от смешанного состоит в том, что он специально поименован в ГК РФ и имеет соответствующее правовое регулирование. Следовательно, руководствоваться нормами о возмездном оказании услуг применительно к договору аренды транспортного средства с экипажем можно только по аналогии <7>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 3) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <6> Гражданское право. Том III. Обязательственное право / Под ред. Е. А. Суханова М., 2006. <7> Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Ч. 2. М., 1997.
Виды договоров не ограничиваются лишь теми, что предусмотрены в ГК РФ, они могут содержаться и в других законах, правовых актах, поскольку гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (ст. ст. 2 и 3 ГК РФ). Таким образом, договор на реализацию туристского продукта представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, предусмотренный Законом N 132-ФЗ. При заключении данного договора должны применяться положения указанного Закона, а также общие положения об обязательствах и договорах.
——————————————————————