Закон Грузии «О спорте»: правовые аспекты
(Чиладзе Г. Б.) («Спорт: экономика, право, управление», 2012, N 4)
ЗАКОН ГРУЗИИ «О СПОРТЕ»: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ <*>
Г. Б. ЧИЛАДЗЕ
——————————— <*> Chiladze G. B. Law of Gezorgia «On sports»: legal aspects.
Чиладзе Георгий Бидзинович, профессор юридического факультета Ахалцихского государственного университета, доктор юридических наук.
Автор статьи рассматривает Закон Грузии «О спорте» от 20.09.1996 N 400-IS. По мнению автора, данный Закон требует существенной доработки.
Ключевые слова: Закон Грузии «О спорте», спортивные организации, физическая культура и спорт, спортивные федерации.
The author considers is Law of Georgia «On sports» from 20.09.1996 N 400-IS. According to the author this law requires significant improvement.
Key words: Law of Georgia «On sports», sports organization, physical culture and sports, sports federations.
20 сентября 1996 г. Парламентом страны был принят Закон Грузии «О спорте» N 400-IS, который на сегодняшний день требует существенного обновления. По моему мнению, одной из новаций при внесении проекта Закона должно явиться расширение прав негосударственных спортивных организаций (в частности, необходимо внести соответствующие поправки в гл. 3 ст. 8 Закона), к ним необходимо отнести как спортивные федерации, ассоциации и клубы, так и другие объединения (в том числе и Национальный олимпийский комитет Грузии), целью которых является развитие спорта [1]. Главу 3 Закона необходимо существенным образом переработать и дополнить. В первую очередь это относится к ст. 10, которая регламентирует деятельность национальных спортивных федераций. Ее следует расширить статьями, посвященными: а) требованиям содержания уставов; б) определению структуры и иных условий проведения официальных спортивных мероприятий; в) делегированию проведения чемпионатов и кубков Грузии профессиональным лигам; г) разработке и принятию в соответствующих видах спорта норм, устанавливающих права и обязанности (в том числе спортивные санкции), для признающих их субъектов физической культуры и спорта; д) юридической формулировке понятия «национальные виды спорта». Статья 16 Закона регламентирует вопросы спортивной подготовки личного состава представителей силовых структур: лиц, имеющих военные и специальные звания (личный состав МВД, ССГО и т. д.). Необходимо изменить наименование статьи, и здесь уместно говорить о «служебно-прикладных видах спорта». Необходимо также сформировать реестры видов спорта, а именно: 1) республиканский реестр видов спорта; 2) реестр национальных видов спорта; 3) реестр служебно-прикладных видов спорта Грузии. Необходимо также четко сформулировать такие термины, как: а) физкультурное мероприятие; б) спортивное мероприятие; в) спортивное соревнование. По моему мнению, статус и наименование чемпионата, кубка или первенства могут иметь только официальные физкультурные или спортивные мероприятия и в состав организаторов данных мероприятий должен входить соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления. За организаторами физкультурного или спортивного мероприятия должны быть закреплены соответствующие права (как имущественные, так и неимущественные), в частности: а) право на использование наименования указанного мероприятия и его символики; б) право разрешать рекламу товаров, работ и услуг [2]. В Законе Грузии «О спорте» необходимо упорядочить вопросы, касающиеся лицензии спортсменов. По правилам международных спортивных соревнований каждый спортсмен для участия в них внутри страны или за рубежом обязан иметь лицензию. Лицензия является обязательным документом, и она предъявляется при регистрации спортсмена на соревнованиях. К сожалению, прямых указательных норм относительно лицензирования спортсменов в Законе Грузии «О спорте» нет, что является досадным упущением, и это необходимо исправить. Закон Грузии «О спорте» содержит и такие нормы, которые входят во внутреннее противоречие между собой и не стыкуются с положениями Трудового кодекса Грузии (ТКГ). Так, например, глава 5 Закона посвящается спорту высших достижений. Статья 21 определяет статус спортсмена. В частности, спортсменом является лицо, которое занимается спортом и участвует в соревнованиях (п. 1). Спортсмен, для которого спорт является основным средством получения доходов, является профессионалом (п. 2). Спортсмен — это профессия (п. 3). Хотя профессиональная деятельность (тренировки и участие в соревнованиях) спортсмена, тренера, судьи и других специалистов, которая является основным источником их доходов, осуществляется согласно трудовому законодательству Грузии (п. 4). Лица, занятые в спорте, как правило, работают на основе индивидуального трудового договора (п. 5). Оформление контракта со спортсменом, установление других форм договора, а также деятельность в спорте на профессиональной основе, условия участия в соревнованиях — определяется Законодательством Грузии, уставами международных спортивных организаций и другими регламентирующими документами (п. 6). Если проанализировать вышеуказанную статью, то получается, что, с одной стороны, спорт высших достижений (профессиональный спорт) и профессиональная деятельность (тренировки и участие в соревнованиях) спортсмена, тренера, судьи и других специалистов, которые являются основным источником их доходов, осуществляются согласно трудовому законодательству Грузии [3]. Но с другой стороны, здесь можно усмотреть и элементы предпринимательства, их можно рассматривать как предпринимательскую деятельность, которая должна регламентироваться соответствующими нормами Закона Грузии «О предпринимателях» [4]. Что касается ТКГ, то его нормы, регулирующие особенности трудовых отношений с профессиональными спортсменами, так и не реализованы и не отражают тех отношений, которые существуют в данной сфере, остро ощущается и нехватка соответствующих подзаконных нормативных актов. Следует также отметить, что в новом Трудовом кодексе Грузии сильно расширены права работодателей. В частности, согласно ст. 9 ТКГ до заключения трудового договора с соответствующими лицами (в том числе со спортсменами, тренерами, судьями и другими специалистами) работодатель может принять их с испытательным сроком до шести месяцев, так и не оформив трудовой договор. Для выяснения соответствия лица исполняемой работе с кандидатом возможно только один раз оформить трудовой договор с испытательным сроком не более 6 месяцев. Трудовой договор можно оформить только в письменном виде. В течение испытательного срока работодатель может в любое время оформить с вышеуказанными лицами трудовой договор или расторгнуть его без объяснения причин. По моему мнению, как в Законе «О спорте», так и в ТКГ и в особой части обязательственного права ГКГ должны быть предусмотрены такие новые типы договора, как «договор в сфере спорта» либо «трудовой договор в сфере спорта». При этом не следует довольствоваться только общими нормами об обязательствах [5]. Трудовой кодекс Грузии необходимо дополнить соответствующими статьями, посвященными особенностям регулирования труда спортсменов и тренеров. Досадным промахом следует признать тот факт, что в Законе Грузии «О спорте» нет отдельной статьи, которая отрегулировала бы права и обязанности спортсменов — социальной группы, правовые отношения которых имеют свою особую специфику. Необходимо расширить ст. 22, относящуюся к социальной защите спортсмена и специалиста в сфере спортивной деятельности. К таким правам в первую очередь необходимо отнести: 1) право избирать вид спорта и участвовать в спортивных соревнованиях по избранному виду спорта; 2) право на получение спортивных разрядов и званий; 3) право вступать в трудовые отношения с физкультурно-спортивными организациями. Уместно отметить, что необходимо изменить наименование главы 6 Закона, посвященной материально-техническому обеспечению спорта. В частности, согласно ст. 22 материально-техническую базу спортивной сферы составляют все спортивные и спортивно-оздоровительные здания, сооружения, инвентарь, устройства и другая собственность, которая предназначена для спортивной и спортивно-оздоровительной деятельности. Термин «спортивные сооружения» необходимо заменить более широким понятием «объекты спорта»; целесообразно также ввести Единый государственный реестр объектов спорта Грузии [6].
Литература
1. Закон Грузии «О спорте». Тб., 1996 // URL: http://www. parliament. ge/ index. php? lang_id= GEO&sec;_id= 69&kan;_det= det&kan;_id=61 (дата обращения: 13.02.2012). 2. Chiladze G. B. Sport as a Business and a Factor of Economical Development of Georgia: Legal Aspects // National Olympic Academy of Georgia, National Olympic Committee of Georgia, Olympic Solidarity, 2009 — 2012 World Programmes «Sport Administrators Courses» // Tbilisi, 18 — 20 march 2011 г. 3. Трудовой кодекс Грузии. Тб., 2007 // URL: http://www. parliament. ge/ index. php? lang_id= GEO&sec;_id= 69&kan;_det= det&kan;_id=1909 (дата обращения: 13.02.2012). 4. Закон Грузии «О предпринимателях». Тб., 1994 // URL: http://www. parliament. ge/ index. php? lang_id= GEO&sec;_id= 69&kan;_det=det&kan;_id=16 (дата обращения: 13.02.2012). 5. Гражданский кодекс Грузии. Тб., 1997 // URL: http://www. parliament. ge/ _special/kan/files/329.pdf (дата обращения: 13.02.2012). 6. Чиладзе Г. Б. Некоторые теоретико-юридические аспекты спортивного права // Материалы научной конференции Ахалцихского государственного университета. Ахалцихе, 24 декабря 2010 г. С. 40 — 42.
——————————————————————