Проблемы нормативно-правового обеспечения первичной профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний
(Авдеева М. В., Лобзин Ю. В., Лучкевич В. С.)
(«Медицинское право», 2014, N 2)
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ
ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
М. В. АВДЕЕВА, Ю. В. ЛОБЗИН, В. С. ЛУЧКЕВИЧ
Авдеева Марина Владимировна, кандидат медицинских наук, соискатель кафедры общественного здоровья и здравоохранения Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова (Санкт-Петербург).
Лобзин Юрий Владимирович, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, директор НИИ детских инфекций ФМБА России.
Лучкевич Владимир Станиславович, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с нормативно-правовым обеспечением деятельности центров здоровья по первичной профилактике социально значимых неинфекционных заболеваний. Проведен анализ действующего законодательства в сфере профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний. Разработаны изменения, направленные на создание эффективного механизма по контролю факторов риска развития социально значимых неинфекционных заболеваний.
Ключевые слова: государственная политика в сфере здравоохранения, законодательство об охране здоровья граждан.
Legal and regulatory framework for socially significant non-infectious diseases primary prevention
M. V. Avdeeva, Yu. V. Lobzin, V. S. Luchkevich
We review the problems associated with regulatory support of health centers for primary prevention of socially significant non-communicable diseases. In or review we provide analysis of the current legislation in the field of prevention of socially important non-communicable diseases and propose measures aimed at creating an effective mechanism to monitor risk factors of development of socially significant non-communicable diseases.
Key words: a state policy in the health care sphere, the legislation on health protection of citizens, legislative work.
Одним из основополагающих принципов охраны общественного здоровья граждан признается приоритетность профилактики заболеваний [1, 2]. В нашей стране профилактика заболеваний находится в компетенции деятельности центров здоровья [3]. Особые условия функционирования и сама цель их создания определяют возникновение специфичных проблем правового, медицинского и организационного характера, обусловленные приоритетностью обеспечения первичной профилактики, в том числе социально значимых неинфекционных заболеваний [3, 4]. Эффективное организационное функционирование системы первичной профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний невозможно без создания адекватной нормативно-правовой базы, способной обеспечить интеграцию интересов государства по сохранению и укреплению здоровья нации с надлежащим исполнением прав и обязанностей по здоровьесбережению непосредственно каждым членом общества.
Пациент имеет право на получение достоверной информации о состоянии здоровья [5]. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приводит перечень факторов, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, о которых граждане имеют право знать. В частности, граждане обладают правом получения информации о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 23). Следует отметить, что законом не предусмотрено право пациента на получение достоверной и своевременной информации о факторах риска развития социально значимых заболеваний, в том числе неинфекционного генеза. Однако именно достоверность и своевременность информирования граждан о факторах риска развития этих заболеваний определяют эффективность первичной профилактики. Это делает крайне актуальным внесение дополнений в ст. 23: «…граждане обладают правом получения достоверной и своевременной информации о факторах риска развития социально значимых заболеваний и мерах по их предотвращению. Информация о факторах риска развития социально значимых заболеваний предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании, в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья».
Законодательство обязывает граждан заботиться о сохранении здоровья (ст. 27). Однако обязанности граждан по профилактике и сохранению здоровья четко прописаны только для некоторых категорий населения. В основном они определены для категорий лиц, подлежащих прохождению медицинских осмотров, а также группы заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Вместе с тем для обеспечения эффективного организационного функционирования системы первичной профилактики социально значимых заболеваний, в том числе неинфекционного генеза, необходимо законодательно закрепить обязанности граждан по соблюдению предписанных врачебных рекомендаций профилактического характера. Следовательно, актуально дополнить ст. 27 следующим пунктом: «…граждане, имеющие факторы риска развития социально значимых заболеваний, обязаны соблюдать назначенный врачом режим профилактики, предпринимать активные меры по устранению имеющихся факторов риска и формированию здорового образа жизни».
Эффективность профилактики социально значимых заболеваний, в том числе и неинфекционного генеза, определяется действенностью механизмов ее исполнения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях. Законом предусмотрено непосредственное участие органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей, медицинских организаций, образовательных организаций и физкультурно-спортивных организаций, общественных объединений в обеспечении превентивных мер (п. 1 ст. 30). Вместе с тем обеспечение индивидуального уровня профилактики предполагает непосредственное участие каждого гражданина в здоровьесбережении, что делает актуальным внесение дополнения следующего характера: «…индивидуальный уровень профилактики неинфекционных заболеваний обеспечивается путем своевременного выявления и устранения гражданином имеющихся факторов риска на основе приверженности к врачебным рекомендациям».
С позиции законодательства под медицинским осмотром подразумевается комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Одним из законодательно регламентированных видов медицинских осмотров является и профилактический медицинский осмотр (ст. 46). Согласно целевым задачам скрининговое аппаратно-программное тестирование в центре здоровья следовало бы расценивать как профилактический медицинский осмотр. Однако в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 06.12.2012 N 1011н организационно-функциональная деятельность центров здоровья не подпадает под нормативно-правовой статус профилактического медицинского осмотра [6]. Так, согласно Приказу, в задачи профилактического медицинского осмотра входит раннее выявление отдельных хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения РФ, в то время как согласно Приказу Минздрава РФ от 19.08.2009 N 597н диагностические возможности центров здоровья направлены только на раннее выявление факторов риска хронических, в том числе социально значимых, заболеваний. В частности, центры здоровья обладают достаточной диагностической базой для верификации таких факторов риска, как повышенный уровень артериального давления, дислипидемия, повышенный уровень глюкозы, табакокурение, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела или ожирение, потребление наркотических и психотропных препаратов.
Закон возлагает ответственность на органы государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, медицинские организации, медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи (ст. 98). Однако законодательство не предусматривает непосредственной ответственности самих граждан за неисполнение врачебных рекомендаций по своевременному устранению имеющихся факторов риска, влекущих впоследствии развитие социально значимых неинфекционных заболеваний, и медико-экономические издержки государства на обеспечение заболевших граждан диагностикой, лечением и медико-социальной реабилитацией.
Таким образом, нормативно-правовая деятельность центров здоровья соответствует регламенту ст. 30 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни», но не подпадает под действие ст. 40 «О медицинских осмотрах» Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ и Приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.12.2012 N 1011н, что требует внесения поправок в ст. 40. Это позволит законодательно придать деятельности центров здоровья статус профилактического консультирования как комплекса медицинских вмешательств, направленных на раннее выявление патологических состояний и факторов риска развития заболеваний.
Литература
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 23.11.2011. Федеральный выпуск. N 5639.
2. Ерохина Т. В. Теоретико-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения // Медицинское право. 2013. N 2. С. 7 — 12.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 года N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» // Российская газета. 30.09.2009. Федеральный выпуск. N 5007.
4. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // Российская газета. 07.12.2004. Федеральный выпуск. N 3648.
5. Баринов С. А. Право пациента на информацию о состоянии здоровья: постановка проблемы // Медицинское право. 2013. N 1. С. 31 — 34.
6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 декабря 2012 г. N 1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра» // Российская газета. 23.01.2013. Федеральный выпуск. N 5988.
——————————————————————