Оценка состояния деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ и их программно-целевые усилия по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (по материалам Орловской области)
(Устинович Е. С., Фоломеева Н. В.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2013, N 2)
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ И ИХ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ УСИЛИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е. С. УСТИНОВИЧ, Н. В. ФОЛОМЕЕВА
Устинович Е. С., доктор политических наук, профессор.
Фоломеева Н. В., магистрант Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ведущий специалист аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Орловской области.
В последние годы улучшение положения детей в Российской Федерации, обеспечение их прав и интересов стали одним из основных национальных приоритетов. Принят ряд важнейших законодательных актов в указанной сфере, созданы независимые государственные и общественные институты контроля за соблюдением прав детей. Вместе с тем многие важнейшие проблемы в сфере защиты прав и интересов детей, обеспечения их благополучия остаются нерешенными. Бегство детей из семей, увеличение числа детей-отказников, лишение родительских прав, рост социального сиротства, ухудшение здоровья детей — это далеко не полный перечень явлений, свидетельствующих о детском неблагополучии <1>. ——————————— <1> Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем (отпечатано по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). М.: ООО «Малый бизнес», 2010. С. 91.
Назовем основные категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в конфликте с законом. К основным причинам попадания детей в трудную жизненную ситуацию можно отнести плохие материальные условия жизни семьи, бедность, жилищные проблемы, потерю членами семьи связи с рынком труда, внутрисемейные конфликты, безответственное родительство, жестокое обращение с детьми, неблагополучное семейное окружение детей: алкоголизм, наркоманию и др. Есть основания полагать, что наиболее болезненными проблемами являются плохие жилищные условия и острый дефицит дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом — все остальные виды неблагополучия. Система социальной поддержки и реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, была создана в Российской Федерации в конце прошлого века. Тогда кардинальные изменения, происходившие в экономике, стали причиной снижения уровня и качества жизни, прежде всего семей с детьми. Так, в 1990-е годы были приняты основополагающие Федеральные законы в области прав детей — «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации» <2>, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <3>. В этих Законах обозначены основные категории детей, которые нуждаются в государственной поддержке, а также службы, которые обязаны помогать им. ——————————— <2> Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ: в ред. от 03.12.2011: с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2012 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). <3> Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ: в ред. от 30.12.2012: с изм. и доп., вступившими в силу с 31.01.2013 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» в Российской Федерации была создана система социальных служб для семьи и детей, основанная на принципах индивидуального подхода к каждому нуждающемуся в помощи, комплексного решения проблемы, гуманистической направленности работы, соблюдения Конвенции о правах ребенка. Основу такой системы образуют учреждения социального обслуживания семьи и детей — центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, кризисные центры. В соответствии с Указом Президента России <4> в 2008 г. в России был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основная цель деятельности Фонда — поддержка социальных программ и проектов, направленных на решение проблем детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. ——————————— <4> О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. N 404 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013).
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» <5> поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, были отнесены к полномочиям субъектов по предметам совместного ведения с Российской Федерацией. ——————————— <5> Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013).
В 47 субъектах Российской Федерации (Республика Коми, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Республика Бурятия, Калужская, Смоленская, Рязанская, Тверская, Псковская, Пензенская области и др.) реализуются целевые региональные программы, направленные на защиту прав и интересов ребенка <6>. ——————————— <6> Доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации (2011 г.) // [Интернет-ресурс]. URL: http://www. rosmintrud. ru/docs/ mintrud/protection/7.
В ряде субъектов Российской Федерации (Алтайский край, Приморский край, г. Санкт-Петербург, Новгородская, Костромская, Белгородская, Кировская, Самарская, Курганская области и др.) созданы службы сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении. Работа таких служб осуществляется на основе комплексной индивидуальной программы социальной реабилитации семьи, формируемой при участии всех органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и учитывающей особенности семьи (структуру, материальное положение, характер внутрисемейных отношений, специфику неблагополучия). В Орловской области реализуется более 10 комплексных программ по обеспечению государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите и реализации их прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности: — долгосрочная областная целевая программа «Комплексные меры по совершенствованию системы профилактики правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Орловской области в 2012 — 2015 годах» <7>; ——————————— <7> Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Комплексные меры по совершенствованию системы профилактики правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Орловской области в 2012 — 2015 годах»: Постановление Правительства Орловской области от 6 декабря 2011 г. N 420: в ред. от 24.10.2012 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013).
— долгосрочная областная целевая программа «Формирование здорового образа жизни у населения Орловской области на 2012 — 2016 годы» <8>; ——————————— <8> Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Формирование здорового образа жизни у населения Орловской области на 2012 — 2016 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 10.08.2011 N 263 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013).
— государственная программа Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013 — 2020 годы» <9>; ——————————— <9> Об утверждении государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013 — 2020 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 29.12.2012 N 520 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013).
— долгосрочная областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012 — 2016 годы» <10>; ——————————— <10> Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012 — 2016 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 28.12.2011 N 458: в ред. от 29.12.2012 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013).
— долгосрочная целевая программа «Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатных учреждений Орловской области на 2011 — 2013 годы» <11>; ——————————— <11> Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатных учреждений Орловской области на 2011 — 2013 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 01.06.2011 N 165 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013).
— долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования в Орловской области на 2011 — 2015 годы» <12>; ——————————— <12> Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие образования в Орловской области на 2011 — 2015 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 02.09.2010 N 321: в ред. от 12.11.2012 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013).
— долгосрочная областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов (доступная среда) на 2012 — 2014 годы» <13>; ——————————— <13> Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов (доступная среда) на 2012 — 2014 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 16.08.2011 N 272 (в ред. от 26.11.2012) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013).
— долгосрочная областная целевая программа «Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012 — 2016 годы» <14>; ——————————— <14> Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012 — 2016 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 14.12.2011 N 433 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013).
— долгосрочная областная целевая программа «Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013 — 2017 годы» <15>; ——————————— <15> Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013 — 2017 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 07.09.2011 N 302: в ред. от 15.02.2012 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013).
— долгосрочная областная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Орловской области на 2011 — 2015 годы» <16>; ——————————— <16> Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Орловской области на 2011 — 2015 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 21.06.2011 N 191 (в ред. от 02.11.2012) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013).
— государственная программа «Социальная поддержка граждан в Орловской области на 2013 — 2016 годы» <17>; ——————————— <17> Об утверждении государственной программы Орловской области «Социальная поддержка граждан в Орловской области на 2013 — 2016 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 19.12.2012 N 479 // [Портал Орловской области — публичный информационный ресурс]. URL: http://www. orel-region. ru/ index. php? head= 17∂=19&formName;= docsearch&doc;_type= 3&doc;_organ=12&fwords;= &number;=479&datelf;= 19-12-2012&date2f;= 01-12-2012&date3f;= 20-12-2012&x;=33&y;=11.
— программы повышения уровня дорожной безопасности «Цель — ноль» на 2010 — 2015 годы и проект «Скажем нет алкоголизму, курению и наркомании», реализуемый Орловской региональной общественной организацией «Родители за детей». Программными документами определены основные мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей, предусмотрено их финансирование, оговорены критерии оценки их результативности. Кроме того, на территории области действуют региональные законы, обеспечивающие защиту прав и законных интересов детей: Закон Орловской области от 22.08.2005 N 529-ОЗ (в ред. от 05.09.2012) «О гарантиях прав ребенка в Орловской области» (принят ООСНД 12.08.2005); Закон Орловской области от 03.12.2010 N 1154-ОЗ (в ред. от 05.07.2012) «О государственной молодежной политике в Орловской области» (принят ООСНД 26.11.2010); Закон Орловской области от 29 октября 2003 г. N 357-ОЗ (в ред. от 05.08.2011) «О государственной социальной помощи в Орловской области» (принят ООСНД 24.10.2003); Закон Орловской области от 04.02.2003 N 304-ОЗ (в ред. от 03.10.2012) «Об ответственности за административные правонарушения» (принят ООСНД 24.01.2003); Закон Орловской области от 22 августа 2005 г. N 533-ОЗ (в ред. от 03.10.2012) «Об образовании в Орловской области» (принят ООСНД 12.08.2005) и другие, которые включают мероприятия, направленные на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Следует отметить, что в целях оказания психологической помощи женщинам и детям, подвергшимся физическому и психологическому воздействию, в Орловской области открыт Кризисный центр, созданный для оказания экстренной адресной социальной, психологической, правовой, медико-социальной помощи семьям с детьми, оказавшимся в ситуации угрозы жизни и здоровью, перенесшим психофизическое насилие. В 2012 г. в Российской Федерации определены основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей. Принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы <18>, которая является политическим приоритетом российского государства. ——————————— <18> О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы: Указ Президента Российской Федерации N 761 от 1 июня 2012 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.02.2013).
В этом же году Указом губернатора области А. П. Козлова N 406 утверждена Стратегия действий в интересах детей в Орловской области <19>. ——————————— <19> Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Орловской области на 2012 — 2017 годы: Указ Губернатора Орловской области от 8 октября 2012 г. N 406 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.02.2013).
Важным звеном в государственной системе защиты прав несовершеннолетних граждан России стал институт уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации — ведомство, созданное для отстаивания прав и интересов детей, имеющее статус независимого органа. Основная работа по предотвращению семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проводится органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, органами и учреждениями в сфере социальной защиты населения, образования и здравоохранения. Координацию деятельности указанных органов и учреждений осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации. Однако, несмотря на принимаемые организационно-практические меры, в 2011 — 2012 гг. наблюдался заметный рост показателей преступности несовершеннолетних в Орловской области. Об этом свидетельствуют данные из ежегодного Доклада Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации: «…рост преступлений в отношении несовершеннолетних в 2011 году наблюдался в 28 субъектах Российской Федерации, при этом наибольший зафиксирован в Республике Марий Эл (+72,3%, с 148 до 255), Брянской (+65,5%, с 200 до 331), Орловской (+121,2%, с 85 до 188), Смоленской (+185,9%, с 99 до 283) и Свердловской (+25,3, с 1741 до 2182) областях» <20>. ——————————— <20> Доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации (2011 г.) // [Интернет-ресурс]. URL: http://www. rosmintrud. ru/docs/ mintrud/protection/7.
Аналитические данные, представленные УМВД России по Орловской области за 2012 г., показывают, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, увеличилось на 28,5% <21>. ——————————— <21> Информация о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Орловской области. Орел: ИД «Орлик», 2013. 145 с.
Следует отметить, что чаще всего преступления совершают дети с низким уровнем познавательных интересов. У большинства из них в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность. По данным УМВД РФ по Орловской области, в течение 2012 г. органами внутренних дел профилактическая работа была проведена более чем с 700 неблагополучными родителями, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних поставлено на учет 316 родителей, не исполняющих свои обязанности. По решению суда 65 родителей лишены родительских прав. Из семей социального риска сотрудниками ПДН в органы внутренних дел в 2012 г. доставлено 1307 несовершеннолетних, в том числе 266 — находящихся в обстановке, не отвечающей требованиям содержания и воспитания. При этом большинство из них составляли дети, лишившиеся родительского попечения по «социальным» причинам. Эти данные свидетельствуют о несвоевременном выявлении семейного и детского неблагополучия, отсутствии комплексной профилактической работы с семьей на ранней стадии кризиса. Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области Владимир Поляков, участвуя в работе круглых столов по проблемам несовершеннолетних, неоднократно указывал на необходимость собрать в единую систему деятельность всех субъектов профилактики, осуществляемую с подростками и «трудными» семьями. Этому во многом может способствовать создание в области единого электронного банка данных, образованного из унифицированных паспортов на каждого ребенка этой категории, или семью, находящуюся в сложном положении. Это даст возможность очень оперативно анализировать в том числе и причины правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, участие в их предупреждении родителей, педагогов, работников органов опеки и попечительства, правоохранительных органов, институтов власти и гражданского общества <22>. ——————————— <22> Пресс-релиз «Круглый стол по проблемам несовершеннолетних» (03.12.2012) // URL: http://orel-deti. ru/ news? id=461.
Положительно следует оценить то обстоятельство, что сотрудники субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних области регулярно проводят анализ работы с семьей с целью прогнозирования ситуации и принятия мер к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних. Благодаря их слаженной профилактической работе в 2011 — 2012 гг. в области были достигнуты, в частности, следующие положительные результаты: во-первых, заметно снизилось количество родителей, лишенных родительских прав; во-вторых, выросла численность родителей, восстановленных в своих правах; в-третьих, выросла численность родителей, в отношении которых отменено ограничение родительских прав. Большая работа проведена в области по налаживанию эффективного обмена информацией органов внутренних дел с другими субъектами профилактики региона. При этом следует учесть тот факт, что при решении детских проблем все больше учитывается положительная практика работы по защите прав несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации. Тем не менее от граждан к Уполномоченному по правам ребенка в Орловской области ежегодно поступает информация о нахождении детей и подростков в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью, о несоблюдении родителями своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, о фактах жестокого обращения с детьми. Имели место случаи неоправданной жестокости школьников по отношению к сверстникам. Можно сделать предположение о том, что во многих субъектах Российской Федерации возникают похожие проблемы. Учитывая, что проблемы детей формируются в семье, следует признать, что ответственное родительство должно стать инструментом решения многих социальных проблем, связанных в том числе с социальным сиротством и его профилактикой.
Литература
1. Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ: в ред. от 03.12.2011: с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2012 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ: в ред. от 30.12.2012: с изм. и доп., вступившими в силу с 31.01.2013 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 4. О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. N 404 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы: Указ Президента Российской Федерации N 761 от 1 июня 2012 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.02.2013). 6. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Комплексные меры по совершенствованию системы профилактики правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Орловской области в 2012 — 2015 годах»: Постановление Правительства Орловской области от 6 декабря 2011 г. N 420: в ред. от 24.10.2012 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 7. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Формирование здорового образа жизни у населения Орловской области на 2012 — 2016 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 10.08.2011 N 263 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 8. Об утверждении государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013 — 2020 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 29.12.2012 N 520 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 9. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012 — 2016 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 28.12.2011 N 458: в ред. от 29.12.2012 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 10. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатных учреждений Орловской области на 2011 — 2013 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 01.06.2011 N 165 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 11. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие образования в Орловской области на 2011 — 2015 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 02.09.2010 N 321: в ред. от 12.11.2012 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 12. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов (доступная среда) на 2012 — 2014 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 16.08.2011 N 272 (в ред. от 26.11.2012) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 13. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012 — 2016 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 14.12.2011 N 433 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 14. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013 — 2017 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 07.09.2011 N 302: в ред. от 15.02.2012 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 15. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Орловской области на 2011 — 2015 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 21.06.2011 N 191 (в ред. от 02.11.2012) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.02.2013). 16. Об утверждении государственной программы Орловской области «Социальная поддержка граждан в Орловской области на 2013 — 2016 годы»: Постановление Правительства Орловской области от 19.12.2012 N 479 // [Портал Орловской области — публичный информационный ресурс]. URL: http://www. orel-region. ru/ index. php? head=17∂= 19&formName;= docsearch&doc;_type= 3&doc;_organ=12&fwords;= &number;=479&date1f;= 19-12-2012&date2f;= 01-12-2012&date3f;= 20-12-2012&x;=33&y;=11. 17. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы: Указ Президента Российской Федерации N 761 от 1 июня 2012 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.02.2013). 18. Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Орловской области на 2012 — 2017 годы: Указ Губернатора Орловской области от 8 октября 2012 г. N 406 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.02.2013). 19. Доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации (2011 г.) // [Интернет-ресурс]. URL: http://www. rosmintrud. ru/docs/ mintrud/protection/7. 20. Пресс-релиз «Круглый стол по проблемам несовершеннолетних» (03.12.2012) // URL: http://orel-deti. ru/ news? id=461. 21. Информация о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Орловской области. Орел: ИД «Орлик», 2013. 145 с. 22. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем (отпечатано по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). М.: ООО «Малый бизнес», 2010. 91 с.
——————————————————————