Конституционное право на личную и семейную тайну. Врачебная тайна
(Махник О. П.)
(«Конституционное и муниципальное право», 2006, N 8)
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ЛИЧНУЮ И СЕМЕЙНУЮ ТАЙНУ.
ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА
О. П. МАХНИК
Махник О. П., аспирант кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Тюменской государственной медицинской академии, врач НР МУЗ «ЦРБ N 1», юрист.
На современном этапе становления правового государства в Российской Федерации особую актуальность приобретает защита врачебной тайны как одного из основных прав пациентов при оказании медицинской помощи. В России начинают складываться гражданско-правовые отношения, и патерналистическая модель правоотношений между врачом и пациентом плавно переходит в правовое поле, где пациент и врач равны. Право — одно из необходимых условий существования и развития как всего общества, так и сферы охраны здоровья человека.
Конституция Российской Федерации и ряд федеральных законов, подзаконных актов предусматривают охрану частной жизни человека. Личная тайна является составной частью частной жизни. Врачебная тайна — это разновидность личной тайны. Соблюдение врачебной тайны — правовая обязанность лиц, которым в установленном законом порядке переданы конфиденциальные сведения. За разглашение профессиональной (медицинской, врачебной) тайны предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством.
Врачебная тайна — важнейшее понятие деонтологии как учения о принципах поведения медицинского персонала в общении с пациентом или его представителем, а также с родственниками пациента и другими лицами. Но специфика врачебной тайны состоит в том, что ее сохранность регулируется и гарантируется законодательно, так же как и законодательно обеспечивается путем установления определенных запретов и юридической ответственности за ее разглашение.
Конституция Российской Федерации сформулировала правовые основы для защиты врачебной тайны, а в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 более конкретно определяется объем врачебной тайны, ответственность субъектов за неправомерное разглашение конфиденциальной информации о пациенте, а также случаи предоставления такой информации без согласия пациента.
Статья 23 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну. Нарушение этого права допускается лишь на основании судебного решения.
В ст. 24 Основного Закона Российской Федерации отмечается, что сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. В развитие этих статей Конституции был издан Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера». Важно заметить, что сведения, связанные с профессиональной деятельностью, начинаются с указания на врачебную тайну, правовой режим которой представляется аналогичным режиму налоговой тайны.
Наконец, в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в ст. 30 «Права пациента» указано, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении. В ст. 61 «Врачебная тайна» подробно рассматриваются вопросы, связанные с сохранением врачебной тайны, приводятся условия допустимости ее разглашения. Клятва врача, включенная в 1999 г. в ст. 60 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, обязывает его хранить врачебную тайну, за нарушение которой он несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей. Все, кому стали известны такие сведения, обязаны обеспечить их конфиденциальность.
С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Нередко представители средств массовой информации требуют от работников здравоохранения предоставления информации медицинского характера, касающейся известных лиц (политики, актеры и т. д.). В соответствии с законодательством предоставление сведений такого рода, если на то нет согласия самого пациента или его законного представителя, является нарушением профессионального долга и действующих правовых норм.
Важно заметить, что в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатам предоставляется право на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, в том числе право запрашивать справки и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и других организаций. Указанные органы обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии.
Возникает вопрос, обязаны ли медицинские и другие учреждения, которым преданы сведения, составляющие врачебную тайну, отвечать на такие запросы? Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» вступил в действие позднее Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, поэтому перечень лиц, имеющих право на запрос сведений, составляющих врачебную тайну, расширился. Итак, адвокаты наравне с органами следствия и дознания получили право на запрос таких сведений, что должно обеспечить в судебном процессе равные возможности на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ, ст. 15 УПК РФ). В Законе об адвокатуре есть ст. 8 о соблюдении адвокатской тайны — это любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В начале 90-х гг. в нашей стране была создана система обязательного медицинского страхования. Есть Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», где указано, что страховая медицинская организация обязана контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора. На основании этого доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну, получили страховщики и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В настоящее время при функционировании системы обязательного медицинского страхования интересную проблему представляет работа фондов и страховых медицинских организаций со сведениями, представляющими персональные данные застрахованного. В соответствии с Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 25 марта 1998 г. N 30 «О соблюдении конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну» сохранение врачебной тайны прямо касается работников страховых организаций. Вышеуказанный Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования издан в нарушение федерального законодательства, в частности Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, где указан исчерпывающий перечень лиц, которым можно передать конфиденциальную информацию.
Семейный кодекс Российской Федерации в п. 2 ст. 15 устанавливает, что результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия прошедшего обследование. Эти результаты включают в себя сведения о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и любые иные сведения, полученные при обследовании. Необходимость получения согласия лица, прошедшего медицинское обследование (или его законного представителя), на передачу другим лицам сведений о его результатах является общим правилом, которое применяется во всех жизненных ситуациях, включая и связанную с заключением брака. Гражданину перед проведением медицинского обследования предварительно должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не совсем понятно, почему законодатель в Семейном кодексе Российской Федерации применил термин «медицинская тайна», ведь в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан используется понятие «врачебная тайна». Если законодатель подразумевает одно и то же, необходимо прийти к одному термину и употреблять его во всех нормативно-правовых актах.
Охрана врачебной тайны — это прежде всего охрана личной и семейной жизни пациента, которая находится под защитой Конституции Российской Федерации.
Конституционные права граждан Российской Федерации диктуют необходимость дальнейшего усовершенствования правового обеспечения врачебной тайны как важнейшей составной части личной и семейной тайны. Представляется важным привести все законодательные и подзаконные акты в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Круг субъектов, которые обязаны хранить врачебную тайну, постоянно расширяется, поэтому необходимо усилить ответственность за неправомерное разглашение врачебной тайны. Такое положение в полной мере отвечает принципам высокой нравственности и законности.
——————————————————————