Проблемы профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма: инновационный подход к их решению

(Егоров В. Е.)

(«Туризм: право и экономика», 2008, N 1)

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В СФЕРЕ ТУРИЗМА: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИХ РЕШЕНИЮ

В. Е. ЕГОРОВ

Егоров В. Е., заведующий кафедрой туризма и гостеприимства Псковского филиала Российской международной академии туризма, юрист, кандидат педагогических наук.

Становится действительностью, когда хорошее образование, способность к творчеству и компетентность являются важнейшим капиталом каждого. Эти качества способствуют преобразованию нашего общества.

Как известно, коренные структурные преобразования общества определяются в первую очередь двумя тенденциями: глобализацией и информационно-технической революцией. Новые формы организации труда, растущий сектор услуг, международная конкуренция и зарождающийся глобальный рынок работ представляют собой логическое последствие этих тенденций. Это означает, что однажды приобретенная специальность более не является гарантией для профессиональной деятельности в течение всей жизни. Для отдельного работника это значит, что он должен быть готов к приобретению более высокой квалификации и новых специальностей, а также постоянно продолжать свое образование. Он должен развить в себе способности, которые позволят ему быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации и новым требованиям. По мнению Э. Бульман, наряду со знанием иностранных языков речь идет о так называемых soft skills, то есть о гибкости, способности работать в коллективе, самостоятельности, умении решать проблемы, выносливости, мобильности, а также о культурной и интеркультурной компетентности [1, с. 53].

Приведенные требования находят полное подтверждение в сфере туризма и гостеприимства. Темпы роста рынка работ в этой сфере за последние десять лет резко увеличились, и спрос на профессионально подготовленные кадры намного превышает предложение. По мнению практических работников, проблема заключается не в том, что выпускников профильных образовательных учреждений не хватает, а в уровне их подготовки, завышенных ими критериях самооценки и низкой трудовой мотивации.

Так, выпускница университета В. Никольская, устроившаяся на работу в турфирму, свидетельствует: «Оказалось, что лекции, которые нам читались в вузе, были хоть и интересными, но слишком общими. В них не затрагивались многие практические моменты, почти не разбиралось отраслевое законодательство. Очень важные нюансы, без которых (это я уже потом узнала) работа менеджера по туризму невозможна, не рассматривались вовсе» [2, с. 8]. А работодатель, директор турагентства «Диана Грин» А. Густова подчеркивает, что отраслевые вузы составляют программы по принципу «Кто как умеет», в них отсутствуют самые элементарные, но крайне необходимые для практической работы тематические разработки. По ее мнению, выпускнику очень важно иметь прежде всего хороший навык одного или двух иностранных языков, чтобы он неплохо разбирался в географии и обладал приличным багажом знаний страноведческого характера, умел бы пользоваться специализированными компьютерными программами, поисковыми системами, владел хотя бы первичными навыками техники продаж турпродукта, разбирался в технологиях бронирования услуг, имел основы юридических знаний, ведь придется подписывать договоры с клиентами, разбирать конфликтные ситуации. Для работодателя большое значение имеют личностные качества выпускника, такие, как высокая коммуникабельность, ответственность, аккуратность, доброжелательность, стрессоустойчивость и даже известного рода артистизм [Там же, с. 9].

Аналогична кадровая проблема в гостиничном бизнесе. По утверждениям руководителей гостиниц, студентов и выпускников вузов как на практику, так и на работу они берут редко, объясняя это тем, что у них отсутствуют практические навыки, а амбиции в отношении вознаграждения и статуса очень велики и абсолютно не соотносятся с уровнем их компетентности. При этом людей в их бизнесе катастрофически не хватает. Объясняется это тем, что проблема у соискателей лежит в сфере ментальности. «Увы, — подчеркивает В. Максимов, генеральный директор отеля «Советский» и ресторана «Яръ», — очень мало людей, которые стремятся быть первыми, на шаг опережать конкурентов. А в нашем бизнесе надо постоянно учиться, следить за новыми тенденциями индустрии» [3, с. 10]. Для кандидатов, которые приходят на менеджерские места, необходим опыт. Вот поэтому работодатели приглашают только тех, кто имеет опыт работы в этих областях, приглашают иностранцев: англичан, немцев, американцев. Считают, что с ними легче найти общий язык, проще работать.

Следующая проблема — недостаточная квалификация профессорско-преподавательского состава отраслевых вузов, примат теории над практикой, вызванный нехваткой у них собственного профессионального опыта работы именно в сфере турбизнеса. Это и является одной из основных причин низкого уровня подготовки кадров в туризме и гостиничной сфере.

Как считает В. Шалашов [2, с. 9], некоторые из преподавателей имеют самое отдаленное, смутное представление о практической стороне будущей деятельности своих студентов, плохо разбираются в организационно-структурных и функционально-технологических основах тех самых туристских и гостиничных предприятий, для которых готовят специалистов.

Практика показывает, что многие из них слабо ориентируются и не всегда учитывают изменения в сфере туризма и в законодательстве, которое эту деятельность отражает. Поэтому как ни велика необходимость ориентироваться в учебном процессе на некие непреходящие правовые ценности, важно в то же время следить за обновлением нормативно-правовых требований, за появлением совершенно новых законов, за конкретизацией последних в подзаконных актах.

Необходимо строго учесть, что на основе нового законодательства складываются и новые правоотношения в сфере туризма. Это обстоятельство особенно подчеркивается в связи с введением в действие Федерального закона от 5 февраля 2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» N 12-ФЗ [4, с. 40].

В результате этой нерешенной проблемы выпускаются дипломированные, но профессионально непригодные специалисты.

Не менее остро стоит проблема привлечения молодых педагогических кадров в профильные вузы. Работники вузов единодушно свидетельствуют, что плохо работает система стимулирования работы профессорско-преподавательского состава, низкая зарплата. У них отсутствует заинтересованность в улучшении результатов обучения студентов.

Отсутствуют также тесные связи между отраслевыми вузами и руководителями туристских организаций и гостиниц. По мнению Н. Сизых [5, с. 11 — 12], сегодня нет четкого понятия того, кто к кому должен идти с предложениями о сотрудничестве. У собственников российских туристских предприятий и гостиниц нет определенных и единых критериев отбора персонала, плохо работает система обучения новых сотрудников и повышения квалификации персонала. Цели и задачи, стоящие перед объектами туриндустрии, не доводятся до персонала, тем самым не развивается корпоративная культура.

«Основными демотивирующими факторами для работы молодых специалистов в сфере гостеприимства являются низкая зарплата, практически полное отсутствие стимулирования и конкретных перспектив в работе, неуверенность в будущем. Гостиничные предприятия должны это понимать и повышать интерес кадров к работе», — резюмирует Н. Сизых [Там же, с. 12].

Каков выход из сложившегося положения? По нашему мнению, нам необходим инновационный подход в решении отмеченных проблем.

Известно, в мире обозначилась тенденция, связанная с переходом на другой тип обучения — инновационный. Ему присущи, по мнению ученых (Н. В. Бордовская, Р. М. Грановская, А. А. Реан и др.), две характерные особенности. Первая — это обучение предвидению, то есть ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько на далекое будущее. Такое обучение должно подготовить человека к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования в жизни и профессиональной деятельности. Отсюда столь важно развитие воображения, акцентирование внимания на проблемы и трудности, ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения. Второй особенностью инновационного обучения является включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне [6, с. 107 — 108].

Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений: в цели, содержание, методы и технологии, формы и организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в учебный план и учебные программы; в деятельность преподавателя и обучающегося.

В историческом плане масштаб (объем) нового всегда относителен. Новизна носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше своего времени, со временем стать нормой или устареть [6, с. 123 — 124].

В своем выступлении Президент страны В. В. Путин подчеркнул: «Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ — на реализацию человеческого потенциала. На наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом…

Переход на инновационный путь развития связан прежде всего с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека — это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе — наш абсолютный национальный приоритет.

Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Это насущная необходимость развития страны. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. И в России есть все: и богатые традиции, и потенциал, чтобы сделать наше образование — от школы до университета — одним из лучших в мире. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики» [7].

Как видно, мы являемся очевидцами принципиально новых требований ко всем, кто причастен к производственной, и в том числе образовательной, деятельности. Этому способствуют предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию, сертификация продукции на соответствие международным стандартам серии ISO 9000, переход на новую технологию обслуживания, выпуск новой продукции, изменения производственного профиля деятельности многих предпринимателей. Каждое из этих обстоятельств серьезно влияет на структуру потребностей в кадрах, в зависимости от их подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнить. Однако сложившаяся за многие годы система подготовки и переподготовки кадров на производстве оказалась, по существу, вне государственного регулирования. Разрушилась или утратила прежнюю стройность и последовательность система повышения квалификации руководящих кадров и специалистов [8, с. 66].

Вот почему актуальной задачей становится подготовка, повышение квалификации, обучение смежным и вторым профессиям специалистов в сфере туристской индустрии, формирование предпринимательского корпуса с учетом новых экономических условий, российских традиций и мирового опыта. Наряду с этой задачей стоит и задача обучения обучающих, то есть перепрофилирование, переподготовка и повышение квалификации преподавателей специальных учебных дисциплин, охватывая при этом целый спектр туристских и гостиничных услуг: их организацию, финансирование, техническое обеспечение, внедрение новых технологий.

Опираясь на опыт некоторых вузов страны (Российская международная академия туризма, Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы), можно начать образовательную деятельность по следующим формам: годичная программа дневной и заочной подготовки по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», краткосрочные курсы повышения квалификации (от 36 до 72 часов), а также различные семинары для работников туристских организаций, гостиниц, санаторно-курортных учреждений, ресторанов и кафе.

Такой вид деятельности соответствующим образом регулируется правовыми актами международного уровня и действующим законодательством нашего государства. Целый ряд международных правовых документов в той или иной степени регламентирует организацию и проведение профессионального обучения и предъявляет соответствующие требования к ее организаторам.

Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 142 1975 г. «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» предусматривает всесторонне скоординированную политику и программу профессиональной ориентации и профессиональной подготовки каждого государства — члена организации, тесно связанные с занятостью. Рекомендация МОТ N 88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» и Рекомендация МОТ N 136 «О специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития» разработаны и приняты по вопросам профориентации и переподготовки кадров. В Рекомендации МОТ N 150 1975 г. «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» государствам — членам МОТ предписано постепенно расширять, приспосабливать и гармонизировать системы профессиональной подготовки, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности. Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961 г. в Турине и пересмотренная 3 мая 1996 г. в Страсбурге, также декларирует право каждого на профессиональную ориентацию, право на профессиональное обучение.

Все больше российских предприятий стремятся сертифицировать свою продукцию на соответствие ее международным стандартам серии ISO 9000. В них также содержатся требования к компетентности, подготовке кадров и квалификации работников. ISO 10015:98 «Управление качеством — Рекомендации по подготовке» определяет, что персонал всех уровней должен быть в достаточной степени подготовлен для того, чтобы соответствовать стремлению организации обеспечивать требуемое качество своей продукции в быстро меняющемся рынке, когда требования потребителя и его ожидания постоянно повышаются, и формулирует основные направления в помощь организациям и их персоналу в организации профессиональной подготовки. Кроме того, стандарт может применяться, когда требуется определить трактовку терминов «образование» и «подготовка» в рамках стандартов контроля качества и обеспечения качества ISO 9000.

Все международные требования в той или иной степени учтены Трудовым кодексом РФ (ТК). Так, в нем в соответствии со ст. 21 в числе основных прав работника предусмотрено право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации. Согласно ст. 197 ТК работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Это право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Широко поощряется также практика включения планов профессиональной подготовки (переподготовки) работников, повышения квалификации в коллективные договоры: они дают полную картину того, сколько человек, на каких условиях, в каких производствах, в каких целях будут повышать свой профессиональный уровень.

Еще до принятия Трудового кодекса Правительство РФ приняло целый ряд правовых документов, тем самым создало нормативно-правовую базу по организации профессионального обучения. Особое место в ней занимает Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2002 г. N 213).

Таким образом, мы видим, что есть политическая воля со стороны нашего государства и серьезная нормативно-правовая база для воплощения этой воли в жизнь.

Следовательно, наша задача — четко определить тематику той или иной программы повышения квалификации, выработать для нее целостную методологию и эффективные средства обучения, максимально приблизив предмет обсуждения к практической деятельности в сфере туризма. Начать сотрудничество профильных вузов с социальными партнерами и работодателями.

Только применив инновационные методы обучения, мы можем надеяться на верный успех.

Литература

1. Бульман Э. Задача будущего — образование // Deutshland. 2001. N 1. С. 53 — 55.

2. Снегов С. В теории и на практике. Почему дипломы туристических вузов так мало «весят»? // Турбизнес. 2007. N 12. С. 8 — 9.

3. Юсупова Е. На чужом опыте // Турбизнес. 2007. N 12. С. 10.

4. Егоров В. Е. К вопросу о задачах правового образования в туристском вузе // Туризм: право и экономика. 2007. N 4. С. 37 — 41.

5. Исакова Т. Учись, студент // Турбизнес. 2007. N 12. С. 11 — 13.

6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.

7. Путин В. В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета 08.02.2008 «О стратегии развития России до 2020 года». Полный текст. www. regnum. ru/news/954426.html.

8. Иглин В. А. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики // Трудовое право. 2003. N 12. С. 66 — 72.

——————————————————————