Чистые воды Невы — забота двух субъектов

(Пыхтырева Ю.)

(«Законность», 2010, N 2)

ЧИСТЫЕ ВОДЫ НЕВЫ — ЗАБОТА ДВУХ СУБЪЕКТОВ

Ю. ПЫХТЫРЕВА

Пыхтырева Ю., природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга.

Река Нева, основной источник обеспечения питьевой водой жителей Санкт-Петербурга, вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив, имеет разветвленную систему притоков, расположенных как на территории Санкт-Петербурга, так и на территории Ленинградской области.

Данные мониторинга свидетельствуют о том, что ежедневно из Ладожского озера в исток Невы поступает 13,8 т растворенных нефтепродуктов (около 5 тыс. тонн в год), перенос фосфора со стоком Невы составляет 4,1 тонн/сутки, 3,1 из которых поступает с территории Ленинградской области, содержание азота в истоке Невы составляет 125 тонн/сутки и не изменяется по всему течению.

Именно поэтому выбор темы проверки прокуратуры Санкт-Петербурга и привлечение к ней прокуратуры Ленинградской области не были случайны.

Совместной проверкой соблюдения водного и природоохранного законодательства при использовании хозяйствующими субъектами акватории р. Невы и других водных объектов Санкт-Петербурга выявлены многочисленные факты нарушений Водного и Земельного кодексов, Федеральных законов от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и иных нормативных правовых актов.

Предприятия-нарушители условно можно разделить на две категории.

Первая — предприятия, использующие водный объект для сброса сточных вод при отсутствии документов на право пользования водным объектом, куда попали ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ЗАО «Александро-Невская мануфактура», ОАО «Спортивный комплекс «Петровский», ОАО «НИИ «Химволокно», ЗАО «Туррис», ОАО «Пластполимер», ОАО «Климов», ОАО «Гидромехоборудование».

Вторая — это предприятия, осуществляющие сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, не соответствующих требованиям технических регламентов, а также сбрасывающие вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций. Эти нарушения выявлены в деятельности ОАО «Спортивный комплекс «Петровский», ОАО «НИИ «Химволокно», ФГУП «НПП «Краснознаменец», ОАО «Пластполимер», ОАО «ТГК-1» и др.

Из материалов контрольных проверок качества сточных вод абонентов, осуществляющих систематические залповые сбросы в системы канализации коллекторов, находящихся на балансе ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», следует, что более 100 предприятий не выполняют условия договоров по качеству и количеству сточных вод, в том числе такие крупные предприятия, как ОАО «МПФ «Пигмент», ОАО «Завод слоистых пластиков», ЗАО «Киров ТЭК».

При выявлении нарушения абонентами ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ограничивалось взысканием штрафных санкций, предусмотренных договором, и не направляло информацию в уполномоченные органы для организации проверок исполнения предприятиями требований природоохранного законодательства. В результате загрязнения коллекторов стало невозможно обеспечить сброс в водный объект сточных вод нормативного качества.

Негативное воздействие на акваторию Невы оказывает неисполнение хозяйствующими субъектами требований ст. 42 Земельного кодекса и ст. ст. 51, 65 Водного кодекса, регламентирующих специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах.

Так, в ходе проверки на территории ОАО НПФ «Пигмент» в водоохранной зоне Невы выявлена несанкционированная свалка строительных и бытовых отходов в объеме 50 куб. м.

В пределах водоохранной зоны и прибрежной полосы Невской губы Финского залива были обнаружены несанкционированные отвалы размываемых грунтов и прочего мусора, класс опасности которых для окружающей среды не определен, размещенные ЗАО «ПетроЭлектроКомплекс» и ООО «СТК «Северная Земля».

На территории ОАО «Балтийский завод», вдоль водоохранной зоны р. Большая Нева, обнаружено скопление бытовых отходов и загрязнение прибрежной полосы разливами нефтепродуктов.

На ФГУП «НПП «Краснознаменец» по результатам анализа проб почвы, отобранной в водоохранной зоне р. Охта (приток реки Невы), установлено превышение концентрации загрязняющих веществ, в том числе по мышьяку в 15 раз, по свинцу в 5,5 раза, по ртути более чем в 10 раз.

По фактам выявленных нарушений руководителям предприятий внесены представления, возбуждены дела об административных правонарушениях, в суды в порядке ст. 45 ГПК направлены исковые заявления в интересах неопределенного круга лиц.

В результате принятых мер в некоторых случаях уже удалось добиться устранения нарушений.

Так, администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга приняты меры к устранению нарушений требований законодательства, направленного на охрану водных объектов: произведена очистка прибрежной полосы и водоохранной зоны р. Охта, свалки бытовых и промышленных отходов, незаконные постройки ликвидированы, территория включена в адресную программу по уборке.

В ходе рассмотрения дел по искам природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга, до вынесения решения суда, ООО «Миби-Дик» добровольно оборудовало гидротехнические сооружения приборами учета и дополнительными устройствами по очистке сточных вод; ОАО «Пластполимер» произведена санитарная очистка 15 колодцев гидротехнических сооружений.

По требованию природоохранного прокурора города, изложенному в представлении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», произведена ревизия ливневой канализации, имеющей выпуск в Муринский ручей, в ходе которой выявлены и ликвидированы трещины в перемычках между ливневой и хозяйственно-бытовой канализацией, что исключило попадание в него хозяйственно-бытовых отходов.

По представлению природоохранной прокуратуры СПб ГУЗ «Детский санаторий — Реабилитационный центр «Детские дюны» ликвидирован прорыв канализационного коллектора, в результате чего предотвращено дальнейшее попадание канализационных отходов в р. Малая Сестра, минуя очистные сооружения. Кроме того, руководством учреждения получено согласие комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга на проведение рекультивации территории и мероприятий по укреплению прибрежной полосы, по которой проходит коллектор, выделены соответствующие бюджетные средства.

Не оставлен без внимания в ходе проверки вопрос очистки водных акваторий от затонувших объектов. Природоохранная прокуратура предъявила к ЗАО «Локосфинкс» иск об обязании произвести подъем и утилизацию затонувшего понтона на р. Крестовка.

Определенный эффект принесло взаимодействие с прокуратурой Ленинградской области. В ходе совместной проверки на территории Всеволожского района Ленинградской области установлен источник загрязнения водоемов и неприятного запаха в Невском районе Санкт-Петербурга и Всеволожском районе Ленинградской области — свалка бытовых и строительных отходов, сточные воды от которой через дренажные канавы поступают в водоемы, в частности в р. Оккервиль (приток реки Невы). Приняты меры по ее ликвидации.

Всего по итогам проверки возбуждено 46 дел об административных правонарушениях, внесено 54 представления, в суды направлено 24 исковых заявления, объявлено 3 предостережения.

——————————————————————

Вопрос: Вы в Вашем журнале N 1 за 2006 г. на странице 64 отвечали на вопрос о порядке предоставления дополнительных дней отдыха донорам-военнослужащим. Что изменилось в законодательстве за прошедшие три года? Какие приняты законодательные акты?

(«Право в Вооруженных Силах», 2010, N 2)

Вопрос: Вы в Вашем журнале N 1 за 2006 г. на странице 64 отвечали на вопрос о порядке предоставления дополнительных дней отдыха донорам-военнослужащим. Что изменилось в законодательстве за прошедшие три года? Какие приняты законодательные акты?

Ответ: С 2006 г. Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» претерпел неоднократные изменения.

Так, Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» установил, что финансовое обеспечение мероприятий по развитию, организации и пропаганде массового донорства крови и ее компонентов, включая доведение социальной значимости донорства до населения Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе за счет средств местных бюджетов осуществлять мероприятия по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов, предусмотренные названным Законом.

В соответствии с Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» ст. 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» дополнена следующим абзацем:

«Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями на предоставление мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России», установленных в настоящей статье».

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» уточнены полномочия по регулированию вопросов, связанных с донорством, в частности с Правительства Российской Федерации полномочия переданы соответствующему федеральному органу исполнительной власти.

С. В.Шанхаев

Преподаватель Военного университета,

кандидат юридических наук

——————————————————————