Присвоение воинского звания: обязанность или право командира (начальника)?
(Титов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 7)
ПРИСВОЕНИЕ ВОИНСКОГО ЗВАНИЯ: ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ ПРАВО КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА)?
А. В. ТИТОВ
А. В. Титов, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции.
Принятый Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237» от 19 марта 2007 г. N 364 (далее — Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2007 г. N 364) существенно изменяет с 1 января 2008 г. сроки присвоения воинских званий военнослужащим. После обнародования данного Указа многие из военнослужащих обеспокоились судьбой присвоения им очередных воинских званий. Обеспокоены указанными изменениями и средства массовой информации, развернувшие на своих страницах горячие дискуссии о сути и значении для Вооруженных Сил Российской Федерации принятых изменений <1>. ——————————— <1> Плугатарев И. Антиофицерский указ // Независимое военное обозрение. 2007. N 10.
Так, например, в своей статье И. Плугатарев <2> высказывает беспокойство по поводу увеличения сроков прохождения военной службы в воинских званиях военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. Изложим кратко круг проблем, обозначенных автором: ——————————— <2> Плугатарев И. Указ. соч.
— явно выраженное неудовольствие офицерского состава, желающего быстрей сделать военную карьеру и дойти в кратчайшие сроки до воинского звания «полковник»; — по мнению автора статьи, имиджу и популярности военной службы в России нанесен второй, после монетизации льгот, сильнейший удар; — Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2007 г. N 364 будет способствовать оттоку молодых офицеров из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации и возрастанию трудностей в комплектовании частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Оправданно ли высказанное И. Плугатаревым беспокойство? Вправе ли командиры (начальники) задерживать присвоение очередного воинского звания? В каких случаях они будут иметь право на присвоение воинского звания? Кто из командиров (начальников) будет обязан присваивать воинское звание и в какие сроки? По мнению автора, под правом командира (начальника) следует понимать систему нормативных установок, определяющих свободу его действий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, и охраняемые государством возможности эффективного исполнения им обязанностей военной службы; в то время как обязанностью командира (начальника) следует считать вид и меру государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить порядок в существо исполнения военной службы. Для более четкого понимания смысла нововведений сравним сроки для прохождения военной службы в воинских званиях, действующие с 1999 г. по настоящее время, с теми, которые будут действовать с 1 января 2008 г. (см. таблицу 1). Таблица 1
Сроки службы в воинских званиях сегодня и с 1 января 2008 года
Воинское звание с 1999 г. с 2008 г.
Рядовой, матрос 5 месяцев 5 месяцев
Младший сержант, старшина 2 статьи 3 месяца 1 год
Сержант, старшина 1 статьи 3 месяца 2 года
Старший сержант, главный старшина 3 месяца 3 года
Младший лейтенант 1 год 2 года
Лейтенант 2 года 3 года
Старший лейтенант 2 года 3 года
Капитан, капитан-лейтенант 3 года 4 года
Майор, капитан 3 ранга 3 года 4 года
Подполковник, капитан 2 ранга 4 года 5 лет
К мотивации, побудившей Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации принять решение об изменении сроков присвоения воинских званий военнослужащим, как справедливо отмечают С. Павлов и А. Перенджиев, другие авторы, следует отнести <3>: ——————————— <3> См.: Павлов С. Воинские звания будут присваивать по-новому // www. milpol. ru; Перенджиев А. Указ государственный, а не антиофицерский // www. milpol. ru; Герцев О. Когда капитану становиться майором? // Военно-промышленный курьер. 2007. N 15 (181).
1) низкую подготовку и опыт командиров (начальников) в звене взвод — батальон. В условиях нехватки командиров в звене взвод — батальон офицер не успевает получить опыт на одной должности, так как в связи с предстоящим получением очередного воинского звания его уже необходимо повысить. На практике встречаются случаи, когда на новой должности офицер, не освоив навыков управления подразделением с меньшим числом военнослужащих, выдвигался управлять большим. Если вспомнить опыт Советской Армии, то в ней, чтобы стать командиром роты, большинству офицеров необходимо было на протяжении нескольких лет делом доказывать, что их взводы лучшие в ротах, а то и в батальонах; 2) повышение значимости офицерского (и сержантского) корпуса непосредственно в войсках, а воинского звания — в обществе. В целом данные мероприятия направлены на продолжение курса создания профессиональной армии; 3) переход от удержания офицеров в армии к постепенному «выращиванию» опытных специалистов и созданию для них нормальных условий для службы и жизни. Не останавливаясь на рассуждениях о причинах принятия Указа Президента Российской Федерации от 19 марта 2007 г. N 364, рассмотрим более подробно действующее законодательство Российской Федерации в части присвоения воинских званий военнослужащим. Порядок, основания и условия присвоения очередных воинских званий закреплены в ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). Статьей 47 названного Закона, а также ст. 23 Положения о порядке прохождения военной службы регламентированы права должностных лиц по присвоению воинских званий. Воинские звания военнослужащим присваиваются: 1) высших офицеров — Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; 2) полковника, капитана 1 ранга — руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; 3) иные воинские звания — должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; 4) воинское звание рядового гражданам, призванным на военную службу — военным комиссаром субъекта Российской Федерации. Полномочия должностных лиц Федеральной службы безопасности Российской Федерации по присвоению воинских званий, за исключением воинских званий высших офицеров, устанавливаются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Должностные лица имеют право присваивать воинские звания военнослужащим, находящимся в их прямом подчинении. Вышестоящее должностное лицо пользуется всеми правами по присвоению воинских званий, предоставляемыми нижестоящим командирам (начальникам). Присвоение первого воинского звания офицера, воинского звания офицера досрочно, на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, а также воинского звания военнослужащим, успешно обучающимся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, до полковника (капитана 1 ранга) включительно производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Присвоение воинских званий прапорщикам (мичманам), сержантам (старшинам) досрочно, а также присвоение очередных воинских званий на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного для занимаемой штатной воинской должности: прапорщикам (мичманам) — не выше воинского звания старшего прапорщика (старшего мичмана), сержантам (старшинам) — не выше воинского звания старшины (главного корабельного старшины), — производится должностными лицами, имеющими право присваивать данные воинские звания. Основанием присвоения военнослужащему очередного воинского звания является истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании, а условием — штатом должно быть предусмотрено воинское звание по занимаемой воинской должности (должности), равное или более высокое <4>. ——————————— <4> Комментарий к Положению о порядке прохождения военной службы. М., 2001.
Таким образом, действующим законодательством установлена достаточно простая (или даже, можно сказать, прямолинейная) система присвоения воинских званий, которая, несмотря на внесенные изменения, по сути осталась неизменной — командир (начальник) обязан присвоить воинское звание военнослужащему по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании при соблюдении условия о занятии им соответствующей должности, вне зависимости от его воинской дисциплины, качества исполнения им своих обязанностей, уровня его профессиональной подготовки. Следует отметить, что порядок присвоения воинских званий офицерам Вооруженных Сил СССР был более сложен и эффективен по сравнению с настоящим порядком. В соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. N 240 (утратило силу) <5>, очередное офицерское звание военнослужащим присваивалось в последовательном порядке и, прежде всего, при положительной аттестации военнослужащего. Представление к присвоению очередных воинских званий лиц офицерского состава, имеющих существенные недостатки в исполнении служебных обязанностей и в личном поведении, хотя и отвечающих другим условиям присвоения очередного звания (соответствие очередного звания воинскому званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем воинском звании), не производилось до устранения недостатков. Решение о задержке представления к присвоению очередного воинского звания принималось прямым начальником от командира отдельного батальона, полка, им равным и выше. ——————————— <5> Приказ Министра обороны СССР 1985 г. N 100.
Указанный порядок присвоения очередных воинских званий в Вооруженных Силах СССР в отличие от современных Вооруженных Сил Российской Федерации не допускал продвижения по службе военнослужащих, безответственно исполняющих свои обязанности, нарушающих воинскую дисциплину и общественный порядок, злоупотребляющих алкоголем. В случаях неустранения военнослужащим указанных выше недостатков, отмеченных в аттестации, карьерный рост такого военнослужащего прекращался, а в отдельных случаях мог закончиться увольнением с военной службы в связи со служебным несоответствием. Второй отличительной чертой советской системы присвоения очередных воинских званий была дифференциация сроков выслуги в воинских званиях для офицеров в зависимости от вида Вооруженных Сил (см. таблицу 2). Напомним, что сроки выслуги в воинских званиях военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от того, в каком виде или роде войск они проходят военную службу, одинаковы. Насколько оправдан данный порядок сегодня? По сути, каждый из нас (офицеров) сегодня, даже обладая незаурядными деловыми и моральными качествами с учетом необходимой военной или специальной подготовки, а также определенного служебного опыта, имеет равное право на получение очередного воинского звания с теми военнослужащими, которые ежедневно подвергают себя риску, а здоровье — опасности, исполняя свой воинский долг. По мнению автора, применять систему, при которой старший лейтенант — командир взвода, окончивший четырехлетнее высшее командное училище, или психолог полка, окончивший пятилетнее военно-учебное заведение, ставятся в один ряд со старшим лейтенантом — летчиком-истребителем или вторым помощником командира подводной лодки, как минимум неоправданно, как максимум — недопустимо, так как действительные условия прохождения военной службы существенно различаются.
Таблица 2
Сроки выслуги в воинских званиях для офицеров в зависимости от вида Вооруженных Сил СССР
Для офицеров летного Для всех Воинское звание состава авиации и остальных подводного плавания
Младший лейтенант 1 год 2 года
Лейтенант 2 года 2 года
Старший лейтенант 2 года 3 года
Капитан, капитан-лейтенант 3 года 3 года
Майор, капитан 3 ранга 3 года 4 года
Подполковник, капитан 2 ранга 4 года 5 лет
Таким образом, порядок присвоения воинских званий в Вооруженных Силах СССР был более сложен, но при этом более эффективен и рационален, чем современный, и, прежде всего, направлен на стимулирование добросовестного исполнения обязанностей военной службы. Присвоение очередных воинских званий военнослужащим Вооруженных Сил того периода для командира (начальника) было его правом, которое он обязан был реализовать исключительно при положительной аттестации такого военнослужащего, а также при соответствии очередного звания воинскому званию, предусмотренному по занимаемой военнослужащим штатной должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем воинском звании. Вновь возвращаясь к современному порядку присвоения воинских званий, следует отметить, что в действительности Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2007 г. N 364 в Положение о порядке прохождения военной службы внесено три изменения. Первое. Согласно подп. «а» п. 2 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы с 1 января 2008 г. воинское звание лейтенанта присваивается военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, либо военнослужащему, имеющему воинское звание младшего лейтенанта, независимо от срока военной службы в этом воинском звании, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение, по окончании указанного учебного заведения. Следует отметить, что принятым решением законодатель вновь создает юридическую коллизию. Так, военнослужащему, имеющему воинское звание младшего лейтенанта, независимо от срока военной службы в этом воинском звании, по окончании высшего или среднего военно-учебного заведения присваивается воинское звание лейтенанта. Однако п. 3 ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», равно как и п. 8 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы, установлено, что военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, очередное воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в присвоенном воинском звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до поступления в указанное учебное заведение. В соответствии с п. 3 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы воинское звание младшего лейтенанта присваивается: а) военнослужащему, окончившему курсы по подготовке младших офицеров, имеющему среднее (полное) общее образование, — по окончании указанного учебного заведения; б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — при назначении на соответствующую воинскую должность; в) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — при назначении на соответствующую воинскую должность; г) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, — по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов; д) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, — в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы. Из приведенного анализа видно, что, как правило, воинскому званию «младший лейтенант» соответствует среднее профессиональное образование. По сути, указанное воинское звание является «промежуточным звеном» между званиями «старший прапорщик» («старший мичман»), которым соответствует высшее или среднее профессиональное образование, и «лейтенант», которому соответствует высшее или среднее военно-профессиональное и профессиональное образование. Следует признать, что среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, не способно «привить» младшему лейтенанту соответствующие навыки и учения, которыми необходимо владеть в войсках офицерам. В связи с изложенным новая редакция подп. «а» п. 2 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы приобретает смысл, суть которого сводится к тому, чтобы из младшего лейтенанта («пиджака») сформировать полноценного не только офицера — лейтенанта, но и специалиста с соответствующими образованием и подготовкой. Второе. В соответствии с п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы в редакции Указа Президента Российской Федерации от 19 марта 2007 г. N 364 наравне с увеличением сроков выслуги у офицеров увеличены сроки выслуги у сержантов и старшин. Справедливости ради необходимо отметить, что если одним из основных поводов увеличения сроков офицерам стала их низкая подготовка и небольшой опыт прохождения службы в прежнем звании, то на увеличение сроков сержантам и старшинам, по мнению автора, повлияло снижение срока военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Напомним, что данный срок для указанной категории военнослужащих после 1 января 2008 г. составит 12 месяцев. В результате указанных изменений с 1 января 2008 г. 22-летнему лейтенанту — выпускнику пятилетнего высшего военно-учебного заведения, чтобы дослужиться до полковника, понадобится не 13 лет, как сейчас, а 18 лет (исключение составляют случаи досрочного присвоения воинского звания). Получить воинское звание «полковник» такой выпускник сможет теперь не в 35 лет, а в 40. А для того, чтобы стать сержантом или старшиной, скорее всего, военнослужащему, прошедшему военную службу по призыву, необходимо будет заключать контракт. Следует отметить, что в Вооруженных Силах Российской Федерации продолжается перевод воинских частей на контрактную основу, который осуществляется одновременно с мероприятиями, направленными на усиление корпуса офицеров и сержантов в войсках. Третье. В соответствии с п. 4 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы в новой редакции срок военной службы в воинском звании «лейтенант» для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается два года. В действительности указанный выше повод также послужил принятию рассматриваемого изменения. Кроме того, следует отметить, что в принятии новых изменений по сроку присвоения воинского звания «старший лейтенант» просматривается заимствование его из Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (срок присвоения очередного воинского звания «старший лейтенант» все тому же 22-летнему лейтенанту — выпускнику высшего военно-учебного заведения 2008 г. увеличен еще на один год. Два года против одного прежнего). Результатом указанных изменений стала дифференциация сроков выслуги в воинском звании «лейтенант» на две группы: — два года — для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше; — три года — для: а) военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера, окончивших высшее или среднее военно-учебное заведение. Воинское звание присваивается по окончании указанного учебного заведения; б) граждан, успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования. Воинское звание присваивается по окончании указанного образовательного учреждения; в) граждан (военнослужащих), не имеющих воинского звания офицера, имеющих высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступивших на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера. Воинское звание присваивается при назначении на соответствующую воинскую должность; г) военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера, проходящих военную службу по контракту, имеющих высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенных на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера. Воинское звание присваивается при назначении на соответствующую воинскую должность; д) граждан, пребывающих в запасе, не имеющих воинского звания офицера, имеющих высшее профессиональное образование. Воинское звание присваивается по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов; е) военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера, проходящих военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации. Воинское звание присваивается в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы. Приведенные в настоящей статье выводы свидетельствуют о том, что существующая «прямолинейная» система присвоения воинских званий должна быть усложнена. В контексте рассматриваемого вопроса представляется интересным не только опыт Вооруженных Сил СССР, но также и опыт «временных воинских званий» в армии США. В вооруженных силах США существует система двойных званий для офицеров и генералов. Большинство из них имеют два звания — постоянное и временное. Первое определяется выслугой лет на военной службе и в своем офицерском чине. Второе обязательно соответствует занимаемой в данное время должности. К примеру, и в Америке, и в России звание «капитан» соответствует должности командира роты. Но в Вооруженных Силах Российской Федерации ставший ротным лейтенант так и будет носить по две звездочки на погонах, пока по выслуге лет ему не подойдет время получать звание старшего лейтенанта, а затем капитана. В США же второму лейтенанту, поставленному на роту, сразу присвоят временное звание капитана, но его постоянное звание — второй лейтенант — не изменится <6>. ——————————— <6> Штейнберг М. Как становятся генералами в Америке // Независимое военное обозрение. 2007. N 10.
В случаях когда офицер вооруженных сил США наказан в дисциплинарном порядке, результатом этого стало снижение в должности, он автоматически лишается временно присвоенного воинского звания, т. е. фактически происходит снижение офицера в воинском звании. Строго соблюдаются также сроки выслуги военнослужащих США в каждом чине. Считается, что офицер не может «засиживаться» на каждой ступени служебной лестницы, и, если установленные сроки превышены, он должен быть уволен в отставку как бесперспективный. Так, к примеру, поступят с капитаном, отслужившим 17 лет, или полковником с 30-летним стажем службы, не имеющими перспектив продвижения <7>. ——————————— <7> Там же.
Подводя итог вышеизложенному, следует признать, что присвоение воинского звания сегодня является одновременно обязанностью командира (начальника) и правом военнослужащего. По сути, данное право вытекает из обязанности командира (начальника) по закону присвоить военнослужащему независимо от каких бы то ни было причин очередное воинское звание в случае, когда у военнослужащего истек срок его военной службы в предыдущем воинском звании, а по занимаемой им должности штатом предусмотрено равное присваиваемому или более высокое воинское звание.
——————————————————————