Отсутствие регистрации не может служить основанием для ограничения права бывших военнослужащих на пенсионное обеспечение (комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 года N 11-П)
(Кинашенко И. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 9)
ОТСУТСТВИЕ РЕГИСТРАЦИИ НЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА БЫВШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 ИЮНЯ 2011 ГОДА N 11-П)
И. А. КИНАШЕНКО
Кинашенко И. А., полковник юстиции, доцент.
В статье дается комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 года N 11-П.
Ключевые слова: гражданин, уволенный с военной службы; пенсионное обеспечение; регистрация.
Lack of registration may not serve as grounds for restricting the rights of former soldiers for pensions I. A. Kinashenko
The article presents a comment on the decision of the Constitutional Court of the Russian Federation from June 2, 2011 N ll-P.
Key words: citizen, who was dismissed from military service; pension; registration.
2 июня 2011 г. Конституционный Суд Российской Федерации издал очень важное Постановление <1>, касающееся пенсионных прав лиц, чье пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. ——————————— <1> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина В. Т. Казанцева».
Поводом для проведения проверки конституционности ст. 56 указанного Закона явилась жалоба В. Т. Казанцева, который на момент увольнения с военной службы в 1992 г. не был обеспечен жилым помещением и проживал в общежитии в г. Ростове-на-Дону, в котором был временно зарегистрирован. По истечении срока регистрации по месту пребывания выплата назначенной ему в соответствии с названным Законом пенсии за выслугу лет была приостановлена военным комиссариатом Ростовской области до подтверждения его места жительства. Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону решением от 16 июня 2009 г. признал действия военного комиссариата Ростовской области правомерными и отказал В. Т. Казанцеву в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда, причиненного невыплатой пенсии. После выселения из общежития В. Т. Казанцев переехал для проживания в г. Москву, куда было направлено и его пенсионное дело, однако выплата пенсии ему не производилась по причине отсутствия документов, подтверждающих факт его регистрации в г. Москве. Считая свои права нарушенными, В. Т. Казанцев обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с иском к Правительству Российской Федерации и военному комиссариату г. Москвы. Однако в удовлетворении исковых требований ему было отказано. Оставляя без удовлетворения исковые требования В. Т. Казанцева о предоставлении жилья и выплате пенсии, Пресненский районный суд в решении от 14 декабря 2010 г. указал, что решение вопросов, связанных с обеспечением граждан Российской Федерации жилыми помещениями, к компетенции Правительства Российской Федерации не относится, а пенсионное обеспечение осуществляется военными комиссариатами по месту жительства лиц, уволенных с военной службы, каковым военный комиссариат г. Москвы в данном случае не является, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт его регистрации в г. Москве. Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу явились взаимосвязанные положения ст. 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в той части, в какой они устанавливают, что выплата пенсий бывшим военнослужащим производится по месту их жительства или по месту их пребывания в пределах территории Российской Федерации, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета. Общий порядок выплаты предусмотренных названным Законом пенсий, установленный его ст. 56, предполагает их выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации, а при переезде пенсионера — выплату и доставку пенсии по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета. Нарушение своих конституционных прав В. Т. Казанцев усмотрел в том, что указанные нормы позволяют прекращать выплату пенсии в связи с отсутствием у пенсионера регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации вследствие неисполнения государством своих публично-правовых обязательств по обеспечению его жилым помещением и по тому же основанию при переезде пенсионера — отказывать ему в выплате пенсии по новому месту жительства или месту пребывания. Такое регулирование, по мнению заявителя, противоречит Конституции Российской Федерации, ее ст. 2, ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), ст. 39 (ч. ч. 1 и 2) и ст. 55 (ч. 3). Рассмотрев материалы дела, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что согласно ст. 27 (ч. 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 2 Протокола N 4), которые в силу ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Принятый для обеспечения осуществления данного права Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях создания необходимых условий для реализации гражданами прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом возложил на граждан Российской Федерации обязанность регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в органах регистрационного учета. Во исполнение предписаний данного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. При этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Постановления Конституционного Суда от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О и др.). На основании вышеизложенного Конституционный Суд пришел к весьма важному выводу: невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной ему пенсии. Исходя из буквального толкования положений ст. 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и по смыслу, придаваемому им военно-пенсионными органами, а также судами общей юрисдикции (что подтверждается и правоприменительными решениями, в том числе судебными, принятыми по делу В. Т. Казанцева), выплата предусмотренных данным Законом пенсий допускается лишь при наличии у пенсионера документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, и, как следствие, исключается выплата пенсии по месту фактического проживания лицам, не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации. Другие нормативные правовые акты, действующие в сфере пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, также не предусматривают возможность подтверждения места их фактического проживания при отсутствии регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации. В то же время такая возможность предусмотрена для лиц, получающих трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению: место их фактического проживания при отсутствии подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации определяется на основании их личного заявления <2>. ——————————— <2> Абзац 7 п. 15 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па; абз. 3 п. 6 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб.
Следовательно, отметил Конституционный Суд, в отношениях по выплате пенсии лицам, не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, пенсионеры из числа лиц, проходивших военную службу, пенсия которым назначена в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», оказываются в неравном положении по сравнению с лицами, получающими трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Между тем все эти пенсионеры относятся к одной категории — лиц, имеющих право на получение гарантированной государством пенсии, и отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации не может служить основанием введения различий в условиях реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, — иное означает установление в отношении этих лиц необоснованной, не имеющей разумного оправдания дифференциации порядка выплаты пенсий. Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации в комментируемом Постановлении пришел к выводу, что взаимосвязанными положениями ст. 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в части, предусматривающей, что выплата бывшим военнослужащим пенсий, на которые они имеют право в соответствии с данным Законом, производится по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета, ограничивается право указанных лиц на социальное обеспечение, гарантированное им ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, в нарушение принципа равенства, закрепленного ее ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), и вопреки предписаниям ее ст. 55 (ч. 3), допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина лишь в конституционно значимых целях. На данном основании Конституционный Суд Российской Федерации признал ст. 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в указанной части не соответствующей Конституции Российской Федерации, а федеральному законодателю предписал внести в указанную статью соответствующие изменения. Впредь до внесения необходимых изменений в указанный Закон выплата назначенных пенсий лицам, проходившим военную службу и не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, должна осуществляться по месту их фактического проживания, которое устанавливается на основании их личного заявления, как это предусмотрено для получателей трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
——————————————————————