Правовые основы деятельности юридических подразделений внутренних войск МВД России в проведении правовой экспертизы актов органов военного управления

(Миняйленко Н. Н., Дзугкоев А. К.) («Военно-юридический журнал», 2012, N 3)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В ПРОВЕДЕНИИ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ АКТОВ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Н. Н. МИНЯЙЛЕНКО, А. К. ДЗУГКОЕВ

Миняйленко Н. Н., начальник адъюнктуры (очного и заочного обучения) Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, профессор.

Дзугкоев А. К., адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

Для того чтобы любой вид деятельности государственных органов был законным и не нарушал права человека и гражданина, он должен иметь под собой правовую основу. Под правовой основой такой деятельности обычно понимают фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности. Правовая основа как понятие охватывает и нормативно-правовую базу нормотворчества во внутренних войсках, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих нормотворческую и экспертную деятельность в отношении актов органов военного управления. Структура правовой основы нормотворчества во внутренних войсках МВД России представляет собой диалектическое единство права, законности и правопорядка <1>. ——————————— <1> Жилинский С. Б. Предпринимательское право (Правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 3-е изд. М., 2001. С. 21.

Авторы глубоко убеждены в том, что право, законность, правопорядок — это те три кита, которые составляют своего рода костяк правового регулирования общественных отношений, при этом под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений. Следовательно, назначение правового регулирования вообще — функциональное, управленческое. Правовое регулирование нормотворческой и экспертной деятельности органов военного управления внутренних войск МВД России также носит функциональный характер. Причем в этой деятельности посредством правовых норм регулируются отношения между органами военного управления как субъектами нормотворческой деятельности и юридическими подразделениями как субъектами, осуществляющими правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов, в целях совершенствования правовой регламентации деятельности органов военного управления внутренних войск МВД России. Объединенные в более общее понятие, они связывают в одно целое основные элементы правового регулирования: исходный пункт (правовые нормы), процесс реализации правовых предписаний (законность) и его конечный результат (правопорядок). Право, как мы видим, есть необходимая предпосылка, опора, на которой разворачивается и действует механизм законности, формируется правопорядок. Без права не могут возникнуть ни законность, ни правопорядок, оно есть их основа. Подытоживая сказанное, авторы предлагают следующее определение правовой основы деятельности внутренних войск МВД России: это одна из основ, на которую опирается вся деятельность внутренних войск, которая посредством отражения, закрепления и реализации интересов органов военного управления упорядочивает все процессы организации служебно-боевой деятельности, жизни и быта внутренних войск МВД России, связанные с успешным выполнением возложенных на внутренние войска задач, придает им юридически гарантированную оптимальность функционирования и развития. Для органов военного управления внутренних войск МВД России нормотворчество и важнейшая его стадия — правовая экспертиза нормативных правовых актов — являются одним из сложных участков правовой работы, поэтому вполне очевидно, что этот процесс должен быть упорядочен. Нормотворческие процедуры, так же как и процедуры экспертной деятельности, в настоящее время урегулированы разными актами, порой содержащими многоликие подходы и допускающими разночтения по разным вопросам. Правовая основа нормотворческой и экспертной работы должна быть гибкой, не душить инициативу, давать ей разумный простор <2>. ——————————— <2> Москалькова Т. Н., Черников В. В. Нормотворчество: Науч.-практ. пособие. М., 2011. С. 69.

Соответствующие единообразие и оптимальность могут быть достигнуты за счет должного методического обеспечения. Но все же, по мнению авторов, желательно иметь единый универсальный акт для всех государственных органов, который будет содержать в себе систему идейных и организационных принципов, снимет рассогласованность между актами различных уровней и силы, издаваемыми разными субъектами. Правовую основу правового обеспечения и нормотворческого процесса во внутренних войсках МВД России составляют: — Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 31 марта 2004 г. N 122 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов во внутренних войсках МВД России и Образцов оформления проектов нормативных правовых и иных правовых актов во внутренних войсках МВД России и материалов к ним» <3>; ——————————— <3> Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 31 марта 2004 года N 122 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов во внутренних войсках МВД России и Образцов оформления проектов нормативных правовых и иных правовых актов во внутренних войсках МВД России и материалов к ним».

— Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 10 июля 2004 г. N 255 «Об организации и осуществлении защиты законных интересов во внутренних войсках МВД России в судебных инстанциях и договорно-претензионной работы» <4>; ——————————— <4> Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 10 июля 2004 года N 255 «Об организации и осуществлении защиты законных интересов во внутренних войсках МВД России в судебных инстанциях и договорно-претензионной работы».

— Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 14 июля 2004 г. N 260 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы деятельности юридической службы внутренних войск МВД России» <5>; ——————————— <5> Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 14 июля 2004 года N 260 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы деятельности юридической службы внутренних войск МВД России».

— Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 5 июля 2005 г. N 219 «Об утверждении Концепции правового обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2015 года и Плана мероприятий по реализации Концепции правового обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2015 года» <6>; ——————————— <6> Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 5 июля 2005 года N 219 «Об утверждении Концепции правового обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2015 года и Плана мероприятий по реализации Концепции правового обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2015 года».

— Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 5 июля 2005 г. N 220 «Об утверждении Наставления по организации и осуществлению правового обеспечения внутренних войск МВД России при повседневной деятельности, а также при выполнении ими задач во внутренних вооруженных конфликтах немеждународного характера и особенностях применения в них норм международного гуманитарного права» <7>; ——————————— <7> Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 5 июля 2005 года N 220 «Об утверждении Наставления по организации и осуществлению правового обеспечения внутренних войск МВД России при повседневной деятельности, а также при выполнении ими задач во внутренних вооруженных конфликтах немеждународного характера и особенностях применения в них норм международного гуманитарного права».

— Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 12 ноября 2005 г. N 369 «Об организации и проведении зачетов по правовому минимуму во внутренних войсках МВД России и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты, регулирующие правовое обеспечение» <8>; ——————————— <8> Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 12 ноября 2005 года N 369 «Об организации и проведении зачетов по правовому минимуму во внутренних войсках МВД России и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты, регулирующие правовое обеспечение».

— Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 31 декабря 2005 г. N 425 «Об утверждении Положения о смотре-конкурсе на лучшее юридическое подразделение» <9>; ——————————— <9> Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 31 декабря 2005 года N 425 «Об утверждении Положения о смотре-конкурсе на лучшее юридическое подразделение».

— Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 1 февраля 2007 года N 36 «Об организации и проведении правовой подготовки во внутренних войсках МВД России» <10>; ——————————— <10> Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 1 февраля 2007 года N 36 «Об организации и проведении правовой подготовки во внутренних войсках МВД России».

— Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 1 мая 2010 г. N 183 «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов во внутренних войсках МВД России» <11>. ——————————— <11> Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 1 мая 2010 г. N 183 «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов во внутренних войсках МВД России».

На основе вышеперечисленных нормативных правовых актов осуществляется все правовое обеспечение внутренних войск МВД России. Правовая экспертиза нормативных правовых актов органов военного управления внутренних войск МВД России является одной из важных стадий нормотворческого процесса, благодаря ей в актах органов военного управления минимизируется неверный юридический сегмент, она является одним из заслонов принятия «вредных» законов <12>. ——————————— <12> Москалькова Т. Н., Черников В. В. Нормотворчество. С. 314.

Эффективность и качество правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов в значительной мере определяются уровнем профессионализма и опыта лиц, проводящих экспертизу, т. е. экспертов. Субъектами проведения правовой экспертизы являются юридические службы соответствующих государственных органов в лице их сотрудников. В соответствии с Типовым положением о юридической службе федерального органа исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 207, в части, касающейся правовой экспертизы, к функциям юридической службы отнесены: а) осуществление правовой экспертизы проектов федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти; б) проведение правовой экспертизы проектов приказов, инструкций, постановлений, распоряжений и других нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти; в) проведение правовой экспертизы проектов международных договоров; г) редактирование проектов нормативных правовых актов <13>. ——————————— <13> Типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 207). URL: http://base. garant. ru/12126334/ (дата обращения: 10.11.2011).

Самостоятельным субъектом правовой экспертизы выступает Минюст России, куда федеральные органы исполнительной власти, включая МВД России, обязаны направлять все разработанные ими законопроекты с прилагаемыми документами и проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации перед их внесением в Правительство Российской Федерации <14>. ——————————— <14> Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313). URL: http:// www. minjust. ru/ ru/ about/ regulations/ (дата обращения: 10.11.2011).

Хотелось бы отметить, что изданные внутренними войсками нормативные правовые акты не регистрируются в Минюсте России, т. к. внутренние войска МВД России не являются федеральным органом исполнительной власти и не принимают правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер. Данными полномочиями в соответствии с законодательством России в полной мере обладает МВД России. Юридическую службу в федеральных органах исполнительной власти представляют самостоятельные организационные единицы. В МВД России это Правовой департамент и соответствующие правовые подразделения (управления, отделы, отделения, группы) в территориальных органах Министерства. Во внутренних войсках МВД России создана и функционирует юридическая служба, которая представляет собой систему структурных подразделений и должностных лиц органов военного управления, а также образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений (медицинских, научных и др.) внутренних войск МВД России, предназначенных для обеспечения законности, активного использования правовых средств в их деятельности, защиты их прав и законных интересов. Юридическая служба во внутренних войсках МВД России призвана активно участвовать в управленческом процессе, осуществляемом органом военного управления <15>. ——————————— <15> Золотухин Г. Л. Правовые основы организации и деятельности юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 26.

Правовое управление Главного командования внутренних войск МВД России, юридические подразделения и помощники командующих (командиров, начальников) по правовой работе воинских формирований составляют единую систему юридической службы внутренних войск МВД России. Правопреемство правовое управление ведет от должностей старшего офицера-юрисконсульта (подполковника административной службы) секретариата Главного управления внутренних войск МВД СССР с 1983 по 1989 год, старшего офицера-юрисконсульта (полковника) организационно-правового отдела штаба Главного управления внутренних войск МВД СССР с 1989 по 1993 г. С января 1998 года в Правовом управлении Главного командования внутренних войск МВД России были созданы отдел правовой работы, отделение договорно-претензионной работы и судебной защиты и группа правовой экспертизы нормативных документов, в настоящее время начальник Правового управления Главного командования внутренних войск МВД России является одновременно и помощником главнокомандующего внутренними войсками МВД России (генерал-майор юстиции) <16>. ——————————— <16> Правовое управление Главного командования внутренних войск МВД России. URL: http:// www. vvmvd. ru/ menu2/ structure/ gkvv/ gkvv2_10.html (дата обращения: 20.10.2011).

На Правовое управление Главного командования внутренних войск МВД России в части, касающейся правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, возложено решение следующих задач: а) проведение правовой экспертизы проектов приказов и директив главнокомандующего внутренними войсками МВД России и его заместителей; б) участие совместно с Правовым Департаментом МВД России в правовом обеспечении законопроектных работ в части, касающейся деятельности внутренних войск, в анализе законопроектов, поступающих из органов государственной власти Российской Федерации, и подготовке заключений по ним, в правовой экспертизе законопроектов, разрабатываемых в МВД России; в) проведение правовой экспертизы документов, представляемых главнокомандующему внутренними войсками в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств. Общее и методическое руководство подразделениями юридической службы осуществляет Правовое управление Главного командования внутренних войск МВД России, которое в соответствии с Положением о юридических (правовых) подразделениях и помощниках командующих (командиров, начальников) по правовой работе внутренних войск МВД России является центральным органом военного управления, возглавляет структуру органов (должностных лиц) юридической службы внутренних войск МВД России и подчиняется главнокомандующему внутренними войсками МВД России. Помощник главнокомандующего — начальник правового управления является одновременно начальником юридической службы внутренних войск МВД России. Во внутренних войсках МВД России юридическая служба проводит правовую экспертизу также в отношении других юридических документов. В частности, правовой оценке подлежат <17>: ——————————— <17> Правовая экспертиза проводится правовыми подразделениями внутренних войск МВД России после согласования указанных ниже проектов со всеми заинтересованными органами военного управления внутренних войск МВД России.

— гражданско-правовые договоры, в т. ч. и государственные контракты; — типовые контракты по службе (по должностям, подразделениям); — приказы, связанные с наложением дисциплинарных взысканий; — приказы, связанные с временным отстранением от занимаемой должности; — приказы, связанные с увольнением с военной службы по отрицательным мотивам; — приказы по вопросам создания, реорганизации и ликвидации органов, организаций, учреждений, предприятий, подразделений; — приказы по утверждению (изменению) штатных расписаний органа (подразделения); — распоряжения по вопросам списания материальных средств; — конкурсная документация и документация об аукционе, запрос котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; — доверенности, выдаваемые командирами (начальниками) органов военного управления; — распоряжения, приказы, касающиеся подготовки проектов нормативных правовых актов, иных служебных документов (в т. ч. по вопросам прохождения военной службы). Непосредственно экспертное исследование проекта нормативного правового акта осуществляет конкретный работник соответствующего подразделения юридической службы, т. е. эксперт — «лицо, обладающее специальными знаниями и в силу этого имеющее право и одновременно обязанность произвести исследование представленных ему объектов и дать заключение в связи с полученной им информацией» <18>. ——————————— <18> Закиров И. А. Правовая экспертиза: Дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008. С. 14.

Как справедливо отмечается в научной литературе, повышению эффективности экспертной работы и усилению ее влияния на подготовку действенных законодательных решений способствуют четкая регламентация правового статуса эксперта, а также правильное понимание экспертом предмета экспертизы, в полном объеме представленные соответствующие объекты и другие материалы, точно сформулированные задачи экспертного исследования <19>. ——————————— <19> Законотворчество в Российской Федерации / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 2000. С. 233.

Статус офицера — юриста внутренних войск представляет собой «юридически гарантированное положение офицера — юриста во внутренних войсках, определяемое совокупностью основанных на его профессиональной компетенции прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных как общим, так и специальным военным законодательством» <20>. ——————————— <20> Марченкова Н. В. Правовой статус военного юрисконсульта: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.

Особенностью правового положения офицера-юриста как субъекта правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов является его двойная подчиненность, которая предполагает, с одной стороны, его подчинение соответствующему командиру и начальнику (сама должность называется «помощник командира (начальника) по правовой работе»), а с другой — подчинение по специальным вопросам вышестоящему должностному лицу юридической службы. Также можно отметить, что офицер-юрист при принятии конкретных решений и формулировании выводов самостоятелен и независим. Это заключается, во-первых, в том, что он напрямую подчинен непосредственно командиру (начальнику) воинского формирования и не находится в отношениях власти — подчинения с иными структурными подразделениями этого органа, а во-вторых, в том, что разработанные органами военного управления проекты нормативных правовых актов перед представлением на подпись командиру (начальнику) проходят обязательную правовую экспертизу в правовом подразделении. Проведение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов является одновременно и правом, и обязанностью военного юриста. В соответствии с нормативными правовыми актами МВД России должностные лица юридических подразделений и помощники командиров (начальников) по правовой работе обеспечиваются: — индивидуальными штампами для визирования проектов нормативных правовых и иных правовых актов; — законодательно-справочными материалами (в т. ч. путем подписки на периодические и другие юридические издания, приобретения электронных баз данных), а также средствами оргтехники. Им возмещаются все расходы, связанные с приобретением необходимых материалов для нормативного фонда; — служебными телефонами, пейджерами (помощники командующих оперативно-территориального объединения по правовой работе — дополнительно телефонами сотовой связи) для связи в населенном пункте по месту дислокации соответствующего органа военного управления (оперативно-территориального объединения, соединения, воинской части, военного образовательного учреждения высшего профессионального образования и учреждения (медицинского, научного, др.)) и телефонами внутренней связи; — транспортными средствами (при выполнении возложенных на них обязанностей, требующих нахождения за пределами воинского формирования). В соответствии с Положением о юридических (правовых) подразделениях и помощниках командующих (командиров, начальников) по правовой работе внутренних войск МВД России офицер-юрист при выполнении возложенных на него задач по проведению правовой экспертизы наделяется следующими правами: — получать поступающие в орган военного управления документы нормативного правового характера для ознакомления и взятия на систематизированный юридический учет; — запрашивать в установленном порядке от соответствующих должностных лиц документы, справки, расчеты и иные сведения, необходимые для исполнения своих обязанностей; — возвращать исполнителям на доработку некачественно подготовленные, противоречащие действующему законодательству и незавизированные проекты нормативных правовых и иных правовых актов, при необходимости составлять по ним заключения и справки с предложениями об устранении недостатков; — привлекать должностных лиц других служб для подготовки проектов правовых документов и иных мероприятий, связанных с нормотворческой деятельностью и организацией правовой работы; — получать необходимую консультативную помощь в юридических фирмах, адвокатуре, других учреждениях, в т. ч. с оплатой услуг за счет соответствующего воинского формирования; — в случае обнаружения в действиях должностных лиц нарушений законодательства Российской Федерации докладывать об этом командиру (начальнику) для принятия необходимых мер по их устранению (предупреждению). Юридические подразделения, помощники командиров (начальников) по правовой работе при выполнении возложенных на них функций руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией, нормативными правовыми актами, методическими рекомендациями МВД России, включая нормативные правовые акты, изданные совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, нормативными правовыми и иными правовыми актами, методическими рекомендациями Главного командования внутренних войск МВД России и Положением о юридических (правовых) подразделениях и помощниках командующих (командиров, начальников) по правовой работе внутренних войск МВД России. При выполнении своих должностных обязанностей офицер-юрист также должен знать: — постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по правовой деятельности учреждения, организации, предприятия; — действующее законодательство; — гражданское, трудовое, финансовое, административное право; — технические средства механизации и автоматизации справочно-информационной работы по законодательству и нормативным актам; — порядок ведения учета и составления отчетов о хозяйственно-финансовой деятельности учреждения, организации, предприятия; — порядок заключения и оформления хозяйственных договоров; — основы экономики, организации труда, производства и управления; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. Офицер-юрист имеет право на получение дополнительного денежного вознаграждения за свою служебную деятельность. Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528 предоставляет руководителям федеральных органов государственной власти, имеющим высшее юридическое образование, право устанавливать лицам, в основные служебные обязанности которых входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов, и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование, денежное вознаграждение, увеличенное на 30 процентов, и ежемесячные надбавки <21>. ——————————— <21> Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов». URL: http://base. garant. ru/183298/ (дата обращения: 20.10.2011).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528 в МВД России был издан Приказ от 31 августа 2007 г. N 768 <22>, в соответствии с которым устанавливается ежемесячная надбавка в размере до 50% должностного оклада (оклада по воинской должности) военнослужащим, проходящим военную службу в подразделениях правового обеспечения внутренних войск, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности (воинские должности), в основные служебные (должностные) обязанности по которым входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста. ——————————— <22> Приказ МВД России от 31 августа 2007 г. N 768 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528» // Рос. газета. 2007. 19 октября.

Авторы считают, что подобные поощрительные меры способны стимулировать субъектов экспертной законопроектной деятельности, повышая их мотивацию, интерес к осуществлению экспертизы, что свидетельствует о проведении правильной государственной политики в области повышения качества принимаемых нормативных актов, а также институциализации экспертизы законопроекта <23>. ——————————— <23> Евсеева М. В. Проблемы правового регулирования экспертизы законопроектов и пути его совершенствования // История государства и права. 2009. N 1.

Что касается ответственности экспертов, то Типовым положением о юридической службе федерального органа исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 207, установлена персональная ответственность руководителей юридических служб за соответствие визируемых ими проектов законодательству Российской Федерации. Как представляется, это способно положительно повлиять на качество правовых экспертиз. Норма аналогичного содержания имеется также в Положении о юридических (правовых) подразделениях и помощниках командующих (командиров, начальников) по правовой работе внутренних войск МВД России, где по данному поводу сказано, что должностные лица юридических подразделений и помощники командиров (начальников) по правовой работе несут персональную ответственность наряду с исполнителями за соответствие визируемых ими проектов нормативных правовых актов законодательству Российской Федерации. На важный нюанс, связанный с ответственностью экспертов, указывают Д. А. Леонтьев, Г. В. Иванченко: эксперт всегда несет ответственность за полноту анализа, понятность и обоснованность своих суждений. Но эксперт не несет ответственности за выводы и решения, которые будут сделаны на основе его суждений, потому что эти выводы не обусловлены содержанием экспертных оценок, даже если всерьез считаются с ними <24>. ——————————— <24> Леонтьев Д. А., Иванченко Г. В. Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл. М., 2008. С. 31.

В соответствии с Наставлением по организации и осуществлению правового обеспечения внутренних войск МВД России назначение на воинские должности в юридические службы (отделы) управлений оперативно-территориальных объединений, соединений, помощников командиров соединений, начальников военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, учреждений, командиров воинских частей, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками МВД России, по правовой работе, начальников (заместителей начальников), старших преподавателей (преподавателей) юридических кафедр военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России осуществляется по согласованию с начальником правового управления Главного командования внутренних войск МВД России, а назначение на воинские должности офицеров юридических служб и помощников командиров воинских частей, а также учреждений, непосредственно подчиненных командующим войсками оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России, по правовой работе — с помощниками командующих войсками оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России по правовой работе. Назначение военнослужащих на юридические в оинские должности без согласия вышеуказанных должностных лиц не производится. В соответствии с п. 7 Положения о юридических (правовых) подразделениях и помощниках командующих (командиров, начальников) по правовой работе внутренних войск МВД России юридические воинские должности в управлениях оперативно-территориальных объединений, соединений, помощников командиров (начальников) по правовой работе военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, бригад, полков, воинских частей и учреждений, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками МВД России, замещаются офицерами, имеющими высшее юридическое образование и необходимый опыт по организации и осуществлению правового обеспечения. Указанных офицеров назначают на высшую юридическую воинскую должность в зависимости от личного вклада в повышение уровня правового обеспечения внутренних войск (неукоснительное выполнение требований нормативных правовых актов МВД России и Главного командования внутренних войск МВД России, регламентирующих вопросы организации и осуществления правового обеспечения внутренних войск; старание, усердие и инициатива при выполнении должностных обязанностей), качества подготовки нормативных правовых актов (соответствие их законодательству Российской Федерации и Правилам подготовки нормативных правовых актов во внутренних войсках). Другие юридические воинские должности замещаются офицерами, имеющими высшее юридическое образование. Допускается, в порядке исключения, замещать штатные воинские должности военных дознавателей офицерами, обучающимися в высших учебных заведениях по юридическим специальностям. При назначении военнослужащих на высшие воинские должности, подлежащие замещению офицерами, прапорщиками, старшинами и сержантами, наряду с другими вопросами проверяется их уровень правовой подготовки путем принятия зачетов по правовому минимуму в соответствии с Перечнем вопросов для проверки правовой подготовки военнослужащих при рассмотрении их кандидатур для назначения на высшие воинские должности, утверждаемым главнокомандующим внутренними войсками МВД России. Таким образом, подводя итог вышесказанному, авторы считают, что внутренними войсками МВД России ведется эффективная правовая политика в области повышения качества принимаемых нормативных правовых актов. В МВД России и внутренних войсках создана достаточно мощная нормативная правовая база, которой устанавливается высокий статус офицера-юриста, определяются широкие полномочия, устанавливаются обязанности, меры стимулирования и личная ответственность офицеров юридических подразделений за качество проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов органов военного управления внутренних войск. Однако наряду с достаточно неплохой нормативной базой в сфере организации правового обеспечения во внутренних войсках в настоящее время существует проблема в подготовке специалистов для юридических подразделений. Дело в том, что все учреждения высшего профессионального образования внутренних войск, кроме Пермского военного института, готовят юристов по гражданской специальности и дают лишь общее юридическое образование, без специализации. Военное право и ведомственное законодательство МВД России и внутренних войск в институтах не изучаются либо изучаются поверхностно, а без твердых базовых знаний в области военного права проведение качественной правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами военного управления, не представляется возможным. Как справедливо указывается в научной литературе, общепрофессиональная компетенция офицера-юриста реализуется во внутренних войсках МВД России с определенными особенностями, обусловленными спецификой военной службы и характером выполнения служебно-боевых задач, и предполагает особые требования к лицам, претендующим на замещение должностей военных юристов <25>. Массовый приход на должности юридической службы «непрофильных» специалистов может самым негативным образом сказаться на качестве правового обеспечения повседневной жизнедеятельности военных организаций в целом и качестве правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов в частности <26>. ——————————— <25> Марченкова Н. В. Правовой статус военного юрисконсульта: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. <26> Глухов Е. А., Епихин И. А. Переход на новый способ комплектования службы Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 3.

В целях качественного комплектования должностей юридических подразделений внутренних войск МВД России авторами предлагается во всех военных институтах внутренних войск МВД России, кроме Пермского, ввести в программу обучения на 5 курсе дисциплину «Правовое обеспечение внутренних войск МВД России», а преподавателями для чтения данного курса назначать опытных офицеров, стаж службы которых составляет не менее 5 лет в должности офицера-юриста в правовых подразделениях внутренних войск МВД России. Авторы уверены в том, что эти меры позволят юридическим подразделениям выйти на качественно новый уровень в организации правового обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России.

——————————————————————