Правовой статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, нуждается в конкретизации и совершенствовании

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 4)

ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО, ПРОХОДЯЩЕГО ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ, НУЖДАЕТСЯ В КОНКРЕТИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

По мнению автора, правовой статус военнослужащего един по своей природе для всех категорий военнослужащих: проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву. Но для того, чтобы правильно определить правовое положение такой категории граждан, как военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в структуре военной организации и в нашем обществе в целом, необходимо определить и четко конкретизировать их правовой статус.

Ключевые слова: военнослужащий, правовой статус, дифференциация.

Legal status of the soldier, military service, needs to detail and perfection A. V. Efremov

The author believes that the legal status of the only military in nature for all categories of personnel: military service as a contract, and on appeal. But in order to properly determine the legal status of this category of citizens, soldiers undergoing military service, the structure of military organization and in our society as a whole, must clearly define and specify their legal status.

Key words: military, legal status, differentiation.

По смыслу ч. 1 ст. 37 и ст. 59 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с ее ч. 4 ст. 32, п. «м» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72 и п. п. «д», «е» ст. 114 , военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству. Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности и регулируется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Несмотря на то что число военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в ближайшее время будет увеличиваться в геометрической прогрессии, количество военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в настоящее время еще очень велико. Российская Федерация и впредь не собирается полностью отказываться от смешанного принципа комплектования армии (имеется в виду военнослужащими, проходящими военную службу как по контракту, так и по призыву). По мнению автора, правовой статус военнослужащего един по своей природе для всех категорий военнослужащих: проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву. Но для того, чтобы правильно определить правовое положение такой категории граждан, как военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в структуре военной организации и в нашем обществе в целом, необходимо определить и четко конкретизировать их правовой статус. Содержание понятия «правовое положение» легитимно нигде не определено до настоящего времени. Так, некоторые ученые, в частности В. В. Кудашкин, отмечают, что статус субъекта правоотношений является одним из наиболее важных элементов его правового положения. Другие, в частности В. В. Бараненков, замечают, что отождествление в научной литературе правового положения субъекта правоотношений с его правовым статусом, правосубъектностью представляется не совсем удачным, так как применение в правовой сфере различных терминов, идентичных по содержанию, обозначающих одно и то же явление, так же как и расплывчатость, недостаточная определенность содержания какого-либо понятия, неизбежно влекут проблемы правового регулирования. Характерным примером может служить то обстоятельство, что в 2008 — 2009 гг. офицерам, призванным на военную службу в соответствии с указами Президента Российской Федерации, командирами воинских частей и учреждений выдавались справки для оформления в органах социального обеспечения единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, несмотря на то что офицеры вышеуказанной категории, проходившие военную службу по призыву, в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» по своему правовому положению приравнивались к офицерам, проходящим военную службу по контракту <1>. ——————————— <1> Более подробно см.: указания Министра обороны Российской Федерации от 16 сентября 2009 г. N 205/2/653 // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 11. С. 127.

В качестве второго наглядного примера можно привести следующие обстоятельства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане, проходящие военную службу по призыву, имеют статус военнослужащих, который они приобретают с началом военной службы и утрачивают с окончанием военной службы. С одной стороны, с учетом ограничения, установленного п. 3 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», гражданина, проходящего военную службу по призыву, нельзя считать обучающимся в гражданском образовательном учреждении высшего и среднего профессионального образования. С другой стороны, основанием, подтверждающим обучение лица в образовательном учреждении, является документ в виде справки, выданной данным учреждением. В качестве документа, удостоверяющего, что лицо в возрасте старше 18 лет, которому назначена пенсия по случаю потери кормильца, обучается по очной форме в образовательном учреждении, предъявляется справка этого учреждения (п. 39 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па). А такая справка может быть выдана вузом студенту, находящемуся в академическом отпуске и проходящему при этом военную службу по призыву (хотя, несомненно, это достаточно редкий случай). Таким образом, возникает неоднозначная ситуация. С одной стороны, гражданин может документально доказать, что является студентом вуза и не достиг возраста 23 лет, с другой стороны, он фактически в период прохождения военной службы по призыву и нахождения в это время в академическом отпуске не осваивает образовательную программу и не может этого делать юридически в силу запрета, предусмотренного п. 3 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих». По мнению автора настоящей статьи, в период прохождения военной службы по призыву указанный гражданин утрачивает право на получение пенсии по случаю потери кормильца, в связи с тем что утрачивается цель предоставления социальной поддержки: создание благоприятных условий для реализации конституционного права на образование. Кроме того, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, находится на государственном обеспечении. Безусловно, позиция небесспорная. В целях ее разрешения автором настоящей статьи предлагается законодательно предусмотреть, что указанной категории граждан выплата пенсии по случаю потери кормильца приостанавливается на период прохождения военной службы по призыву. После прохождения военной службы в случае продолжения обучения выплата пенсии возобновляется до окончания обучения, но не более чем до достижения 23-летнего возраста <2>. ——————————— <2> Более подробно см.: Ефремов А. В. Право на выплату пенсии по случаю потери кормильца утрачивается в связи с призывом на военную службу // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 11. С. 88 — 90.

В качестве третьего примера можно привести тот факт, что федеральный законодатель, установив единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, исключил возможность получения указанных выплат женами курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования и матерями, опекунами либо другими родственниками ребенка — курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования <3>. Федеральный законодатель, как совершенно точно и правильно подмечает Е. Н. Трофимов, исходил из того, что, несмотря на то что курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и все изменения в правовом положении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в части прав и льгот относятся и к ним, в том числе установление дополнительных прав и льгот для данной категории военнослужащих, установление соответствующего единовременного пособия жене военнослужащего и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, является мерой, направленной на сохранение уровня социальной защищенности данной категории граждан в связи с отменой льгот по предоставлению отсрочек от призыва на военную службу и освобождению от призыва на военную службу мужу беременной женщины и отцу, имеющему ребенка в возрасте до трех лет. Но при этом можно задаться вопросом, который является на сегодня открытым: а соответствуют ли ст. 12.3 и ст. 12.5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» п. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина? Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 октября 2000 г. N 13-П и от 3 июня 2004 г. N 11-П, Определения от 27 июня 2005 г. N 231-О, от 1 декабря 2005 г. N 428-О и от 29 мая 2007 г. N 356-О-О). В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Вводя новое правовое регулирование, законодатель должен был исходить как из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, так и из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, т. е. в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано <4>. И таких примеров можно приводить еще много и много, что, по мнению автора, свидетельствует о том, что правовой статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, до сегодняшнего дня федеральным законодателем не конкретизирован, нуждается в совершенствовании, так как неопределенность правового статуса в любом случае порождает проблемы в правовом регулировании при предоставлении вполне конкретного, определенного уровня льгот, гарантий и компенсаций в системе социальной защиты такой категории граждан. ——————————— <3> Более подробно см.: Трофимов Е. Н. О некоторых вопросах, связанных с выплатой государственных пособий беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также матерям, опекунам и иным родственникам ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 8. С. 2 — 6. <4> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан».

Создается такое впечатление, что государство не очень-то и торопится устранять пробелы и неточности в правовом регулировании указанного вопроса. Например, вводя ограничение на право внеконкурсного поступления в гражданские высшие и средние учебные заведения для соответствующей категории граждан, проходивших военную службу по призыву и уволенных с военной службы, имевших соответствующие рекомендации командиров воинских частей, федеральный законодатель чрезмерно ограничил права соответствующей рассматриваемой в данной статье категории граждан. Несмотря на норму п. 5 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», с внесением изменений в общие законы об образовании граждане, уволенные с военной службы по окончании срока призыва и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, смогут воспользоваться правом внеконкурсного зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний только при поступлении в вузы, реализующие военные профессиональные программы, т. е. в данном случае речь идет только о военно-учебных заведениях. Военнослужащие как особая категория граждан обладают специальным правовым статусом <5>, связанным не только с набором определенных социальных гарантий, но и с определенными ограничениями, например на свободу передвижения. Статус военнослужащего хоть и един по своей природе, однако его наличие еще мало о чем говорит, так как более конкретно военнослужащего характеризует его правовое положение, которое определяется как его воинской должностью, так и его воинским званием, квалификацией, классностью и т. д. и т. п. ——————————— <5> Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 11.

В то же время, определяя содержание того или иного понятия, следует учитывать и их системное соотношение между собой. Как же соотносятся достаточно близкие по смыслу и, казалось бы, взаимозаменяемые понятия «правовое положение» и «правовой статус»? Сравнительный семантический анализ понятий «статус» и «положение» позволяет определить некоторые их существенные различия. В частности, использование слова «статус» в устоявшихся словосочетаниях «приобрести статус», «лишить статуса», «наделить статусом», «признать статус» <6> позволяет сделать вывод о возможном значении понятия «правовой статус» как статической характеристике (четко определенного, установленного кем-либо или чем-либо уровня развития правового положения) лица, а также свидетельствует о зависимости статуса от оценки некого другого субъекта <7>. Важно отметить, что изменение правового статуса нередко обусловливается необходимостью фиксации и, как правило, сопровождается выдачей соответствующего документа. Таким образом, правовое положение лица обусловливается его правовым статусом, который является ролевой позицией субъекта в правоотношениях, определенных фиксированным уровнем (ступенью) развития правового положения, достижение которого влечет его скачкообразное существенное изменение, возникновение нового юридического состояния. Иными словами, развитие правового положения до определенного критического уровня, образуя сложный юридический состав, создает качественно новый статус лица, влекущий одновременное новое изменение его правового положения. Сравнительный анализ содержания понятий «правовое положение» и «правовой статус» позволяет сделать вывод о том, что правовой статус можно определить как фиксированный начальный уровень правового положения субъекта <8>. ——————————— <6> В свою очередь, для слова «положение» более характерны словосочетания «изменение правового положения», «проанализировать правовое положение» и т. п. <7> В психологии под статусом понимают позицию, занимаемую индивидуумом в социальной группе и обществе в целом. <8> См. более подробно: Бараненков В. В. Теоретико-правовые основы определения юридической личности военных организаций // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 10. С. 82 — 83.

Заслуживает внимания и позиция Н. В. Витрука, который указывает, что развитие и совершенствование правовых понятий означает их обогащение, уточнение и конкретизацию, замену старых понятий новыми, поскольку первые не могут вместить и охватить существенные свойства изменившихся реальных отношений правовой действительности, представляющих область отражения этих понятий как путем вычленения из уже существующих, так и посредством образования новых <9>. ——————————— <9> Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 20.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, вправе в рамках своей дискреции устанавливать для них как ограничения в части реализации гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования военной службы, а также специфическим характером деятельности лиц, проходящих военную службу. Это право федерального законодателя нашло свое непосредственное закрепление в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и иными федеральными законами; на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Из п. 1 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, во взаимосвязи со ст. 37 (ч. 1) Конституции Российской Федерации вытекает, что, поступая на военную службу по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Соответственно, военнослужащий обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности. Таким образом, военнослужащие как особая категория граждан, проходящих военную службу, обладая соответствующими специальными социальными гарантиями со стороны государства, несут одновременно конституционно значимые, публичные обязанности по защите самого государства. Следовательно, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, обладают правовым статусом военнослужащего, который представляет собой фиксированный начальный уровень правового положения военнослужащих. Правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и их соответствующий уровень правового положения в военной организационной структуре намного выше начального уровня правового положения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, так как служба осуществляется на постоянной профессиональной основе. Определяя такое различие в правовом положении военнослужащих, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 июля 2003 г. N 268-О буквально указал следующее <10>: ——————————— <10> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2003 г. N 268-О «По запросу Московского гарнизонного военного суда о проверке конституционности части второй статьи 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

пенсия за выслугу лет как мера государственной социальной защиты военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, обусловлена их особым правовым статусом, предопределяемым характером военной службы. В целях поддержки и поощрения лиц, избравших своей профессиональной деятельностью военную службу и осуществляющих специфические задачи обороны страны, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, государство вправе, исходя из особенностей условий прохождения военной службы, предусматривать для них льготы по пенсионному обеспечению, касающиеся, в частности, и исчисления выслуги лет для назначения пенсии при прохождении ими службы в особых условиях, равно как и определять порядок реализации этих льгот во времени и по кругу лиц. Установление такого рода льгот для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и соответственно дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации) и нарушающая право на пенсионное обеспечение (ст. 39 Конституции Российской Федерации). По мнению автора, совершенствование правового положения и четкая детализация правового статуса военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, позволили бы не только привести в порядок нормативно-правовую базу в этой сфере федерального законодательства, подчас довольно противоречивого и неясного, но и способствовали бы более эффективному решению нашим государством задачи по формированию у граждан готовности к военной службе, выполнению гражданского долга и конституционной обязанности по защите Отечества. Таким образом, проведенное краткое исследование выборочных норм действующего законодательства по правовому регулированию социальных гарантий и льгот, определяющих правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, показало, что правовой статус вышеуказанной категории военнослужащих нуждается в совершенствовании.

——————————————————————