Работнику пришла повестка
(Колинько А.)
(«ЭЖ-Юрист», 2014, N 1-2)
РАБОТНИКУ ПРИШЛА ПОВЕСТКА
А. КОЛИНЬКО
Александр Колинько, юрист, г. Москва.
Работник организации получил повестку с требованием прибыть для прохождения военных сборов. Что в этом случае должен делать работодатель? Обязан ли отпустить работника? Должен ли сохранить за ним место работы (должность) и оплатить время его отсутствия? Какие документы при этом оформляются? Эти и другие вопросы рассмотрим в настоящей статье.
Военные сборы
Согласно ст. 54 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки к военной службе.
Военные сборы подразделяются на учебные сборы и сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.
Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. При этом военные сборы не могут длиться более двух месяцев, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может превышать 12 месяцев.
Следует отметить, что периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может быть чаще одного раза в три года. Граждане, пребывающие в запасе, призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов.
Призыв осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ.
Оповещение граждан о призыве на учебные сборы происходит заблаговременно, а оповещение, сбор, призыв и доставка граждан на проверочные сборы осуществляются в порядке и в сроки, установленные мобилизационными планами.
Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки по форме согласно приложению 1 к Положению о проведении военных сборов, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 (далее — Положение). Повестка состоит из трех частей: расписки о получении, извещения руководителю организации и собственно повестки.
Необходимо обратить внимание, что повестка может быть направлена как непосредственно работнику (по месту жительства), так и на адрес организации. В последнем случае работодатель должен вручить повестку работнику, оставив у себя извещение, при этом нужно взять с работника расписку в ее получении.
Гарантии и компенсации
Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и среднего заработка по месту постоянной работы.
Следует обратить внимание, что порядок исчисления средней заработной платы установлен ст. 139 ТК РФ, а также Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
Согласно ч. 2 ст. 170 ТК РФ государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей, выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Пункт 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ гласит, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением положений Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
В настоящее время действуют Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее — Правила).
В силу п. 24 Положения материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает обеспечение продовольствием и вещевым имуществом, финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов.
В пункте 25 Положения указывается, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение):
за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы:
— среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы;
— расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
— расходов по найму (поднайму) жилья;
— командировочных (суточных);
за время прохождения военных сборов:
— оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию;
— коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях;
— среднего заработка с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы;
— командировочных (суточных) при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.
Осуществление расходов, указанных в подп. «а», абз. 4 и 5 подп. «б» п. 25 Положения, производится военными комиссариатами, а расходов, указанных в абз. 2 и 3 подп. «б» п. 25, — соответствующими воинскими частями (п. 26 Положения).
В соответствии с подп. 5 п. 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа ФСБ к месту проведения военных сборов и обратно, а для работающих граждан — с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, в случае:
— прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования для решения вопроса о призыве на военные сборы;
— прохождения военных сборов;
— вызова военным комиссариатом, органом ФСБ для решения вопросов, связанных с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов.
Согласно п. 5 Правил выплата компенсации осуществляется военным комиссариатом на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии следующих документов:
— приказа об освобождении работника от работы;
— извещения руководителю организации о призыве работника на военные сборы (приложение 1 к Положению);
— справки о прохождении военного сбора (приложение 2 к Положению) и т. д.
Организация представляет указанные сведения в заявлении (на бланке организации), подписанном руководителем (заместителем руководителя) и заверенном печатью организации.
Кроме того, в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 26.04.2013 N 325 граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному страхованию жизни и здоровья. Оно гарантируется на период прохождения военных сборов, а также в течение одного года после их окончания в случае смерти или инвалидности, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в указанный период.
Также следует отметить, что в случае направления работника на военные сборы во время ежегодного оплачиваемого отпуска отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника (абз. 3 ч. 1 ст. 124 ТК РФ).
Оформляем документы, ищем замену
На основании извещения из военного комиссариата руководитель организации издает приказ о том, что работник в соответствии со ст. 170 ТК РФ освобождается от работы для исполнения государственных обязанностей с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка. Поскольку унифицированная форма такого приказа не установлена, он может издаваться в произвольной форме.
Каждый день нахождения работника на военных сборах следует отмечать в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы N Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» или N Т-13 «Табель учета рабочего времени», утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1), где в графах «Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца» проставляется буквенный код «Г» или цифровой код «23» — «невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству».
В государственных (муниципальных) учреждениях дни нахождения работника на военных сборах необходимо отмечать буквенным кодом «Г» (выполнение гособязанностей) в табеле учета использования рабочего времени и расчета зарплаты по форме 0504421, утв. Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н, либо в табеле учета рабочего времени по форме 0301008 (форма N Т-13) буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23» (условные обозначения указаны в Постановлении Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1).
Для того чтобы за время нахождения работника на военных сборах у работодателя не прервался производственный процесс, отсутствующего работника можно заменить несколькими способами:
привлечь другого штатного работника организации:
— заключить с ним трудовой договор о работе по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ);
— поручить ему исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ);
— временно перевести работника на другую работу (ст. 72.2 ТК РФ);
— временно переместить работника на другое рабочее место или в другое структурное подразделение, поручить ему работы на другом механизме или агрегате (ст. 72.1 ТК РФ);
— заключить срочный трудовой договор с работником, не состоящим в штате организации (ст. ст. 57, 59 ТК РФ).
Таким образом, у работодателя есть возможность воспользоваться несколькими вариантами замены отсутствующего работника. Какой из вариантов более предпочтителен, работодатель решает исходя из конкретной производственной обстановки, сложившейся в организации.
——————————————————————