Льготы ветеранам боевых действий по транспортному налогу
(Казанков А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 1)
ЛЬГОТЫ ВЕТЕРАНАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ
А. В. КАЗАНКОВ
Казанков А. В., полковник юстиции.
Проведен анализ налоговых льгот по транспортному налогу, предоставляемых в субъектах Российской Федерации в отношении такой категории ветеранов, как ветераны боевых действий.
Ключевые слова: ветераны боевых действий, транспортный налог, льготы.
Benefits to veterans of combat operations on transportation tax A. V. Kazankov
The analysis of tax breaks on transportation tax provided in the Russian Federation in respect of that category of veterans, as combat veterans.
Key words: combat veterans, transportation tax, benefits.
Каждый гражданин Российской Федерации, приобретая транспортное средство, получает в довесок к нему еще и весь груз законодательно закрепленного бремени, в том числе и налогового. Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается соответствующими законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Попытаемся провести анализ налоговых льгот по транспортному налогу, предоставляемых в субъектах Российской Федерации в отношении такой категории ветеранов, как ветераны боевых действий. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» <1> к ветеранам боевых действий относятся: ——————————— <1> Далее — Закон о ветеранах.
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; 2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1957 г.; 3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; 4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий; 5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий; 6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г., отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. Напомним, что возможность установления субъектами Российской Федерации дополнительных мер социальной поддержки для ветеранов боевых действий и принятия ими соответствующих нормативных правовых актов законодательно закреплена п. 3 ст. 10 Закона о ветеранах. В ходе проведенного анализа было исследовано 83 законодательных акта субъектов Российской Федерации, устанавливающих транспортный налог. В 50 региональных законодательных актах (15 республик, 6 краев, 25 областей и 4 автономных округа, что составляет более 60% субъектов Российской Федерации) налоговые льготы для категории граждан «ветераны боевых действий» не предусмотрены. А именно в таких субъектах Российской Федерации, как: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Республика Хакасия, Чувашская Республика — Чувашия, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Амурская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Иркутская область, Калининградская область, Кемеровская область, Костромская область, Магаданская область, Нижегородская область, Новгородская область, Омская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Свердловская область, Смоленская область, Тверская область, Томская область, Тюменская область, Челябинская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Только в законодательстве 33 субъектов Российской Федерации в настоящее время предусмотрены налоговые льготы для ветеранов боевых действий по транспортному налогу. В целом необходимо отметить, что при отсутствии единства подходов законодательных собраний по определению указанных льгот для ветеранов боевых действий общим критерием для них является то, что они предоставляются в отношении только одного транспортного средства, зарегистрированного на гражданина в течение налогового периода. Проведем правовой анализ в отношении самого распространенного транспортного средства — легкового автомобиля. Законодательные подходы по предоставлению налоговых льгот для ветеранов боевых действий условно можно классифицировать по следующим направлениям: 1. Полное освобождение от уплаты налога без предъявления каких-либо ограничений к техническим параметрам автомобиля <2> (законодательные акты города Москвы, Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Липецкой области, Мурманской области, Сахалинской области, Тульской области). ——————————— <2> Основным применяемым законодателями техническим параметром автомобиля является указание мощности двигателя (измеряемой в лошадиных силах (далее — л. с.) или кВт).
2. Полное освобождение от уплаты налога с ограничениями, предъявляемыми к мощности двигателя автомобиля, до: — 150 л. с. включительно (законодательные акты Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан, Калужской области, Новосибирской области, Тамбовской области, Саратовской области); — 120 л. с. включительно (закон Воронежской области); — 100 л. с. включительно (законы Республики Северная Осетия — Алания, Хабаровского края, Красноярского края, Волгоградской области, Самарской области, Ульяновской области); — 80 л. с. включительно (при этом отечественного производства в соответствии с законом Ленинградской области). 3. Понижение ставки налога с одновременным ограничением по мощности двигателя автомобиля: 1) в процентном отношении: — — до 30% с ограничением мощности двигателя автомобиля до 130 л. с. (закон Еврейской автономной области); — до 50% с ограничением мощности двигателя автомобиля: до 100 л. с. (законы Республики Удмуртии и Ивановской области); до 150 л. с. (законы Московской и Кировской областей); — до 70% с ограничением мощности двигателя автомобиля до 100 л. с. (закон Курганской области); 2) в фиксированном отношении — 10 руб. за 1 л. с. (закон Курской области). 4. Понижение ставки налога без ограничений к техническим характеристикам автомобиля (законы Чеченской Республики и Оренбургской области — до 50%). Вместе с тем после проведенного сравнительного анализа думается, что ветераны боевых действий, проживающие, например, в Ямало-Ненецком автономном округе, не будут слишком расстроены тем, что в отношении их не предусмотрены налоговые льготы, как в других регионах. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2002 г. N 61-ЗАО «О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» от уплаты транспортного налога освобождаются все физические лица — владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно (это также, как предусмотрены налоговые льготы по транспортному налогу для ветеранов боевых действий, проживающих в Санкт-Петербурге, Республике Башкортостан, Калужской, Новосибирской, Тамбовской и Саратовской областях). Более подробная информация по имеющимся налоговым льготам для ветеранов боевых действий, предоставляемых в субъектах Российской Федерации, приведена в прилагаемой к настоящей статье таблице. Таким образом, можно сделать вывод, что в наиболее выгодном положении по налоговым льготам по транспортному налогу в настоящее время оказались автовладельцы из числа ветеранов боевых действий, проживающих в городе Москве, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Липецкой, Мурманской, Сахалинской и Тульской областях. Конечно же, хотелось бы выразить пожелания законодательным собраниям субъектов Российской Федерации при принятии своих законодательных решений не забывать о мерах социальной поддержки для такой категории ветеранов, как ветераны боевых действий. Количество ветеранов указанной категории продолжает увеличиваться с каждым годом и через несколько десятилетий, как ни грустно это осознавать, в существующей законодательно закрепленной иерархии боевых ветеранских заслуг перед Отечеством они постепенно встанут на смену такой категории ветеранов, как ветераны Великой Отечественной войны.
Налоговые льготы для ветеранов боевых действий по транспортному налогу по субъектам Российской Федерации
Субъект Основание предоставления Налоговая льгота, Российской налоговой льготы предоставляемая ветеранам Федерации боевых действий в субъекте Российской Федерации (за одно транспортное средство (легковой автомобиль), зарегистрированное на гражданина) в течение налогового периода
1 2 3
Москва подпункт 5 пункта 1 статьи 4 от уплаты налога Закона города Москвы от 9 июля освобождены 2008 г. N 33 «О транспортном налоге»
Санкт-Петер — абзац третий статьи 4-1 Закона от уплаты налога бург Санкт-Петербурга от 16 октября освобождены при условии, 2002 г. N 487-53 «О транспортном что данное транспортное налоге» средство имеет мощность двигателя до 150 л. с. включительно или с года его выпуска прошло более 15 лет
Республика пункт 6 части 1 статьи 4 Закона освобождаются от уплаты Адыгея Республики Адыгея от 28 декабря налога 2002 г. N 106 «О транспортном налоге»
Республика статья 3 Закона Республики освобождаются от уплаты Башкортостан Башкортостан от 27 ноября налога по автомобилям 2002 г. N 365-з «О транспортном легковым с мощностью налоге» двигателя до 150 л. с. включительно
Кабардино — пункт 1 части 1 статьи 7 Закона освобождаются от уплаты Балкарская Кабардино-Балкарской Республики налога Республика от 28 ноября 2002 г. N 83-РЗ «О транспортом налоге»
Республика пункт 2 статьи 4 Закона освобождаются от уплаты Северная Республики Северная налога за одно транспортное Осетия — Осетия — Алания от 20 октября средство с мощностью Алания 2011 N 30-РЗ «О транспортном двигателя до 100 л. с. налоге в Республике Северная включительно Осетия — Алания»
Удмуртская пункт 2.2 статьи 3 Закона освобождаются от уплаты Республика Удмуртской Республики от 27 налога по одному ноября 2002 г. N 63-РЗ «О транспортному средству, транспортном налоге в Удмуртской мощность двигателя которого Республике» не превышает 100 л. с. (73,55 кВт), по ставке 50 процентов от размера соответствующей ставки налога
Чеченская часть 2 статьи 9 Закона налоговая ставка Республика Чеченской Республики от 13 уменьшается на 50 процентов октября 2006 г. N 32-РЗ «О транспортном налоге в Чеченской Республике»
Краснодар — подпункт 5 пункта 1 статьи 5 освобождены по автомобилям ский край Закона Краснодарского края от легковым с мощностью 26 ноября 2003 г. N 639-КЗ двигателя до 150 л. с. «О транспортном налоге на включительно территории Краснодарского края»
Красноярский подпункт «ж» пункта 1 статьи 4 освобождены от уплаты край Закона Красноярского края от 8 транспортного налога на ноября 2007 г. N 3676 одно транспортное средство «О транспортном налоге» с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно
Хабаровский подпункт «б» пункта 2 части 2 освобождены за один край статьи 7 Закона Хабаровского автомобиль легковой края от 10 ноября 2005 г. N 308 (мотоцикл, мотороллер) с «О региональных налогах и мощностью двигателя до 100 налоговых льготах в Хабаровском л. с. (до 73,55 кВт) крае» включительно
Архангель — статья 4 Закона Архангельской в части исчисленного налога ская область области от 1 октября 2002 г. в размере, не превышающем N 112-16-ОЗ «О транспортном 980 рублей налоге»
Волгоград — абзац шестой пункта 1 статьи 2 освобождены от уплаты ская область Закона Волгоградской области от транспортного налога в 11 ноября 2002 г. N 750-ОД отношении транспортного «О транспортном налоге» средства с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно
Вологодская подпункт «з» пункта 4 статьи 2 освобождены от уплаты область Закона Вологодской области от 15 ноября 2002 г. N 842-ОЗ «О транспортном налоге»
Воронежская подпункт 2 пункта 1 статьи 1 освобождены от уплаты за область Закона Воронежской области от транспортное средство с 11 июня 2003 года N 28-ОЗ «О мощностью двигателя до 120 предоставлении налоговых льгот л. с. включительно, по уплате транспортного налога зарегистрированное на на территории Воронежской указанных лиц области»
Ивановская часть третья статьи 5 Закона в размере 50 процентов область Ивановской области от 28 ноября налоговой ставки в 2002 г. N 88-ОЗ «О транспортном отношении автомобилей налоге» легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л. с. (до 73,5 5 кВт) включительно
Калужская подпункт 3 пункта 1 статьи 5 освобождены от уплаты за область Закона Калужской области от 26 одно транспортное средство ноября 2002 г. N 156-ОЗ «О с мощностью двигателя до транспортном налоге на 150 л. с. территории Калужской области»
Кировская подпункт 7 пункта 3 статьи 5 в размере 50 процентов от область Закона Кировской области от 28 установленной ставки в ноября 2002 г. N 114- ЗО «О отношении одного легкового транспортном налоге в Кировской автомобиля с мощностью области» двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт)
Курганская подпункт 7 пункта 3 статьи 3 в размере 70 процентов от область Закона Курганской области от 26 соответствующих налоговых ноября 2002 г. N 255 «О ставок за одно транспортное транспортном налоге на средство с мощностью территории Курганской области» двигателя до 100 л. с. включительно по выбору (заявлению)
Курская подпункт «а» пункта 1 статьи 3 в отношении легковых область Закона Курской области от 21 автомобилей отечественного октября 2002 г. N 44-ЗКО «О производства с мощностью транспортном налоге» двигателя свыше 100 л. с. подпункт «б» пункта 1 статьи 3 до 150 л. с. (свыше 73,55 Закона Курской области от 21 кВт до 110,33 кВт) октября 2002 г. N 44-ЗКО включительно ставка «О транспортном налоге» транспортного налога устанавливается в размере 10 рублей с каждой лошадиной силы; освобождены в отношении легковых автомобилей отечественного производства, а также автомобилей марок «ЗАЗ», «Таврия» и «ЛуАЗ» за одно транспортное средство (на усмотрение владельца) для автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно
Ленинград — абзац второй статьи 3 Областного освобождены от уплаты ская область закона Ленинградской области от налога в отношении одного 22 ноября 2002 г. N 51-оз зарегистрированного на них «О транспортном налоге» легкового автомобиля отечественного производства (СССР) с мощностью двигателя до 80 л. с. включительно и с годом выпуска до 1990 года включительно
Липецкая абзац четвертый статьи 7 Закона освобождены от уплаты область Липецкой области от 25 ноября 2002 года N 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области»
Московская пункт 4 статьи 25 Закона ставки транспортного налога область Московской области от 24 ноября уменьшаются на 50 процентов 2004 г. N 151/2004-ОЗ «О за автомобили легковые с льготном налогообложении в мощностью двигателя до 150 Московской области» л. с. (до 110,33 кВт) включительно за налоговый период
Мурманская абзац четвертый пункта 1 освобождены от уплаты за область статьи 6 Закона Мурманской одно транспортное средство, области от 18 ноября 2002 г. мощность двигателя которого N 368-01-ЗМО «О транспортном является наибольшей, из налоге» зарегистрированных на указанных лиц
Новосибир — подпункт 1 пункта 1 статьи 2.4 освобождаются от ская область Закона Новосибирской области от налогообложения на 16 октября 2003 г. N 142-ОЗ автомобили легковые с «О налогах и особенностях мощностью двигателя до 150 налогообложения отдельных л. с. категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»
Оренбургская абзац пятый части 2 статьи 9 налог в размере 50 область Закона Оренбургской области от процентов предоставляется 16 ноября 2002 г. N 322/66-Ш-ОЗ не более чем по одному «О транспортном налоге» транспортному средству, имеющему наиболее мощные двигатель, тягу реактивного двигателя или валовую вместимость
Самарская подпункт «а» пункта 2 статьи 4 освобождаются от область Закона Самарской области от 6 налогообложения на ноября 2002 г. N 86- ГД автомобили легковые с «О транспортном налоге на мощностью двигателя до 100 территории Самарской области» л. с. (до 73,55 кВт) включительно
Саратовская подпункт «а» пункта 1 статьи 4 освобождаются от уплаты область Закона Саратовской области от 25 налога в отношении одной ноября 2002 г. N 109-ЗСО единицы транспортного «О введении на территории средства с мощностью Саратовской области двигателя до 150 л. с. (до транспортного налога» 110,33 кВт) включительно
Сахалинская подпункт 8 пункта 3 статьи 6 освобождаются от уплаты область Закона Сахалинской области от налога по одному 29 ноября 2002 г. N 377 автотранспортному средству «О транспортном налоге»
Тамбовская подпункт 2 пункта 1 статьи 7 освобождаются от уплаты область Закона Тамбовской области от 28 налога в части ноября 2002 г. N 69-З зарегистрированных на их «О транспортном налоге в имя (не более одного на Тамбовской области» владельца) легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно
Тульская абзац третий пункта 1 статьи 8 освобождаются от уплаты область Закона Тульской области от 28 налога ноября 2002 г. N 343-ЗТО «О транспортном налоге»
Ульяновская подпункт 2 пункта 1 статьи 3 освобождаются от уплаты область Закона Ульяновской области от налога в отношении 6 сентября 2007 г. N 130-ЗО автомобилей легковых с «О транспортном налоге в мощностью двигателя до 100 Ульяновской области » л. с.
Еврейская подпункт 3 пункта 1 статьи 3 понижение ставки налога на автономная Закона Еврейской автономной 30 процентов (по выбору область области от 2 ноября 2004 г. налогоплательщика) в N 343-ОЗ «О транспортном налоге отношении автомобиля с на территории Еврейской мощностью двигателя до 130 автономной области» л. с.
——————————————————————