Организация прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав военнослужащих в условиях перехода Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику

(Левый М. Г.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 2)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К НОВОМУ ОБЛИКУ <*>

М. Г. ЛЕВЫЙ

——————————— <*> Levyj M. G. Organization of procurator’s supervision of observance of housing rights of military men in conditions of transfer of the Armed forces of the Russian Federation to the new image.

Левый Михаил Геннадьевич, военный прокурор отдела надзора (за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами) военной прокуратуры Восточного военного округа, лейтенант юстиции.

Автор на примере военной прокуратуры Восточного военного округа наглядно показал, как организован прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав военнослужащих в условиях перехода Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику.

Ключевые слова: военная прокуратура, жилищные права военнослужащих.

The author on the basis of the military procuracy of the Eastern Military District shows how the procurator’s supervision of observance of housing rights of military men in conditions of transfer of the Armed Forces of the Russian Federation to the new image is organized.

Key words: military procuracy, housing rights of military men.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на жилище. Действующее федеральное законодательство, определяющее статус военнослужащего, одной из основных социальных гарантий указанной категории граждан Российской Федерации называет право на обеспечение жильем от государства. Федеральный закон «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, гласит, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение. 12 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что решение жилищной проблемы военнослужащих — важнейшая общегосударственная задача, а обеспечение военнослужащих постоянным и служебным жильем по-прежнему остается приоритетным направлением деятельности государства <1>. ——————————— <1> URL: http://www. kremlin. ru/transcripts/5979.

Вместе с тем в сравнении с реализацией права на другие социальные гарантии, такие как обеспечение денежным и вещевым довольствием, право на обеспечение жильем реализуется военнослужащими с наибольшим числом сложностей. На эффективность практической реализации задачи государства по обеспечению жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей оказывают негативное воздействие объективные обстоятельства, обусловленные высокой стоимостью жилья в Российской Федерации, продолжающейся реорганизацией Вооруженных Сил Российской Федерации, сокращением их численности и, как следствие этого, необходимостью обеспечения жильем значительного количества военнослужащих. В то же время в ходе практической деятельности правоохранительных органов выявляются многочисленные факты злоупотреблений и нарушений законности в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, что, помимо объективных причин, существенно усложняет разрешение жилищной проблемы военнослужащих. Анализ работы военной прокуратуры Восточного военного округа свидетельствует, что, несмотря на принимаемые командованием и контрольно-ревизионными органами меры, нарушения законодательства, направленного на обеспечение жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, по-прежнему носят распространенный характер в войсках округа, о чем свидетельствуют статистические показатели надзорной работы. Так, в 2010 г. прокурорскими проверками соблюдения жилищных прав граждан выявлено более 600 нарушений законов. Об их устранении командованию внесено 88 представлений, в защиту интересов граждан заявлено 182 (96 + 89,6%) иска. По результатам проверок 30 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения закона, 55 привлечены к дисциплинарной ответственности по требованию военных прокуроров. При этом на 81,7% выросло количество нарушений, выявленных в данной сфере в 2010 г. в сравнении с 2009 г., что требует принятия военными прокурорами дополнительных мер к выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений, посягающих на жилищные права военнослужащих. Наибольшее число нарушений жилищных прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей допускается воинскими должностными лицами, обладающими исполнительно-распорядительными полномочиями в отношении жилищного фонда, в сфере распределения и выделения жилья. В ходе проверки, проведенной в мае 2010 г. военной прокуратурой Уссурийского гарнизона, установлено, что в нарушение п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, начальник ФГУ «Покровская КЭЧ района» майор С. необоснованно отказал сержанту к/с К. включить находящегося у нее на иждивении ребенка в состав ее семьи для обеспечения государственным жилищным сертификатом. В мае 2010 г. по результатам проверки военным прокурором Уссурийского гарнизона начальнику ДКЭУ (Т) внесено представление об устранении нарушений закона, которое реализовано, права военнослужащей восстановлены. Аналогичные нарушения выявлены в деятельности поднадзорных квартирно-эксплуатационных органов военными прокурорами Хабаровского, Благовещенского гарнизонов, а также гарнизона Комсомольск-на-Амуре. Типичными являются нарушения жилищных прав военнослужащих при увольнении их с военной службы. Надзорными мероприятиями, проведенными в августе 2010 г. военной прокуратурой Бикинского гарнизона, установлено, что в нарушение п. п. 15, 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы приказом командира в/ч 46102 N 172 от 14 декабря 2009 г. майор Н., уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и нуждающийся в обеспечении жилым помещением, без предоставления жилья исключен из списков личного состава части. В августе 2010 г. военным прокурором гарнизона на противоречащий закону приказ принесен протест, который удовлетворен, права военнослужащего восстановлены. Подобные нарушения также носят весьма распространенный характер. Сложной и до конца не разрешенной проблемой остается обеспечение нормальных жилищных условий граждан, проживающих в ведомственном жилищном фонде. Так, в августе — сентябре 2010 г. военной прокуратурой округа проведена надзорная проверка по информации заместителя начальника жилищной инспекции правительства Хабаровского края о непринятии должностными лицами ФГУ «Совгаванская КЭЧ» мер к приведению в надлежащее техническое состояние здания жилого дома в г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края, в котором проживают военнослужащие и члены их семей. Установлено, что руководство КЭЧ фактически самоустранилось от решения жилищной проблемы военнослужащих, проживающих в ветхом жилом фонде, требования, изложенные в предписаниях жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края, игнорировались. По результатам проверки начальнику ДКЭУ (Т) внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого виновные лица привлечены к ответственности, руководством КЭЧ приняты меры к устранению допущенных нарушений жилищных прав военнослужащих. Следует отметить, что субъектами правонарушений зачастую становятся не только воинские должностные лица, но и сами потенциальные и фактические участники государственных жилищных программ. Об этом свидетельствует практика надзорной работы военной прокуратуры округа по выявлению нарушений, связанных с незаконным удержанием гражданами служебных квартир после реализации ими государственных жилищных сертификатов. Такие нарушения негативно сказываются на обеспечении жильем других военнослужащих, в том числе молодых офицеров и их семей, что снижает престиж военной службы. Военными прокурорами принимаются действенные меры реагирования к лицам, допускающим подобные нарушения. Только в 2010 г. по результатам надзорных мероприятий в суды общей юрисдикции направлено 111 исковых заявлений о выселении указанной категории граждан из жилого фонда Минобороны России, которые удовлетворены. К примеру, в декабре 2010 г. Михайловский районный суд Приморского края рассмотрел иск, заявленный в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации военным прокурором Уссурийского гарнизона в интересах Минобороны России к бывшему военнослужащему Л., о выселении его и членов его семьи из служебной квартиры в связи с реализацией ответчиком в апреле 2010 г. государственного жилищного сертификата. Решением Михайловского районного суда Приморского края от 22 декабря 2010 г. Л. и члены его семьи выселены из незаконно занимаемого жилого помещения. Принятие военной прокуратурой действенных мер реагирования, направленных на обеспечение жилищных прав военнослужащих, во многом ориентировано на создание у военнослужащих чувства социальной защищенности, укрепление их морально-психологического состояния, что, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на общее состояние боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время в Минобороны России продолжается реформирование, реорганизуется система квартирно-эксплуатационных органов, в связи с чем вновь создается нормативная база, регулирующая вопросы обеспечения военнослужащих жильем. Так, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее по тексту — Приказ N 1280) утверждены две Инструкции, которыми определен порядок предоставления военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма, а также служебных жилых помещений, в связи с чем признан утратившим силу Приказ Министра обороны от 15 февраля 2000 г. N 80, которым на протяжении 10 лет регулировались правоотношения в данной сфере. В войсках упразднен институт жилищных комиссий и создана единая очередь для военнослужащих, которая строится исходя из даты признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья. Как отмечает в своем интервью газете «Красная звезда» заместитель Министра обороны Российской Федерации Т. В. Шевцова, главными аспектами Приказа являются применение принципа социальной справедливости при распределении жилья военнослужащим и создание системы максимальной прозрачности при решении данного вопроса, сведен к минимуму личностный фактор во взаимоотношениях военнослужащих и лиц, принимающих решение при распределении жилья <2>. ——————————— <2> Горупай О. На основе социальной справедливости. URL: http://www. redstar. ru/2010/11/09_11/1_01.html.

Такое мнение Т. В. Шевцовой является вполне обоснованным, поскольку значительное число нарушений жилищных прав военнослужащих было связано именно с деятельностью жилищных комиссий, злоупотреблениями их членов. Вместе с тем анализ Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее — Инструкция), утвержденной Приказом N 1280, свидетельствует о необходимости корректировки отдельных ее положений, которые на практике могут создать предпосылки к нарушению прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Так, в соответствии с п. 5 Инструкции уполномоченный орган рассматривает заявление военнослужащего о признании нуждающимся в получении жилья с представленными документами в течение тридцати рабочих дней со дня их поступления. При этом, если военнослужащим представлены не все необходимые документы, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления, о чем уведомляет военнослужащего, и предлагает представить в уполномоченный орган недостающие документы. В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не представлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. В то же время собрать в течение 30 суток необходимые документы, равно как и представить документы, свидетельствующие о невозможности их получения, либо иные сведения, подтверждающие право на признание нуждающимся в получении жилья, в силу объективных причин военнослужащему не всегда представляется возможным. Однако Инструкцией не регламентирована процедура возможной пролонгации этого срока по мотивированному ходатайству военнослужащего, что может стать причиной нарушения жилищных прав военнослужащих в результате поспешного и необоснованного отказа уполномоченного органа в постановке на жилищный учет. С учетом изложенного представляется необходимым внести в Инструкцию дополнительные положения о праве военнослужащего обратиться с мотивированным заявлением в уполномоченный орган о продлении срока представления необходимого пакета документов, который по решению этого органа может быть продлен еще на 30 суток. Спорным видится также положение пп. «е» п. 1 Инструкции, согласно которому военнослужащие для признания нуждающимися в жилье представляют в уполномоченный орган выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г. Представляется, что такое требование создает дополнительные трудности военнослужащим в реализации их жилищных прав. Подобная позиция озвучена Верховным Судом Российской Федерации в решении от 23 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1447, которым п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 г. «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» в части, устанавливающей, что решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем принимается лишь в отношении граждан, не имеющих жилья за пределами закрытого административно-территориального образования. Суд пришел к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством информация о зарегистрированных правах может быть предоставлена только в пределах регистрационного округа — субъекта Российской Федерации. При этом единого регистрационного органа, в котором могут быть получены сведения о наличии или отсутствии у гражданина объектов недвижимости на всей территории Российской Федерации, не имеется, что с учетом неопределенности оспариваемой нормы создает непреодолимые препятствия для граждан <3>. ——————————— <3> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1447 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010. N 11. Ст. 18.

Несмотря на то что анализируемое положение Инструкции определенности не содержит и предписывает предоставлять военнослужащим соответствующие сведения с территории всей Российской Федерации, с учетом значительного числа субъектов Российской Федерации, платности услуги по предоставлению выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, трудности в реализации жилищных прав военнослужащим оно все же создает, в связи с чем требует дополнительной корректировки. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено право каждого на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи <4>. ——————————— <4> Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Справочная правовая система «Гарант».

Стоит признать, что военнослужащие в настоящее время являются одной из наименее защищенных категорий граждан в Российской Федерации, и выполнение обязательств государства по их обеспечению жильем является необходимой мерой поддержания престижа военной службы. В свою очередь, органы военной прокуратуры, надзирающие за соблюдением законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, призваны обеспечить надлежащую реализацию жилищной политики государства, и это направление деятельности в рамках приведения Вооруженных Сил к новому облику является приоритетным.

——————————————————————