Правовые аспекты проведения предвыборных мероприятий с участием военнослужащих и военных организаций

(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», N 9, 2003)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В. М. КОРЯКИН

В. М. Корякин, полковник юстиции, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В связи с истечением срока полномочий нынешнего состава Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2003 г. планируется проведение очередных выборов депутатов Государственной Думы. Весной следующего, 2004 г. состоятся выборы Президента Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ решение о проведении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является второе воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Согласно ст. 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ <*> решение о назначении выборов Президента Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации. ——————————— <*> Российская газета. 16.01.2003.

Таким образом, начиная с осени 2003 г. основным содержанием внутриполитической жизни нашей страны будет избирательная кампания <*> по выборам депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие согласно Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации и нормативным правовым актам органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. ——————————— <*> Избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).

Указанными обстоятельствами определяется актуальность рассмотрения правовых аспектов участия военнослужащих и военных организаций в предвыборных мероприятиях.

1. Особенности участия военнослужащих в выборах

Являясь полноправными гражданами государства, военнослужащие пользуются всей полнотой избирательных прав, предоставляемых законодательством гражданам России. С учетом особого статуса военнослужащих и характера выполняемых ими задач в реализации военнослужащими указанных прав имеется ряд особенностей, обусловленных спецификой военной службы. В чем они состоят? Во-первых, военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части (п. 2 ст. 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Во-вторых, военнослужащим запрещено членство в политических партиях <*>. Они могут состоять лишь в тех общественных объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (п. 2 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). ——————————— <*> Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ).

В-третьих, при выборах в органы местного самоуправления на местном референдуме в списки избирателей не включаются и не учитываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования (п. 5 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). В-четвертых, военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, по личному письменному заявлению, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания (п. 17 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; п. 6 ст. 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; п. 6 ст. 27 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). В-пятых, военнослужащие голосуют, как правило, на общих избирательных участках. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (п. 6 ст. 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; п. 5 ст. 14 и п. 3 ст. 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; п. 5 ст. 25, п. 3 ст. 27 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). В-шестых, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса (п. 6 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; п. 4 ст. 23 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; п. 2 ст. 16 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). В-седьмых, военнослужащим при исполнении ими своих служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего служебного положения запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы (подп. «б» п. 7 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; подп. 2 п. 5 ст. 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; подп. 2 п. 4 ст. 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). В-восьмых, военнослужащим запрещается ведение на территории воинских частей любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной <*> (п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ). ——————————— <*> Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

2. Права и обязанности командиров (начальников) по реализации избирательных прав военнослужащих

В соответствии с принципом единоначалия, который заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего (ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), в числе других обязанностей командиров важное место занимает создание необходимых условий для реализации военнослужащими избирательных прав. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет избирательные права граждан как конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном законодательством. На командиров (начальников) возлагается обязанность реализации как активного избирательного права подчиненных (право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления), так и пассивного избирательного права (право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления). Для реализации активного избирательного права военнослужащих на командиров (начальников) возлагаются следующие обязанности: а) формировать и уточнять сведения об избирателях — военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы. Указанные сведения направляются в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых — в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, — в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий (п. 6 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; п. п. 2, 4 ст. 12 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; п. п. 2, 4 ст. 26 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»); б) образовывать по решению соответствующей избирательной комиссии избирательные участки на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (п. 5 ст. 14 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; п. 5 ст. 25 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»); в) в случае, когда единственное здание, помещение, пригодное для встреч с избирателями, находится в расположении воинской части, выделять такое здание, помещение для проведения агитационных мероприятий по запросу соответствующей избирательной комиссии (п. 7 ст. 53 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»); г) обеспечивать совместно с избирательной комиссией проведение за пределами воинской части встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями из числа военнослужащих с обязательным оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц (п. 7 ст. 53 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; п. 8 ст. 62 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; п. 7 ст. 54 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»); д) обеспечивать беспрепятственный доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, следующих лиц: членов указанной избирательной комиссии; членов вышестоящих избирательных комиссий; кандидата, зарегистрированного данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенного лица, или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам; уполномоченного представителя или доверенного лица политической партии, избирательного блока, федеральный список кандидатов которых зарегистрирован, или кандидата из указанного списка; а в день проведения голосования — общественных наблюдателей <*> на все время с начала работы участковой избирательной комиссии до подписания ее членами протокола об итогах голосования (п. 7 ст. 31 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; п. 7 ст. 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»; ст. 19 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ); ——————————— <*> Наблюдатель — гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

е) формировать состав участковой избирательной комиссии на избирательном участке, образованном в воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации (п. 5 ст. 22 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; п. 5 ст. 15 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»); ж) безвозмездно предоставлять помещение для голосования в распоряжение участковой избирательной комиссии (п. 1 ст. 74 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; п. 1 ст. 66 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). Для реализации пассивного избирательного права военнослужащих на командиров (начальников) возлагаются следующие обязанности: а) обязанность командира воинской части, в которой служит, проходит военные сборы, работает кандидат в депутаты (в Президенты Российской Федерации), по рапорту, заявлению зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей в любой день и на любое время в период со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов (п. 1 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; п. 1 ст. 50 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; п. 1 ст. 42 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»); б) приостанавливать военную службу в занимаемой должности на весь срок полномочий военнослужащим, избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющим указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащим, осуществляющим полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, с прекращением действия контракта о прохождении ими военной службы и зачетом срока приостановления военной службы в выслугу лет военнослужащего (ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ). В период проведения предвыборной кампании командирам (начальникам) воинских частей и военных организаций запрещается: а) вносить от воинских частей, военных организаций пожертвования политическим партиям и их региональным отделениям (п. 3 ст. 30 Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ); б) вносить от воинских частей, военных организаций пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в фонды референдума (п. 6 ст. 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; п. 7 ст. 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; п. 6 ст. 58 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»); в) увольнять по инициативе администрации (работодателя) с работы, с военной службы зарегистрированного кандидата во время проведения выборов или переводить без его согласия на другую работу, а также направлять в командировку, призывать его на военную службу, на военные сборы или направлять на альтернативную гражданскую службу (п. 2 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; п. 5 ст. 42 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»); г) проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы <*>. Исключением являются случаи, когда единственное здание, помещение, пригодное для встреч с избирателями, участниками референдума, находится в расположении воинской части (п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об обороне»; п. 7 ст. 48, п. 7 ст. 53 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; п. 5 ст. 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; п. 7 ст. 54 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»); ——————————— <*> Агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

д) использовать штатные должности и финансовые средства воинских частей и учреждений для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели (п. 3 ст. 24 Федерального закона «Об обороне»).

3. Ответственность за нарушение избирательного законодательства

За неисполнение воинскими должностными лицами возложенных на них обязанностей по обеспечению избирательных прав военнослужащих и других лиц, а также за нарушение ими установленных в данной сфере запретов законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная и административная ответственность. Уголовная ответственность установлена ст. 141 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), согласно которой воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. Те же деяния: а) соединенные с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Данное преступление посягает на избирательные права граждан путем воспрепятствования осуществлению гражданином своих конституционных прав избирать или быть избранным народным депутатом или Президентом Российской Федерации, вести предвыборную агитацию, а также путем воспрепятствования осуществлению доверенными лицами своих полномочий. Данное преступление может быть выражено в воспрепятствовании гражданину участвовать в выборах, а также в работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. В ч. 1 ст. 141 УК РФ законодатель не предусматривает способа совершения этого преступления, оно может быть совершено любым способом. С субъективной стороны ч. 1 ст. 141 УК РФ предполагает лишь прямой умысел. Виновный осознает, что препятствует осуществлению гражданином своих избирательных прав либо ведению предвыборной агитации, либо осознает, что он препятствует осуществлению полномочий доверенных лиц кандидатов в народные депутаты или кандидатов в Президенты Российской Федерации, и желает помешать осуществлению указанных прав или полномочий. Цели и мотивы совершения этого преступления могут быть разнообразными. В ч. 2 ст. 141 УК РФ к числу квалифицирующих признаков относятся подкуп, обман, применение насилия или угроза его применения, использование служебного положения, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Подкуп — предоставление или обещание имущественных выгод за отказ, например, гражданина участвовать в выборах, отказ быть доверенным лицом, работать в избирательной комиссии; передачу голосов в пользу кандидатов и т. д. Обман как способ воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий имеет две разновидности. Активный обман состоит в преднамеренном введении в заблуждение гражданина при сообщении ложных сведений (например, о месте избирательного участка), предоставлении подложных документов или иных действиях, создающих у гражданина ошибочное представление о кандидате в депутаты или в Президенты Российской Федерации и т. п. Пассивный обман может быть выражен в умолчании о юридически значимых фактических обстоятельствах, сообщить которые виновный был обязан, например, как член избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума. Насилие как квалифицирующий признак данного преступления может характеризоваться побоями, причинением легкого вреда и средней тяжести вреда здоровью, незаконным лишением свободы (ч. ч. 1 и 2 ст. 127 УК РФ). Использование служебного положения в воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий в любой форме является также квалифицирующим признаком данного преступления. Виновный, используя свое служебное положение, может воспрепятствовать агитационной работе, регистрации кандидата и т. п. В п. «в» ч. 2 ст. 141 УК РФ воспрепятствование организованной группой или группой по предварительному сговору отнесено также к квалифицирующему признаку данного вида преступления, так как эти разновидности соучастия могут в значительной мере повлиять на ход избирательной кампании, на ход проведения референдума (исказить результаты). Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), которым установлена ответственность воинских должностных лиц за следующие нарушения избирательного законодательства: 1) нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (ст. 5.1 КоАП РФ); 2) вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией ее полномочий, установленных законодательством о выборах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей и по иным вопросам исключительной компетенции избирательной комиссии (ст. 5.2 КоАП РФ); 2) неисполнение решения избирательной комиссии, принятого в пределах ее компетенции (ст. 5.3 КоАП РФ); 3) нарушение порядка предоставления списков избирателей или сведений об избирателях должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность (ст. 5.4 КоАП РФ); 4) нарушение средством массовой информации установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов (ст. 5.5 КоАП РФ); 5) нарушение прав члена избирательной комиссии, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока или представителя средства массовой информации, включая право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, получение которых предусмотрено законом (ст. 5.6 КоАП РФ); 6) отказ предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии для участия в подготовке и проведении выборов (ст. 5.7 КоАП РФ); 7) проведение предвыборной агитации в период, когда такая агитация запрещена законодательством о выборах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством (ст. 5.10 КоАП РФ); 8) нарушение установленного законодательством о выборах права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков на пользование на равных условиях помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями, участниками референдума (ст. 5.15 КоАП РФ). Согласно ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. При этом в указанной статье делается оговорка, что за нарушение законодательства о выборах и референдумах лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — также в виде административного штрафа.

——————————————————————