Правовой статус военнослужащих Российской Федерации, находящихся за рубежом, как участников уголовного процесса
(Печегин А. И.) («Российский следователь», 2005, N 12)
ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ ЗА РУБЕЖОМ, КАК УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
А. И. ПЕЧЕГИН
Печегин А. И., заместитель начальника отдела — старший военный прокурор следственного управления Главной военной прокуратуры, полковник юстиции.
В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия «правовой статус», в которое включаются различные элементы: гражданство, правоспособность, свободы, обязанности, юридическая ответственность и т. д. Так, А. Б. Венгеров под правовым статусом понимает совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе <*>. ——————————— <*> Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000. С. 503; Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2005. С. 585.
С. С. Алексеев же считает, что когда говорится о правовом статусе лица, то имеется в виду то, что оно обладает и правосубъектностью (т. е. может быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правовых отношениях), и определенным кругом основных прав, определяющим его правовое положение в обществе или в данной области общественной жизни <*>. ——————————— <*> Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1996. С. 94.
Нередко под правовым статусом понимается правовое положение человека в обществе и государстве, определяющее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Так, по мнению Л. Д. Воеводина, правовое положение личности, или, иначе говоря, юридический статус человека и гражданина в обществе и государстве, представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой институт. К элементам статуса он относит гражданство, правосубъектность, права, свободы, обязанности, юридические гарантии <*>. ——————————— <*> Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, Издательская группа «ИНФРА-М-НОРМА», 1997. С. 27, 33 — 36.
Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин дополняют рассматриваемую категорию еще таким элементом, как общие принципы статуса личности (равенство прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы и т. п.) <*>. ——————————— <*> Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 1995. С. 152.
Представляется, что наиболее четко элементы правового статуса личности определила Е. А. Лукашева. По ее мнению, понятия «правовой статус» и «правовое положение» не тождественны, а соотносятся как часть и целое. Так, правовой статус включает в себя лишь такие категории, как права, свободы и обязанности, тогда как гражданство, правосубъектность, ответственность, гарантии и законные интересы выходят за его рамки и относятся к правовому положению личности <*>. Эту позицию разделяют и некоторые другие ученые-юристы. ——————————— <*> Лукашева Е. А. Общая теория права человека. М., 1996. С. 28 — 31.
Действительно, права, свободы и обязанности человека дают наиболее полное представление о том, каков его правовой статус в этом государстве. Все остальные элементы (гражданство, ответственность и проч.) либо выступают в качестве предпосылок к их возникновению, либо являются производными от них (например, ответственность возникает в результате невыполнения обязанностей, нарушения прав). Теперь рассмотрим вопрос о статусе военнослужащих. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» <*> под статусом военнослужащих понимается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих <**>, установленных Конституцией РФ, данным Законом, а также федеральными конституционными и федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. ——————————— <*> Закон РФ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2001 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1. Ст. 12; N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348. <**> Как видно из этого определения, в понятие «правовой статус военнослужащих» законодателем включены дополнительные элементы: гарантии прав и свобод, а также ответственность, что несколько противоречит поддерживаемой диссертантом точке зрения. Расширительное определение правового статуса имеется и в иных нормативно-правовых актах, в том числе и международных.
Этот статус гражданин, в том числе и иностранный, приобретает с началом военной службы и утрачивает с ее окончанием. При этом к военнослужащим согласно ст. 2 указанного Закона относятся: — офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; — офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации; — сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. Необходимо помнить, что правовой статус военнослужащего выступает в качестве родового по отношению к правовому статусу личности. В этой связи российские военнослужащие в первую очередь обладают правами и свободами человека и гражданина, которые закреплены в международных правовых актах (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международном билле по правам человека, включающем в себя Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской социальной хартии 1961 г. и т. д.), а также в Конституции Российской Федерации. Во-вторых, военнослужащие Российской Федерации, являясь гражданами нашего государства, имеют общегражданский статус, т. е. пользуются правами, свободами и несут ответственность согласно положениям российского законодательства. Некоторые исключения предусмотрены для иностранных граждан, состоящих на службе в Вооруженных Силах РФ. В то же время федеральными законами могут вводиться некоторые ограничения на указанные выше права и свободы, что связано со спецификой воинской службы, а также устанавливаться дополнительные льготы, гарантии и компенсации. Все это предопределяет наличие у военнослужащих специального правового статуса. Такой же позиции придерживаются ученые-правоведы, в том числе и зарубежные <*>. ——————————— <*> См., напр.: Артамонов Н. В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение: Дис. … докт. юрид. наук. М., 1984; Кудашкин А. В. Конституционно-правовой статус военнослужащих в РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 8 — 9, 16 — 17; Хессе К. Основы конституционного права ФРГ / Пер. с нем. М.: Юрид. лит., 1981. С. 169.
Обязанности, возлагаемые на военнослужащих, заключаются в подготовке к вооруженной защите Российской Федерации и непосредственном ее осуществлении и связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Указанные обязанности подразделяются на 2 большие группы — общие обязанности, должностные и специальные обязанности. Общие обязанности составляют существо воинского долга, который заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении безопасности государства, отражении вооруженного нападения, а также выполнении задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Воинский долг обязывает военнослужащих: — быть верными военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию; — строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; — дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом; — совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; — быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну; — соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» <*>. ——————————— <*> Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федеральных законов от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ, от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ, от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ, от 12 февраля 2001 г. N 15-ФЗ, от 12 февраля 2001 г. N 16-ФЗ, от 19 июля 2001 г. N 102-ФЗ, от 13 февраля 2002 г. N 20-ФЗ, от 21 мая 2002 г. N 56-ФЗ, от 28 июня 2002 г. N 75-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, от 30 декабря 2002 г. N 186-ФЗ, от 22 февраля 2003 г. N 27-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ, от 22 февраля 2004 г. N 4-ФЗ, от 22 апреля 2004 г. N 20-ФЗ, от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ, от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 1 декабря 2004 г. N 149-ФЗ, от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ, от 1 апреля 2005 г. N 27-ФЗ, от 30 июня 2005 г. N 77-ФЗ, от 21 июля 2005 г. N 100-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ, от 15 июля 2005 г. N 86-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; N 30. Ст. 3613; 2001. N 3061; 2002. N 7. Ст. 631; N 26. Ст. 2521, N 30. Ст. 3030; Ст. 3033.
Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, для них предусмотрены дополнительные льготы, гарантии и компенсации. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания с содержанием на гауптвахте, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления и органы военной прокуратуры. Кроме того, военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом российским законодательством. По мнению А. В. Кудашкина, система юридических гарантий статуса военнослужащих включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств его реализации, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в Европейский Суд по правам человека (субъективные гарантии) <*>. ——————————— <*> Кудашкин А. В. Указ. соч. С. 9.
Необходимо подчеркнуть, что отдельному регулированию подлежит правовой статус некоторых категорий военнослужащих. Например, имеются особенности статуса лиц, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Данные особенности регулируются соответствующими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Свою специфику имеет статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях иностранных государств, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества. Эта специфика будет определяться в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с положениями указанных международных договоров на российских военнослужащих за границей распространяется законодательство принимающих войска государств в части, не противоречащей этим договорам <*>. ——————————— <*> Иванченко А. Ю. Указ. дис. С. 72.
Таким образом, правовой статус военнослужащих не только выступает как родовой по отношению к правовому статусу личности вообще, но и имеет определенную специфику в зависимости от категорий военнослужащих, места несения ими службы и т. п. <*> Правовыми же основами статуса военнослужащих являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также нормы законодательства соответствующих иностранных государств. ——————————— <*> А. В. Кудашкин считает (См.: Указ. соч. С. 17), что в структуре специального правового статуса можно выделить общую, специальную, особенную и единичную составные части.
Прежде чем переходить к рассмотрению статуса военнослужащих, находящихся за пределами России в составе российских контингентов, как участников уголовного процесса необходимо определить, какие их группы могут находиться на территории иностранных государств. На территории государств Содружества находятся следующие группы российских военнослужащих: — проходящие военную службу в составе российских войск, находящихся на территории стран СНГ (в том числе и военнослужащие, обеспечивающие эксплуатацию объектов, находящихся в пользовании РФ по договорам аренды, например — объектов космической инфраструктуры в Казахстане); — входящие в состав Коллективных миротворческих сил СНГ (например, в Таджикистане); — проходящие службу в составе Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ (например, в Грузии); — направленные в вооруженные силы стран СНГ в порядке военного сотрудничества (военные советники и специалисты); — военные атташе и его сотрудники; — заключившие контракт с Министерством обороны РФ о прохождении военной службы в вооруженных силах государств Содружества (например, в Туркменистане); — находящиеся на территории стран СНГ в силу причин, не связанных с исполнением обязанностей военной службы (например, в отпуске). Вместе с тем и в состав российских войск, находящихся за границей, наряду с военнослужащими могут входить следующие группы: — гражданский персонал — граждане России, работающие в воинских формированиях Российской Федерации, временно находящихся за границей; — лица, командированные Российской Федерацией в такие формирования; — члены семей военнослужащих и гражданского персонала: супруги, дети, родители, а также лица, находящиеся на их иждивении <*>. ——————————— <*> Иванченко А. Ю. Указ. дис. С. 169 — 172.
Однако вышеупомянутые гражданские лица не будут являться субъектами преступлений против военной службы. Участвуя совместно с военнослужащими в совершении таких преступлений, они могут выступать в качестве организаторов, подстрекателей или пособников <*>. ——————————— <*> Военно-уголовное законодательство / Под ред. канд. юрид. наук М. К. Кислицына. М.: НОРМА (Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М»), 2002. С. 13.
Российская Федерация в соответствии со ст. 61 Конституции РФ гарантирует своим гражданам, в том числе и военнослужащим, защиту и покровительство за ее пределами. Через свои дипломатические и консульские учреждения Российская Федерация принимает меры к тому, чтобы ее граждане могли пользоваться всеми правами и свободами, предоставленными им законодательством РФ, страны пребывания и международными договорами и соглашениями, принимать при необходимости меры к восстановлению таких прав. Статья 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в рамках СНГ 22 января 1993 г. <*>, установила, что российские военнослужащие пользуются на территории стран пребывания в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане таких стран. Они имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения стран пребывания, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски, пользоваться бесплатной юридической помощью, освобождаются от уплаты судебных и нотариальных пошлин и издержек, а также вправе осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и собственные граждане этих стран. ——————————— <*> Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Протокол от 28 марта 1997 г. к ней // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472; Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997. N 8.
Аналогичные нормы содержат и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и государствами — участниками СНГ по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием российских военнослужащих на территории этих государств. При возникновении правоотношений российских военнослужащих с компетентными органами государств Содружества последние пользуются такими же правами и правовой защитой, что и граждане этих государств (см., например, ст. 7 Соглашения… с Грузией, ст. 13 Соглашения… с Республикой Беларусь, ст. 18 Соглашения… с Казахстаном, ст. 7 Соглашения… с Молдовой) <*>. ——————————— <*> Иванченко А. Ю. Указ. дис. С. 182 — 183.
Судопроизводство по делам с участием российских военнослужащих, проходящих службу за пределами территории России, будет осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, а также с учетом общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Согласно международным соглашениям расследование и разрешение уголовного дела отнесено к юрисдикции Российской Федерации, и на российского военнослужащего в полной мере распространяется статус того или иного участника уголовного процесса согласно российскому законодательству. Если же юрисдикция принадлежит соответствующему иностранному государству, в отношении его будут действовать нормы уголовного процесса этого государства. При двойной юрисдикции — уголовно-процессуальное законодательство одной из сторон, которое они изберут по согласованию между собой <*>. ——————————— <*> См., напр.: Ст. 12 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан от 21 января 1997 г.
Соглашениями с отдельными государствами <*> предусмотрено, что российские военнослужащие в случае распространения на них юрисдикции иностранного государства не просто пользуются равным с гражданами этого государства правом на защиту — им в случае задержания, ареста, предъявления обвинения, назначения судебного разбирательства по делу может предоставляться российский адвокат. ——————————— <*> См., напр.: Ст. 15 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, от 20 января 1995 г.; ст. 9 Протокола к Договору между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения; ст. 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан от 21 января 1997 г.
В тех случаях, когда в отношении российских военнослужащих компетентными органами иностранного государства избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на них будут распространяться международные стандарты обращения с правонарушителями. Эти нормы содержатся, в частности, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, которые были приняты на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1995 г. и одобрены затем ЭКОСОС, в Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания <*>. ——————————— <*> Международное право: Учебник / Под ред. Г. И. Тункина. М.: Юрид. лит., 1994. С. 327.
Указанные правила основываются на принципе недискриминации по многим основаниям и учитывают религиозные убеждения и моральные установки заключенных. Дисциплинарные наказания заключенных возможны только за поведение, которое законодательством или распоряжением компетентных властей отнесено к разряду дисциплинарных проступков. В таком же порядке определяются вид и мера наказания, телесные наказания недопустимы. Заключенному должна предоставляться возможность приводить в свое оправдание относящиеся к делу факты и мотивы. Наказание в виде строгого содержания или сокращения питания может быть назначено только при наличии письменного заключения врача о том, что заключенный может перенести это наказание. Запрещается применять такие средства усмирения, как кандалы и цепи. Каждый заключенный по прибытии в заведение должен быть проинформирован о правилах и требованиях, установленных в этом заведении, в таком объеме, чтобы он четко отдавал себе отчет о своих правах и обязанностях. Заключенные должны иметь возможность поддерживать контакты с внешним миром путем как переписки, так и свидания с родственниками и близкими. Российские военнослужащие, находящиеся под стражей в иностранном государстве, должны иметь разумную возможность поддерживать связь с дипломатическими и консульскими представителями своих государств, если же таковых в стране заключения не окажется, то с представителями тех государств, которые взяли на себя защиту их интересов. Определенные требования предъявляются также к жилым и рабочим помещениям, одежде, пище и т. п. <*>. ——————————— <*> См.: Международное право: Учебник / Под ред. Г. И. Тункина. С. 328 — 329.
Помимо указанных особенностей необходимо акцентировать внимание на том, что, как правильно заметил Ю. М. Колосов, следует различать «обычных иностранцев», т. е. не пользующихся иммунитетами и привилегиями, и «служебных», пользующихся таковыми <*>, что характерно и для российских военнослужащих, находящихся за границей в составе воинских контингентов РФ. ——————————— <*> Колосов Ю. М., Кузнецов В. И. Международное право. М., 1998. С. 108.
Например, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира, пользуется личный состав в период прохождения службы в составе КСПМ (см. Конвенцию о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 г., Конвенцию о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 г., Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 г. и Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 19 января 1996 г.). Таким образом, правовой статус военнослужащих — одна из важнейших политико-правовых категорий и, будучи составной частью системы права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. Конкретные особенности определения правового статуса военнослужащих как участников уголовного процесса будут обусловливаться в зависимости от того, под юрисдикцию какого государства подпадает судопроизводство по уголовному делу согласно достигнутым международным договоренностям (договорам, соглашениям). Знание этих особенностей позволит должностным лицам правоохранительных органов Российской Федерации правильно, законно и обоснованно применить нормы уголовного процесса, направленные на: — обеспечение процессуальных прав военнослужащих, совершивших преступления за рубежом; — оперативное выполнение следственных действий с участием сотрудников правоохранительных органов иностранных государств с целью закрепления следов преступлений; — изобличение виновных лиц и создание условий в местах дислокации воинских частей и подразделений Российской Федерации для неотвратимости наказания за преступное деяние.
——————————————————————