Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих
(Гацко М. Ф.) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 10)
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
М. Ф. ГАЦКО
М. Ф. Гацко, заместитель начальника 4-го ЦНИИ Министерства обороны Российской Федерации по воспитательной работе, кандидат философских наук, профессор Академии военных наук, полковник юстиции.
Среди существующих социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Как известно, Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 39) гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав граждан гарантируется без какой-либо дискриминации. Из указанных конституционных положений следует, что военнослужащие в случаях выхода на пенсию должны быть гарантированно обеспечены всем необходимым. Это обусловлено тем, что ратный труд военнослужащих сопряжен с риском для жизни и требует повышенного напряжения моральных и физических сил. Служебное время военнослужащих часто носит ненормированный характер, их быт ограничен возможностями военных городков. Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелегкой ратной службы у них будет обеспеченная старость. В противном случае привлекательность военной службы будет явно невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Однако проведенный нами анализ свидетельствует, что существующая система исчисления военных пенсий явно несовершенна и не в полной мере соответствует современным условиям развития и функционирования военной организации государства. Еще сравнительно недавно военные пенсионеры считались наиболее надежно защищенной в социально-правовом отношении категорией граждан. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий других категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующих военнослужащих. Кроме того, на ветеранов военной службы распространялись многие льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах» для ветеранов труда. Однако в результате проведенных в 2002 — 2004 гг. существенных изменений военно-социального законодательства система пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, оказалась настолько урезанной, что сегодня она уже не в состоянии адекватно реагировать на инфляционные процессы. Так, с 1 июля 2002 г. военные пенсионеры до достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости (для мужчин — 60 лет), уже не вправе оплачивать в 50%-ном размере жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Сами же размеры указанных услуг возросли столь значительно, что с 1 января 2005 г. пенсии старшего офицера только и хватает на оплату ЖКУ и квартирного телефона. Сегодня средний размер пенсии полковника запаса с выслугой 25 лет составляет порядка 4360 руб. <1>. Если полковнику запаса еще нет 60 лет, то он должен в полном объеме оплачивать ЖКУ, и стандартная трехкомнатная квартира теперь обходится ему в 3000 руб. ежемесячно, что составляет 70%(!) от его полковничьей пенсии. Но ведь еще в 2002 г. он расходовал на ЖКУ менее 500 руб., что составляло только 10% от размера его пенсии. Если пенсионер-полковник еще в состоянии оплатить свою квартиру, то старший прапорщик запаса с выслугой 25 календарных лет с пенсией в 2800 руб., если он еще не достиг 60-летнего возраста, дающего право на 50%-ную оплату ЖКУ, уже с трудом сможет оплачивать трехкомнатную квартиру. В сложившихся условиях большинство пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации вынуждены работать, без чего, находясь на заслуженном отдыхе после 25 — 35 лет ратной службы, теперь просто невозможно прожить. ——————————— <1> См.: Орлов В. Н. О проблемах пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 12. С. 13 — 20.
Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от 12 февраля 1993 г. N 4468-I для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Также для исчисления пенсий в денежное довольствие включается месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. В соответствии со ст. 49 вышеназванного Закона военные пенсии индексируются и подлежат пересмотру: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда — в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих — исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих: в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости. Таким образом, увеличение любой составляющей денежного довольствия военнослужащих одновременно влечет пересмотр размеров военных пенсий. Кроме того, в последние годы введена норма, согласно которой размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и соответственно пенсии уволенных с военной службы граждан должны индексироваться пропорционально повышению окладов соответствующих категорий государственных служащих. Так, с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ и изданием в его развитие Указа Президента Российской Федерации «О денежном довольствии военнослужащих» от 1 июня 2002 г. N 537, а также Постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» от 26 июня 2002 г. N 462 федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования данных отношений — на основе принципа приравнивания размеров денежного довольствия военнослужащих к денежному вознаграждению соответствующих категорий федеральных государственных служащих. Цель такого перехода — повышение денежного довольствия военнослужащих, которое теперь не может устанавливаться ниже денежного вознаграждения соответствующих категорий федеральных государственных служащих. При этом оклады денежного содержания военнослужащих должны повышаться Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих (п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 6 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»). Теперь при повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции должны повышаться (индексироваться) и размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Однако с 2002 г. оклады действующим военнослужащим повышались лишь четыре раза (1 июля 2002 г., 1 января 2003 г., 1 октября 2003 г. и 1 января 2006 г.) соответственно в указанный период четырежды увеличивались военные пенсии. Несмотря на то что в 2004 г. рост инфляции составил порядка 12%, в Министерстве обороны Российской Федерации было произведено повышение денежного довольствия только военнослужащим центрального аппарата (10300 человек). Так, с 1 октября 2004 г. военнослужащим центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации посредством дополнительных надбавок от 2,6 должностных окладов и выше фактически в 2 — 2,5 раза повышены размеры денежного довольствия. Но указанные выплаты не повлияли на перерасчет военных пенсий. Большинству же военнослужащих в 2004 г. индексации денежного довольствия не производилось, соответственно не производилось и увеличения военных пенсий. Заметим, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в связи с ростом цен трудовые пенсии гражданским пенсионерам с 2002 г. индексировалась уже более 12 раз. Другой пример. С 1 января 2005 г. всем действующим военнослужащим был увеличен с 70 до 120% должностного оклада размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (в столичном регионе до 200% должностного оклада), однако и эта надбавка не учитывается при расчете военной пенсии <2>. ——————————— <2> См.: Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих» от 5 февраля 2005 г. N 33.
Также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания» от 18 февраля 2005 г. N 177 с 1 марта 2005 г. произведено увеличение денежного довольствия военнослужащим за счет введения очередной надбавки в размере одного должностного оклада военнослужащего, но эта надбавка также не учитывается при расчете размеров военных пенсий. Таким образом, следует прийти к выводу, что в Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счет введения различных надбавок и увеличения им дополнительных выплат. При этом не происходит повышения окладов их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий. Чтобы хоть как-то разрядить ситуацию, Указом Президента Российской Федерации «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» от 18 февраля 2005 г. N 176 с 1 марта 2005 г. была установлена ежемесячная доплата к военным пенсиям всего в размере 240 руб. Заметим, что Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» такого рода доплата не предусмотрена. Однако, как известно, Президент Российской Федерации вправе издавать указы, которыми вводятся правовые нормы, улучшающие правовое положение граждан, даже если такого рода улучшения не предусмотрены федеральными законами. Вместе с тем зададимся вопросом, а действительно ли с изданием Указа N 176 произошло улучшение правового положения военных пенсионеров? С формально-юридической точки зрения введенная президентским Указом от 18 февраля 2005 г. N 176 доплата военным пенсионерам несколько улучшила материальное положение этой категории граждан. Простые расчеты показывают, что для повышения военных пенсий на пресловутые 240 руб. нужно было увеличить денежное содержание военнослужащим всего на 5 — 6% <3>. Вот если бы всем действующим военнослужащим повысили должностные оклады на 20%, то в соответствии с законом пенсии старших офицеров возросли бы не менее чем на 500 — 700 руб. (в зависимости от занимаемых ранее должностей, с которых они увольнялись с военной службы). Таким образом, нетрудно подсчитать, что благодаря нововведениям, разработанным в Министерстве финансов Российской Федерации, каждого из военных пенсионеров «обсчитали» на 260 — 460 рублей. ——————————— <3> См.: Зубков Р. Минфин против военных пенсионеров // Военно-промышленный курьер. 2005. N 6 (73).
Примечательно, что занижение уравненную 240-рублевую прибавку получили все военные пенсионеры, невзирая на их воинские звания и должности, занимаемые перед увольнением с военной службы. Вместе с тем действующее законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает порядок расчета военных пенсий в зависимости от реальных должностных окладов и окладов по воинским званиям действующих военнослужащих. Очевидно, что на подзаконном уровне явно прослеживается попытка проведения расчета военных пенсий по аналогии с трудовыми пенсиями. Таким образом, исполнительная власть стремится уравнять военных пенсионеров с гражданскими пенсионерами. В этой связи следует подчеркнуть, что такой подход не учитывает особый правовой статус военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, специфический характер их деятельности, сопряженной с опасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условия прохождения военной и правоохранительной службы <4>. ——————————— <4> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Коряжемского юродского суда Архангельской области о проверке конституционности части второй статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции» от 4 июля 2002 г. N 184-О.
Признаем, что уровень пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей не только является показателем отношения государства к защитникам Отечества, но и прямо влияет на качество комплектования силовых структур военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. По нашему мнению, ведение различного рода надбавок, не входящих в должностные оклады военнослужащих, приведет к тому, что, уйдя в запас, лица, уволенные с военной службы с правом на пенсию, станут получать гроши. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне генерал-майор Н. М. Безбородов прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «Это ж насколько надо правительству быть оторванным от реалий жизни, что не представлять, какие последствия такая политика может привести в целом в защите нашего Отечества!» <5>. ——————————— <5> См.: Плугатарев И. В. Офицерам и военным пенсионерам брошена кость // Независимое военное обозрение. 2005. 18 февраля.
Нельзя обойти вниманием и многократно поднимаемую в печати проблему учета стоимости продовольственного пайка при исчислении военных пенсий. Известно, что стоимость продовольственного пайка постоянно меняется. Согласно нормам общевойскового продовольственного пайка, установленным Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время» от 22 июля 2000 г. N 400, его стоимость постоянно корректируется. Рассчитывая стоимость продовольственного пайка. Центральное продовольственное управление Министерства обороны Российской Федерации (ЦПУ) исходит из ежемесячных потребительских цен Госкомстата России. В Законе Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» прямо указано, что в денежное довольствие, из которого исчисляется пенсия, включается месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. То же предусматривается и Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу…» от 22 сентября 1993 г. N 941. Однако пенсионные отделы военкоматов при исчислении пенсии учитывают не реальную стоимость общевойскового пайка, а размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка из расчета 20 руб. в сутки. Сравнивая данную сумму с реальной стоимостью продовольственного пайка, нетрудно подсчитать, что таким образом в последние годы пенсии каждого из военных пенсионеров «урезаются» на сумму до 900 руб. Военкоматы ссылаются на то, что в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» и последующими Законами о Федеральном бюджете на 2001, 2002, 2003, 2004 гг. денежная компенсация взамен продовольственного пайка была ограничена размером 20 руб. в сутки. В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, в одной из следующих форм: организация питания по месту военной службы, либо выдача продовольственного пайка, либо выплата военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка. До недавнего времени ст. 14 этого Закона было прямо установлено, что размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка должен соответствовать размеру его стоимости. Только с 1 января 2005 г. вступили в силу изменения в ст. 14 указанного Закона, предусматривающие, что выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) производится в размере, установленном Правительством Российской Федерации. Известно, что любое снижение размеров материального и иных видов обеспечения в отношении военнослужащих возможно только путем внесения изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Поскольку до 1 января 2005 г. действовала норма ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка должна была производиться в размере его стоимости, то установление федеральными законами о бюджете заниженной суммы выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка является юридически спорным вопросом. По нашему мнению, нормы Законов о Федеральных бюджетах на 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг. в части установления единой фиксированной стоимости денежной компенсации взамен продовольственного пайка без учета его реальной стоимости ведут к снижению уровня материального обеспечения пенсионеров — бывших военнослужащих и не должны были применяться без надлежащего изменения самого Федерального закона «О статусе военнослужащих». Наши оппоненты могут возразить: пенсии в связи с изменением стоимости продовольственного пайка не пересматриваются до тех пор, пока у действующих военнослужащих не изменится оклад денежного содержания. Действительно, такие правила содержит Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Однако п. 8, подп. «б» п. 9 и подп. «б» п. 14 указанного Постановления были признаны незаконными Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2001 г. N КАС 01-370 в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Таким образом, до 1 января 2005 г. военные пенсии должны были рассчитываться исходя из реальной стоимости продовольственного пайка, и любое увеличение этой реальной стоимости должно было обязательно обусловливать пересмотр военных пенсий. Большинство военных пенсионеров мирятся с явно несправедливым подходом к исчислению размеров стоимости продовольственного пайка, учитываемой при исчислении пенсии, однако многие из них обращаются в суды и в ряде регионов выигрывают судебные иски. Первыми в судебном порядке доказали, что им занижают стоимость одной из составляющих пенсии продовольственного пайка, военные пенсионеры, проживающие в г. Липецке. В их числе бывший заместитель командира полка по тылу Н. В. Алейник, по собственному опыту знающий, что родному ведомству на слово верить нельзя. Суд признал правоту Н. В. Алейника и обязал Липецкий облвоенкомат выплатить в его пользу недополученную сумму (порядка 23000 руб.). Примеру отставного подполковника последовали его бывшие сослуживцы. Так, решением Правобережного районного суда г. Липецка от 6 августа 2003 г. (дело N 2-1106/2003) федеральный судья А. В. Кожина удовлетворила иски военных пенсионеров Н. С. Калугина, А. М. Елисеева, И. А. Кузнецова к облвоенкомату. Липецкий областной суд оставил это решение в силе <6>. ——————————— <6> См.: Фатаев И., Тимашова Н. На сухом пайке // Новые известия. 2003. 26 сентября.
Следует отметить, что до настоящего времени еще не сложилось единого подхода в судебной практике по вопросу перерасчета военных пенсий исходя из фактической стоимости продовольственного пайка. При одних и тех же обстоятельствах одни суды выносят решения в пользу военных пенсионеров, другие отказывают в удовлетворении требований о перерасчете пенсий. Так, Фрунзенский районный суд г. Владивостока решением от 28 июля 2004 г. удовлетворил требования военного пенсионера Д. И. Тюленева к военному комиссариату Приморского края о перерасчете пенсии исходя из фактической стоимости продовольственного пайка. Районный суд пришел к выводу о необходимости производства перерасчета пенсии Д. И. Тюленеву с 1999 г., а также о необходимости индексации невыплаченной своевременно части пенсии. По решению Фрунзенского районного суда г. Владивостока с военного комиссариата Приморского края в пользу военного пенсионера Д. И. Тюленева должно быть взыскано 66364,49 руб., также согласно судебному решению военный комиссариат обязан производить ему выплату пенсии с учетом фактической стоимости продовольственного пайка. Однако указанное судебное решение не вступило в силу, поскольку было обжаловано военным комиссаром Приморского края (ответчиком) и отменено Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 августа 2004 г. Основанием для отмены решения суда первой инстанции явилось то, что, по мнению ответчика, Правительством Российской Федерации не издавалось никаких нормативных актов о пересмотре размеров военных пенсий в связи с изменением размеров денежной компенсации взамен продовольственного пайка. В то же время пересмотр пенсий относится к компетенции Правительства Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд первой инстанции, приняв во внимание заявление заместителя Министра обороны Российской Федерации, которое не является нормативным актом, необоснованно сделал вывод о повышении суточной стоимости продовольственного пайка. Ответчик также отметил, что установление размера стоимости продовольственного пайка в компетенцию суда не входят. Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда построила свое определение об отмене решения Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 июля 2004 г. на формальных основаниях, суть которых состоит в том, что только Правительство Российской Федерации, которому в соответствии с законом предоставлено право регулировать размер денежного довольствия военнослужащих и военных пенсии, также вправе индексировать и размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка. В то же время в отсутствие законодательной регламентации порядка формирования стоимости продовольственного пайка суд не вправе устанавливать размер стоимости продовольственного пайка. Таким образом, до настоящего времени так и не установлена социальная справедливость в вопросе исчисления военных пенсий с учетом фактической стоимости продовольственного пайка. Указанная проблема исследовалась и Конституционным Судом Российской Федерации, который в Определении от 14 декабря 2004 г N 429-О признал, что понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», определяемого ст. ст. 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам: увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе стоимости продовольственного пайка как конкретной формы продовольственного обеспечения военнослужащих, предполагает пересмотр пенсии. Конституционный Суд также обратил внимание на тот факт, что до 31 декабря 2004 г. выдача денежной компенсации взамен продовольственного пайка допускалась для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на основании их свободного волеизъявления. Однако если действующие военнослужащие до наступления 2005 г. были вправе выбирать, что им предпочтительней получать: продовольственный паек в полном объеме, либо заниженный размер денежной компенсации взамен него, — то военные пенсионеры были лишены такого выбора (им продовольственный паек в натуре не выдается). Конституционный Суд пришел к выводу, что оспариваемые нормы бюджетного законодательства об установлении в 2000 — 2005 гг. фиксированного 20-рублевого суточного размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка касаются лишь одной из форм продовольственного обеспечения военнослужащих (денежная компенсация взамен продовольственного пайка) и не могут рассматриваться как допускающие отказ от реализации действующих законодательных предписаний о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу по контракту, и как блокирующие право этих лиц на пересмотр пенсий при увеличении стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 декабря 2004 г. N 429-О установил, что положения Федеральных законов о Федеральном бюджете на 2000 г., на 2001 г.. на 2002 г., на 2003 г., на 2004 г. и приложений к ним, относящиеся в системе действующего нормативного регулирования к порядку реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на такую форму продовольственного обеспечения, как денежная компенсация взамен продовольственного пайка, не предполагают отказ государства от взятых на себя обязательств по продовольственному обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам на основании действующего пенсионного законодательства в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка. Указанное Определение Конституционного Суда Российской Федерации дает возможность пересмотреть правоприменительные решения по делам военных пенсионеров, и у тех из них, кому судами отказано в удовлетворении исков к военным комиссариатам о перерасчете размеров военных пенсий исходя из фактической стоимости продовольственного пайка, появилась возможность пересмотра дел. Тем не менее окончательное решение по рассматриваемой проблеме все-таки будут принимать суды общей юрисдикции, а они, как ожидается, будут искать другие препятствия к пересмотру уже вынесенных ими решений. В том числе ими, по всей видимости, будут приняты во внимание и тот факт, что с 1 января 2005 г. военнослужащим, кроме проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продовольственный паек в натуре уже не выдается, и то обстоятельство, что в соответствии с новой редакцией абз. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» уже не действует норма, согласно которой денежная компенсация взамен продовольственного пайка (питания) должна соответствовать размеру его стоимости. Теперь в Законе указывается на денежную компенсацию, выплачиваемую в размере, установленном Правительством Российской Федерации. Представляется, что при указанных выше обстоятельствах у военных пенсионеров остается возможность перерасчета в судебном порядке размеров пенсии исходя из фактической стоимости продовольственного пайка только за период до 1 января 2005 г. Что касается последующего периода времени, то теперь только от решений Правительства Российской Федерации зависит вопрос приведения размеров денежной компенсации взамен продовольственного пайка в соответствии с его фактической стоимостью. Следует напомнить, что согласно ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств участников СНГ в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
——————————————————————