О проблемах участия военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в арбитражном процессе

(Антонюк А. Ю., Тараненко В. В.) («За права военнослужащих», 2007)

О ПРОБЛЕМАХ УЧАСТИЯ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

А. Ю. АНТОНЮК, В. В. ТАРАНЕНКО

Антонюк А. Ю., офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, лейтенант юстиции.

Тараненко В. В., кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, профессор Академии военных наук, полковник юстиции.

На современном этапе исторического развития военные организации Вооруженных Сил Российской Федерации сталкиваются в повседневной жизнедеятельности с трудностями различного характера. Среди существующих проблем, которые приходится решать должностным лицам органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, можно выделить: проблемы социального характера; проблемы содержания материальной базы военных организаций; проблемы совершенствования вооружения, военной техники и военных объектов; проблемы совершенствования учебного процесса и др. Как известно, все вышеуказанное так или иначе оказывает негативное влияние на уровень боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Зачастую причиной всех проблем Вооруженных Сил Российской Федерации принято называть недостаточное государственное финансирование. Однако, как представляется, ни в коем случае не следует забывать и о проблеме совершенствования деятельности по защите прав и законных интересов военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в арбитражных судах. Полагаем, что низкий уровень деятельности субъектов, осуществляющих защиту прав и законных интересов военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в арбитражных судах, способен повлечь причинение военным организациям материального ущерба, что, в свою очередь, еще более усугубит недостаток финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Цель статьи — анализ правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и практики участия военных организаций в арбитражных процессах для выработки предложений по повышению эффективности защиты их прав и законных интересов. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться военным организациям при осуществлении защиты прав и законных интересов в арбитражных судах, отмечались еще в 2001 г. в телеграмме Министра обороны Российской Федерации «Об улучшении работы по представлению интересов Министерства обороны Российской Федерации в судах» от 30 января 2001 г. N 180/17/72. В вышеназванной телеграмме указывалось, что анализ поступающих в Министерство обороны Российской Федерации решений судов показывает, что многие представители органов военного управления вместо добросовестного отстаивания интересов Министерства обороны Российской Федерации пускают рассмотрение судебных дел на самотек, заявляя на судебных разбирательствах о том, что соответствующий орган военного управления не является юридическим лицом, перекладывая ответственность по своим обязательствам перед истцами на Министерство обороны Российской Федерации, или вообще не являются на судебные заседания. Принимая во внимание указанные недостатки, Министр обороны Российской Федерации потребовал принятия кардинальных мер, направленных на предотвращение причинения материального ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, на совершенствование правового обеспечения участия военных организаций в арбитражных судах. К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на требования вышеуказанного документа, недостатки не были своевременно устранены, а, наоборот, приняли более серьезный характер. В связи с этим результаты ежегодного анализа арбитражной практики с участием военных организаций, проводимого Управлением делами Министерства обороны Российской Федерации, послужили поводом для издания Приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 400. Данный Приказ утвердил Инструкцию об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Инструкция). В вышеназванном Приказе Министром обороны Российской Федерации приводятся статистические данные относительно положения дел в сфере защиты прав и законных интересов военных организаций, в том числе и в арбитражных судах. Эти статистические данные свидетельствуют о существовании устойчивой тенденции увеличения количества судебных споров с участием Министерства обороны Российской Федерации, по которым выносятся судебные решения о взыскании денежных средств из федерального бюджета, выделенных Министерству обороны. Анализ содержания Приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 400 позволяет выделить следующие основные проблемы, связанные с неэффективной защитой прав и законных интересов военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в арбитражных судах: — отсутствие должного контроля за ходом рассмотрения спора в арбитражном суде; — неприбытие в суд назначенного представителя военной организации; — пассивная позиция представителя в судебном заседании; — непредставление органами военного управления доказательств по делу, истребуемых судом; — непринятие мер к обжалованию судебных решений, состоявшихся не в пользу военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом в качестве основных причин судебных решений, вынесенных не в пользу Министерства обороны Российской Федерации, в Приказе Министра обороны Российской Федерации выделяются: — действия (бездействие) командования и иных должностных лиц органов военного управления, не соответствующие законодательству и вынуждающие юридических и физических лиц обращаться в суды за защитой своих прав и охраняемых законом интересов; — слабое знание и неправильное применение командирами (начальниками) законодательства Российской Федерации и руководящих документов Министерства обороны Российской Федерации; — недооценка командирами (начальниками) возросшей роли правового обеспечения деятельности органов военного управления; — недостаточная квалификация и слабая подготовка назначенных для участия в судебных заседаниях представителей; — отсутствие на местах контроля за ходом рассмотрения каждого иска и своевременным прибытием назначенных представителей в судебные заседания; — необоснованная задержка в сроках обращения за оформлением доверенности (как правило, накануне судебного заседания) на представление интересов Министерства обороны Российской Федерации в суде; — длительное неисполнение вступивших в законную силу судебных актов. В связи со сказанным выше Инструкцией определяется комплекс мер, направленных на устранение существующих недостатков. Среди данных мер можно назвать меры по организации контроля за ходом судебных процессов посредством урегулирования действий представителей военной организации в арбитражном процессе издаваемым приказом командира (начальника) военной организации об организации работы по судебной защите в военной организации. Кроме того, в Инструкции содержится положение, определяющее обязанность должностных лиц военной организации по организации учета и анализа исковых заявлений, а также контроля за своевременным назначением представителей. В военной организации обязательно должна вестись следующая документация: — журнал учета исков (заявлений), поступивших в воинскую часть в текущем году; — журнал учета заявок и получения доверенностей на ведение дела в суде; — оригиналы и надлежащим образом удостоверенные копии документов о регистрации военной организации в качестве юридического лица. Однако судебная практика показывает, что даже вышеназванные меры не позволяют решить существующие проблемы в полной мере. В деятельности отдельных командиров (начальников) при организации работы по защите прав и законных интересов военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в арбитражных судах имеются серьезные недостатки. При этом можно прийти к выводу о том, что на практике требования Приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 400 должностными лицами органов военного управления исполняются не в полном объеме. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Министерством обороны Российской Федерации была предпринята попытка исправить существующее положение дел и добиться обеспечения надлежащей и качественной защиты прав и законных интересов военных организаций в арбитражном процессе. Вместе с тем приходится признать, что в целом ситуация практически не изменилась, остается негативной. По нашему мнению, причины основных проблем низкого правового обеспечения участия военных организаций в арбитражном процессе кроются, в частности, в низкой заинтересованности назначаемых для представления интересов военной организации в арбитражном суде лиц в положительном исходе дела. Кроме того, в большинстве случаев представителями военных организаций в арбитражном процессе назначаются не должностные лица юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование. Это и понятно, поскольку к субъектам правовой работы, в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 г. N 10, относятся не только юрисконсульты (помощники командиров частей по правовой работе), но и иные должностные лица. К сожалению, реалии повседневной жизнедеятельности военных организаций не позволяют юрисконсульту (помощнику командира части по правовой работе) заниматься только узким направлением правовой работы по защите прав и законных интересов военных организаций в арбитражных судах. Указанное обстоятельство влияет на то, что представитель контрагента является более компетентным, чем представитель военной организации Вооруженных Сил Российской Федерации, участвующий в арбитражном процессе. Считаем необходимым затронуть в настоящей статье и проблему, связанную с материальным стимулированием представителей военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации за участие в арбитражном процессе <1>. ——————————— <1> Проблемы влияния стимулов на положительные действия военнослужащих в повседневной жизнедеятельности были детально исследованы в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Тюриным А. И. в 2005 г.

Как известно, принцип деятельности «гражданских» юристов, занимающихся частной практикой, оказывающих свои услуги по договору об оказании юридических услуг, строится на премиальной основе. Это означает, что при положительном исходе дела для клиента юристу полагается премия, которая, как правило, составляет определенный процент от цены иска. Представляется, что в анализируемой ситуации именно подобное стимулирование и определяет повышенную заинтересованность юриста в положительном исходе дела, поскольку это связано с дополнительным доходом. Предвидя возможные обвинения в том, что мы не учитываем правовые нормы, не позволяющие военнослужащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, считаем необходимым пояснить следующее: 1. Данная деятельность по защите прав и законных интересов военных организаций в арбитражном процессе связана с исполнением обязанностей военной службы и является одним из направлений правовой работы. 2. Речь вовсе не идет о выплате процентов представителю от цены иска как о единственном стимуле в рассматриваемых правоотношениях. Применительно к военным организациям целесообразно разработать систему ежемесячных премий, которые будут являться дополнительными денежными выплатами военнослужащим, успешно защитившим права и законные интересы военных организаций в арбитражном процессе. 3. Мы не исключаем возможность привлечения на договорной основе «гражданских» юристов, специализирующихся на арбитражных спорах, по делам, когда военные организации Вооруженных Сил Российской Федерации являются в процессе истцами. В данном случае проценты таким юристам можно было бы выплачивать с денежных сумм, взыскиваемых сверх основной суммы долга. Так уж сложилось, что в государственных структурах, в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации, все существующие проблемы принято решать административным путем, путем принуждения и возложения дополнительных обязанностей. По мнению авторов настоящей статьи, применение только данного метода для решения существующих проблем, связанных с участием военных организаций в арбитражном процессе, не достигнет требуемого эффекта. Об этом, кстати, свидетельствует анализ многолетней практики участия военных организаций в арбитражном процессе. Представляется, что решение анализируемой проблемы заключается в формировании условий, способствующих заинтересованности представителей военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в положительном исходе судебного разбирательства в арбитражном суде. Полагаем, что подобные условия создать путем формирования и закрепления в штате юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации специальной структурной единицы, состоящей из «гражданских» юристов, специализирующихся на арбитражных процессах, которые будут оказывать юридические услуги входящим в состав Вооруженных Сил Российской Федерации военным организациям. Что касается правового статуса данных специалистов, то он должен заключаться в предоставлении возможности получать премии за выигранные в арбитражных судах дела. Указанные премии будут формироваться из определенного процента от суммы исковых требований. При этом если иск подается от лица военной организации, то расходы на оказание юридических услуг будут включаться в сумму исковых требований, а если военная организация выступает в качестве ответчика, то в случае положительного исхода дела в суде расходы на оказание юридических услуг будут взыскиваться с истца в отдельном производстве. Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации не будут расходовать собственные средства на оплату премий за выигранные в арбитражных судах дела. Представляется, что приведенные выше предложения по решению проблем качественного и эффективного участия представителей военных организаций в арбитражном процессе имеют следующие положительные стороны: — повысится личная заинтересованность должностного лица, осуществляющего представительство военной организации в арбитражном суде, в положительном исходе дела; — повысится престиж юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации; — повысится «внутрикорпоративная» конкуренция за право представлять интересы военной организации в арбитражном процессе; — повысится качество правового обеспечения участия военных организаций в арбитражном процессе; — при отсутствии дополнительных затрат Вооруженных Сил Российской Федерации повысится качество проводимых мер, направленных на избежание причинения материального ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, вызванного необходимостью исполнения решений судов о взыскании денежных сумм. Таким образом, авторы считают, что основным направлением совершенствования участия военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в арбитражном процессе выступает стимулирование, направленное на повышение заинтересованности представителей военных организаций в арбитражном процессе. В связи с изложенной позицией представляется необходимым внести в действующее законодательство соответствующие поправки и изменения, позволяющие достигнуть реализации данного направления повышения качества и эффективности участия военных организаций в арбитражном процессе. Наряду с вышеуказанными предложениями, направленными на совершенствование участия военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в арбитражном процессе, представляется необходимым урегулировать собственно и сам процесс представления интересов военной организации в арбитражном процессе. Для упорядочения участия военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в арбитражном процессе и повышения его качества, по нашему мнению, необходимо разработать инструкцию, в соответствии с которой должностные лица юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации могли бы единообразно и качественно осуществлять подготовку к участию в арбитражном процессе. Представляется, что образцом для разработки данной инструкции должен быть разд. XIX Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в котором приведены перечень бланков процессуальных документов и порядок применения бланков процессуальных документов. В инструкции должны быть учтены следующие моменты: — виды процессуальных документов, используемых при обеспечении участия военных организаций в арбитражном процессе; — требования, предъявляемые к подобным документам; — образцы, порядок и методика оформления и подготовки процессуальных документов; — порядок подготовки дела для участия военной организации в арбитражном процессе. В заключение хотелось бы отметить, что принятие предложенных авторами настоящей статьи мер позволит существенно повысить качество и эффективность участия военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в арбитражном процессе, что благотворно отразится на финансовом положении Вооруженных Сил Российской Федерации.

——————————————————————