Проблемные вопросы регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства и признания их нуждающимися в жилых помещениях
(Бордин С. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2014, N 3)
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГИСТРАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА И ПРИЗНАНИЯ ИХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
С. Н. БОРДИН
Бордин С. Н., кандидат юридических наук.
Проведен анализ абзаца 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Ключевые слова: военнослужащий, регистрация по месту военной службы, проблемы.
Problematic issues of registration of servicemen and their families in the community and recognize their need of accommodation S. N. Bordin
Analysis of paragraph 1 of Article 15, paragraph 3, of the Federal law of May 27, 1998 N 76-FZ «On the Status of Servicemen», in which soldiers — citizens doing military service under the contract, and their family members who came to a new place of military service soldiers — citizens to obtain a premises under the standards established by federal laws and other normative legal acts of the Russian Federation, registered in the community, including their request to the addresses of military units.
Key words: soldier, registration at the place of military service problems.
В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. По смыслу приведенной нормы указанные военнослужащие и члены их семей регистрируются по адресам воинских частей без проверки нуждаемости в жилом помещении. Однако на практике встречаются случаи, когда военнослужащие, уже зарегистрированные по адресам воинских частей, женятся (выходят замуж) и членами их семей становятся супруги, которые уже зарегистрированы в данном населенном пункте по другим адресам, после чего военнослужащие просят зарегистрировать новых членов своей семьи по адресу воинской части. Так, военнослужащий Н. обратился к командиру воинской части с просьбой о регистрации по адресу воинской части его новой супруги и ее несовершеннолетней дочери, в чем ему было отказано. По нашему мнению, такая регистрация по адресу воинской части была бы формальной, так как супруги совместно проживали по другому адресу по договору найма, где и должны были быть зарегистрированы в соответствии с указанным Федеральным законом и разд. III Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию». Кроме того, были бы ухудшены жилищные условия супруги и несовершеннолетней дочери супруги военнослужащего, так как в этом случае они утрачивали бы право на занимаемое жилое помещение по адресу фактической регистрации — по данному вопросу необходимо заключение органов опеки и попечительства. В соответствии с п. 17 указанных Правил граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в трехдневный срок со дня обращения граждан (в целях регистрации по месту жительства) передают документы, указанные в п. 16 Правил (документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение), вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета. Супруга военнослужащего и ее дочь вместе с военнослужащим на новое место военной службы не прибывали, членами его семьи стали уже по новому месту службы, поэтому ссылка военнослужащего на указанную норму Федерального закона «О статусе военнослужащих» как обоснование для такой регистрации являлась необоснованной. Кроме того, ни военнослужащий, ни члены его семьи на территории воинской части фактически не проживали. По смыслу указанной нормы регистрация по адресам воинских частей предусмотрена, если они являются адресами места жительства военнослужащих: «регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей». При обращении в военный суд военнослужащий ссылался на то, что указанным отказом нарушается его право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения на супругу и ее дочь в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей». Однако сам заявитель в жилищную комиссию с просьбой о признании нуждающимися в жилом помещении супруги и ее дочери не обращался, а представил только сведения об их регистрации, не подтверждающие их совместное проживание. На учете нуждающихся в получении служебного жилого помещения состояли только заявитель и его сыновья, поэтому правовых оснований для выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения на супругу и ее дочь у командира воинской части не имелось. Кроме того, сама супруга военнослужащего к командиру части с просьбой о регистрации ее и дочери по адресу воинской части в соответствии с разд. III Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, не обращалась, соответствующего ответа не получала. О ее намерении зарегистрироваться по адресу части можно было судить только со слов заявителя. Указанная денежная компенсация выплачивается военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Например, в соответствии с пунктом 1 Инструкции о мерах по реализации в органах Федеральной службы безопасности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной Приказом ФСБ России от 9 ноября 2005 г. N 665, такая денежная компенсация выплачивается военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, не обеспеченным жилыми помещениями (состав прибывших и совместно проживающих с военнослужащим членов семьи подтверждается справкой подразделения кадров, копиями паспортов с отметками о регистрации по месту жительства или по месту пребывания). По нашему мнению, факт совместного проживания может быть подтвержден отделом кадров только на основании отметок о регистрации военнослужащего и членов его семьи по месту жительства и месту пребывания. Например, в соответствии с подп. «а» п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договорам социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях представляются копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи — граждан Российской Федерации (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов). По смыслу ст. 1 ЖК РФ осуществление гражданами своих жилищных прав и исполнение ими своих обязанностей, вытекающих из жилищных отношений, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Граждане, участвуя в жилищных правоотношениях, не должны предпринимать действий, нарушающих права других граждан; граждане имеют право свободного выбора жилого помещения в пределах Российской Федерации для своего проживания в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, граждане вправе свободно выбирать для своего проживания любое жилое помещение в пределах Российской Федерации, но при этом обязаны регистрироваться в органах внутренних дел по месту пребывания или месту жительства. В соответствии с ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Также в соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т. п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т. п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др. В соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда. Статьей 2 указанного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 указанного Закона, а также п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Проанализировав указанные нормы вышеназванного Закона, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, бесспорно обладает одновременно и регулятивными, и охранительными функциями и позволяет гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета (осуществление права на совершение гражданско-правовых сделок, права избираться и быть избранным, права на защиту чести и достоинства и т. д.), так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом (деликтные обязательства, обязательства из неосновательного обогащения и т. д.). Регистрация или отсутствие таковой в соответствии с указанными нормативными правовыми актами не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <1>. ——————————— <1> Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2006 г. по делу N 6Н-193/05.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане принимаются на учет нуждающихся в получении жилых помещений не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых появились основания признания их нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями за предшествующие пять лет, совершение которых привело к уменьшению занимаемых жилых помещений или их отчуждению. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК Российской Федерации при решении вопросов признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определение уровня их обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех имеющихся у военнослужащего и членов их семей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности. Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. При этом, например, согласно п. 13 Правил организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590, не подлежат принятию на учет в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях военнослужащие и члены их семей, обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания в населенном пункте по месту расположения органа безопасности (структурного подразделения органа безопасности), в котором военнослужащие проходят военную службу, или в близлежащих (находящихся в непосредственной близости) населенных пунктах (независимо от общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего). В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, также учитываются жилые помещения, находящиеся в собственности или занимаемые по договору социального найма по месту прохождения военной службы у военнослужащего и членов его семьи. На основании изложенного можно сделать следующие выводы: 1. Регистрация военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семьи по адресу воинской части, по мнению автора, возможна только в случае их фактического проживания по адресу воинской части (абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). 2. В случае найма военнослужащим и членами его семьи жилого помещения они должны быть зарегистрированы по адресу указанного жилого помещения (постоянно или временно) (ст. ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 5242-1). 3. Факт совместного проживания военнослужащего и членов его семьи должен быть подтвержден отметками о регистрации по месту жительства в паспортах. 4. При решении вопросов признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обеспеченность площадью жилого помещения определяется исходя из площади всех имеющихся у военнослужащего и членов его семьи жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих на праве собственности, а также с учетом действий по ухудшению жилищных условий. Поэтому военнослужащий и члены его семьи должны заранее задуматься о доказательствах совместного проживания, так как право членов семьи военнослужащего на обеспечение жильем является производным от соответствующего права военнослужащего.
——————————————————————