Правовая природа договора о приемной семье и соглашения приемной семьи о создании фермерского хозяйства
(Звенигородская Н. Ф.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2008, N 6)
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ И СОГЛАШЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ О СОЗДАНИИ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Н. Ф. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ
Звенигородская Н. Ф., доцент кафедры гражданского права Крестьянского государственного университета им. Кирилла и Мефодия, кандидат юридических наук, г. Луга.
Указом Президента России 2008 год объявлен Годом семьи. Положение о приоритетной роли родителей в жизни и воспитании своих детей, их благотворном воздействии на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребенка относится к бесспорным. Каждый ребенок согласно ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК) имеет право жить и воспитываться в семье. «Жизнь ребенка в семье предпочтительна со всех точек зрения. Конечно, имеется в виду семья, — правильно уточняет А. М. Нечаева, — не приносящая вреда воспитанию несовершеннолетнего» <1>. Но это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав, и тогда ребенок остается вне семьи, без попечения родителей. В РФ только сирот более 700 тыс., при этом их количество за последние 10 лет стало больше на 10% <2>. В случае, когда ребенок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей. ——————————— <1> Нечаева А. М. Правовая охрана семьи // Закон. 2004. N 4. С. 7. <2> См.: Шмелева Е. Родители по найму // Российская газета. 2004. 1 июня.
В полном соответствии с нормами международного права в ст. 1 СК провозглашен в качестве одного из основополагающих принципов российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Российский законодатель выделяет в СК (ст. 123) три правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: 1) усыновление (удочерение) — гл. 19; 2) передача под опеку (попечительство) — гл. 20; 3) приемная семья — гл. 21. Приемная семья — новый институт семейного права, суть которого заключается в том, что орган опеки и попечительства на условиях, определенных законом, иными правовыми актами, а также договором, передает детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание. По мнению О. В. Фетисовой, приемная семья, с одной стороны, представляет собой определенный круг совместно проживающих лиц, связанных друг с другом правами и обязанностями, предусмотренными СК РФ, Положением о приемной семье, а с другой стороны, для приемной семьи характерны такие индивидуальные особенности, которые отличают ее от родственной семьи, семьи усыновителей и опекунской семьи <3>. ——————————— <3> См.: Фетисова О. В. Приемная семья // Закон. 2004. N 4. С. 89.
Правовым основанием приемной семьи считается договор о передаче ребенка на воспитание в семью. Как определил законодатель в ст. 151 СК, приемная семья образуется на основании указанного договора, который может быть заключен между определенными субъектами. Заключение таких договоров входит в компетенцию органов опеки и попечительства. Они выступают в качестве одной стороны договора, а другой стороной — приемные родители, готовые в полном объеме нести родительские права и обязанности. Аналогичный договор в законодательстве Украины носит название договора о патронате (ст. 252 СК Украины) <4>. Цель приемной семьи, как считает Т. И. Дружинина, заключается в создании таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия <5>. Р. А. Шукуров цель приемной семьи как формы воспитания детей в семье и основное назначение приемной семьи видит в подготовке приемных детей к самостоятельной жизни <6>. На воспитание ребенка как «специфическое назначение приемной семьи», которое «влечет за собой особые правовые последствия», указывает в своем исследовании Л. Ю. Михеева <7>. Полагаем, что ученые в данном случае говорят о цели приемной семьи как форме устройства детей, так как воспитание ребенка в приемной семье будет целью приемной семьи именно как формы устройства детей. Целью же договора о приемной семье как юридического факта, порождающего права и обязанности сторон в правоотношении, является создание и деятельность приемной семьи. А правоотношение, возникающее из договора о приемной семье, имеет своей целью устройство приемного ребенка на воспитание в семью. Изложенный взгляд на проблему приемной семьи базируется на рассмотрении нами договора о приемной семье, как и других семейно-правовых договоров, с различных позиций. Мы употребляем понятие «договор о приемной семье» в нескольких значениях: как основание возникновения прав и обязанностей, как документ, как правоотношение, возникающее из договора о приемной семье. Исследование нами договора о приемной семье позволяет нам определиться с его правовой природой. ——————————— <4> См.: Научно-практический комментарий Семейного кодекса Украины / Под ред. Ю. С. Червоного. Киев, 2004. С. 427. <5> См.: Дружинина Т. И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России (Материалы научно-практической конференции). М., 2004. С. 161. <6> См.: Шукуров Р. А. Приемная семья по семейному праву России: Дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2004. С. 7. <7> См.: Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: Теория и практика… М., 2004. С. 85.
В правовой литературе вопрос о правовой природе договора о приемной семье является дискуссионным. Эта проблема сложна и неоднозначна. Она объясняется, с одной стороны, тем, что до сих пор в правовой литературе не прекращается спор о самостоятельности семейного права как отрасли российского права (мы занимаем и обосновываем позицию о «суверенизации» семейного права). С другой стороны, спор провоцирует сама нестандартная правовая конструкция договора о приемной семье, связанная, во-первых, с положением приемного ребенка в данных правоотношениях, а во-вторых, со спецификой правоотношений, в которых состоят приемные родители с органом опеки и попечительства. Необходимость разрешения вопроса о правовой природе договора о приемной семье диктуется тем, что в противном случае мы будем иметь дело с появлением правовых норм, неадекватно регулирующих соответствующие отношения. Кроме того, неправильное определение правовой природы договора приводит к правоприменительным ошибкам. Не зря в юридической литературе отмечается, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью нельзя отнести ни к одному из известных видов договоров в гражданском праве <8>. Всестороннее исследование нами договора о приемной семье требует определения и нашей позиции в данном споре. ——————————— <8> Такого мнения придерживается, например, О. П. Павлова (см.: Гражданское право: Учебник. Т. 3 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1998. С. 433).
В своем исследовании мы выделили шесть научных позиций по проблеме о правовой природе договора о приемной семье. Среди них назовем основные. Гражданско-правовую позицию занимают Л. Ю. Михеева <9>, Н. В. Летова <10>, А. М. Рабец <11>. Они классифицируют договор о приемной семье как гражданско-правовой договор в пользу третьего лица. Р. А. Шукуров обосновывает семейно-правовую природу данного договора <12>. В. И. Иванов <13>, О. В. Фетисова <14> занимают, как мы условно называем, «гибридную» позицию, считая, что у договора о приемной семье смешанная семейно — и гражданско-правовая природа. Выделяется «условная» позиция: так, Е. Ю. Валявина, обозначая гражданско-правовую природу договора о приемной семье, делает четыре существенные оговорки, касающиеся отличий этого договора от других гражданско-правовых договоров по порядку заключения и содержанию <15>. ——————————— <9> См.: Михеева Л. Ю. Указ. соч. С. 84 — 85. <10> См.: Летова Н. В. Усыновление как приоритетная форма устройства детей. Томск, 2003. С. 33. <11> См.: Рабец А. М. Семейное право: Курс лекций. Белгород, 1998. С. 184. <12> См.: Шукуров Р. А. Указ. соч. С. 7. <13> См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. П. В. Крашенинникова, П. И. Седугина. М., 1997. С. 289. <14> См.: Фетисова О. В. Указ. соч. С. 164 — 176. <15> См.: Гражданское право. Т. 3. Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2001. С. 470.
Мы занимаем чистую семейно-правовую позицию в вопросе о правовой природе договора о приемной семье. В обоснование приводим специфику предмета договора — так, воспитание приемного ребенка в семье приемных родителей нельзя квалифицировать как гражданско-правовую услугу. Случайные положения договора, касающиеся предоставления приемным семьям автотранспорта, жилища, другого имущества, выделения земельного участка, квалифицируются нами как второстепенные, случайные условия, от которых действие договора не зависит, и они не могут повлиять на семейно-правовую природу самого договора о приемной семье. Далее, для исследуемого договора семейным законодательством определен специальный субъектный состав. Содержание договора также подтверждает его семейно-правовую природу. В качестве аргумента также следует указать на семейно-правовую ответственность по договору. Поскольку отношения по принятию ребенка в приемную семью на воспитание опосредованы договором, а санкцией за возникновение в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования детей является досрочное расторжение договора, есть основания полагать, что данная ответственность является семейно-правовой договорной ответственностью. Изложенное подтверждает особую отраслевую специфику договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключение которого наряду с другими семейно-правовыми договорами предусмотрено семейным законодательством. Полагаем, что в приемной семье вопрос о материально-бытовом обеспечении не должен быть на первом плане, поскольку содержание приемных детей осуществляется за счет государства, приемной семье предоставляются льготы, например, по обеспечению земельными участками, жилищем, транспортными средствами и пр. Приемным детям прежде всего не хватает любви, участия, доброты, поэтому личный, душевный фактор и должен быть решающим. Правоотношение между приемными родителями и приемными детьми по поводу воспитания ребенка в семье является семейно-правовым, возникающим из договора о приемной семье. Вместе с тем положения такого договора о предоставлении приемной семье, например, земельного участка, предоставление беспроцентной ссуды приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, для нового строительства или расширения существующих жилых помещений следует в совокупности условий договора признать случайными и второстепенными, не имеющими самостоятельного значения. Эти условия направлены на создание материальных условий для проживания и воспитания приемных детей в конкретной ситуации. Действительность договора не обусловлена включением в него указанных случайных положений. Тем не менее эти положения основаны на нормах права. Правовое положение приемной семьи в современном российском законодательстве определено нормами главы 21 СК «Приемная семья», Положением о приемной семье, Типовым договором о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (в дальнейшем — Типовой договор), являющимся приложением N 1 к этому Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 <16>. Согласно п. 3 указанного Постановления Правительство РФ рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ: ——————————— <16> СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721.
— выделять в собственность приемной семье, создающей крестьянские (фермерские) хозяйства, земельные участки единым массивом (по нормам их бесплатного предоставления) вблизи места проживания этой приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание; — предоставить преимущественное право приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, на дополнительное получение земельных участков при количественном увеличении состава приемной семьи; — предоставлять беспроцентные ссуды приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, для нового строительства или расширения существующих жилых помещений; — принимать меры по освобождению приемной семьи, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в первые два года после образования от уплаты местных налогов; — выделять в первоочередном порядке приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочные кредиты для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в пределах лимитов централизованных кредитных ресурсов, выделяемых для сельскохозяйственных товаропроизводителей; — оказывать помощь приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в решении вопросов, связанных с финансированием за счет средств местных бюджетов строительства дорог, линий электропередач, сетей газификации, связи, теплоснабжения, водоснабжения и других объектов инженерного обустройства, а также затрат, направляемых на повышение плодородия почв. Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод, что государство заинтересовано, с одной стороны, в создании материальных условий приемной семье для трудового воспитания приемных детей, а с другой — в развитии фермерского хозяйства. Как отмечают Н. И. Никитин и А. А. Удачин, преимущества фермерских хозяйств обусловлены их семейной самоорганизацией, что позволяет оперативно принимать управленческие решения, готовить кадры в самом хозяйстве. Фермерский бизнес имеет, по их мнению, семейно-предпринимательскую природу и отличается сравнительно небольшими размерами <17>. Легальное определение понятия крестьянского фермерского хозяйства дано законодателем в Федеральном законе N 74-ФЗ от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон «О фермерском хозяйстве»). Согласно п. 1 ст. 1 указанного Закона фермерское хозяйство — это объединение граждан, связанных родством, имеющих в общей собственности имущество и осуществляющих производственную деятельность, основанную на их личном участии в этой деятельности по производству, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции. ——————————— <17> См.: Калинин Н. И., Удачин А. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
Правовой статус фермерского хозяйства характеризуется тем, что оно не является юридическим лицом, фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, что соответствует ст. 23 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой глава фермерского хозяйства признается предпринимателем. Как отмечает Е. Л. Минина, предпринимателем признается глава крестьянского (фермерского) хозяйства с момента государственной регистрации этого хозяйства <18>. Законодательством определено, что государственной регистрации фермерское хозяйство подлежит на основании соглашения о создании фермерского хозяйства, подписанного его членами, а не его главой в качестве индивидуального предпринимателя, что следует из ст. 5 указанного Закона. ——————————— <18> См.: Земельное право. Учебник / Е. Л. Минина. Глава 4. Право собственности и иные права на землю. М., 2006. С. 57.
Возникают вопросы: могут ли быть приемные родители и их приемные дети членами фермерского хозяйства, что собой представляет соглашение о создании фермерского хозяйства, чем оно отличается от договора о приемной семье, какова его правовая природа, как оно соотносится с договором о приемной семье? Для ответа на первый вопрос уже известной нам нормы права ст. 1 Закона «О фермерском хозяйстве» недостаточно, так как характеристика фермерского хозяйства как объединения граждан, связанных родством, дает лишь общее представление, которое требует конкретизации, поскольку понятие «родство» имеет различное толкование в зависимости от его применения в различных отраслях права и изучения различными науками. Прежде всего это понятие связано с семейно-правовыми отношениями. Но в данном случае следует обратиться к Закону «О фермерском хозяйстве». В ст. 3 мы находим, что членами фермерского хозяйства могут быть супруги и их близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки, бабушки) без ограничения их количества, но не более чем из трех семей, а также не более пяти граждан, которые не состоят в родстве с главой фермерского хозяйства. По семейному законодательству близкими родственниками в соответствии со ст. 14 СК признаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям — родители и дети, дедушка, бабушка и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. По мнению авторов комментария к Закону «О фермерском хозяйстве», «в ст. 14 СК РФ приводится несколько иное толкование, однако мы особых различий не наблюдаем, кроме более полной детализации данного понятия. Поэтому считаем аналогичным толкование понятия близких родственников применительно к фермерскому хозяйству в земельном законодательстве понятию близких родственников в семейном законодательстве». Следует признать, что приемный ребенок, переданный на воспитание в приемную семью, становится членом семьи приемных родителей и приобретает статус близкого родственника, который позволяет рассматривать приемного ребенка как потенциального члена фермерского хозяйства. Когда же у него возникает право на создание фермерского хозяйства, на принятие его в члены уже созданного фермерского хозяйства? Ответ дает п. 1 ст. 3 Закона: право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Однако, согласно гражданскому законодательству, полная дееспособность наступает у граждан с достижением совершеннолетия, т. е. 18 лет. Но по достижении этого возраста приемный ребенок перестает быть ребенком и договор о приемной семье прекращается. Однако анализируемый Закон вводит для членов фермерского хозяйства исключение, устанавливая в п. 2 ст. 3 правило, в силу которого дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет. Полагаем, что данная норма права о снижении возрастного ценза для несовершеннолетних направлена на защиту прав несовершеннолетних, занятых полезным трудом в фермерском хозяйстве, и законодатель исходил при этом из основных начал семейного законодательства (ст. 1 СК). Здесь также прослеживается аналогия со ст. 13 Федерального закона N 192-ФЗ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», предусматривающей право граждан, достигших 16 лет, быть членом производственного кооператива. Вопросы, касающиеся соглашения о создании фермерского хозяйства, законодателем урегулированы в ст. 4 Закона «О фермерском хозяйстве». Так, граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. Содержание соглашения должно включать в себя следующие сведения: о членах фермерского хозяйства; о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства; о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства; о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом; о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства; о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов. Законом установлено, что к соглашению должны быть приложены копии документов, подтверждающие родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство. Из этого следует, что если достигший 16-летнего возраста приемный ребенок участвует в создании фермерского хозяйства, или по достижении 16 лет принимается в члены уже созданного фермерского хозяйства, или приемная семья, членом которой является несовершеннолетний (до 16 лет) приемный ребенок, создает фермерское хозяйство и согласно Постановлению Правительства РФ N 829 от 17 июля 1996 г. имеет право на льготы, предусмотренные для приемной семьи, необходимым документом в таких случаях наряду с соглашением о создании фермерского хозяйства должен быть договор о приемной семье. Однако правовая природа этих двух соглашений (договоров) различна. Если договор о приемной семье мы отнесли к семейно-правовым договорам, то соглашение о создании фермерского хозяйства мы считаем гражданско-правовым договором. Во-первых, данное соглашение, предусмотренное Законом «О фермерском хозяйстве», является своего рода учредительным документом фермерского хозяйства, аналогичным учредительным документам юридического лица, предусмотренным гражданским законодательством. Во-вторых, этим соглашением регулируются гражданско-правовые отношения. В-третьих, сам законодатель определил его гражданско-правовую природу, когда в ст. 4 Закона указал: «По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия». Все это в комплексе позволяет отграничить договор о приемной семье от договора (соглашения) о создании фермерского хозяйства и признать их различную правовую природу. Полагаем, что для получения льгот, предусмотренных для приемной семьи, создающей фермерское хозяйство, договор о приемной семье является первичным, а соглашение о создании фермерского хозяйства по отношению к нему является вторичным, поскольку без договора о приемной семье члены фермерского хозяйства, хоть и заключат соглашение о создании фермерского хозяйства, такие льготы не получат. Они предусмотрены российским законодательством и направлены на создание материальных условий и укрепления приемной семьи.
——————————————————————