Нормативно-правовая база, регламентирующая социально-демографическую политику. Система федеральных нормативных актов, регулирующих воспроизводство населения

(Поплаухин В. Е.) («Юридический мир», 2009, N 5)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ. СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ

В. Е. ПОПЛАУХИН

Вопросы определения демографической политики имеют огромное значение для обеспечения государственной безопасности России. В данном контексте особое место занимает изучение нормативной базы, регламентирующей социально-демографическую политику в России, отражающую волю государства.

The questions of determination of demographic policy have a great importance for state security of Russia. In this context the special role is played by research of normative base regulating social and demographic policy in Russia reflecting the will of the state <*>. ——————————— <*> Poplaukhin V. E. Normative-law base which regulates social and demographic policy. The system of federative normative acts regulating reproduction of population.

Известно, что демографическая политика представляет собой государственное управление процессами воспроизводства населения в зависимости от демографической ситуации. Оценивая депопуляционные процессы 1990-х годов как результат предшествующего демографического развития, Правительство РФ одобрило Концепцию демографического развития РФ на период до 2015 г., разработанную Минтрудом России, Минздравом России с участием других федеральных органов исполнительной власти и исполнительной власти субъектов <1>. Концепция демографического развития представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов. Она разработана на основе Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» <2>. ——————————— <1> Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-Р «О концепции демографического развития РФ на период до 2015 г.» // СЗ РФ. 2001. N 40. Ст. 3873. <2> Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Система «Гарант».

Реальная цель демографической политики определена как создание условий для сохранения имеющегося демографического потенциала, обеспечение россиянам долгой, здоровой и полноценной жизни. В связи с этим ставятся следующие задачи: в области здравоохранения — увеличение продолжительности жизни населения за счет снижения преждевременной смертности, улучшение репродуктивного здоровья населения, улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося потенциала здоровья; в области семейной политики — укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации, создание предпосылок для перехода от малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей; в области миграции и расселения — всемерное способствование заселению геополитически и экологически приоритетных регионов, повышению плотности их населения за счет граждан РФ и мигрантов из нового зарубежья. Среди приоритетов демографической политики, выделенных в Концепции, — здоровье населения трудоспособного возраста; репродуктивное здоровье женщин и качество потомства, для достижения которого наиболее значимо снижение заболеваемости женщин репродуктивного возраста и профилактика детской инвалидности; здоровье подростков, для которых особую актуальность представляет профилактика психических расстройств, алкоголизма, наркомании; здоровье социально уязвимых групп населения; формирование гражданской позиции общества в отношении необходимости повышения рождаемости и укрепления семьи; повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего воспроизводство населения; повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации; создание условий для сокращения эмиграционного оттока научно-технического, интеллектуального, творческого потенциала из РФ; придание цивилизационных форм иммиграции в РФ и применение соответствующих механизмов квотирования и контроля за этими процессами. Обозначены стратегические направления для программ демографического развития: в области здравоохранения: 1) развитие научно-исследовательских, информационных и коммуникационных систем, которые содействуют приобретению, эффективному использованию и распространению данных по проблемам охраны и укрепления здоровья; 2) создание структур и механизмов, обеспечивающих реальное участие отдельных лиц, групп, организаций, как в общественном, так и частном секторе, в деятельности в интересах охраны здоровья на основе содружества и партнерства на всех уровнях; 3) формирование нового мировоззрения на проблемы охраны здоровья, в котором ценности здоровья составляют наряду с другими гуманитарными ценностями сердцевину концепции устойчивого развития страны и интегрированы в приоритетные национальные интересы; в области рождаемости: 1) формирование системы государственного воздействия на демографические процессы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; 2) системы льгот и компенсаций в области налогообложения, кредитования и т. п. должны создавать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми; в области информационного обеспечения: 1) создание мониторинга ситуации в области рождаемости и семьи; 2) создание информационной системы пропаганды семейных ценностей; в сфере миграции и расселения: 1) сделать упор на совершенствование общего блока законодательства по вопросам миграции и гражданства; 2) принятие и реализация межгосударственных соглашений на двухсторонней и многосторонней основе; 3) введение квотирования и дифференциация приоритетов приема различных категорий мигрантов. Реализация Концепции предполагает объединение усилий государственных, общественных, некоммерческих организаций, партий и движений, а также населения в выработке единых подходов к формированию демографического поведения и установок для сохранения демографического потенциала России; координацию действий органов законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне субъектов РФ, направленных на стабилизацию, а в дальнейшем — улучшение демографической ситуации; разработку программ действий по достижению конкретных результатов; определение источников финансирования и ряд других условий. Необходимо отметить, что Концепция является первым в истории России законодательным документом, регламентирующим демографическую политику, и представляет собой общую стратегию развития социально-демографической сферы. Однако концептуальная основа демографической политики в рыночных условиях не раскрыта; в Концепции в общих чертах изложены задачи и приоритеты воздействия на демографические процессы. В частности, предполагается усилить приоритетность среднедетной семьи или поощрять родительство, но каким образом — не конкретизируется, и таких примеров много. Кроме того, официальный анализ демографической ситуации, данный в Концепции, не раскрывает, на наш взгляд, истинных причин депопуляции: именно ускоренная реставрация капитализма явилась основным фактором возрастающей естественной убыли населения. А об этом в Концепции умалчивается. Еще в 1990-е годы Правительством Российской Федерации были утверждены программные документы, направленные на охрану репродуктивного здоровья населения. Охарактеризуем важнейшие из них, на основе которых в 2000 — 2004 гг. был разработан комплекс мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации. Одной из важнейших задач Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации (1996 г.) была сформулирована задача обеспечения охраны здоровья женщин. Выделим основные мероприятия, необходимые для решения этой задачи: 1) добиваться создания условий для реализации женщинами репродуктивных прав, безопасного материнства; 2) развивать систему первичного медико-санитарного обслуживания с учетом особенностей состояния женщин разных возрастов; 3) расширять специализированную медицинскую помощь женщинам и девочкам; 4) обеспечить необходимый минимальный уровень потребления продуктов питания, в том числе для беременных, кормящих матерей, по доступным ценам; 5) обеспечивать государственную гарантию бесплатной медицинской помощи женщинам и детям; 6) способствовать разработке и внедрению современных медицинских технологий, обеспечивающих рождение здоровых детей, профилактику инвалидности, выхаживание недоношенных детей, а также безопасные аборты; 7) разрабатывать программы по проблемам профилактики ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний, затрагивающих репродуктивную систему; 8) совершенствовать все виды перинатальной диагностики, реанимации, интенсивной терапии, выхаживание недоношенных детей и т. д. <3>. ——————————— <3> Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. N 6. «О Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации» // Система «Гарант».

Для реализации данной Концепции был разработан и утвержден Правительством РФ Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, в котором были определены конкретные мероприятия и основные исполнители <4>. ——————————— <4> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1996 г. N 1032 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» (с изм. от 22.09.1999) // Система «Гарант».

Демографическая политика, как заявлено в Концепции, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральные органы законодательной и исполнительной власти осуществляют функции по формированию общих принципов социально-демографической политики, разработке и финансированию части федеральных программ; осуществлению контроля за исполнением комплекса мероприятий демографической политики; законодательному обеспечению минимальных гарантий и обязательств по медицинскому обслуживанию, социальному обеспечению, социальной защите населения; финансированию крупнейших медицинских центров, клиник, больниц федерального значения, научных учреждений, ведомств медицинских и образовательных учреждений. В целях реализации приоритетных направлений Концепции в 2001 — 2006 гг. совершенствовались и вновь разрабатывались федеральные законодательные акты, направленные на решение социально-демографических задач. В данных нормативных документах четко прописано, за счет какого бюджета — федерального или регионального — осуществляется реализация мероприятий социально-демографической политики. Необходимо отметить, что исключительно из федерального бюджета финансируется следующий вид расходов: компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, социальных выплат федеральным льготникам. Большая часть бюджетных расходов, используемых на реализацию мероприятий в федеральных нормативных актах, принадлежит региональным и местным бюджетам. Нормативно-правовая база, регулирующая область здравоохранения. Итак, в области здравоохранения на федеральном уровне были дополнены нормативные акты, нацеленные на улучшение важнейших демографических показателей — здоровье населения, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни. К ним относятся Федеральные законы: «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» <5>, «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» <6>, «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» <7>. На улучшение здоровья населения нацелена Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 — 2006 гг.) <8>. Для развития федеральных законодательных актов и Программы рекомендовано принять и реализовать соответствующие документы в субъектах Российской Федерации. ——————————— <5> Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (в ред. Федеральных законов от 12.08.1996 N 112-ФЗ, от 09.01.1997 N 8-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ). <6> Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ). <7> Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). <8> Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. N 790 «О Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 — 2006 гг.)».

На улучшение качественных параметров жизнедеятельности детей, которые включают в себя не только охрану здоровья, но и содействие здоровому образу жизни детей, нацелена программа «Дети России» (1996 г.). Первоначально она была ориентирована на решение проблем детей-сирот, детей-инвалидов, детей Севера, детей Чернобыля и охватывала самые очевидные и во многом традиционные сферы детского неблагополучия. Но возникающие социальные проблемы детства обусловили необходимость расширения состава Программы. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. N 625 «О целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 — 2002 годы» <9> (с изменениями от 14 февраля и 23 октября 2002 г.) были уточнены Федеральные целевые программы «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Развитие всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан», «Дети Севера», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Безопасное материнство» и определены их государственные заказчики. ——————————— <9> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. N 625 «О целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 — 2002 годы» (с изменениями от 14.02.2002, 23.10.2002).

В ходе реализации Программ было выявлено много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей. В этой связи был утвержден План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 — 2002 гг. <10>, Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732 была утверждена Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 — 2006 гг. <11>. В ней было отмечено, что вследствие воздействия экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которых многократно увеличилась, состояние здоровья детей катастрофически ухудшилось, поэтому новой составляющей в Программе явилась подпрограмма «Здоровый ребенок». ——————————— <10> Распоряжение Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 1090-р «О Плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 — 2002 гг.» // Система «Гарант. Платформа F1». <11> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 732 «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 — 2006 годы».

Целью мероприятий подпрограммы были заявлены обеспечение государственной поддержки материнства и детства, охрана здоровья матери и создание условий для рождения здоровых детей, профилактика детской заболеваемости и инвалидности, предупреждение и снижение материнской и детской, в том числе младенческой, смертности, сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение питания матерей и детей.

——————————————————————

Вопрос: Нужно ли уплачивать алименты, если лицо, обязанное уплачивать алименты, находится в неоплачиваемом отпуске? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Нужно ли уплачивать алименты, если лицо, обязанное уплачивать алименты, находится в неоплачиваемом отпуске?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 83 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со статьей 81 СК РФ) и в твердой денежной сумме. Если при отсутствии соглашения об уплате алиментов после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты. При изменении размера алиментов или при освобождении от их уплаты суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания интерес сторон. Суд вправе по иску лица, обязанного уплачивать алименты, освободить его полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам, если установит, что неуплата алиментов имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам. Однако данное положение не распространяется на случаи уплаты алиментов на несовершеннолетних детей. Кроме того, в Постановлении N 9 от 25.10.1996 Пленум Верховного Суда Российской Федерации установил, что предусмотренная п. 2 ст. 115 СК РФ ответственность лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, за несвоевременную уплату алиментов (уплата неустойки, возмещение убытков) наступает в случае образования задолженности по вине плательщика алиментов. Как отмечено судом, такая ответственность не может быть возложена на плательщика, если задолженность по алиментам образовалась по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, задержкой или неправильным перечислением алиментных сумм банками и т. п. Таким образом, в данной ситуации лицо, обязанное уплачивать алименты, вправе обратиться в суд с требованием об уменьшении размера (в случае обязанности уплачивать алименты на несовершеннолетнего ребенка) либо об освобождении от обязанности уплачивать алименты (в случае прочих алиментных обязательств).

М. С.Чернова Региональный информационный центр ООО «ИК Ю-Софт» сети «КонсультантПлюс»

——————————————————————