Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

(Арутюнян Г. В.) («Семейное и жилищное право», 2009, N 4)

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Г. В. АРУТЮНЯН

Арутюнян Г. В., доцент кафедры административного и финансового права МГИМО МИД РФ.

В данной статье представлен анализ нормативных актов, в соответствии с которыми в настоящее время в Российской Федерации осуществляется защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

The article analyses the statutory acts in accordance with which protection of the rights and freedoms of children left without parental care is implemented in the Russian Federation <*>. ——————————— <*> Arutiunian G. V. Defense of rights and interests of children left without custody of parents.

В современной России особенно остро стоит проблема устройства и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. В лишении, пренебрежении, без опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных сложившихся обстоятельств. Согласно статистическим данным в последние годы продолжался рост численности детей, оставшихся без попечения родителей <1>. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, имеет очень большое значение. В ст. 20 Конвенции о правах ребенка, к которой Россия присоединилась в 1990 г., записано, что государства, подписавшие ее, в том числе и Россия, берут на себя обязательство, согласно которому «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» <2>. Основной целью Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 гг. является «создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей… государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» <3>. ——————————— <1> По состоянию на январь 2002 г. в России состояли на учете 776,4 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а по состоянию на январь 2003 г. — уже 867,8 тысячи. См.: решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 21 января 2003 г. «О состоянии работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» // URL: http://innewfamily. ru/menu4/45_Reshenie_KollegMinobr_21_01_03.php. <2> Конвенция о правах ребенка принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1. См.: Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 312. <3> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 — 2010 годы» // URL: http://www. garant. ru/prime/20070330/90869.htm.

Общие положения о защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Семейном кодексе РФ. Правовая основа деятельности по защите в отношении несовершеннолетних закреплена также рядом иных законодательных актов РФ, а именно Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы опеки и попечительства. В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 СК РФ функции по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагаются на органы опеки и попечительства. В развитие содержащихся в указанных выше законодательных актах Российской Федерации положений, касающихся организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, данные вопросы в настоящее время регулируются на уровне субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований. Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» <4> предусмотрена передача с 1 января 2008 г. полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов Российской Федерации <5>. В соответствии со ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в последней редакции <6> органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов с 1 января 2008 г. наделяются правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. ——————————— <4> Российская газета. 2006. 31 дек. <5> До этого функции по установлению опеки (попечительства) в различных муниципальных образованиях выполнялись различными подразделениями. В большинстве случаев осуществление функций по опеке и попечительству в отношении детей возлагалось на отделы (департаменты) народного образования. <6> URL: http://www. consultant. ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=70040;p=1; далее по тексту — Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления».

В соответствии со ст. 121 СК РФ, а также Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» <7> органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ <8>. ——————————— <7> Российская газета. 2008. 30 апр. Далее по тексту — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве». <8> Порядок создания таких органов, ведающих опекой и попечительством, их структура, компетенция, порядок деятельности ранее определялись Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно ст. 14 — 16 этого Закона к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления самостоятельно, относились опека и попечительство. Принятые в ряде регионов Российской Федерации законы об организации работы по осуществлению опеки и попечительства, которые достаточно детально регламентируют данные вопросы (например, в Москве, Республике Саха (Якутия), Республике Марий Эл, Республике Коми, Владимирской, Мурманской, Ростовской областях и ряде др.), должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями. Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные функции: 1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; 2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей; 3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством; 4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания, образованием таких детей. Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Итак, органы опеки и попечительства: — организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите; — проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми; — дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения); — осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет; — подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), готовят материалы, необходимые для назначения опекуна (попечителя), а также об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей; — ведут учет детей, в отношении которых установлена опека (попечительство), переданных в приемную семью; — в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи; — готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации; — участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством; — осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных; — проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка; — обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке и попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества; — осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения; — ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного района, способных к выполнению обязанностей усыновителя; — в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного района, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение); — осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи; — проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью; — оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании и организации отдыха подопечных (приемных) детей; — дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным; — дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным); — дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав; — проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др. Еще раз отметим, что при исполнении своих обязанностей в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства тесно взаимодействуют с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями. Более того, как устанавливает та же статья, полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Надо заметить, что указанная норма Закона вступает в противоречие с СК РФ. Пункт 1, ч. 3, ст. 121 СК РФ определяет, что только органы опеки и попечительства осуществляют деятельность по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, т. е. для иных лиц СК РФ устанавливает прямой запрет <9>. Однако данные лица могут и обязаны оказывать содействие в этом органам опеки и попечительства. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других организаций) и иные граждане, которым стало известно о детях, оставшихся без родительского попечения, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п. 1 ст. 122 СК РФ). Таким образом, сведения о таких детях должны сообщать все, кому стало об этом известно, в том числе и родственники ребенка, жилищно-эксплуатационные организации, женские консультации, органы внутренних дел (например, при взятии под стражу лица, имеющего на попечении несовершеннолетнего), органы записи актов гражданского состояния (например, при регистрации смерти). Кроме того, руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации. ——————————— <9> Согласно ст. 5.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью влекут административную ответственность в форме административного штрафа: на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

За неисполнение этой обязанности наступает ответственность (п. 4 ст. 122 СК РФ) <10>, предусмотренная законодательством об административных правонарушениях для руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, для должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Кроме того, в некоторых случаях возможно привлечение к уголовной ответственности. Для всех остальных лиц, к сожалению, предусмотренная п. 1 ст. 122 СК РФ обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями. ——————————— <10> Согласно п. 1 ст. 5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), или в приемную семью), либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Согласно п. 2 этой статьи совершение теми же лицами действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), или в приемную семью), либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», о чем было указано выше, дает право заниматься поиском детей, оставшихся без родительской заботы, и подбирать для них опекунов не только органам опеки и попечительства, но и учреждениям других ведомств и даже государственным структурам в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <11>. ——————————— <11> Российская газета. 2009. 27 мая.

Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Для создания эффективной централизованной системы учета детей, оставшихся без родительского попечения, а также граждан, желающих принять детей на воспитание в семью, был принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» <12>. Во исполнение указанного Закона Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 (в ред. от 11 апреля 2006 г. N 210) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» и Приказом Министерства образования РФ от 28 июня 2002 г. N 2482 «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» <13> установлена процедура формирования банка данных, документирования информации о детях, подлежащих устройству на воспитание в семьи, о гражданах, желающих принять таких детей, определены правила и порядок предоставления гражданам конфиденциальной информации о детях, подлежащих семейному устройству, определен механизм пополнения банка данных. ——————————— <12> URL: http://innewfamily. narod. ru/menu4/zak205.htm. <13> URL: http://www. consultant. ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=59598.

Анализ СК РФ и указанных актов позволяет установить следующее. После получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, территориальные органы опеки и попечительства (управления, отделы) субъекта Российской Федерации обязаны в течение трех дней провести первичное обследование условий жизни ребенка. Цель таких действий состоит в проверке достоверности полученной информации, ознакомлении с условиями жизни ребенка, выявлении родственников, способных и готовых обеспечить временный присмотр за ребенком. При этом ребенок, в отношении которого установлен факт отсутствия родительского попечения, регистрируется в журнале первичного учета детей, оставшихся без родительского попечения. Если у ребенка нет таких родственников, то в зависимости от обстоятельств органы опеки и попечительства обязаны обеспечить временное устройство ребенка в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью. Учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на трех уровнях: территориальном (местном), региональном и федеральном. В течение месяца со дня установления факта утраты ребенком попечения родителей территориальный орган опеки и попечительства обязан устроить ребенка в семью на воспитание. При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения сведения о ребенке от территориального органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации поступают в региональный банк данных о детях, оставшихся без родительского попечения. Таким органом обычно является комитет по образованию края или области, министерство образования республики или иной орган, которым созданы соответствующие территориальные органы опеки и попечительства, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований, на который законодательством данного субъекта Российской Федерации возложена обязанность осуществлять координацию и контроль за деятельностью территориальных органов опеки и попечительства, а также полномочия по ведению регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. При невозможности устройства ребенка в течение месяца сведения направляются в Министерство образования и науки РФ, на которое возложены функции по осуществлению централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве ребенка в семью на всей территории РФ. Таким образом, сведения о ребенке поступают в федеральный банк данных. При этом следует учитывать, что передача сведений о ребенке в региональный и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не освобождает соответственно территориальные органы опеки и попечительства и регионального оператора от ответственности за устройство ребенка в семью. Последние в пределах своей компетенции обязаны продолжать работу по поиску возможностей для передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах. С соблюдением требований, установленных гражданским законодательством, семейным законодательством и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах <14>. ——————————— <14> Российская газета. 2009. 27 мая.

Итак, подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства, а также образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства через средства массовой информации информируют граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о возможности стать опекунами и ведут прием граждан, выразивших желание стать опекунами. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и представить в орган опеки и попечительства по месту жительства необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие доходы, право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, документы, подтверждающие отсутствие судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, медицинское заключение о состоянии здоровья, другие документы, установленные вышеуказанными Правилами. В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления необходимых документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных ГК РФ и СК РФ обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. Орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя, и составляет акт обследования. В течение 15 дней со дня представления необходимых документов и акта обследования орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа. На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 <15>. ——————————— <15> Там же.

Орган опеки и попечительства на основании заключения о возможности гражданина быть опекуном в течение трех дней со дня его подписания вносит сведения о таком гражданине в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами. Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение двух лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, снимается с учета: а) по его заявлению; б) при получении органом опеки и попечительства сведений об обстоятельствах, препятствующих в соответствии с ГК РФ и СК РФ назначению гражданина опекуном; в) по истечении 2-летнего срока со дня постановки гражданина на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном. Орган опеки и попечительства обязан подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном, в том числе: а) ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации; б) организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний; в) обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется по примерной программе, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации. Сведения об обращении в орган опеки и попечительства гражданина, выразившего желание стать опекуном, за подбором ребенка, о выдаче направлений на посещение несовершеннолетнего гражданина, а также результаты таких обращений и посещений (принятие предложения либо отказ с указанием причин отказа) отражаются в журнале учета граждан, выразивших желание стать опекунами. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим федеральным законодательством предусмотрены следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ). До внесения последних изменений в СК РФ Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» федеральное законодательство предусматривало возможность создания иных форм устройства таких детей законами субъектов Российской Федерации. Во многих регионах велся активный поиск иных форм устройства <16>, в результате которого была выявлена форма патронатного воспитания, которая наряду с приемной семьей Министерством образования и науки РФ была признана перспективной формой устройства ребенка в семью <1 7>, а также форма семейного детского дома <18>. ——————————— <16> См.: Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» // URL: http://www. adoptlaw. ru/3%20MoscowLaw_16.htm; Закон Алтайского края от 6 марта 2000 г. «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан» // URL: http://www. patronatufa. ru/?p=z_zpalt; Закон Белгородской области от 3 марта 2004 г. «О семейном детском доме» // URL: www. belregion. ru/file/docs/z_119.rtf и др. <17> В решении Коллегии Министерства образования РФ от 21 января 2003 г. «О состоянии работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» указано, что «введение формы патронатного воспитания позволит сократить поток детей, направляемых в учреждения органами опеки и попечительства, даст возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок; вернуть детей домой и не допустить изъятия ребенка из кровной семьи, планировать попечение над ребенком…» // URL: http://innewfamily. narod. ru/menu4/45_Reshenie_KollegMinobr_21_01_03.htm. <18> См.: Закон Белгородской области от 3 марта 2004 г. «О семейном детском доме», которым предусматривается создание семейного детского дома как самостоятельной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Белгородской области // URL: http://innewfamily. narod. ru/menu4/45_Reshenie_KollegMinobr_21_01_03.htm.

Естественной средой обитания ребенка является семья. И одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или по крайней мере в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада. Приоритетность семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждают данные, полученные в результате анализа информации о формах устройства детей за период с 1996 по 2001 г., приведенные в докладе начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования РФ от 19 ноября 2002 г. «Государственная политика в области охраны прав детей» <19>, а также данные федерального государственного статистического наблюдения за 2004 — 2006 гг. о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Так, в различные учреждения ежегодно помещается, как правило, от 25 до 30%, а в семьи граждан до 70% детей, оставшихся без родительского попечения <20>. Причем соотношение числа детей, переданных в семьи граждан и в специализированные учреждения на протяжении этого времени, остается практически неизменным. ——————————— <19> URL: http://www.7ya. ru/pub/article. aspx? id=1914. <20> URL: http://www. usynovite. ru/statistics/2006/.

Одной из основных задач Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 годы является постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Программе записано, что реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит «снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью, обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию в общество. К 2011 году предполагается увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72 процентов общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <21>. ——————————— <21> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 — 2010 годы» // URL: http://www. garant. ru/prime/20070330/90869.htm.

В интересах детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения их гармоничного развития и семейного воспитания семейное законодательство допускает возможность временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории России (ст. 155.2 СК РФ) <22>. ——————————— <22> См.: Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 // Российская газета. 2009. 27 мая.

——————————————————————