Взаимодействие Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: особенности правового регулирования и практика осуществления

(Колосов А. В.) («Семейное и жилищное право», 2013, N 5)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА С УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

А. В. КОЛОСОВ

Колосов Александр Викторович, преподаватель кафедры международного права и сравнительного правоведения Юридического института Иркутского государственного университета.

На сегодняшний день особенности взаимодействия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в законодательстве урегулированы лишь частично. Тем не менее проведенное исследование показывает, что такое взаимодействие осуществляется на практике в самых различных формах, и оно довольно результативно. Однако правовое закрепление порядка, форм его осуществления могло бы упорядочить, систематизировать сотрудничество Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и региональных уполномоченных по правам ребенка, повысив в конечном итоге эффективность их работы по защите прав детей. Поэтому основные формы, направления взаимодействия указанных субъектов в первую очередь должны быть отражены в нормативных правовых актах, принятых Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации. При этом заслуживает внимания и положительный опыт взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, права ребенка, защита прав ребенка, правовое регулирование, дети, взаимодействие.

The interaction between Children’s Rights Commissioner for the President of the Russian Federation and Commissioners for Children’s Rights in the Russian Federation regions: peculiarity of legal regulation and practice of application A. V. Kolosov

Kolosov A. V., Lecturer of the Department of comparative and international law of the Law Institute of Irkutsk State University.

Nowadays the peculiarity of interaction between Children’s Rights Commissioner for the President of the Russian Federation and Commissioners for Children’s Rights in the Russian Federation regions in the legislation are settled only partially. Nevertheless, the conducted research shows that this interaction to carried out in practice in the different forms and successfully. However, the legal fastening of an order and forms of the interaction could to regulate and systematize the collaboration between Children’s Rights Commissioner for the President of the Russian Federation and Commissioners for Children’s Rights in the Russian Federation regions and finally increase the effectiveness of their work on protection of children’s rights and interests. Therefore the basic forms and directions of interaction of these subjects have to fastening in legal acts accepted by President of the Russian Federation the Federal Assembly of the Russian Federation. The positive experience the interaction between the Russian Federation’s Commissioner for Human Rights and Commissioners for human Rights in the Russian Federation regions also to deserve consideration.

Key words: Children’s Rights Commissioner for the President of the Russian Federation, Commissioner for Children’s Rights in the Russian Federation region, children rights, protection of children’s rights and interests, legal regulation, children, interaction.

Повышение уровня защиты прав детей, которые в силу своего возраста весьма уязвимы для противоправных посягательств, является одной из приоритетных государственных задач в Российской Федерации, на реализацию которой направлена деятельность различных органов власти и их должностных лиц. Но эта деятельность в силу разных причин (в т. ч. и из-за пробелов, недостатков в законодательстве) не всегда оказывает существенное влияние на улучшение положения детей. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» <1>, в соответствии с которым была учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и где давалась рекомендация органам государственной власти субъектов Российской Федерации ввести аналогичную должность в регионах, несмотря на всю свою значимость для обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка, многие вопросы деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка оставил за рамками правового регулирования. Статья 16.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <2>, посвященная Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, имеет отсылочный характер и указывает, что их полномочия, специфика правового статуса определяются соответственно указом Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. ——————————— <1> Российская газета. 2009. 4 сент. <2> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802; 2000. N 30. Ст. 3121; 2004. N 35. Ст. 3607, N 52. Ст. 5274; 2007. N 27. Ст. 3213, 3215; 2008. N 30. Ст. 3616; 2009. N 18. Ст. 2151, N 23. Ст. 2773, N 51. Ст. 6163; 2011. N 30. Ст. 4600, N 49 (ч. 5). Ст. 7055, 7056; 2013. N 14. Ст. 1666.

Значительное расширение прав Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации произошло после принятия Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» <3>. Однако в нем и в приведенных выше правовых актах не были раскрыты особенности взаимодействия указанных субъектов. Между тем, как справедливо отмечает О. А. Бондаренко, для эффективной реализации конституционных прав и свобод ребенка необходимо активное взаимодействие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества <4>. Очевидно, что не менее важным является и сотрудничество Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. ——————————— <3> Российская газета. 2011. 7 дек.; 2013. 11 янв. <4> Бондаренко О. А. Реализация конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. С. 10.

Более детально эти вопросы регулируются в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Во многих из них предусматривается, что уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации взаимодействует с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Упоминания об этом, в частности, содержатся в соответствующих Законах Республики Башкортостан <5>, Хабаровского края <6>, Владимирской <7>, Липецкой <8>, Мурманской <9>, Рязанской <10>, Свердловской <11> областей и ряда других субъектов Российской Федерации. И на практике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка постоянно сотрудничает с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, что позволяет повысить эффективность защиты прав ребенка. В нормативных правовых актах некоторых субъектов Российской Федерации закрепляются отдельные формы такого взаимодействия. Например, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан, Республике Тыва, в Санкт-Петербурге, Забайкальском крае, Новгородской, Ярославской областях в случае нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка федеральными органами и организациями обращается к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Это связано с тем, что компетенция региональных уполномоченных распространяется на государственные органы субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, образованные в границах субъекта Российской Федерации. Деятельность на территории субъекта Российской Федерации управлений федеральных органов власти находится в ведении Российской Федерации. Поэтому поступающие к региональному уполномоченному жалобы на их действия передаются на рассмотрение Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. ——————————— <5> Закон Республики Башкортостан от 28 дек. 2009 г. N 193-з «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2010. N 3. Ст. 64; 2012. N 10. Ст. 515; 2013. N 3. Ст. 100. <6> Закон Хабаровского края от 23 нояб. 2011 г. N 135 «Об уполномоченном по правам ребенка в Хабаровском крае» // Собрание законодательства Хабаровского края. 2011. N 12; 2012. N 4. <7> Закон Владимирской области от 25 нояб. 2010 г. N 108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка во Владимирской области» // Владимирские ведомости. 2010. 30 нояб. <8> Закон Липецкой области от 18 авг. 2011 г. N 523-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» // Липецкая газета. 2011. 26 авг.; 2012. 2 марта; 11 мая. <9> Закон Мурманской области от 8 нояб. 2010 г. N 1268-01-ЗМО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Мурманской области» // Мурманский вестник. 2010. 11 нояб.; 2010. 29 дек.; 2012. 31 мая. <10> Закон Рязанской области от 27 мая 2011 г. N 38-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Рязанской области и Уполномоченном по правам ребенка в Рязанской области» // Рязанские ведомости. 2011. 28 мая; 31 мая; 13 сент.; 16 нояб.; 2013. 30 апр. <11> Областной закон от 15 июля 2010 г. N 57-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Свердловской области» // Областная газета. 2010. 19 июля; 2011. 25 мая; 12 нояб.; 2012. 11 дек.; 2013. 9 апр.

В целях информирования Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей Уполномоченный по правам ребенка в Республике Адыгея, Республике Тыва, Республике Хакасия, Псковской, Томской областях направляет ему доклад о своей деятельности. Уполномоченный по правам ребенка в Тамбовской области и в Ненецком автономном округе может в случае необходимости направлять ему также заключения и рекомендации. Примечательно, что в каких конкретно случаях такая необходимость возникает, в региональных законах не указывается <12>. В Камчатском же крае Уполномоченный по правам человека и защите детства может самостоятельно или по запросам Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка направлять информацию по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина. ——————————— <12> Закон Тамбовской области от 31 дек. 2009 г. N 609-З «Об Уполномоченном по правам ребенка в Тамбовской области» // Тамбовская жизнь. 2010. 13 янв.; 2013. 13 марта; Закон Ненецкого автономного округа от 28 июня 2010 г. N 45-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ненецком автономном округе и о внесении изменений в Закон Ненецкого автономного округа «О статусе лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа» // Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа. 2010. N 11; 2012. N 17, N 45 (ч. 2).

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что законодательство субъектов Российской Федерации в части установления направлений взаимодействия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации либо не регулирует этот вопрос, либо ограничивается констатацией возможности взаимодействия и указанием на отдельные его формы. Но, как представляется, основные формы, направления взаимодействия указанных субъектов в первую очередь должны быть отражены в нормативных правовых актах, принятых Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации. Весьма важным направлением взаимодействия уполномоченных по правам ребенка является обмен имеющимся опытом защиты прав ребенка, который может осуществляться разными способами. По мнению П. А. Астахова, наиболее оперативным информационно-насыщенным ресурсом для обмена информацией и опытом, выработки предложений на всероссийском и региональных уровнях является созданный в сети Интернет электронный кабинет Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, который дает возможность уполномоченным по правам ребенка из разных регионов обмениваться мнениями, обсуждать и разбирать конкретные ситуации, проблемы семейной и детской политики <13>. ——————————— <13> Защищать права детей — особая работа // Вестник Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. 2011. N 1. С. 70, 71.

Наличие у Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка своего официального сайта позволяет уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации оперативно получать информацию об изменениях законодательства, планируемых мероприятиях, аналитические материалы. На сайте размещаются и методические материалы. Например, унификации анализа уполномоченными по правам ребенка состояния охраны прав детей в регионах должна послужить соответствующая схема, содержащая единые для оценки показатели. Кроме того, на регулярной основе проводятся съезды уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации с участием Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, где обсуждаются актуальные проблемы защиты прав детей, правотворческой деятельности. Например, на VI съезде, проведенном осенью 2012 г. в Казани, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка обратился к региональным уполномоченным с призывом проводить мониторинг и комплексный анализ положения детей в субъектах России и федеральных округах. Затем был обсужден проект Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013 — 2020 гг., призванной сократить социальное сиротство. В апреле 2013 г. прошел уже VII Всероссийский съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, главной темой которого стала Стратегия государственной политики России в сфере соблюдения прав ребенка на охрану жизни, здоровья, полноценное развитие и роль уполномоченных по правам ребенка в ее реализации. Вместе с тем в действующих нормативных правовых актах не предусматривается обязательность проведения подобных мероприятий, не установлена их периодичность. Правовое регулирование данных вопросов позволило бы лучше организовать работу как Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, так и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Целесообразность решения данного вопроса подтверждают существующие в законодательстве нормы, регулирующие порядок и сроки проведения Всероссийского съезда судей <14>, Всероссийского съезда адвокатов <15>. ——————————— <14> Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022; 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2710; 2004. N 33. Ст. 3369; 2005. N 15. Ст. 1278; 2008. N 52. Ст. 6229; 2009. N 29. Ст. 3594, N 30. Ст. 3736, N 45. Ст. 5264, N 48. Ст. 5746; 2010. N 50. Ст. 6604; 2011. N 49. Ст. 7066; 2012. N 41. Ст. 5530; 2013. N 9. Ст. 872. <15> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102; 2003. N 44. Ст. 4262; 2004. N 35. Ст. 3607, N 52. Ст. 5267; 2007. N 31. Ст. 4011, N 50. Ст. 6233; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2011. N 29. Ст. 4291, N 48. Ст. 6727.

В целях координации деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка выступил с инициативой создать в федеральных округах координационные советы уполномоченных по правам ребенка. На сегодняшний день такие советы уже образованы и приступили к работе. Правовой основой деятельности Координационного совета уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа стало положение о совете, утвержденное 29 августа 2011 г. Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. А. Астаховым и Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе В. А. Толоконским <16>. ——————————— <16> Положение, утв. 29 августа 2011 г., «О Координационном совете уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа» [Электронный ресурс]. URL: http://www. sibfo. ru/institutes/manpower-council-doc. php? action=art&nart;=4328 (дата обращения: 20.06.2013).

По своему статусу указанный Совет является совещательным органом, созданным в целях координации деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа и повышения эффективности их взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по принятию решений по отдельным направлениям реализации прав и законных интересов детей. Одной из основных задач Совета является содействие согласованности и повышению эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Федерации округа в сфере реализации прав и законных интересов детей, взаимодействию указанных органов с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями и иными организациями в области охраны и защиты прав детей. Образование подобных координационных советов уполномоченных по правам ребенка в федеральных округах, безусловно, заслуживает поддержки. Координационные советы позволяют региональным уполномоченным обсуждать проблемы, характерные для целой группы субъектов Российской Федерации, формировать единую позицию по тем или иным вопросам и доводить ее до Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. К примеру, Координационный совет уполномоченных по правам ребенка субъектов Российской Федерации Южного федерального округа по результатам заседания, состоявшегося 1 декабря 2011 г. в г. Элисте, обратился к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с просьбой решить вопрос о завершении реконструкции Республиканской детской больницы за счет выделения дополнительных средств из федерального бюджета <17>. ——————————— <17> Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Республике Калмыкия о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Калмыкия в 2011 году. С. 11 [Электронный ресурс]. URL: http://kalm. rfdeti. ru/files. php (дата обращения: 20.06.2013).

В процессе своей деятельности Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка направляет уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации обращения с предложениями провести работу в каком-либо направлении. Так, в 2011 г. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. А. Астахов обратился к руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, указав на необходимость активизации деятельности в сфере борьбы с преступлениями в отношении несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях. И как отмечают сами уполномоченные по правам ребенка, такая работа в субъектах Российской Федерации ими была проведена. Например, 1 сентября 2011 г. в школах Иркутской области и других регионов были проведены уроки медиабезопасности, на которых школьники информировались об опасностях и угрозах, поступающих из всемирной сети Интернет, и способах защиты от них <18>. ——————————— <18> Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по вопросам соблюдения прав ребенка в Иркутской области в 2011 году. С. 23 [Электронный ресурс]. URL: http://irkutsk. rfdeti. ru/files. php (дата обращения: 20.06.2013).

Уполномоченным по правам ребенка в Томской области был осуществлен анализ действующих в области нормативных правовых актов, регулирующих вопросы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или физическому, нравственному, духовному, психическому развитию <19>. Помимо этого, Уполномоченный инициировал разработку проекта регионального закона, устанавливающего нормативы распространения различных видов информационной продукции, с учетом критериев классификации всех ее видов и других правовых механизмов, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» <20>. ——————————— <19> Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Томской области о соблюдении прав и законных интересов детей в Томской области в 2011 году. С. 55 [Электронный ресурс]. URL: http://tomsk. rfdeti. ru/files. php (дата обращения: 20.06.2013). <20> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 48; 2012. N 31. Ст. 4328; 2013. N 14. Ст. 1658.

По инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка региональные уполномоченные по правам ребенка могут проводить тематические проверки. Например, Уполномоченным по правам ребенка в Волгоградской области в 2011 г. была проведена проверка условий безопасности в детских больницах и детских отделениях учреждений здравоохранения на территории Волгоградской области, проверка обоснованности помещения и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в психиатрических больницах и психиатрических отделениях учреждений здравоохранения, соблюдения прав таких детей на охрану здоровья и полноценное развитие <21>. Информация о результатах проверок была направлена Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. ——————————— <21> Доклад о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области в 2011 году. С. 33, 38 [Электронный ресурс]. URL: http://volgograd. rfdeti. ru/files. php (дата обращения: 20.06.2013).

Обобщив существующую практику, возможно выделить несколько основных направлений взаимодействия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Во-первых, это координация Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка работы региональных уполномоченных по правам ребенка; во-вторых, научно-информационное и методическое сопровождение их деятельности, анализ и обобщение накопленного опыта работы; в-третьих, сотрудничество при осуществлении контрольных мероприятий; в-четвертых, на основании обращений региональных уполномоченных оказание содействия в решении конкретных вопросов, касающихся защиты прав ребенка. При этом как теоретическое, так и практическое значение имеет вопрос о характере возникающих между Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации отношений. Представляется, что их нельзя отнести к отношениям власти — подчинения, т. к. в федеральном законодательстве не предусмотрена подотчетность региональных уполномоченных по правам ребенка Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В данном случае применимо сравнение с отношениями, возникающими между Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, которые, как обоснованно отмечают специалисты, не могут иметь субординационный характер, для этих связей главными являются отношения координационного вида <22>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина «Конституционное право России» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <22> Хаманева Н. Ю. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. 1997. N 9. С. 29. На отсутствие между федеральным и региональными уполномоченными по правам человека отношений подчиненности обращали внимание и другие ученые (см.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 254).

Вообще, институты уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребенка имеют немало схожих черт. Поэтому вызывает интерес и такая форма взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, как подготовка заключений на доклады. Довольно часто доклады региональных уполномоченных воспринимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации очень болезненно, т. к. в них приводятся факты нарушений прав человека со стороны этих органов. Для разрешения конфликтов, возникающих в этой связи, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации направляет в субъекты Российской Федерации письменные заключения на доклады своих коллег. Эти заключения являются консультативными, и их подготовка не относится к предусмотренным законом обязанностям федерального Уполномоченного <23>. ——————————— <23> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год // Российская газета. 2008. 14 марта.

В отдельных случаях Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка также мог бы готовить подобные заключения, носящие рекомендательный характер. Но подобные ситуации должны быть урегулированы в нормативных правовых актах. Заслуживает внимания и практика предоставления по согласованию с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации возможности выступать в качестве его представителя в региональных подразделениях федеральных органов государственной власти <24>. Вполне вероятно, что и уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации смогут справиться с решением схожей задачи. ——————————— <24> То же.

При подведении итогов следует отметить, что на сегодняшний день особенности взаимодействия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в законодательстве урегулированы лишь фрагментарно. Тем не менее проведенное исследование показывает, что такое взаимодействие осуществляется на практике в самых различных формах, и оно довольно результативно. Однако правовое закрепление порядка, форм его осуществления могло бы упорядочить, систематизировать сотрудничество Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и региональных уполномоченных по правам ребенка, повысив в конечном итоге эффективность их работы по защите прав детей.

Список литературы

1. Бондаренко О. А. Реализация конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. 2. Доклад о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области в 2011 году [Электронный ресурс]. URL: http://volgograd. rfdeti. ru/files. php (дата обращения: 20.06.2013). 3. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по вопросам соблюдения прав ребенка в Иркутской области в 2011 году [Электронный ресурс]. URL: http://irkutsk. rfdeti. ru/files. php (дата обращения: 20.06.2013). 4. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Республике Калмыкия о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Калмыкия в 2011 году [Электронный ресурс]. URL: http://kalm. rfdeti. ru/files. php (дата обращения: 20.06.2013). 5. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Томской области о соблюдении прав и законных интересов детей в Томской области в 2011 году [Электронный ресурс]. URL: http://tomsk. rfdeti. ru/files. php (дата обращения: 20.06.2013). 6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год // Российская газета. 2008. 14 марта. 7. Защищать права детей — особая работа // Вестник Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. 2011. N 1. С. 66 — 73. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина «Конституционное право России» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— 8. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2003. 9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Федер. закон от 3 дек. 2011 г. N 378-ФЗ // Российская газета. 2011. 7 дек.; 2013. 11 янв. 10. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федер. закон от 29 дек. 2010 г. N 436-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 48; 2012. N 31. Ст. 4328; 2013. N 14. Ст. 1658. 11. О Координационном совете уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа: Положение, утв. 29 авг. 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. sibfo. ru/institutes/manpower-council-doc. php? action=art&nart;=4328 (дата обращения: 20.06.2013). 12. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федер. закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102; 2003. N 44. Ст. 4262; 2004. N 35. Ст. 3607, N 52. Ст. 5267; 2007. N 31. Ст. 4011, N 50. Ст. 6233; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2011. N 29. Ст. 4291, N 48. Ст. 6727. 13. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: Федер. закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022; 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2710; 2004. N 33. Ст. 3369; 2005. N 15. Ст. 1278; 2008. N 52. Ст. 6229; 2009. N 29. Ст. 3594, N 30. Ст. 3736, N 45. Ст. 5264, N 48. Ст. 5746; 2010. N 50. Ст. 6604; 2011. N 49. Ст. 7066; 2012. N 41. Ст. 5530; 2013. N 9. Ст. 872. 14. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802; 2000. N 30. Ст. 3121; 2004. N 35. Ст. 3607, N 52. Ст. 5274; 2007. N 27. Ст. 3213, 3215; 2008. N 30. Ст. 3616; 2009. N 18. Ст. 2151, N 23. Ст. 2773, N 51. Ст. 6163; 2011. N 30. Ст. 4600, N 49 (ч. 5). Ст. 7055, 7056; 2013. N 14. Ст. 1666. 15. Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области: Закон Липец. обл. от 18 авг. 2011 г. N 523-ОЗ // Липецкая газета. 2011. 26 авг.; 2012. 2 марта; 11 мая. 16. Об Уполномоченном по правам ребенка в Мурманской области: Закон Мурман. обл. от 8 нояб. 2010 г. N 1268-01-ЗМО // Мурманский вестник. 2010. 11 нояб.; 2010. 29 дек.; 2012. 31 мая. 17. Об Уполномоченном по правам ребенка в Ненецком автономном округе и о внесении изменений в Закон Ненецкого автономного округа «О статусе лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа»: Закон Ненец. автоном. округа от 28 июня 2010 г. N 45-ОЗ // Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа. 2010. N 11; 2012. N 17, N 45 (ч. 2). 18. Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Башкортостан: Закон Респ. Башкортостан от 28 дек. 2009 г. N 193-з // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2010. N 3. Ст. 64; 2012. N 10. Ст. 515; 2013. N 3. Ст. 100. 19. Об Уполномоченном по правам ребенка в Свердловской области: Обл. закон от 15 июля 2010 г. N 57-ОЗ // Областная газета. 2010. 19 июля; 2011. 25 мая; 12 нояб.; 2012. 11 дек.; 2013. 9 апр. 20. Об Уполномоченном по правам ребенка в Тамбовской области: Закон Тамбов. обл. от 31 дек. 2009 г. N 609-З // Тамбовская жизнь. 2010. 13 янв.; 2013. 13 марта. 21. Об уполномоченном по правам ребенка в Хабаровском крае: Закон Хабаров. края от 23 нояб. 2011 г. N 135 // Собрание законодательства Хабаровского края. 2011. N 12; 2012. N 4. 22. Об Уполномоченном по правам ребенка во Владимирской области: Закон Владимир. обл. от 25 нояб. 2010 г. N 108-ОЗ // Владимирские ведомости. 2010. 30 нояб. 23. Об Уполномоченном по правам человека в Рязанской области и Уполномоченном по правам ребенка в Рязанской области: Закон Рязан. обл. от 27 мая 2011 г. N 38-ОЗ // Рязанские ведомости. 2011. 28 мая; 31 мая; 13 сент.; 16 нояб.; 2013. 30 апр. 24. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 1 сент. 2009 г. N 986 // Российская газета. 2009. 4 сент. 25. Хаманева Н. Ю. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. 1997. N 9. С. 21 — 30.

——————————————————————