Формы и методы работы судов с лицами, ограниченными в родительских правах

(Соседова М. В.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2011, N 4)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СУДОВ С ЛИЦАМИ, ОГРАНИЧЕННЫМИ

В РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВАХ

М. В. СОСЕДОВА

Соседова М. В., судья Становлянского районного суда Липецкой области.

Ювенальная юстиция — это, пожалуй, самое гуманное

и эффективное средство защиты детей как от произвола

преступника, так и от произвола государства.

Это средство спасения семей, средство сохранения будущего

для детей, ставших жертвами преступления

или нарушивших закон.

Н. И.Загнойко

Уполномоченный по правам человека в Липецкой области [2]

У выступающих против ювенальной юстиции в России сложилось ошибочное мнение, что с введением специализированного правосудия родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, начнут беспричинно лишать родительских прав, отнимать детей. Однако это не так. В судах Липецкой области элементы ювенальных технологий применяются с июня 2008 г., и как судья, рассматривающий гражданские дела, относящиеся к категории лишения (ограничения) в родительских правах, могу заверить, что лишение родительских прав и ограничение в родительских правах являются крайними, исключительными мерами семейно-правовой ответственности. Они могут применяться только в случае, если все ранее имевшие место профилактические меры воздействия, такие, как: постановка родителя на учет в орган опеки и попечительства либо в комиссию по делам несовершеннолетних, соответствующий контроль со стороны данных органов, профилактические беседы, не дали положительных результатов.

В настоящей публикации хотелось бы более подробно рассмотреть последствия судебного ограничения в родительских правах при наличии виновного поведения родителя, а также выяснить, какие формы работы могут применяться судом и иными учреждениями, связанными с защитой детства, для коррекции поведения лица, ограниченного в родительских правах, с целью последующего воссоединения семьи в интересах несовершеннолетнего.

В первую очередь следует отметить, что в семейном законодательстве даны исчерпывающие основания для лишения родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса РФ), что же касается ограничения в родительских правах, то исчерпывающий перечень таких оснований отсутствует. Статья 73 Семейного кодекса РФ определяет, что ограничение в родительских правах допускается:

1) если оставление ребенка с родителем (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, не зависящим от родителя (одного из них);

2) если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

В первом случае ограничение в родительских правах не будет зависеть от вины родителя. Примером служит ситуация, когда папа или мама страдает психическим заболеванием. Здесь даже при отсутствии вины родителя приоритет будет отдан безопасности ребенка. Во втором случае имеет место виновное поведение родителей (одного из них). Как правило, это проявляется в ведении родителями антиобщественного образа жизни, злоупотреблении спиртными напитками. Ограничение в родительских правах похоже на лишение родительских прав, поскольку, по сути, также является отобранием ребенка у родителей в целях защиты его жизни и здоровья. Однако невыполнение родительских обязанностей либо уклонение от них при ограничении в родительских правах выражено в меньшей степени.

Последствием ограничения в родительских правах является утрата права на личное воспитание ребенка (ст. 74 Семейного кодекса РФ). В то же время при ограничении в родительских правах возможны и контакты родителей с ребенком, если это не оказывает дурного влияния на последнего (ст. 75 Семейного кодекса РФ).

Родитель, ограниченный в родительских правах, находится в пограничном психологическом состоянии, исходом которого может быть как воссоединение с ребенком и снятие ограничения в родительских правах, так и окончательная утрата семейных связей, лишение родительских прав. Установленный семейным законодательством срок (шесть месяцев) дается гражданам для исправления. В случае если со стороны лица, ограниченного в родительских правах, будет проявлена пассивность и нежелание что-либо менять, то по истечении шести месяцев суд будет вынужден лишить данное лицо родительских прав.

Задача суда, органов опеки и попечительства и прочих организаций, связанных с защитой детства, — помочь «претенденту на лишение родительских прав» преодолеть «пограничное» состояние, неопределенность, склонить чашу весов в сторону исправления. На наш взгляд, именно эта категория родителей нуждается в проведении с ними соответствующей просветительской работы. Рассмотрим более подробно имеющиеся в настоящее время формы работы и методы воздействия в отношении вышеуказанной категории граждан.

Вынесение судом частных определений. Частное определение — это мера реагирования суда при выявлении случаев нарушения законности. Речь идет о ненадлежащей работе либо упущении со стороны органов (должностных лиц), уполномоченных защищать интересы несовершеннолетних (например, орган опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних и др.), действия (бездействие) которых способствовали тому, что гражданин не выполнял свои родительские обязанности.

Очень часто при рассмотрении дел, связанных с ограничением в родительских правах, представители отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также представители органа опеки и попечительства администрации муниципальных образований в суде заявляют, что долгое время давали ответчику шанс, надеясь, что он изменит свое поведение. В то же время именно то обстоятельство, что вышеуказанные органы своевременно не предприняли всех зависящих от них мер, не активизировали работу с гражданином, привело к тому, что родитель был ограничен в родительских правах.

Статья 226 ГПК РФ предусматривает штрафные санкции в отношении виновных лиц (органов), если в течение месяца после вынесения частного определения они не сообщили о принятых мерах. Но на практике штрафы применяются крайне редко. Это обусловлено тем, что частное определение выносится в судебном заседании, а сообщение о принятых мерах приходит, когда дело уже рассмотрено и сдано в архив.

С учетом вышесказанного можно заключить, что частное определение как форма работы с гражданами, ограниченными в родительских правах, несет функцию сигнала, сообщения о нарушении законодательства, но не может в полной мере исправить сложившуюся ситуацию.

Работа помощника судьи с функциями социального работника с гражданами, ограниченными в родительских правах. Во время подготовки дела к судебному разбирательству по поручению председательствующего судьи помощник судьи с функциями социального работника организовывает предварительные встречи сторон по делу, проводит примирительные процедуры, предлагает сторонам пройти тестирование у специалиста-психолога. Психолог помогает выяснить все нюансы сложившейся ситуации, повлекшей предъявление иска в суд, а также определить личностные особенности ребенка, стиль общения родителей с ним, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Помощник судьи с функциями социального работника проводит встречи с родителями и после вынесения решения судом об их ограничении в родительских правах поддерживает связь с органами опеки и попечительства администрации муниципального района, фиксирует документально изменения в поведении гражданина, ограниченного в родительских правах, его отношение к родительским обязанностям. Если данному лицу требуется психологическая помощь, то помощник судьи с функциями социального работника организовывает соответствующую работу с психологом.

Следует признать, что на практике эта форма работы пока еще достаточно сложно осваивается работниками судов, особенно в районах, расположенных в сельской местности, поскольку встает проблема с квалифицированными кадрами. Помощник судьи с функциями социального работника должен быть готовым оказать психологическую помощь ограниченному в родительских правах гражданину. Для этого необходимы определенные познания в сфере педагогики и психологии. Однако в основном помощники судей имеют одно высшее образование — юридическое. На наш взгляд, было бы целесообразно проведение периодических курсов лекций (примерно раз в год) с участием преподавателей педагогики и психологии для повышения квалификации данных помощников.

Другой проблемой является то, что в нормах действующего российского законодательства отсутствуют положения, наделяющие помощника судьи функциями социального работника. Таким образом, судьи, специализирующиеся на рассмотрении дел с применением элементов ювенальных технологий, требуют от своего помощника выполнения дополнительной работы, которая должным образом нигде не регламентирована.

Информационная и просветительская деятельность. Нам видится, что одной из форм работы с неблагополучными родителями может стать правовое просвещение. Не станем скрывать, что многие родители до предъявления к ним иска об ограничении в родительских правах не всегда понимают подлинное значение данного юридического понятия, не проводят различий между ограничением и лишением родительских прав, не осознают всех правовых последствий ограничения в родительских правах.

Для устранения этих и других «пробелов» в период так называемого исправления, перевоспитания родителей необходимо проводить разъяснительную работу с данными лицами, направленную на правовое просвещение.

Определенный интерес представляет предложение, высказанное Уполномоченным по правам человека в Липецкой области Н. И. Загнойко, которое сводится к тому, чтобы возродить программу «Правового просвещения населения Липецкой области». По мнению Уполномоченного, ранее действовавшая программа повышения правовой культуры населения (правового всеобуча) в Липецкой области на 2005 — 2007 годы не выполнила возложенные на нее функции, не сумела отразить действительной потребности населения в формах и видах правового просвещения, правовой помощи. Между тем необходимость в просветительской программе, охватывающей все слои населения Липецкой области, не отпала. Учитывая имеющийся прошлый опыт, принимая во внимание, что необходимо заинтересовать как можно больше государственных и общественных организаций в разработке и реализации вышеуказанной программы, давая возможность народного обсуждения мероприятий данной просветительской программы, как нам видится, можно получить положительный результат.

Представляется необходимым также создание фильмов, социальных роликов, разъясняющих опасность разрушения семьи в результате поведения родителей и рассказывающих о крайних мерах семейно-правовой ответственности в виде ограничения в родительских правах и лишения родительских прав. Данные фильмы и ролики также можно транслировать в суде или ином учреждении, занимающемся проблемами «перевоспитания» ограниченных в родительских правах лиц.

Взаимодействие суда с органами опеки и попечительства, прокуратурой, органами внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних, социальными работниками. Как мы уже подчеркивали, работа с лицами, ограниченными в родительских правах, после рассмотрения гражданского дела, является залогом того, что гражданин изменит свое отношение к семье, ребенку, осознает необходимость выполнения своего родительского долга и свою ответственность в этом. В проведении данной работы весьма важен тесный контакт и взаимодействие между органами опеки и попечительства, прокуратурой, органами внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних, социальными работниками и судом. Особенно это имеет значение для районных судов в сельской местности, где в недостаточной мере развито просветительское, добровольческое, молодежное движение.

Многие районные суды области используют такую форму работы, как круглый стол. Она представляет собой, по сути, тематическую встречу работников суда, органов опеки и попечительства муниципальной администрации, работников прокуратуры, представителей церкви, медицинских работников с лицами, ограниченными в родительских правах. Предлагаем рассмотреть опыт проведения круглых столов Становлянским районным судом. Данная форма работы введена в суде относительно недавно — с 2010 г., однако уже есть определенные мысли, наработки, наблюдения, которыми хочется поделиться. На наш взгляд, проведение подобных мероприятий должно строиться на принципах:

1) гуманизма;

2) индивидуального подхода;

3) регулярности;

4) контроля;

5) добровольности.

Принцип гуманизма проявляется в оказании семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, помощи, причем не только моральной, но и зачастую материальной. Принцип индивидуального подхода заключается в том, чтобы оказать помощь исходя из той жизненной ситуации, в которую попала та или иная семья: кому-то требуется консультация с врачом-наркологом, кому-то нужно помочь в трудоустройстве. Принцип регулярности означает то, что встречи граждан с представителями суда, органов опеки и попечительства, других организаций, общественности должны носить системный характер. Только если эти мероприятия проводятся регулярно, по разработанной программе, а не стихийно, не для галочки, они способны достичь положительных результатов. Принцип контроля строится на том, чтобы постоянно отслеживать судьбу семей, попавших в поле зрения суда, смотреть, изменилось ли социальное поведение родителей, которые были ограничены в родительских правах, встали ли они на путь исправления. Положительную динамику в поведении родителей следует поощрять. Понятно, что принцип добровольности сводится к отсутствию принуждения к участию в круглых столах. Каждый гражданин, каждый родитель решает для себя сам, нужно ли ему принимать участие в подобных мероприятиях. Однако практика показывает, что руку помощи со стороны суда, органов опеки и прочих общественных институтов, связанных с защитой детства, лица, ограниченные в родительских правах, как правило, не отвергают. Только однажды в практике Становлянского районного суда Липецкой области гражданин отказался от участия в мероприятии, но причиной тому было не его нежелание, а обстоятельство: гражданин проживал за пределами Становлянского района, и добираться до суда ему было проблематично.

Круглые столы рассчитаны на оказание помощи лицам, ограниченным в родительских правах, и лицам, в отношении которых отказано в иске о лишении родительских прав с вынесением предупреждения. Проводятся данные мероприятия с периодичностью раз в месяц. В каждой встрече принимают участие главы администраций сельского поселения, заведующие фельдшерско-аптекарским пунктом, на территории которых проживает данное лицо, представитель отдела образования администрации района, на который возложены функции органа опеки и попечительства, представитель КДН, помощник прокурора, занимающийся ювенальными технологиями, судья Становлянского районного суда и непосредственно сам гражданин, ограниченный в родительских правах.

Отдельно приглашаются и представители других учреждений, также способных помочь семье выйти из непростой жизненной ситуации. Так, круглые столы проводились с участием представителя церкви, врача-нарколога, представителя социальной защиты, психолога, участкового, работающего на территории соответствующей сельской администрации, и т. д. Мероприятие обычно разбивается на две части: первая носит массовый характер, вторая — индивидуальный. Первая часть, как правило, начинается с того, что представители ОНО, КДН докладывают об их визитах к лицу, ограниченному в родительских правах, либо о результатах посещения этими гражданином ребенка, находящегося в детском учреждении. Глава администрации сельского поселения сообщает о сложившейся обстановке, гражданин рассказывает о своих нуждах и проблемах. Вторая часть заседания представляет собой индивидуальную беседу, которая, к примеру, может проводиться между гражданином и врачом-наркологом или гражданином и представителем социальной защиты на предмет возможности оказания адресной помощи. Тематика проведения следующего круглого стола определяется исходя из потребностей каждого конкретного лица, ограниченного в родительских правах.

Безусловно, такие мероприятия дают положительные результаты как в отношении работы с вышеуказанными гражданами, так и в части координации работы всех органов, занимающихся ювенальными технологиями. Одной из проблем в данной области является то, что практически нет пособий, статей, разработок, посвященных формам и методам работы, тот, кто непосредственно занимается данной деятельностью, по сути, приобретает знания на практике в ходе работы с лицами, ограниченными в родительских правах.

Перечисленные нами формы работы, безусловно, не являются единственными. Думается, лица, имеющие опыт работы и положительные результаты, как-то: ювенальные судьи, работники прокуратуры, специализирующиеся в данной области, работники органов опеки и попечительства и т. д., могли бы поделиться своими достижениями и наработками.

Поддержка родителей, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, удержание семьи от развала — таковы истинные цели применения ювенальных технологий в гражданском судопроизводстве. Именно на восстановление семьи в интересах ребенка направлены в совокупности все вышеперечисленные действия судов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, общественных объединений. Внедрение таких технологий продиктовано здравым смыслом и в конечном итоге необходимостью соблюдения прав несовершеннолетних детей.

Литература

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в ред. от 23.12.2010) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

2. Доклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2009 году // URL: http:// www. oblsovet. ru/ files/ 1277794914doklad. pdf.

——————————————————————