Сохранить тепло детских сердец

(Михайлова А., Аносов М., Музалева Л.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 23)

СОХРАНИТЬ ТЕПЛО ДЕТСКИХ СЕРДЕЦ

А. МИХАЙЛОВА, М. АНОСОВ, Л. МУЗАЛЕВА

Анна Михайлова, юрист, г. Москва.

Михаил Аносов, газета «ЭЖ-Юрист».

Людмила Музалева, газета «ЭЖ-Юрист».

В настоящее время существует не одна форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каждая из этих форм имеет свои плюсы и минусы, свои успехи и достижения, свои сложности и проблемы реализации. Но все они направлены на создание у обездоленных детей ощущения защищенности, любви и нужности, которое может дать только семья.

Идея детского фонда

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, включая и семейный детский дом (п. 1 ст. 123 СК РФ).

Идея создания семейных детских домов была предложена Советским детским фондом им. В. И. Ленина во второй половине прошлого века. Несмотря на идеологию, приоритет в воспитании отдавался все-таки семье, так как именно она помогала ребенку обрести чувство уверенности в своих силах, убежденности в том, что он необходим людям, выработать у него полезные качества для участия в производственной и общественной жизни страны. Казенные же учреждения, куда помещали детей-сирот, не могли создать семейных условий для их воспитания.

Следует отметить, что и в дореволюционной России существовала система воспитания осиротевших детей — их передавали в другие семьи, а семье выплачивали деньги на содержание. Эта система называлась патронатом (прообраз существующего ныне патронатного воспитания).

В первые годы советской власти патронат тоже применялся: на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи, и содержание их осуществлялось за счет местных средств. Однако широкого распространения в то время патронат не получил. Основной формой содержания детей, оставшихся без родителей, стали государственные детские дома и интернаты.

Правовая основа деятельности

Принципиально новой формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали детские дома семейного типа. Эта форма воспитания была утверждена 17 августа 1988 года Постановлением Совета Министров СССР N 1022 «О создании детских домов семейного типа». Семейные детские дома должны были обеспечивать благоприятные условия жизни, воспитания и гармоничного развития детей, формирование у них добросовестного отношения к учебе и труду, высоких моральных качеств. В работе детских домов семейного типа предполагалось всемерно использовать демократические начала, развивать их самостоятельность и самоуправление при постоянной заботе трудовых коллективов и общественных организаций (п. 1 Постановления N 1022). Размещать детские дома семейного типа предлагалось в малых и средних городах, сельских населенных пунктах и пригородных зонах крупных городов с экологически благоприятной обстановкой (п. 5 Постановления N 1022).

Детские дома семейного типа стали основой для появления такой формы опеки и попечительства, как приемная семья, которая позволяет сочетать признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Именно правовой статус приемной семьи, а не семейного детского дома получил закрепление в федеральном российском законодательстве.

Однако многие из существующих сегодня детских домов семейного типа в приемные семьи не преобразованы. Родителям-воспитателям предоставлена возможность самим определить, будет ли их семейный детский дом малокомплектным детским домом с действующим штатом сотрудников или станет приемной семьей.

В настоящее время правовой основой деятельности семейного детского дома является Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 617), которым утверждены Правила организации детского дома семейного типа (далее — Правила).

Создать благоприятные условия

Основной задачей детского дома семейного типа сегодня, как и 20 лет назад, является создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — детей), в условиях семьи.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. Есть ограничения для желающих организовать семейный детский дом.

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

— находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

— лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

— признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

— отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

— являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине (п. 3 Правил).

А также лица, имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание. Такими заболеваниями являются: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V группы диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а кроме того, все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 N 542, распространяется на лиц, осуществляющих воспитательную деятельность в детских домах семейного типа.

Хотим стать воспитателями!

Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей и соответствующего заявления супругов, желающих это сделать. Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством РФ (п. 5 Правил).

Супруги для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют следующие документы:

а) заверенные в установленном порядке копии документа об образовании и свидетельства о браке;

б) медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49 (с изменениями, вступившими в силу 17.04.2012);

в) выписку из трудовой книжки;

г) паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, заменяющий его документ.

Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями). Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления. Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке.

С учетом мнения ребенка

Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

Подчеркнем, что на воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.

Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Собрать документы

Перед тем как передать ребенка на воспитание в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или администрация образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения представляет на него следующие документы:

— решение соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о направлении ребенка в детский дом семейного типа;

— направление в детский дом семейного типа, выданное органом опеки и попечительства;

— свидетельство о рождении ребенка (подлинник), а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;

— выписку из истории развития ребенка;

— страховой полис обязательного медицинского страхования;

— документ об образовании (для детей школьного возраста);

— акт обследования условий жизни ребенка;

— сведения о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

— справку о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников;

— опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

— документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади (о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество);

— копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении, и ценные бумаги (при их наличии);

— заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

В новую жизнь

При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа ребенку выдается справка о пребывании в детском доме семейного типа и следующие документы:

— свидетельство о рождении (подлинник), а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;

— выписку из истории развития ребенка;

— страховой полис обязательного медицинского страхования;

— документ об образовании;

— акт обследования условий жизни;

— сведения о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

— справку о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников;

— опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

— документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади (о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество);

— копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении, и ценные бумаги (при их наличии).

Эти документы необходимы ребенку для дальнейшей жизни. От их наличия и правильности составления зависит его будущее благополучие.

Необходимая отчетность

Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.

Дети обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях.

Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

а) средства учредителя (учредителей);

б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);

в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством РФ (п. 15 Правил).

Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат. Важным является и то, что на воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

——————————————————————