Защита несовершеннолетних осужденных

(Борсученко С.) («ЭЖ-Юрист», 2014, N 1-2)

ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

С. БОРСУЧЕНКО

Светлана Борсученко, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии РПА МЮ РФ, г. Москва.

Вопрос целесообразности и эффективности применения к несовершеннолетним преступникам уголовного наказания в виде лишения свободы является крайне острым. Российское государство, с одной стороны, осуждает противозаконные действия несовершеннолетнего и делает все возможное, чтобы он понес справедливое наказание, а с другой — старается обеспечить повышенную охрану его прав.

Полномочия детского омбудсмена

Должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (далее — Уполномоченный) была учреждена в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации на основании Указа Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2011 N 252-ФЗ) Уполномоченный в пределах своих полномочий обеспечивает защиту прав и законных интересов детей. Уголовно-исполнительное законодательство наделяет Уполномоченного контрольными полномочиями за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений. Согласно п. «е» ч. 1 ст. 24 УИК РФ Уполномоченный при исполнении служебных обязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения. Аналогичное положение закреплено в п. 9 ч. 4 ст. 38 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Обращения осужденных к Уполномоченному цензуре не подлежат и в течение 24 часов, за исключением выходных и праздничных дней, должны быть доставлены адресату. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Уполномоченный вправе: — запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; — беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации; — проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения; — направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов; — привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. Согласно законодательству РФ вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность Уполномоченного, а также неисполнение должностными лицами его законных требований либо воспрепятствование его деятельности влекут административную ответственность (ст. 17.2.1 КоАП РФ).

От системы наказания к системе реабилитации

По данным Уполномоченного П. Астахова, 20% несовершеннолетних, совершивших преступления, осуждены к лишению свободы и отбывают наказание в воспитательных колониях, 60% несовершеннолетних суды назначают условное осуждение, 13% отбывают обязательные работы, 7% исполняют наказание в виде штрафа. В воспитательных колониях отбывают наказание 5,9 тыс. детей, из них 20% — это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 75% — подростки старше 14 лет, 25% — дети в возрасте от 14 лет. В 13 домах ребенка при женских колониях проживают 846 детей. К наиболее уязвимым группам несовершеннолетних осужденных относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние женского пола, а также воспитанники, нуждающиеся в коррекционном обучении. Оценивая в целом положительно работу воспитательных колоний, среди актуальных проблем П. Астахов выделил расширение наказаний без изоляции от общества, ресоциализацию несовершеннолетних осужденных. По мнению детского омбудсмена, одной из задач администраций колоний должно стать налаживание партнерских отношений со службами, занимающимися профилактикой преступности среди несовершеннолетних, и с органами опеки и попечительства, поскольку уголовно-исполнительная система до сих пор не входит в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, отсутствует система непрерывного социального, правового и психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных. Необходимо правовое просвещение подростков, которое должно продолжаться и в местах отбытия наказания. За время работы в должности Уполномоченного П. Астахов посетил ряд исправительных учреждений для несовершеннолетних. В ходе посещений он знакомился с работой объектов коммунально-бытового назначения (столовых, общежитий, магазинов, комнат длительных и краткосрочных свиданий), а также с условиями организации общеобразовательного и профессионального обучения, воспитательной работой с осужденными. В ходе индивидуальных и групповых бесед с осужденными П. Астахов интересовался вопросами посещения и участия в жизнедеятельности воспитательных колоний общественных организаций и волонтеров. Также Уполномоченный ознакомился с функционированием реабилитационных центров при воспитательных колониях, обеспечивающих возможность проживания осужденных в льготных условиях отбывания наказаний за пределами воспитательной колонии. В качестве положительного примера детский омбудсмен привел Архангельскую воспитательную колонию, в которой обучение воспитанников осуществляется в вечерней школе, оборудованной компьютерами с выходом в Интернет. В Канской воспитательной колонии ГУ ФСИН по Красноярскому краю вышки охраны заменены на видеонаблюдение, создан телефон доверия, который напрямую соединен с начальником колонии. Здесь также есть общеобразовательная школа с современно оборудованными классами, профессиональное училище с учебными мастерскими, где несовершеннолетние приобретают профессии, востребованные на рынке труда. Есть даже подаренный автозаводом тренажер для обучения вождению. С 2003 года на базе колонии реализуется совместный с Общественным комитетом по защите прав человека психолого-педагогический проект «Шаг навстречу». Уровень рецидивной преступности среди воспитанников, прошедших через интенсивы и тренинги проекта, составляет около 7%. С января 2010 года при колонии создан попечительский совет, в состав которого входят представители краевых и муниципальных органов власти, общественных, правозащитных и религиозных организаций, руководители крупных компаний и бизнес-структур <1>. ——————————— <1> Астахов: «Каждый пятый несовершеннолетний заключенный — сирота» // http://www. rfdeti. ru.

По мнению П. Астахова, на территории каждого исправительного учреждения для подростков должны быть созданы социально-реабилитационные центры, в которых с детьми по индивидуальным программам могли бы работать квалифицированные психологи и педагоги. В процессе отбывания наказания несовершеннолетних нужно готовить к освобождению. В целом речь должна идти о переходе от системы наказания к системе реабилитации несовершеннолетнего преступника. На сегодняшний день только три колонии из 62 имеют подобные центры. «Многие подростки, только попав в колонию, начинают жить более-менее нормальной жизнью — все-таки здесь есть пятиразовое питание, досуг, медицинское обслуживание — то, чего они просто не видели на воле. Поэтому некоторые подростки стремятся сюда вернуться, им здесь нравится — и это страшно», — заметил детский омбудсмен.

Уполномоченный в регионах

В соответствии с Указом Президента РФ N 986 органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется учредить должность уполномоченного по правам ребенка. Она может учреждаться в соответствии с законом и иным нормативным правовым актом субъекта РФ (ч. 2 ст. 16.1 Закона N 124-ФЗ). В настоящее время такая должность введена в 70 субъектах РФ. Так, приняты Положение об уполномоченном при губернаторе Сахалинской области по правам ребенка, Закон Камчатского края от 28.04.2011 N 590 «Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае» (ред. 29.03.2012 N 23), Закон Новгородской области от 01.06.2010 N 755-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области», Закон Кировской области от 06.10.2012 N 219-ЗО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Кировской области», Закон Ленинградской области от 29.12.2012 N 110-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ленинградской области», Закон Республики Хакасия от 08.11.2011 N 90-ЗРХ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Хакасия», Закон г. Москвы от 15.04.2009 N 6 «Об Уполномоченном по правам ребенка в г. Москве» и др. Как неоднократно отмечал Уполномоченный П. Астахов, наиболее предпочтительной формой правовой регламентации института Уполномоченного по правам ребенка в регионах является парламентский способ его учреждения на основании специального закона субъекта РФ. Такой подход полностью отвечает международным рекомендациям, в том числе закрепленным в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения третьего периодического доклада РФ (от 30.09.2005). Самым неэффективным методом создания института Уполномоченного по правам ребенка, по мнению П. Астахова, является его введение в структуру аппарата Уполномоченного по правам человека, поскольку этот способ организации исключает независимость и самостоятельность института Уполномоченного по правам ребенка <2>. ——————————— <2> В Нижегородской области принят Закон «Об Уполномоченном по правам ребенка» // http://www. rfdeti. ru.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает полномочия уполномоченных по правам ребенка в субъекте РФ, аналогичные Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка (ч. 4 ст. 15, п. «е» ч. 1 ст. 24 УИК РФ).

Попечительские советы

Общественный контроль за деятельностью персонала воспитательных колоний осуществляют попечительские советы, создаваемые из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан (ч. 1 ст. 142 УИК РФ). Попечительский совет создается при каждой воспитательной колонии. Решение о создании такого совета принимает орган исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает положение о попечительском совете и его состав. Орган исполнительной власти субъекта РФ совместно с органом местного самоуправления, на территории которого расположена воспитательная колония, осуществляет контроль за деятельностью попечительского совета. Основной целью совета является оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса, укреплении материально-технической базы, решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц. Члены попечительского совета в установленном порядке вправе посещать воспитательную колонию, знакомиться в пределах своей компетенции с ее деятельностью, встречаться с осужденными, проводить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению их заявлений и жалоб. Попечительский совет информирует органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления по наиболее важным вопросам, рассматриваемым и решаемым попечительским советом. О выявленных недостатках в работе воспитательной колонии председатель попечительского совета ставит в известность администрацию воспитательной колонии и вносит предложения по их устранению. Вместе с тем вмешательство совета в оперативно-розыскную и иную оперативную деятельность воспитательной колонии не допускается. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением «О попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» (Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 N 1295 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы»).

Родительские комитеты

В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии (ч. 2 ст. 142 УИК РФ). Из состава родительского комитета избираются председатель, который является членом учебно-воспитательного совета, и представитель в совет воспитателей отряда. Родительские комитеты активно участвуют в решении вопросов изменения условий содержания и досрочного освобождения осужденных воспитанников. Родительские комитеты могут знакомиться в установленном порядке с жилищно-бытовыми условиями содержания несовершеннолетних осужденных, обращаться в общественные объединения для оказания помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения, а также несовершеннолетним из неблагополучных семей, обеспечивать передачами и посылками сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения, а также осужденных, чьи родители не поддерживают с ними связь, оказывать помощь этим лицам перед освобождением одеждой гражданского образца, совместно с администрацией воспитательной колонии обращаться в государственные органы, общественные объединения по вопросам оказания помощи в проведении воспитательной работы в колонии. Замечания и предложения родительского комитета его председатель докладывает на учебно-воспитательном совете. Родительский комитет отчитывается о проделанной работе перед учебно-воспитательным советом воспитательной колонии. Члены родительского комитета обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка и правила обращения с осужденными, установленные администрацией воспитательной колонии.

——————————————————————

Вопрос: Я замужем, у меня двое детей не от мужа. У дочери в свидетельстве о рождении отец не указан, у мальчика указан. Алименты отец не платит уже лет семь. Хочу с детьми взять фамилию мужа, оформив удочерение и усыновление. Как правильно начать этот процесс? («Юрист спешит на помощь», 2014, N 1)

Вопрос: Я замужем, у меня двое детей не от мужа. У дочери в свидетельстве о рождении отец не указан, у мальчика указан. Алименты отец не платит уже лет семь. Хочу с детьми взять фамилию мужа, оформив удочерение и усыновление. Как правильно начать этот процесс? И. Б.Постникова, г. Бийск, Алтайский край

Ответ: Прежде чем начинать процедуру усыновления (удочерения), придется пройти процедуру лишения родительских прав биологического отца в отношении сына на основании того, что отец уклоняется от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняется от уплаты алиментов. Лишение родительских прав производится в судебном порядке по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.). Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав. В заявлении об усыновлении должны быть указаны: — фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства; — фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер; — обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства; — просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении. К заявлению об усыновлении должны быть приложены: — копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке; — при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты; — медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя); — документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение.

Я. В.Бродневская Юрист

——————————————————————

Вопрос: У меня ситуация следующая. Я гражданка РФ, мой будущий муж — гражданин Великобритании. Мы решили пожениться в Кении, далее на несколько месяцев мы остаемся там жить. Подскажите, пожалуйста, какие документы нам надо собрать, чтобы брак считался легальным на территории России и Великобритании. («Юрист спешит на помощь», 2014, N 1)

Вопрос: У меня ситуация следующая. Я гражданка РФ, мой будущий муж — гражданин Великобритании. Мы решили пожениться в Кении, далее на несколько месяцев мы остаемся там жить. Подскажите, пожалуйста, какие документы нам надо собрать, чтобы брак считался легальным на территории России и Великобритании. И. Ф.Семак, г. Москва

Ответ: В соответствии со ст. 158 СК РФ браки между гражданами Российской Федерации и браки между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют предусмотренные Семейным кодексом РФ обстоятельства, препятствующие заключению брака. Необходимо отметить, что для предъявления на территории РФ свидетельства о браке или иного аналогичного документа, подтверждающего заключение брака, он должен быть легализован в установленном законом порядке и переведен на русский язык. Таким образом, ваш брак считается действительным на территории РФ с момента его заключения в Кении. По вопросу о порядке легализации брака на территории Великобритании вам необходимо обратиться к законодательству этой страны.

Н. В.Дьячкова Юрист

——————————————————————