Разбирательство дел об установлении отцовства
(Беспалов Ю.)
(«Российская юстиция», N 6, 2000)
РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОТЦОВСТВА
Ю. БЕСПАЛОВ
Ю. Беспалов, судья Владимирского областного суда, кандидат юридических наук.
Установление отцовства понимается как юридический факт, влекущий родительские правоотношения. Его следует рассматривать также как институт семейного права и как способ защиты прав ребенка.
В первом случае это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением происхождения ребенка, во втором — мера, направленная на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) прав ребенка.
Основанием для возникновения прав и обязанностей родителей и детей признается происхождение детей, удостоверенное в установленном законом порядке (ст. 47 СК).
Установление происхождения ребенка от матери обычно не вызывает проблем. Оно, как правило, производится в административном порядке органами записи актов гражданского состояния. Для этого заинтересованное лицо (родители или один из них, родственники, уполномоченные родителями лица, медицинская организация) заявляет о рождении ребенка устно или в письменной форме в орган загса.
К заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, выдаваемый: медицинской организацией, в которой происходили роды; медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь; врачом, занимающимся частной практикой. Необходимы также документы, удостоверяющие личность родителей (или подтверждающие полномочия заявителя). Если ребенок родился не в медицинском учреждении, должно быть представлено заявление лица (свидетеля), присутствовавшего при родах. Это заявление должно быть заверено организацией, в которой указанное лицо работает либо учится, жилищно — эксплуатационной организацией, органом местного самоуправления, администрацией стационарного медицинского учреждения (если свидетель проходит там лечение).
Заявление подается в орган загса по месту рождения ребенка либо по месту жительства родителей (одного из них); при рождении ребенка на судне, в самолете, в поезде во время следования — в отдел загса по маршруту следования либо по месту жительства родителей. Когда это событие случилось в экспедиции, на полярной станции — заявление направляется в орган загса по фактическому месту рождения либо по месту жительства родителей.
Сведения о матери и отце найденного (подкинутого) ребенка в запись о его рождении не вносятся.
Если невозможно представить доказательства о рождении ребенка, заинтересованное лицо обращается в суд с заявлением об установлении факта рождения ребенка конкретной женщиной. Таким образом, происхождение ребенка от матери устанавливается в административном или судебном порядке.
Происхождение детей от конкретного мужчины также может быть установлено добровольно, в административном порядке (органами загса) и принудительно, в судебном порядке. В административном порядке происхождение ребенка от отца может быть установлено как в случае рождения ребенка от лиц, состоящих в браке между собой, так и в случае рождения ребенка от не состоящих в таком браке.
В первом случае отцом признается супруг. Он признается отцом и тогда, когда ребенок родился в течение 300 дней с момента его смерти либо со времени расторжения брака (признания его недействительным).
Во втором случае отцовство устанавливается по совместному заявлению матери и отца, а также по заявлению отца с согласия органов опеки и попечительства в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места ее нахождения, лишения родительских прав (ст. 48 СК).
Заинтересованные лица могут обратиться в органы загса с заявлением как после рождения ребенка, так и до его рождения, во время беременности матери. Однако запись о родителях производится только после рождения ребенка.
Если ребенок, в отношении которого решается вопрос об отцовстве, достиг совершеннолетия, оно возможно лишь с его согласия. В том случае, когда это лицо является недееспособным, требуется согласие опекуна или органа опеки и попечительства. Представляется, что, если подросток объявлен эмансипированным (ст. 27 ГК) либо по другим основаниям приобрел полную дееспособность, также необходимо его согласие.
Несмотря на то, что в законе говорится лишь о совершеннолетних гражданах, лица, приобретшие полную дееспособность до совершеннолетия, также могут быть заинтересованы в разрешении вопроса, о котором идет речь, и их мнение должно быть выяснено. Если мать ребенка утверждает, что отцом ребенка является не супруг, отцовство может быть установлено путем подачи совместного заявления в орган загса либо в судебном порядке. Если супруги дали согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, необходимо согласие этой женщины (суррогатной матери).
В судебном порядке могут быть установлены отцовство, факт отцовства и факт признания отцовства. Установление происхождения ребенка от отца осуществляется судом в порядке искового либо особого судопроизводства. По правилам искового судопроизводства устанавливается отцовство (ст. 49 СК), а по правилам особого судопроизводства — факт отцовства и факт признания отцовства (ст. 50 СК, ст. 247 ГПК).
Разграничение этих категорий дел происходит, как отмечалось в юридической литературе, по следующим основаниям: смерть фактического отца ребенка и время рождения ребенка. Представляется, что, помимо указанных оснований, следует назвать еще одно — наличие либо отсутствие спора о праве.
Безусловный критерий, который может быть положен в основу деления судопроизводства на виды — это спор о праве. Подведомственность таких дел суду определяется:
рождением ребенка от лиц, не состоящих в браке между собой;
отказом фактического отца от добровольного признания отцовства;
отказом органов опеки и попечительства дать согласие отцу ребенка на установление отцовства в административном порядке в случае смерти матери, признания ее недееспособной, лишения родительских прав, невозможности установления места ее нахождения;
заявлением матери, состоящей в браке, о том, что отцом ребенка является не ее супруг, а другое лицо, которое отказалось добровольно установить отцовство, и возник спор;
смертью фактического отца.
Подсудность определяется местом жительства предполагаемого отца и местом жительства матери для дел об установлении отцовства (ст. ст. 117, 118 ГПК), местом жительства заявителей — об установлении факта отцовства и факта признания отцовства (ст. 249 ГПК). В первом случае подсудность является альтернативной и определяется по выбору истца, а во втором случае — исключительной, определяемой местом жительства заявителя.
Дела по искам об установлении отцовства рассматриваются коллегиально (ст. 113 ГПК), а дела по заявлениям об установлении факта отцовства — единолично (ст. 246 ГПК).
Установление отцовства следует рассматривать как юридический акт и как способ защиты прав ребенка, поскольку в случае удовлетворения иска восстанавливаются нарушенные права последнего: право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и т. д.
Судебное установление отцовства есть применяемая судом в целях принудительной реализации прав ребенка мера государственного принуждения, в результате которой между ребенком и лицом, признанным отцом, возникают семейные права и обязанности.
На стадии возбуждения дела важно определить круг лиц, наделенных правом обратиться в суд с требованием об установлении отцовства, факта отцовства, факта признания отцовства.
Дело об установлении отцовства может быть возбуждено: одним из родителей; опекуном (попечителем); лицом, на иждивении которого находится ребенок (фактический воспитатель); ребенком, достигшим совершеннолетия (ст. 49 СК); несовершеннолетней матерью по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 62 СК); прокурором (ст. ст. 4, 41 ГПК); органом опеки и попечительства (если этот орган исполняет обязанности опекуна — п. 2 ст. 123 СК).
В качестве заявителей по делам об установлении факта отцовства либо факта признания отцовства могут выступать те же лица, что и по делам об установлении отцовства.
Представляется, что помимо общих требований, предъявляемых ст. 126 ГПК к форме и содержанию заявления, должны быть установлены специальные требования, касающиеся сведений, содержащихся в заявлении (время зачатия ребенка, данные о предполагаемом отце и т. д.). В заявлении об установлении факта отцовства и факта признания отцовства должны быть сведения о том, что в ином порядке их установить невозможно.
Заявления об установлении отцовства, факта отцовства, факта признания отцовства не оплачиваются государственной пошлиной (ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Возбудив дело, судья проводит тщательную подготовку к разбирательству — решает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, определяет доказательства, которые каждая сторона должна представить в обоснование своих утверждений и т. д.
К сторонам, участвующим в деле об установлении отцовства, следует отнести: лицо, по иску которого возбуждено дело; предполагаемого отца; ребенка, достигшего возраста 14 лет.
Лицо, обратившееся в суд, может занимать различное процессуальное положение. Если с иском обратилась мать, опекун, фактический воспитатель, они будут признаны законными представителями ребенка. Прокурор, орган опеки и попечительства, обратившиеся в суд, признаются заявителями. И в первом, и во втором случаях истцом является ребенок. Ребенок признается истцом и тогда, когда самостоятельно обращается в суд.
Ответчиком является предполагаемый отец.
В процессе подготовки дела к разбирательству судья вправе с учетом мнения сторон назначить экспертизу для выяснения вопросов, связанных с происхождением ребенка (период зачатия ребенка, срок вынашивания, способность к зачатию и т. д.).
Неявка стороны на экспертизу, когда ее без этой стороны провести невозможно, либо непредоставление необходимых предметов исследования не является безусловным основанием для признания судом установленными или опровергнутыми фактов, для выяснения которых экспертиза была назначена. Экспертиза может быть биологической, судебно — медицинской, генетической и т. д.
Судья, как правило, вызывает мать и предполагаемого отца для опроса, по просьбе сторон истребует доказательства.
Думается, по этой категории дел необходимо повысить роль суда в собирании доказательств по собственной инициативе, закрепить элементы как состязательного, так и следственного процесса. Такое правило будет соответствовать интересам ребенка.
В ходе подготовки дела к разбирательству судье необходимо определить и норму, подлежащую применению в каждом конкретном случае. От этого зависит круг обстоятельств, подлежащих выяснению в судебном разбирательстве.
При установлении отцовства в отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г. и позже, суд руководствуется ст. 49 СК и определяет круг доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от конкретного лица. В случае же установления отцовства в отношении ребенка, родившегося до 1 марта 1996 г., необходимо руководствоваться ст. 48 ранее действовавшего Кодекса о браке и семье РСФСР и принимать во внимание доказательства, подтверждающие совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком, совместное воспитание или содержание ребенка и другие доказательства.
Установление обстоятельств, свидетельствующих о том, является ли предполагаемое лицо, указанное в качестве ответчика, отцом ребенка либо не является, — основной предмет доказывания.
Необходимо иметь в виду, что доказательства для установления отцовства в судебном порядке, предусмотренные ст. 49 СК, существенно отличаются от тех, которые предусмотрены ст. 48 КоБС.
Обстоятельства, предусмотренные ст. 48 КоБС, делятся на три группы: совместное проживание и ведение общего хозяйства; участие фактического отца ребенка в его воспитании либо содержании; признание ответчиком отцовства.
В новом Семейном кодексе РФ эти обстоятельства отдельно не выделяются. Как уже было отмечено, к числу доказательств отнесены любые, с достоверностью свидетельствующие о происхождении ребенка от конкретного лица. Таким образом, отменены имевшиеся ранее ограничения круга подтверждающих отцовство доказательств. Однако это не значит, что суд не должен принимать во внимание доказательства, которые предусматривались КоБС. Они также могут свидетельствовать о происхождении ребенка от конкретного лица.
О происхождении ребенка от конкретного лица могут свидетельствовать как совокупность доказательств, так и отдельные из них: заключение экспертизы, проведенной методом «генетической дактилоскопии»; справка с места жительства истца и ответчика; свидетельство о рождении ребенка; совместное проживание без регистрации брака; квитанции о денежных переводах на содержание ребенка; документы о приобретении имущества; выписка корреспонденции предполагаемым отцом на свое имя по адресу матери ребенка; указание в автобиографии о семейных отношениях без регистрации брака с матерью; показания свидетелей; посещение предполагаемым отцом детского сада, определение формы обучения ребенка; медицинские документы о способности к зачатию и т. д.
Однако необходимо учитывать, что никакое из доказательств не имеет для суда заранее установленной силы (ст. 56 ГПК). С другой стороны, любые доказательства, бесспорно свидетельствующие о происхождении ребенка от конкретного лица, служат основанием для удовлетворения иска (ст. 49 СК).
Одновременно с иском об установлении отцовства может быть предъявлен иск о взыскании алиментов. При удовлетворении иска взыскиваются и алименты со дня подачи заявления (ст. 107 СК).
В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью, суд в соответствии со ст. 50 СК вправе установить факт признания им отцовства по правилам особого производства (если не имеется спора о праве). Суд удовлетворяет заявление, если будет установлено, что умерший признавал свое отцовство в отношении ребенка. Об этом может свидетельствовать лишь та группа доказательств, которая подтверждает субъективное отношение предполагаемого отца к ребенку. К числу таковых следует отнести участие в воспитании или содержании ребенка, письменные заявления об отцовстве как до рождения ребенка, так и после рождения.
Другие доказательства, исходя из требований ст. 50 СК, в данном случае не могут быть приняты во внимание. Так, совместное проживание, ведение общего хозяйства не могут свидетельствовать о признании лицом отцовства. Не может быть учтено и заключение экспертизы.
Думается, что законодатель необоснованно ограничил основания для установления факта признания отцовства. Необходимо изменить данную норму, расширив основания для установления этого факта. Принимать во внимание нужно все доказательства, подтверждающие происхождение ребенка от умершего предполагаемого отца. Следовало бы изменить и заголовок данной статьи СК, назвав ее — «Установление факта отцовства». Это будет соответствовать интересам ребенка.
В отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г. от лиц, не состоявших в браке между собой, суд вправе установить факт признания отцовства в случае смерти того, кто признавал себя отцом ребенка, при условии, что ребенок находился на его иждивении (ст. 3 Закона об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, ст. 9 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 октября 1969 г.).
Факт отцовства может быть установлен в отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г. и позднее, при наличии доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от данного лица (ст. 49 СК РФ), а в отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г., — при наличии доказательств, подтверждающих хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в ст. 48 КоБС РСФСР.
Отцовство (либо материнство) может быть оспорено. Таким правом обладает лицо, записанное в качестве отца (матери); лицо, фактически являющееся отцом (матерью); ребенок, достигший совершеннолетия; опекун (попечитель); опекун родителя, признанного недееспособным.
Теперь годичный срок для оспаривания отцовства (материнства) не установлен. Закон предусматривает некоторые ограничения, заключающиеся в следующем. Не может быть удовлетворено требование лица, записанного отцом ребенка на основании совместного заявления, а в случае смерти матери, признания ее недееспособной, лишения родительских прав, невозможности установления ее места нахождения — на основании заявления отца с согласия органов опеки и попечительства (при отсутствии согласия — по решению суда), если в момент записи этому лицу было известно, что оно фактически не является отцом. Если супруг дал согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, он не вправе ссылаться на эти обстоятельства для обоснования своих требований. Если согласие дано на имплантацию эмбриона другой женщине, то супруг, а также суррогатная мать также не вправе делать подобные ссылки.
——————————————————————