Защита прав ребенка в России: пространства взрослой жестокости

(Хананашвили Н. Л.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 1)

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИИ: ПРОСТРАНСТВА

ВЗРОСЛОЙ ЖЕСТОКОСТИ

Н. Л. ХАНАНАШВИЛИ

Самыми безжалостными людьми являются взрослые,

забывшие свое детство.

Приговор короткой человеческой памяти

Хананашвили Н. Л., заместитель председателя редакционной коллегии журнала «Вопросы ювенальной юстиции».

Проблема защиты прав ребенка неотрывна от проблемы жестокости в отношении детей. И сегодня проблема жестокости отнюдь не становится менее актуальной, чем ранее, несмотря на общемировой гуманитарный прогресс.

До настоящего времени, к сожалению, не приходится говорить о способности большинства взрослых преодолеть и тем более предупредить проявления жестокости в отношении даже своих собственных детей.

Взрослые зачастую даже не замечают нарушения прав ребенка и своей жестокости по отношению к нему. Вот простейший пример: мама спешит домой, ребенок хочет еще поиграть, она его шлепает — и это уже нарушение его права на неприкосновенность. Из таких мелочей, незаметной на первый взгляд бытовой жестокости, равнодушия и непонимания образуются сначала ручейки, а затем мутные потоки произвола и насилия по отношению к детям во многих сферах нашей жизни.

Новорожденный ребенок влюблен в этот мир. Он приходит в него чистым и непорочным. И беззащитным перед опасностями, угрозами и насилием этого мира. Мир взрослых делает его жестоким, способным к насилию. Так продолжается нескончаемая эскалация насилия.

Российская статистика по отношению к детям выглядит, мягко говоря, неутешительно. Ежегодно становятся социальными сиротами десятки тысяч детей, и количество социальных сирот в России приближается к 800 тысячам. Можно возмущаться тем, что гибнут усыновленные за рубежом российские дети, однако не следует забывать, что от нечеловеческой жестокости своих собственных родителей в России гибнет каждый год до 2,5 тысячи детей.

Исследования проблемы насилия в семье и в интернатных учреждениях позволили сделать следующие основные выводы:

— проверки детских интернатных учреждений, как правило, обнаруживают отсутствие многих воспитанников, которые скорее готовы жить на улице, чем в четырех стенах интерната, зачастую в неласковой обстановке, далекой от атмосферы душевного тепла;

— основной причиной детской безнадзорности и беспризорности, ухода ребенка на улицу из семьи являются невнимание и жестокое обращение с ним его собственных родителей и их пренебрежение своими обязанностями;

— возможно более раннее предупреждение случаев жестокого обращения должно производиться помимо семьи во всех учреждениях так называемой территории детства, включая детские сады и школу.

Таким образом, снижение жестокости в отношении детей жизненно необходимо, поскольку только в этом случае мы сможем рассчитывать на снижение жестокости и преступности в мире вообще.

Однако успешно решать проблему снижения жестокости можно, только имея в виду три основных фактора успеха:

— возможно более раннее выявление неблагополучия;

— социализирующая направленность действий (нацеленность на выработку способности ребенка и его семьи в дальнейшем к самостоятельному решению своих проблем);

— налаживание взаимодействия между структурами, работающими в интересах ребенка, с одной стороны, и ребенком и его семьей — с другой.

Три названных фактора очевидны, однако дадим краткий комментарий.

1. Чем раньше обратить внимание на проявления жестокости, чем раньше начинать помогать ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, и его семье, тем легче это сделать. Проще всего вернуть с улицы тех подростков, которые только что оказались там из-за родительского невнимания или той же жестокости, и пока не живут на улице. Государственные структуры не могут обеспечить нужный объем услуг. И здесь неоценима роль институтов гражданского общества. Множество неправительственных организаций (НПО), активно действуя на территории, способны на ранней стадии обнаружить проблему и помочь в ее решении.

2. Помощь должна в качестве результата приносить снижение нуждаемости ребенка и его семьи в услуге. Необходимы подходы, позволяющие родителям увидеть, что применяемые ими меры являются непомерно жесткими в отношении их ребенка и они возвращаются ответной жестокостью ребенка по отношению к миру взрослых. Подчас необходимо и подсказать родителям необходимые в различных ситуациях подходы, позволяющие укрепить семью, сделать ее самостоятельной.

3. Лучше всего можно помочь, не манипулируя, не командуя ребенком или семьей, не наказывая их, а адресуясь к их способности к самостоятельным и осмысленным решениям и действиям, обучая и вовлекая в обучение, прививая стремление к познанию нового.

Все пространство, где находится ребенок, можно условно разделить на четыре части: семья, улица (община), учреждения, школа. Кратко остановимся на каждой из этих частей.

Семья

Казалось бы, семья — достаточно благополучное для ребенка пространство. Всем известна истина, что нигде ребенку не может быть так комфортно, как в кругу семьи. Однако в реальности все далеко не так очевидно, иначе дети не убегали бы из дома.

Семья — весьма автономный и даже закрытый для общества институт (не случайно существует выражение «Мой дом — моя крепость»). Однако внутри этой крепости зачастую ребенок воспринимается как собственность родителей, а не как равноправный и даже привилегированный субъект.

Вмешательство в жизнь семьи нарушает ее автономию и автономию личностей — членов этой семьи. Поэтому нарушение этой автономии может происходить в нашем случае только тогда, когда имеются определенные симптомы неблагополучия.

Но и вторжение это должно быть не репрессивным, а социализирующим, ориентированным на выработку семьей способности в дальнейшем к самостоятельному разрешению своих проблем.

Таким образом, при взаимодействии с семьей необходимо исходить из сочетания нескольких принципов:

приоритета семейных форм воспитания;

автономии семьи;

раннего, но не репрессивного, а социализирующего вторжения.

Школа

Школа сегодня остается одним из наиболее мощных социализирующих институтов. Однако и школа далеко не всегда способна быть достаточно эффективной помощью ребенку не только в усвоении необходимых знаний, но и в социализации (воспитании).

Вовсе не редки случаи, когда дети, особенно в подростковом возрасте, прогуливают школьные занятия.

Слишком часто выпускник школы с облегчением вздыхает: «Наконец-то отмучился!»

Только постоянный поиск и внедрение инноваций, позитивно воздействующих на становление и развитие современной, демократически ориентированной личности, позволяет рассчитывать на усиление роли и места школы в системе образования и воспитания.

Школа сегодня может и должна стать местом апробации и внедрения технологий позитивного ориентирования в жизни. Одна из таких технологий, активно развивающихся в регионах России, — технология общественно активных школ, построенная на трех основных элементах:

— внедрение инновационных технологий построения толерантных и взаимоуважительных отношений в школе;

— демократизация процесса управления учебным заведением (которая включает прежде всего прозрачность управления и регламентированную открытость для участия в управлении и учеников, и их родителей);

— выстраивание конструктивного и партнерского взаимодействия школы с окружающим ее местным сообществом.

Улица (община)

Улица — это также одно из самых уязвимых пространств сегодня в большом количестве стран. Именно здесь ребенок, оказавшийся без внимания взрослых, нередко становится добычей и жертвой преступного мира наркодельцов, современных работорговцев, порнобизнеса, подвергается многим другим опасностям. Поэтому так важно сформировать и всемерно развивать сети государственных и негосударственных служб, работающих с ребенком, не оставляющих его без внимания.

Главенствующим здесь становится принцип социального насыщения работы с ребенком.

Службы работы на улице, а также вне семьи и школы — то, что позволяет входить в контакт с ребенком на раннем этапе его появления на улице, общаться с ним, начинать помогать ему и его возвращению в семью. В России в течение нескольких лет ряд НПО осуществляли проекты, позволившие опробовать имеющиеся в мировой практике и создать свои собственные подходы и социальные технологии успешного разрешения множества конфликтных ситуаций с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями. Это прежде всего технологии примирения между правонарушителем и его жертвой, элементы восстановительного правосудия, а также многочисленные реабилитационные программы. И можно лишь с сожалением констатировать, что опыт таких организаций, как, скажем, Фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), специалисты которого еще в 1998 г. разработали Концепцию реабилитационного пространства и в пилотном режиме отработали адаптированную для российских условий технологию социальной работы с детьми на улицах, в семьях в реабилитационных программах, в судах и т. д., до сих пор внедряется в социальную практику с большим трудом.

Учреждения

Практически любое общение ребенка со специализированными государственными учреждениями должно быть по возможности минимальным.

Дом малютки, приют-убежище, интернат, центры временного содержания несовершеннолетних, специализированные школы, места лишения свободы — в любом из этих учреждений ребенку неуютно, в них нет семейного тепла и есть опасность насилия. Каждому ребенку больше всего на свете нужна семья.

Казенные учреждения в их традиционном, устаревшем виде не способны в полной мере помочь ему в выработке навыков автономной, самостоятельной жизни, сохраняя на многие годы присущий детству инфантилизм. В стремлении принципиально изменить их качество, вводя все в большей степени элементы семейного воспитания, очень важно обеспечить полноценное участие общественных структур в осуществлении гражданского контроля за деятельностью государственных учреждений.

Для адекватного разрешения дел с участием несовершеннолетних в случаях, когда ребенок находится в группе риска, в трудной жизненной ситуации, должен действовать специализированный, ювенальный суд. Это столь же ясно, как и то, что в медицине должны быть педиатры.

При поддержке Программы развития ООН и Международного детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в ряде регионов России прежде всего силами российских НПО, действующих в интересах детей, отрабатываются ювенальные технологии. Сетевое содружество российских НПО сегодня оформлено в виде Общероссийского Союза общественных объединений «Гражданское общество — детям России». Сегодня Союз объединяет около 600 организаций из 76 регионов России. Развитие и укрепление этой сети, а также налаживание системного взаимодействия Союза с государственными структурами позволит существенно повысить и эффективность социальной политики в интересах детей.

Состоявшееся недавно широкое публичное обсуждение Национального плана действий в интересах детей до 2010 г., инициированное Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, позволяет надеяться на выработку и реализацию более эффективной государственной политики в интересах детей, в том числе за счет более активного участия в этих процессах институтов гражданского общества. В ходе обсуждения которого экспертами и представителями общественных объединений, действующих в интересах детей, было высказано много замечаний, в том числе касающихся необходимости жесткой увязки Национального плана с Федеральной целевой программой «Дети России». Тем не менее следует отметить, что сам факт такого обсуждения чрезвычайно важен — как для общественных организаций, чьи замечания и предложения были доведены до представителей профильных органов власти, так и для властных структур, которые теперь будут обязаны принять во внимание мнение общественности.

Политика в интересах детей — дело, ответственность за которое несет не только государство, но и само общество, рассчитывающее на лучшее будущее для своих детей и своей страны. Поэтому и вырабатываться, и реализовываться эта политика должна совместными усилиями всего общества.

——————————————————————