Закон принят, вопросы возникли (или точка зрения на порядок выплаты пособия для оплаты стоимости путевок детей в организации отдыха и оздоровления)

(Кондаков А. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 7)

ЗАКОН ПРИНЯТ, ВОПРОСЫ ВОЗНИКЛИ (ИЛИ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ДЛЯ ОПЛАТЫ СТОИМОСТИ ПУТЕВОК ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ)

А. А. КОНДАКОВ

А. А. Кондаков, помощник командира войсковой части 26219 по правовой работе, старший лейтенант юстиции.

Как известно, абз. 5 п. 4 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ закрепил право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на получение выплаты в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации. Указанная выплата производится исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, предусматриваемом нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации <*>. ——————————— <*> В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ застрахованные лица — это граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В соответствии с п. 2 ст. 8 указанного Федерального закона к страховому обеспечению по отдельным видам обязательного социального страхования относится оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации 31 декабря 2004 г. приняло Постановление «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и их семей» N 911, которое вступило в силу с 1 января 2005 г. (далее по тексту — Постановление). Постановлением утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее по тексту — Правила). Правилами определен порядок осуществления выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее — военнослужащие и сотрудники) денежных средств один раз в год для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей (продолжительностью до 24 дней), открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации в пределах своих полномочий и в соответствии с Постановлением 23 июня 2005 г. издал Приказ «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911». Согласно указанным нормативным правовым актам право на получение выплаты у военнослужащего возникает один раз в год при наличии и соблюдении определенных условий, а именно: 1) ребенок должен быть школьного возраста (до 15 лет включительно); 2) выплата предоставляется исключительно в случае, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в установленном порядке; 3) выплата предоставляется только определенной категории лиц — военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, и иным сотрудникам; 4) временной интервал для подачи рапортов (заявлений) на получение выплаты ограничен — до 1 мая соответствующего года; 5) предоставление вместе с рапортом (заявлением) необходимых документов — справки с места работы (службы) жены (мужа) о непредоставлении путевки в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации; копии свидетельства о рождении ребенка. Рассмотрим вышеперечисленные условия. Если с категорией граждан, имеющих право на получение выплаты, и с временным интервалом все ясно, то об остальных условиях следует поговорить отдельно. На практике возникает множество вопросов, на которые постараемся ответить. Начнем с первого условия. Верхний предел возраста ребенка ясен — это 15 лет включительно. А какой же нижний предел? В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-I, п. 2.9.4 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44, прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Следовательно, именно с 6 лет 6 месяцев начинается школьный возраст, поэтому выплата должна полагаться на детей, возраст которых на момент написания рапорта (!) о предоставлении выплаты составляет 6 лет 6 месяцев. В то же время в ст. 19 указанного Закона предусмотрено, что по заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. Представляется, что если военнослужащим будет до 1 мая наряду с другими документами представлена справка учредителя образовательного учреждения о том, что им разрешено обучение ребенку военнослужащего, не достигшему возраста 6 лет 6 месяцев, такого ребенка также следует признавать достигшим школьного возраста. Второе условие. В настоящее время существует несколько способов получения путевки для детей в детское оздоровительное учреждение: 1) для самих военнослужащих или иных определенных в законе лиц — по линии Министерства обороны Российской Федерации, 2) для их работающих супругов — через работодателя с привлечением средств Фонда социального страхования. 1. Для военнослужащих и иных, определенных в Законе лиц. В соответствии с п. 1 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации отдыха детей в детских оздоровительных лагерях (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации отдыха детей в детских оздоровительных лагерях» от 11 марта 2003 г. N 77) в детские оздоровительные лагеря при отсутствии медицинских противопоказаний во время школьных каникул, но не более одного раза в год, направляются дети в возрасте от 6 до 18 лет, родителями которых являются лица, указанные в пп. 4, 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» <*>. В соответствии с п. 2 того же нормативного правового акта для получения путевок в детские оздоровительные лагеря указанные лица представляют до 1 февраля текущего года командирам воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации или военным комиссариатам соответственно следующие документы: ——————————— <*> Имеются в виду следующие категории: а) указанные в п. 4 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования); б) указанные в п. 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения.

— копию свидетельства о рождении ребенка; — медицинскую справку о перенесенных инфекционных заболеваниях и проведенных прививках. Сводные заявки на путевки направляются в Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации, которое до 15 апреля обобщает полученные данные и представляет для утверждения начальнику Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителю Министра обороны Российской Федерации расчет распределения мест для летнего отдыха детей в детских оздоровительных лагерях. По мнению автора, для того, чтобы в данном случае было соблюдено условие о невозможности предоставления путевки, военнослужащему (или иному лицу, указанному в вышеназванном Законе) необходимо подать по команде рапорт до 1 февраля текущего года с просьбой о предоставлении путевки на ребенка с приложением необходимых документов. В случае если до 1 мая текущего года путевка предоставлена не будет, необходимо обращаться с рапортом о выплате денежной компенсации. Но, опять же, не забывать о сроке обращения за компенсацией — до 1 мая текущего года. 2. Для работающих супругов военнослужащих — с привлечением средств Фонда социального страхования. Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о приобретении, распределении и выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей» от 21 апреля 2001 г. N 309, утвердившим Положение о приобретении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей (далее — Положение), определены порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет средств обязательного социального страхования путевок: а) на санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний; б) на санаторно-курортное лечение в связи с необходимостью санаторного долечивания непосредственно после стационарного лечения заболеваний по установленному перечню. В соответствии с п. 2 Положения путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности и сертификаты соответствия на питание, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом продолжительность санаторно-курортного лечения и оздоровления в санаторно-курортных учреждениях составляет 14 — 24 дня. Пункт 3 Положения установил, что путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателями (далее — страхователи) в соответствии с заявлениями работников при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения. Итак, законодатель одним из условий приобретения указанных путевок определил волеизъявление работника в виде обращения с заявлением (которое должно быть написано в письменной форме с приложением медицинского заключения). При этом временные рамки подачи заявления законодателем не установлены. В контексте рассматриваемой проблемы и в соответствии с Правилами, по-видимому, данное заявление должно быть подано в начале соответствующего года, но обязательно до 1 мая. Таким образом, подтвердится факт волеизъявления на получение путевки и одновременно, в случае ее непредоставления, факт невозможности получения. В соответствии с Положением распределение и выдача работникам путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на оплату которых используются средства обязательного социального страхования, производятся с учетом предоставления работнику путевки не чаще одного раза в год на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию страхователя (п. 7 Положения). Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление заполняются по установленной форме и выдаются бухгалтерией страхователя не позднее срока, необходимого для своевременного прибытия к месту санаторно-курортного лечения или оздоровления. На практике формирование заявок на получение путевок в соответствии с Правилами происходит в органе социальной защиты населения по месту нахождения работодателя, и именно данный орган организует взаимодействие с Фондом социального страхования по поводу их предоставления. Итак, мы выяснили способы получения путевок на детей в соответствии с действующим законодательством как самим военнослужащим, так и его супругом с привлечением средств Фонда социального страхования. Следовательно, невозможность предоставления путевок может быть подтверждена следующими фактами: а) написание рапорта военнослужащим до 1 февраля соответствующего года и не получение до 1 мая путевки; б) написание заявления по месту работы супруга на предоставление путевки и не получение ее до 1 мая соответствующего года; в) не предоставление путевки через орган социальной защиты населения. Следующим необходимым условием для получения выплаты в соответствии с Правилами является приложение к рапорту необходимых документов. Копию свидетельства о рождении приложить труда не составляет, а со справкой с места работы супруга могут возникнуть трудности. Например, в справке должно быть указано, что в данном году путевка не предоставлялась и она должна быть предоставлена до 1 мая этого же года. Как поступить работодателю, если год только начался и он не может знать, предоставят путевку после 1 мая или нет. По мнению автора, в этой ситуации необходимо поступить следующим образом. В выдаваемой справке необходимо указать сведения о том, изъявлял ли желание работник на получение путевки (посредством написания заявления), имеет ли он на нее право и предоставлялась ли путевка по состоянию на определенное число месяца (обязательно до 1 мая) соответствующего года. Таким образом, это подтвердит факт непредоставления путевки и одновременно невозможность ее получения в установленном законом порядке. В случае если путевка будет предоставлена супругу после написания рапорта военнослужащим на получение выплаты, то, по мнению автора, правомерно будет отказаться от нее, тем более если путевка предоставлена после получения выплаты. А в случае если выплата еще не произведена, предоставленной путевкой можно воспользоваться, сообщив в связи с этим в финансовый орган соответствующей воинской части об отказе от выплаты. Мы рассмотрели ситуацию, когда супруг работает. Как же быть в случае, если он (она) не работает или признан(а) безработным(ной) <*>? В данном случае, по мнению автора, необходимо будет получить требуемую справку в органе социальной защиты населения для подтверждения факта непредоставления путевки. Тем более что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году» от 17 апреля 2006 г. N 215 органам местного самоуправления (в лице органа социальной защиты) с участием профсоюзных и иных общественных объединений рекомендовано уделять особое внимание организации отдыха, оздоровления и занятости детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, безнадзорных, беспризорных и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так что именно органы социальной защиты населения способны оказать помощь в получении путевок в организации отдыха и оздоровления детей, если отсутствуют основания для получения путевок иными установленными законом способами. ——————————— <*> В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N 1031-I безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

В заключение следует отметить, что, к сожалению, в настоящее время принимаемые нормативные правовые акты не всегда четко выражают позицию законодателя. Это порождает трудности в толковании, а тем более в применении норм права. Поэтому на местах зачастую происходит ущемление прав военнослужащих именно из-за отсутствия четко определенной правовой позиции по многим неясным моментам, которые истолковываются не в пользу военнослужащих.

——————————————————————