Патронат как дополнительная форма устройства детей

(Салахетдинова Л. Н.) («Юрист», 2007, N 5)

ПАТРОНАТ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ

Л. Н. САЛАХЕТДИНОВА

Салахетдинова Л. Н., кандидат юридических наук.

На протяжении последнего десятилетия во многих регионах (Воронежская, Новгородская, Тамбовская области, Алтайский, Пермский края, город Москва и др.) наряду с установленными Семейным кодексом РФ традиционными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, получила распространение новая форма устройства детей — патронат. Правовым основанием для введения патроната являются положения ст. 123 Семейного кодекса РФ, дающие право субъектам РФ предусматривать «иные формы устройства детей». Наиболее интересен в этом отношении Закон города Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 (в ред. от 29 сентября 2004 г.) «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» <1>, согласно которому патронат — это воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната. ——————————— <1> Ведомости Московской думы. 1997. N 6. С. 70.

Патронатное воспитание — форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем. Социальный патронат — оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите. Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите. Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании, заключенного между уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем, при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией). Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат. Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка. Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Патронат может устанавливаться на срок от одного дня до шести месяцев (краткосрочный) и от шести месяцев и более (долгосрочный). Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. Таким образом, введение в регионах такой формы устройства детей, как патронат, позволит значительно уменьшить число детей, направляемых в учреждения, даст возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок. Однако вызывает сомнение предусмотренная данным Законом возможность возложения главой местного самоуправления таких полномочий, как предъявление иска в суд о лишении родительских прав, об отмене усыновления, дача заключений в суде об обоснованности и соответствии усыновления интересам детей, заключений по спорам, связанным с воспитанием детей, участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей, и других на «уполномоченные службы (организации)». Мы согласны с мнением <2>, что такое перераспределение полномочий от органов местного самоуправления к учреждениям и организациям не только не соответствует федеральному законодательству, но и принципиально недопустимо. ——————————— <2> Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова, Ю. П. Орловского. М., 2004. С. 614 — 615.

Действующие нормы Семейного кодекса РФ, сконцентрировавшие в руках органов опеки и попечительства устройство детей, оставшихся без попечения родителей, направлены на предотвращение злоупотреблений в деле их устройства. Ту же цель имеют формирование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и нормы об ответственности руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за правонарушения при устройстве детей в семью. Закон же города Москвы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» <3>, наоборот, позволяет возложить на указанные учреждения деятельность по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, их устройство и переустройство. Даже оказание исключительно технической помощи каким-либо учреждением (организацией) органу опеки и попечительства в реализации его функций должно находиться под публичным контролем. ——————————— <3> Ведомости Московской думы. 1997. N 6. С. 70.

Другие новшества в Законе города Москвы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» состоят в разграничении ответственности по защите интересов ребенка между родителями (законными представителями) ребенка и уполномоченной службой (организацией) по патронату и в возможности передачи детей, не лишенных родительского попечения, в семью патронатного воспитателя на основании договора о патронатном воспитании, заключенного уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем. При этом патронатный воспитатель не является законным представителем ребенка и не вправе самостоятельно, без уполномоченной службы (организации), решать вопросы, связанные с его воспитанием и обучением. Законными представителями ребенка, переданного в семью патронатного воспитателя, выступают либо уполномоченная служба (организация) по патронату (ее роль исполняет или структурное подразделение органа опеки и попечительства, или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), либо родители ребенка, либо соответствующие права и обязанности они делят между собой на основании договора. Следовательно, предусмотрена возможность на договорной основе: — отказа родителей от осуществления всех или части родительских прав и обязанностей на определенный срок, в том числе длительный; — распределение прав и обязанностей законного представителя ребенка между несколькими субъектами и освобождение лица, в семье которого ребенок проживает и воспитывается, от осуществления его законного представительства. Эти положения представляются недостаточно проработанными. Родительские права, обязанности и ответственность тесно связаны между собой. Указанные договоры могут служить индульгенцией для родителей, виновных в ненадлежащем осуществлении родительских прав. Все вышесказанное означает, что нормами Закона города Москвы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» <4> и аналогичных актов других субъектов РФ создана ситуация, потенциально опасная для законных прав и интересов ребенка. Патронатные воспитатели не являются законными представителями несовершеннолетнего и не могут представлять его интересы во всех органах и учреждениях, хотя обязаны круглосуточно находиться рядом с ребенком. ——————————— <4> Ведомости Московской думы. 1997. N 6. С. 70.

Кроме того, полагаем, что будет непросто привлечь к ответственности патронатных воспитателей за вред, причиненный личности или имуществу детей, данные лица не относятся к субъектам административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В случае причинения вреда патронируемым ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет патронатный воспитатель, не являясь попечителем, не несет ответственности в порядке п. 2 ст. 1074 Гражданского кодекса РФ. С целью защиты прав детей, находящихся сегодня в таких патронатных семьях, можно, не изменяя норм федерального законодательства, принять следующие меры экстренного исправления сложившейся юридической ситуации: — либо более четко урегулировать в актах регионального законодательства права и обязанности сторон по договору о передаче ребенка, исключив из него положения о защите прав ребенка (которая в данном случае по закону может осуществляться лишь органом опеки и попечительства) и акцентировав внимание на имущественных правах и обязанностях сторон и их взаимной ответственности, а также ответственности за вред, причиненный ребенку; — либо предоставить патронатным воспитателям возможность представлять интересы ребенка вовне на основании выдаваемой органом опеки и попечительства доверенности на совершение отдельных действий.

——————————————————————