К вопросу о совместной собственности супругов
(Паршукова К. Ю.) («Бюллетень нотариальной практики», 2007, N 5)
К ВОПРОСУ О СОВМЕСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУПРУГОВ
К. Ю. ПАРШУКОВА
Паршукова К. Ю., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Российского государственного торгово-экономического университета.
Конституционная норма о том, что семья находится под защитой государства (ст. 38 Конституции Российской Федерации), свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье. Основные направления государственной семейной политики призваны защитить и укрепить институт семьи и брака. Несмотря на то что защита семьи и брака носит комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав ее членов, необходимо дальнейшее совершенствование средств и способов такой защиты, совершенствование законодательства по вопросам семьи и брака. Режим совместной собственности супругов, закрепленный в Семейном кодексе Российской Федерации (ст. 33), в большей степени поддается правовому регулированию со стороны государства, в отличие от личных отношений супругов. При регулировании имущественных отношений супругов помимо норм Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). К семейным отношениям, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство, если это не противоречит существу семейных отношений. Нормы об имущественных правах и обязанностях супругов, закрепленные в СК РФ, не распространяются на лиц, поддерживающих фактические брачные отношения и не зарегистрировавших свой брак. На имущественные отношения лиц, не являющихся супругами, но ведущих совместное хозяйство, распространяются нормы гражданского законодательства. Супруги в понимании законодателя — это в некотором смысле единое целое, по крайней мере по отношению к их имуществу. Ведь по общему правилу супруги владеют имуществом на праве совместной собственности. На общее имущество супругов распространяется законный режим совместной собственности. Но помимо общего у супругов есть и личное имущество. С юридической точки зрения эти два режима (режим личной собственности и режим совместной собственности) имеют существенные отличия. Личной вещью мы вправе распоряжаться по своему усмотрению (можем ее продать, подарить, сдать в аренду и т. д., не спрашивая кого-либо), общей же вещью (находящейся в совместной собственности) юридически владеют и распоряжаются два человека, и это накладывает свои особенности на порядок пользования и распоряжения ею <1>. ——————————— <1> См.: Щеренко М. В. Имущественные отношения в гражданском и официальном браке / Под общ. ред. Г. Ю. Касьяновой. М.: Информцентр XXI века, 2005. С. 6.
Имущество, находящееся в общей совместной собственности супругов, перечислено в п. 2 ст. 34 СК РФ, а именно имущество, нажитое во время брака: — доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности; — полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие); — приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов внесены денежные средства. Законодательно закреплено, что суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из супругов (п. 4 ст. 38 СК РФ). В данной норме неоднозначно значение «их раздельного проживания» и «прекращение семейных отношений». Закрепляя равенство супругов в семье, законодатель предоставляет право выбора каждому из супругов места пребывания и жительства. Таким образом, раздельное проживание супругов вовсе не означает прекращение семейных отношений. Семейные правоотношения — это общественные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. В семейных отношениях заключена одна из важнейших сторон жизни человека, здесь находят свою реализацию его существенные интересы. В то же время и семья влияет на жизнь общества, так как играет решающую роль в продолжении человеческого рода, в воспитании детей, в становлении личности. С учетом значимости семейных отношений для каждого человека и общества в целом они регулируются не только нормами морали, обычаями, религиозными установлениями, но и нормами права, образующими обособленную сферу законодательства — семейное законодательство. Правовое регулирование семейных отношений направлено прежде всего на охрану прав и интересов членов семьи, на формирование между ними отношений, построенных на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности друг перед другом, на создание в семье необходимых условий для воспитания детей <2>. ——————————— <2> См.: Пчелинцева Л. М. Семейное право России: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005. С. 2.
Между супругами семейные правоотношения возникают из факта регистрации брака в органах загса. Прекращение брака представляет собой прекращение семейных отношений между супругами. В теории семейного права под прекращением брака понимается обусловленное наступлением определенных обстоятельств прекращение правоотношений, возникающих между супругами в результате государственной регистрации брака <3>. ——————————— <3> См.: Князев А., Николаев Ю. Развод. Раздел имущества. М.: Эксмо, 2004. С. 10.
Основания для прекращения брака перечислены в ст. 16 СК РФ: — брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим; — брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Таким образом, только суд может принять решение по поводу правового режима имущества супругов, нажитого супругами, которые не желают расторгать брак, но считают, что «прекратили семейные отношения». На наш взгляд, необходимо данный вопрос решить на законодательном уровне, поскольку существующая судебная практика противоречива и неоднозначна. В один из районных судов г. Москвы <4> в 2006 г. с иском обратился гражданин В. А. к своей бывшей жене В. И. о взыскании долга в размере невозвращенной суммы 72 тыс. рублей и процентов за пользование денежными средствами за период трех лет из расчета 11% годовых, ссылаясь на то, что 9 июня 2000 г. дал ответчице в долг 72 тыс. рублей, срок возврата не был оговорен в письменном виде, востребовал эти деньги в июне 2003 г., до настоящего времени деньги ему не возвращены. В судебном заседании свои требования поддержал, пояснил, что передал деньги своей бывшей жене по ее просьбе, рассчитывал на их возвращение, деньги не были его супружескими имуществом. ——————————— <4> См.: Архив Головинского суда г. Москвы за 2007 г. Дело N 2-85/07.
Ответчица В. И. иск не признала, подтвердила факт получения денежных средств, расходование их на личные цели, однако полагала, что на момент получения денег они с истцом состояли в браке, вместе не жили, но он передал ей деньги, полученные от совместного предприятия, т. е. деньги, принадлежащие им обоим. Суд, руководствуясь ст. 309, 395, 807, 810 ГК РФ, ст. 194 — 198 ГПК РФ, вынес решение взыскать в пользу истца сумму долга, проценты за пользование денежными средствами и судебные расходы, а всего 96760 рублей. Свое решение суд мотивировал тем, что ответчица подавала мировому судье исковое требование о разделе совместно нажитого имущества, указывая, что с ответчиком с 1999 г. вместе не живут, совместное хозяйство не ведут. Нормы семейного законодательства не были приняты во внимание, несмотря на то, что истец с ответчицей состояли в браке с 1966 г., брак расторгли в марте 2003 г. На момент написания расписки, в простой письменной форме без нотариального удостоверения в 2000 г. на сумму 72 тыс. рублей, состояли в зарегистрированном браке. Истец вступил в фактические брачные отношения со своей невесткой, брак невестки и его старшего сына в 2000 г. не был расторгнут. На момент заключения сделки ответчица являлась супругой по закону, находилась в тяжелых материальных условиях, так как являлась пенсионеркой и получала минимальную пенсию. В связи со сложившейся семейной обстановкой со своим супругом находилась в стрессовой ситуации, состояние здоровья ответчицы резко ухудшилось, не хватало денег на дорогостоящее лечение. Раздела совместно нажитого имущества на 2000 г. не производилось. В 1998 г. совместно нажитые деньги были вложены на имя истца В. А. в ООО «ФОСТАР» в виде 33 долей уставного капитала, и в последующие годы супруги жили на проценты от дохода этого предприятия. Другого источника дохода истец не имел, что и подтвердил в судебном заседании. Истец стал встречаться с неработающей невесткой и тратить на нее совместно нажитые с В. И. деньги, получая доход от ООО «ФОСТАР», и воспользовавшись беспомощным состоянием своей пожилой супруги, резким ухудшением здоровья и непониманием многих нюансов законодательства, заставил написать расписку, представленную в судебное заседание от имени представителя истца — той самой невестки, жены старшего сына. В судебном решении не прозвучало ни единой нормы семейного законодательства несмотря на то, что бывшие супруги состояли в браке 36 лет, раздела совместно нажитого имущества не производили, брак на момент написания расписки не расторгали, так как ни один из супругов не выражал желания расторгнуть брак и проживали и проживают в одной квартире, совместно пользуются предметами домашнего обихода, купленными в зарегистрированном браке. На поданную кассационную жалобу на решение районного городского суда судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда вынесла определение оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения. При этом судебная коллегия не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы, посчитав, что возникший спор разрешен правильно, рассмотрев в материалах дела только договорные обязательства, и опять не применила ни единой нормы семейного законодательства между супругами, состоявшими в зарегистрированном браке, у которых на момент написания расписки был законный режим имущества супругов. Для того чтобы свести к минимуму споры об имуществе супругов или избавиться от них совсем, представляется целесообразным исключить из Семейного кодекса Российской Федерации п. 4 ст. 38, поскольку в законе нет указаний по поводу определения «прекращения семейных отношений супругов», если они не желают расторгать зарегистрированный брак.
——————————————————————