Введение элементов ювенальной юстиции в Кингисеппском городском суде Ленинградской области
(Кульшина Э. Ю.)
(«Вопросы ювенальной юстиции», 2007, N 3)
ВВЕДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
В КИНГИСЕППСКОМ ГОРОДСКОМ СУДЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Э. Ю. КУЛЬШИНА
Кульшина Э. Ю., председатель Кингисеппского городского суда Ленинградской области.
Глубокую озабоченность в последние годы вызывает нравственное состояние нашего общества. Утрата моральных ценностей, культ грубой силы и стремление к быстрому обогащению способствуют росту количества правонарушений, обострению криминогенной ситуации в России. Особое беспокойство вызывает увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Преступность несовершеннолетних сегодня является одной из основных проблем российского общества.
Воспитание подрастающего поколения, создание благоприятных условий для всестороннего духовного и физического развития ребенка всегда относились к первоочередным государственным проблемам. Пути их решения чрезвычайно разнообразны. Они включают в себя как социально-экономические, идеологические факторы, так и те, которые непосредственно влияют на должное воспитание будущего гражданина в семье. Особое место в арсенале средств, призванных обеспечить его право на надлежащее семейное воспитание, принадлежит суду.
Отечественное законодательство, регламентирующее судопроизводство в отношении несовершеннолетних, в соответствии с международными правовыми актами, определяющими особенности расследования и рассмотрения дел указанной категории, преследует цели создания наиболее благоприятных условий для установления причин преступления, поиска оптимально эффективных мер воздействия с учетом конкретных данных о личности несовершеннолетнего и достижения его социальной реабилитации в обществе.
Один из основных принципов ювенальной юстиции — социальная насыщенность, сущность которой состоит в акценте на изучении социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности.
До создания ювенальных судов законодательно во многих судах регионов Российской Федерации введена специализация судей, в некоторых созданы специальные судебные составы, ориентированные на рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних.
Такой состав создан в Кингисеппском городском суде Ленинградской области. Помещения расположены изолированно от основных помещений суда на первом этаже. Планировка помещений — кабинетов судьи, помощника судьи, помощника судьи с функциями социального работника, психолога, зал судебного заседания — соответствует рекомендациям Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил). В качестве образца для создания такого состава использован опыт Таганрогского ювенального суда Ростовской области.
Применение особого подхода к рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних предусматривается исполнением в том числе положений ч. 7 ст. 88, ст. 89 УК РФ, ст. 421, 430 УПК РФ, ст. 73 УПК РФ, согласно которым требуется подробный социально-психологический анализ личности несовершеннолетнего и социальной ситуации. В этих целях необходимо и целесообразно привлечение к работе суда социального работника.
В Кингисеппском городском суде введена новая должность — помощник федерального судьи с функциями социального работника. На эту должность принят специалист с высшим педагогическим образованием, получающий и второе, юридическое, образование. Его задачами являются: помощь судье в исследовании личности несовершеннолетнего в соответствии с принципами восстановительного правосудия, подготовка предложений о возможности применения судом к подростку воспитательных и реабилитационных мер вместо карательных и репрессивных, о применении мер по социальной адаптации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, а также содействие взаимодействию суда со всеми органами профилактики и общественными организациями. Полностью отработан механизм взаимодействия помощника судьи со специализированным судьей, а также взаимодействия помощника судьи со службами системы профилактики.
Работа в суде такого помощника судьи требует глубоких знаний детской психологии, педагогики, психиатрии, а также наличия огромного желания работать в этом направлении.
Работа помощника судьи начинается сразу после поступления уголовного дела в суд и передачи его на рассмотрение судье, т. е. на стадии подготовки к судебному заседанию.
Социально-психологическое обследование несовершеннолетнего подсудимого осуществляется в соответствии со ст. 421 УПК РФ с целью уточнения данных о его личности и выбора наиболее рациональных мер по его реабилитации и ресоциализации: проводится исследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, определяется уровень психического развития несовершеннолетнего и иных особенностей его личности, выясняются причины и условия совершения им преступления, определяются меры по их устранению, предупреждению правонарушающего поведения такого подростка в будущем.
Статья 421 УПК РФ в полной мере отражает требования международно-правовых норм.
Собирая информацию, необходимую для изучения личности несовершеннолетнего, помощник судьи вступает в контакт с подростком, проводит с ним доверительные беседы и уже этим начинает оказывать положительное влияние на изменение его мировоззрения, что имеет позитивное воспитательное значение для подростка. При необходимости помощник судьи помогает решать имеющиеся проблемы по устройству на учебу и т. д.
Для бесед несовершеннолетние и их родители приглашаются в суд, где выделен отдельный кабинет, интерьер которого оформлен с учетом рекомендаций психологов, чтобы его атмосфера способствовала установлению контакта с несовершеннолетним и его законными представителями для последующего совместного с ними поиска пути выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации, в которой оказался несовершеннолетний.
Хочется отметить, что большинство детей и их родителей охотно идут на контакт, ребята делятся своими проблемами и успехами, и чувствуется, что во многих случаях проводимая судом социальная работа имеет важное значение в жизни подростков. Установленный контакт является частью механизма процесса реабилитации, позволяет влиять на формирование новых мотивов.
Таким образом, уже на начальной стадии уголовного процесса начинается реабилитационная работа с несовершеннолетним, открывается возможность вернуть подростка к всевозможным социальным связям, нормальным отношениям с окружающими, что является очень важной и своевременной мерой по предупреждению преступности несовершеннолетних.
Благодаря решению вопроса о введении специально дополнительной ставки психолога в Комитете по образованию администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», в настоящее время в суде работает психолог. Он привлекается судом уже на стадии подготовки дела к судебному заседанию в целях оказания психологической помощи и поддержки подросткам и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также проведения исследования личности несовершеннолетних.
В настоящее время работа по социально-психологическому обследованию несовершеннолетних подсудимых, как и воспитательная и реабилитационная работа проводится даже с содержащимися под стражей несовершеннолетними: в этих целях судом совместно с ОВД Кингисеппского района решен вопрос о допуске помощника судьи с функциями социального работника в изолятор временного содержания ОВД Кингисеппского района.
По результатам социального исследования помощником судьи с функциями социального работника составляется письменный отчет для судьи о проведенном социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего подсудимого — карта социально-психологического сопровождения, который приобщается к материалам уголовного дела.
Результатом работы, указываемым в отчете, является определение возможностей, при которых меры воспитательного воздействия либо условное осуждение оказываются более эффективными, чем карательные санкции, вырабатываются рекомендации относительно некарательных санкций, оказания необходимой реабилитационной помощи.
В карте содержится достаточно большой объем сведений о ребенке и его семье.
Такая работа является реализацией положений Пекинских правил. Согласно ст. 16 Пекинских правил во всех случаях, за исключением мелких правонарушений, до вынесения компетентным органом власти окончательного решения, предшествующего приговору, необходимо тщательно изучить окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, или обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, с тем чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения.
В соответствии со ст. 58, 73, 86, 285 УПК РФ в ходе судебного заседания в качестве специалиста допрашивается помощник судьи с функциями социального работника, который оглашает свое заключение, изложенное в карте социально-психологического сопровождения, отвечает на вопросы участников процесса по личности несовершеннолетнего, если таковые имеются, карта приобщается к материалам дела.
Один из самых сложных этапов социальной работы — «постсудебный». После вынесения решения судом над каждым несовершеннолетним осуществляются социальный патронаж и контроль за его поведением и исправлением.
В ходе регулярных бесед в суде судья и помощник судьи с функциями социального работника нацеливают подростка на выполнение положительных функций, по возможности приобщают его к активной жизненной позиции для того, чтобы ребенок мог вернуться в нормальную жизнь.
Судом после вынесения решения осуществляется контроль за его исполнением не только самим подростком, но также и родителями и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые должны исполнять данное решение по поручению суда или в соответствии с возложенными на них законом функциями независимо от указаний суда.
Судом проводится работа не только с осужденными несовершеннолетними и теми, к кому применены принудительные меры воспитательного воздействия, но и с теми, в отношении которых дела были прекращены по различным (кроме реабилитирующих) основаниям.
На каждого несовершеннолетнего правонарушителя в суде оформляется личное дело, в котором содержатся карта социально-психологического сопровождения, характеристики, решение суда (приговор, постановление) и лист послесудебного сопровождения, в котором отражается полная информация о проводимой после решения суда работе.
С включением в судебную деятельность помощника с функциями социального работника изменилось отношение родителей и самих несовершеннолетних к правонарушению, дальнейшей жизни и к самому судебному процессу. Раньше родители вели себя достаточно пассивно, их, как и их детей, интересовал только один вопрос — результат рассмотрения дела и возможность наиболее мягкого наказания.
При рассмотрении дела по новым ювенальным технологиям с привлечением помощника с функциями социального работника, при более активной работе суда с подростками и их семьями, несовершеннолетние и их родители стали более открыты в судебном заседании, с большим желанием сотрудничают с судом в вопросах исправления подростков, выражают готовность к проведению реабилитационных мероприятий с несовершеннолетними.
Наблюдается повышение воспитательного значения судебного процесса. Кроме того, теперь родители знают, что могут обратиться в суд за консультацией, помощью, где им, по возможности, окажут содействие в организации встречи с тем или иным специалистом.
В рамках «постсудебной» работы в суде проводятся ежеквартальные собеседования с подростками совместно со службами, участвующими в программах реабилитации (исполнении приговоров, постановлений суда), для обсуждения достигнутых результатов в работе по исправлению несовершеннолетних. На собеседования являются все несовершеннолетние, состоящие на учете в суде, кроме тех, которые осуждены к наказанию в виде реального лишения свободы, вместе с родителями, обсуждаются процесс исправления подростков, достигнутые результаты, выявляются проблемы с трудоустройством, зачислением в учебное заведение и др. Выявленные проблемы суд совместно с ребенком, его родителями и родственниками, а также службами системы профилактики пытается решить.
Хотелось бы отметить, что несовершеннолетние охотно приходят в суд на беседы как ежеквартальные, так и когда их вызывают судья или помощник судьи с функциями социального работника по мере необходимости, некоторые несовершеннолетние даже приходят и звонят сами. Подростки спрашивают совета, просят помощи, делятся своими проблемами и достижениями, т. е. у суда есть взаимопонимание с несовершеннолетними, установлены доверительные отношения, а значит, есть надежда, что проводимая работа даст положительные результаты, и такие положительные результаты уже имеются.
Отсутствие реабилитационных форм работы с несовершеннолетними правонарушителями, имеющийся разрыв между законодательством и реальной практикой создали необходимость проведения экспериментирования правосудия по делам несовершеннолетних.
В международных договорах, подписанных от имени Российской Федерации, содержится требование обеспечить такое отправление правосудия, которое содействовало бы реинтеграции несовершеннолетних правонарушителей в обществе.
Программы восстановительного правосудия с участием несовершеннолетнего правонарушителя не являются однонаправленными. Сама ресоциализация через принятие на себя ответственности осуществляется путем заглаживания вреда тому, кому нанесен вред.
Проводимые в суде беседы с несовершеннолетними показали, что практически никто из них не задумывался на момент совершения преступлений и не задумался после о чувствах и переживаниях жертв, не испытывал к ним сострадания, сочувствия, а беспокоился за себя, их волнуют последствия содеянного не для потерпевшего, а для них самих (важно только одно: посадят — не посадят).
Подобные беседы приводят к выводу о необходимости формирования у таких подростков способности понимать других и ненасильственно разрешать конфликты, проведения с ними серьезной работы по осознанию того вреда (морального, физического и материального), который они нанесли жертве.
В этих целях Кингисеппским городским судом разработан проект мероприятия по социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей, а также предупреждению совершения ими противоправных действий, для введения элементов восстановительного правосудия в работе с несовершеннолетними правонарушителями, в отношении которых уголовное дело или уголовное преследование прекращено по основаниям, указанным в уголовно-процессуальном законе.
Во исполнение этого проекта проводятся мероприятия по профилактике повторных правонарушений подростков: организовываются поездки несовершеннолетних, находящихся под социальным патронажем суда, в Колпинскую воспитательную колонию и ИЗ 47/4 г. Санкт-Петербурга, чтобы они своим глазами увидели, чего им удалось избежать.
Одним из механизмов реализации мероприятия является создание суда несовершеннолетних присяжных заседателей (Подросткового суда). В качестве образца для создания Подросткового суда использован опыт США, а именно штата Мэриленд. Для создания такого суда федеральными судьями в школах проведены правовые беседы с учащимися 8 — 11-х классов в целях привлечения их к участию в мероприятии. Разработано Положение о Суде несовершеннолетних присяжных заседателей.
С несовершеннолетними, высказавшими желание участвовать в работе Суда несовершеннолетних присяжных заседателей, в суде проведены занятия по правовому обучению, учебные судебные заседания. Эти занятия проводятся федеральными судьями, прокурорами, адвокатами, психологом. После проведения учебных мероприятий несовершеннолетние допускаются к участию в деле. В судебных заседаниях в качестве правонарушителей участвуют несовершеннолетние, в отношении которых уголовные дела прекращены. Такое участие несовершеннолетнего, его родителей, потерпевшего допускается только с согласия каждого из них.
Судебные заседания проводятся в зале судебных заседаний под председательством федерального судьи.
В ходе проводимой работы отмечается большая активность подростков: ребята с удовольствием участвуют в заседаниях, задают осмысленные вопросы по существу, достаточно активно и эмоционально обсуждают, какое назначить наказание.
Несовершеннолетние адвокат и прокурор добросовестно подходят к исполнению своих обязанностей, имеют четкую позицию по наказанию правонарушителя, стараясь ее обосновать. Проводимые с подростками беседы показывают, что им небезынтересна судьба несовершеннолетнего правонарушителя. Задаются вопросы об исполнении вердикта и контроле за его исполнением, показывая тем самым, их позиция не является формальной.
Не пассивными являются и несовершеннолетние правонарушители: те ребята, которые согласились участвовать в Подростковом суде, показали полное осмысление проводимого мероприятия и осознание своей ответственности за совершенное преступление, с энтузиазмом и решительностью согласились предстать перед судом сверстников, хотя признались, что это для них гораздо сложнее, чем просто выполнить общественные работы.
Проектом предусмотрено два вида наказания, назначаемого Судом несовершеннолетних присяжных заседателей: извинительное письмо потерпевшему, в котором несовершеннолетний правонарушитель должен изложить обстоятельства совершения преступления, причины, мотивы, дать оценку своему поведению, а также принести свои извинения потерпевшему, и второй вид наказания — общественные работы на определенное количество часов. Выполнение общественных работ предусматривается в детских домах города и доме-интернате для престарелых.
Администрации данных учреждений с пониманием и интересом откликнулись на предложение суда исполнять в них назначаемые Подростковым судом «наказания» в виде общественных работ.
Изучив опыт работы специального предприятия «Новое Поколение» по социальной адаптации неучащихся и неработающих несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, Кингисеппский городской суд при активной поддержке председателя Ленинградского областного суда И. И. Лодыженской содействовал организации социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних правонарушителей в г. Кингисепп на базе ГОУ НПО «Профессиональный политехнический лицей N 18». Необходимость создания такого центра обсуждалась в Правительстве Ленинградской области и Законодательном собрании Ленинградской области.
Предполагается выполнение Центром следующих основных функций: принятие участия в выявлении и устранении причин и условий, способствующих совершению преступления, возникновению трудной жизненной ситуации; оказание несовершеннолетним квалифицированной помощи, организация досуга подростков, оказание помощи в устройстве на работу или учебу; участие в разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего. В Центр будут определяться несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, в том числе совершившие преступления, а также осужденные за совершение преступлений: направляемые судом с момента получения информации о совершенном несовершеннолетним преступлении либо после поступления дела в суд; условно осужденные; освобожденные условно-досрочно; те, к кому судом применены принудительные меры воспитательного воздействия.
Данная площадка впоследствии может стать базовым центром, созданным в рамках Региональной целевой программы «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Ленинградской области на период с 2006 по 2008 год», заказчиком которой является Правительство Ленинградской области, а одним из соисполнителей — администрация МО «Кингисеппский муниципальный район».
Формирование в России полноценной системы ювенальной юстиции позволит эффективно осуществлять защиту прав, свобод и интересов несовершеннолетних, образовать условия успешной социализации несовершеннолетних в обществе и снижения рецидивной преступности.
——————————————————————