Судебная защита детей и подростков
(Яковлева Н. В.)
(«Вопросы ювенальной юстиции», 2008, N 1)
СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Н. В. ЯКОВЛЕВА
Яковлева Н. В., капитан милиции.
Юридическая часть системы защиты детства представляет особый интерес, так как она опирается на гуманитарные дисциплины и отводит диалогу такое же важное место, как и праву.
Созданный в 1910 г. в С.-Петербурге суд по делам несовершеннолетних стремится найти иные, отличные от наказания несовершеннолетних правонарушителей, решения. Если в начале это был уголовный суд, то теперь он пытается найти адаптированные решения специфических проблем каждого конкретного ребенка, находящегося в опасности или совершившего правонарушение.
Указом от 22 декабря 1958 г. компетенция судьи по делам несовершеннолетних была расширена и охватывала детей и подростков, находящихся в опасности. Его работа была нацелена на мобилизацию всех воспитательных, психологических и материальных средств, чтобы восстановить способность родителей осуществлять в полной мере их родительские права. Этот подход стремился к тому, чтобы родители смогли исполнять свой родительский долг, чтобы гарантировать ребенку условия нормального воспитания и образования.
В ведение суда по делам несовершеннолетних входят:
а) дети, находящиеся в опасности;
б) несовершеннолетние правонарушители и преступники;
в) надзор за правильным употреблением социальных пособий;
г) помощь достигшим совершеннолетия молодым людям (от 18 до 21 года).
Суд по делам несовершеннолетних и детей в опасности.
С 1958 г. судья по делам несовершеннолетних стал центральным лицом в процедуре воспитательной помощи.
Суд должен принять воспитательные меры и оценить ситуацию, в которой находится ребенок или подросток с точки зрения опасности, грозящей его здоровью, безопасности, моральности или обучению (ст. 375 Гражданского кодекса).
Правосудие обычно вмешивается, чтобы подменить родителей, не способных в данный момент осуществлять их родительские права. Речь часто идет не о том, чтобы наказать родителей, а о том, чтобы научить их воспитывать своего ребенка. Цель судьи по делам несовершеннолетних — объединить все средства, чтобы устранить ситуацию, вредную и опасную для ребенка.
За исключением совсем маленьких детей, судья обязан выслушать ребенка и может назначить ему адвоката. Родители ребенка могут подать апелляцию на постановление судьи по делам несовершеннолетних.
Судья по делам несовершеннолетних может проверить наличие реальной опасности и определить ее размер, прибегнув к расследованию (социальное или полицейское дознание). Судья может впрямую побеседовать с имеющими отношение к этому делу лицами, включая самого ребенка. Он может прибегнуть к психологическому исследованию и психиатрической экспертизе, которые могут быть применены и к родителям; вынести предварительные постановления, «предписания». Встретив и побеседовав с родителями и ребенком, судья может принять предварительные меры, например отделение и устройство ребенка вне семьи. Это то, что называют «устройством ребенка».
После предварительных мер и исследования ситуации судья должен вынести окончательное судебное постановление. В этом решении судья стремится обеспечить условия нормального развития ребенка, либо сохраняя ранее принятые предварительные меры, либо устанавливая новые, вытекающие из социального исследования ситуации ребенка.
Суд может принять одно из следующих решений:
1. Сохранить ребенка в семье.
Отделение ребенка от родителей может оказаться необходимым, но тогда надо сделать все возможное, чтобы это отделение было как можно менее длительным. Для этого необходимо помочь семье преодолеть трудности, с которыми она сталкивается (ст. 145 Семейного кодекса РФ). Сохранение ребенка в семье может одновременно сопровождаться назначением воспитательных мер, осуществляемых частными или государственными организациями. Судья может решить сохранить ребенка в семье при выполнении некоторых условий: например, при условии посещения ребенком школы и при условии врачебного или психиатрического наблюдения.
2. Отделить ребенка от семьи и поместить его в учреждение или временную приемную семью.
Ребенка изымают из семьи при наличии одновременно двух условий:
— ребенку постоянно угрожает опасность;
— его семья не в состоянии оградить ребенка от грозящей ему опасности.
Ребенок может быть направлен в государственное или негосударственное специализированное учреждение или доверен организации социальной помощи детству, которая ищет для него специализированное учреждение или временную приемную семью. Судья может также решить назначить ответственным за ребенка одного из родителей или другого члена семьи или «третьего лица, достойного доверия» (дедушку или бабушку, тетю, дядю и т. д.). «Третье лицо, достойное доверия», получает от организации социальной помощи детству денежное пособие на воспитание ребенка, покрывающее его нужды.
По закону судья должен стремиться к тому, чтобы: сохранить ребенка в семье, когда это возможно; заручиться согласием родителей на принимаемые меры; ребенок вернулся домой, как только это будет возможно.
Срок помещения ребенка в специализированное учреждение или временную приемную семью не должен превосходить двух лет. Он может быть продлен только после пересмотра дела ребенка.
3. Назначить меры по воспитательному сопровождению.
Чтобы помочь родителям преодолеть трудное положение, судья может вынести постановление о воспитательных мерах в «открытой среде».
В ходе судебного заседания в присутствии родителей и в тексте постановления судья должен обозначить цели воспитательной работы, предоставляя работникам социальных учреждений свободу в выборе средств.
Эти меры приводятся в действие либо государственными, либо негосударственными организациями.
В любой момент постановление может быть пересмотрено по просьбе прокурора, родителей, самого несовершеннолетнего, социальных организаций или по инициативе судьи.
Судья может принять решение, даже если родители не согласны, но закон требует от судьи, чтобы он постарался склонить их к согласию.
Родители сохраняют те родительские права, которые не противоречат осуществлению принятого решения. Родители не лишаются родительских прав даже в случае помещения ребенка в специализированное учреждение или временную приемную семью. Судья выступает в роли родителей только в случае их отсутствия. У них спрашивают согласия по всем важным вопросам, касающимся ребенка. Они одни имеют право дать согласие на операцию, брак, аборт, путешествие за границу или выбрать школьную ориентацию ребенка.
Они имеют право на переписку с ребенком и посещение ребенка, но в некоторых случаях (и только по очень серьезным причинам) судья может временно лишить этих прав, если это необходимо.
Судья имеет возможность закрыть дело, когда ребенок больше не находится в опасности или когда родители в состоянии нести ответственность за ребенка. Прокуратура снова может его открыть, если этого потребуют обстоятельства.
Суд по делам несовершеннолетних преступников и правонарушителей.
18 лет — это установленный возраст, с которого возможно привлечение к уголовной ответственности. Не достигший 18 лет ребенок или подросток находится в ведении специального суда. Это:
— либо суд по делам несовершеннолетних правонарушителей,
— либо суд присяжных по делам несовершеннолетних преступников.
Несовершеннолетний пользуется привилегией перед законом, который гарантирует ему, что суд примет во внимание его незрелость и потенциальную способность найти свое место в обществе. Этот подход получил юридическую основу в Законе от 4 января 1993 г.
Заставляя несовершеннолетнего нарушителя осознать ущерб, нанесенный его поступками и исправить его последствия, этот подход преследует педагогическую цель. Она заключается в развитии у правонарушителя чувства ответственности, помогая осознать существование и содержание закона и последствия его нарушения для самого ребенка, для жертвы и для всего общества.
Этот подход играет важную роль в решении психологических проблем ребенка для его включения в общество. «Помощь несовершеннолетнему в его попытке исправиться является основой воспитательной работы».
Надзор за правильным использованием социальных пособий.
С 1946 г. в компетенцию суда по делам несовершеннолетних входит наблюдение за тем, чтобы социальные пособия действительно использовались на удовлетворение нужд ребенка.
Суд по делам молодежи (совершеннолетних от 18 до 21 года).
В июле 1974 г. было постановлено, что ребенок достигает совершеннолетия в 18, а не в 21 год. Следовательно, в момент достижения совершеннолетия молодые люди, ответственность за которых до этого несла организация социальной помощи детству, оказываются без всякой поддержки. В то же время они еще не в состоянии обеспечивать себя. Декретом от 18 февраля 1975 г. они имеют возможность просить судью по делам несовершеннолетних о продлении воспитательной помощи.
В этом случае судья может предложить ту или иную помощь, которую молодой человек может принять или от которой он может отказаться. В любой момент молодой человек имеет право расторгнуть контракт. Он является совершеннолетним и свободен жить так, как он хочет, но должен выполнять свои обязательства. Организация социальной помощи детству может оплачивать его жилье и оказывать денежную помощь, чтобы он смог начать или возобновить свое образование. Ему также предлагается моральная и воспитательная поддержка.
Необходимо учитывать и то, что действующее в России правосудие, когда оно занимается несовершеннолетними, с одной стороны, значительно отличается от модели автономной ювенальной юстиции, а с другой — в своей деятельности опирается на достаточный объем уголовно-процессуальных норм, сходных с теми, на базе которых функционирует современная ювенальная юстиция. А это означает возможность прогноза: создание в России ювенальной юстиции не требует коренной перестройки системы общего правосудия. Это же можно отнести к перспективе создания российских семейных судов, которые также предусмотрены судебной реформой в России.
——————————————————————