Роль семьи в воспитании и исправлении несовершеннолетних осужденных

(Ковтуненко Л. В., Коломенцев Д. В.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2008, N 4)

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ И ИСПРАВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Л. В. КОВТУНЕНКО, Д. В. КОЛОМЕНЦЕВ

Ковтуненко Л. В., старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного и уголовного права Воронежского института ФСИН России, майор внутренней службы, кандидат педагогических наук.

Коломенцев Д. В., начальник учебного отдела Воронежского института ФСИН России, кандидат исторических наук, подполковник внутренней службы.

2008 г. в России объявлен Годом семьи. Стремление привлечь внимание общества к проблемам семьи обусловлено причинами различного характера: экономического, демографического, криминологического, психологического, социально-нравственного. Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Сегодня многие ее функции взяло на себя государство. Воспитание детей осуществляется в дошкольных учреждениях, обучение — в школах, развлечения и отдых также проходят вне дома. Но, обеспечивая ребенку уход, питание, получение знаний, эти учреждения не могут компенсировать родительской любви и ласки. Эмоциональное напряжение с ранних лет преследует ребенка в виде конкурсов в элитные детские сады, престижные классы, специализированные школы и спортивные секции. И это становится одной из причин бесчувственности и агрессивности детей. Честность, доброта, умение противостоять житейским соблазнам рождаются в родительском доме. Ребенок, правильно воспитанный в семье, редко становится трудным в школе, а в последующем обузой для общества. И наоборот, просчеты семейного воспитания оборачиваются затем бедой, становятся несчастными дети и несчастливыми родители. «Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость — этот моральный иммунитет против зла, — писал В. Сухомлинский, — приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений, а этой школой может быть только хорошая семья, только наглядный пример человеческого союза двух любящих сердец — отца и матери» <1>. ——————————— <1> Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1985.

«…Человек начинается с детства, — писал известный советский писатель, автор многих произведений для детей С. Михалков в книге «Все начинается с детства». — Именно в детстве делается посев добра. Взойдет он лишь через годы, и тогда будет видно, взошел ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества» <2>. ——————————— <2> Михалков С. Все начинается с детства. М., 1971.

«Если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить» (В. А. Сухомлинский) <3>. ——————————— <3> Сухомлинский В. А. Указ. соч.

Ребенок воспитывается не только в семье. На него влияют окружающие люди, телевидение, кино, книги. И все же решающее влияние на нравственное воспитание детей оказывают родители. В здоровой семье эмоциональные связи детей и родителей настолько сильны, что обеспечивают прочное противодействие любым отрицательным влияниям среды. Изменение социальной среды всегда обнаруживало недостаточность традиционной системы воспитания. Там, где формы, методы, средства воспитания не отстают от соответствующих социальных условий, трудности, если и есть, то их значительно меньше. «Только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей сути это дело доступно каждому человеку, — читаем у А. С. Макаренко, — каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это — дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое — перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, — тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, и больше терпения. А кроме того, работа перевоспитания, переделки — это работа не только более трудная, но и горестная» <4>. ——————————— <4> Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. Т. 4 / Сост.: М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1984. С. 260.

Хорошо, если ребенок, научившись владеть своими чувствами, умеет сочетать их с интересами сверстников и взрослых. Но если он выполняет требования потому, что у него подавлена воля, заглушена инициатива или его послушание перешло в угодничество и лицемерие? А у другого это проявляется в бунте, неконтролируемой агрессивности, враждебности как средстве защиты от давления всевозможных стандартов, трафаретов, образцов. Так не мы ли, взрослые, часто самые любящие люди, родители, толкаем своих детей на различные формы отклоняющегося поведения. «Дисциплину не наденешь на ребенка как наручники. Дисциплина — это то, что развивается внутри человека» (Б. Спок) <5>. ——————————— <5> Нефедов В. И. Искусство воспитания в семье / А. С. Нефедов, Ю. Ю. Щербань. М., 1971. С. 165.

Воспитывая ребенка, нужно уважать в нем личность. «Детей нет, — писал Я. Корчак, — есть люди, но с иным масштабом понятий. Иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувства. Помни, что мы их не знаем». Поэтому родители обязаны изучать своих детей, чтобы понять их сложный духовный мир, проникнуть в него и, поняв, направить — предупредить неразумное, поддержать и развить доброе. Я. Корчак указывал, что ребенка надо учить не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать <6>. ——————————— <6> Там же.

А. С. Макаренко говорил, что организовать сознание, чтобы человек понял, как надо поступать, менее трудно, чем добиться того, чтобы правильное поведение стало для него привычным и единственно возможным. Когда человек чувствует, что неправильный поступок унижает его, роняет в собственных глазах, когда правильное поведение становится привычным, тогда человек воспитан, тогда он поступает правильно не только тогда, когда его видят и слышат и могут похвалить, но и тогда, когда никто не видит, никто не слышит, а надо поступать правильно для себя, во имя справедливости и долга перед самим собой, просто потому, что человек не может поступать иначе <7>. ——————————— <7> Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. Т. 4 / Сост.: М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1984. С. 260.

Как относиться к наказанию ребенка? А. С. Макаренко писал, что «наказание может воспитать раба, а может воспитать и свободного, гордого человека. Никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его независимо от системы влияний». Социально-политические кризисные процессы, происходящие в современном обществе, дестабилизация экономики, снижение жизненного уровня в стране в 90-х годах, разрушение сложившейся системы ценностей и стереотипов — все это отрицательно влияет на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность и насилие. Усилились проявления жестокости и агрессивности во взаимоотношениях между людьми, у детей — демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. Тревожным сигналом является рост численности несовершеннолетних с различными формами девиантного (отклоняющегося) и делинквентного (правонарушающего) поведения (алкоголь, наркотики, нарушение общественного порядка, хулиганства, вандализм и др.). За последние годы резко возросла молодежная преступность (число несовершеннолетних преступлений увеличилось по сравнению с 1991 г. на 18%). Преступность несовершеннолетних в России в последние десятилетия росла в семь раз быстрее, чем изменялось общее число населения этой возрастной группы. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди различных социальных и демографических групп. В настоящее время категория подростков, осужденных к лишению свободы, более сложна и агрессивна, чем 5 — 10 лет назад. Если 8 — 10 лет назад за тяжкие и особо тяжкие преступления отбывали наказание 30% несовершеннолетних, то сегодня эта цифра — 60% <8>. ——————————— <8> Кононец А. С. и др. Профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. М., 2007. 57 с.

Ошибки родителей оставляют глубокий след в жизни детей. Специальные исследования показывают, что в среднем до 40% правонарушителей, в том числе успевших пристраститься к алкоголю или наркотикам, воспитывались в неполной семье. Среди педагогически запущенных учащихся дети, не имеющие отца, составляют 60%. Ежегодно, по приблизительным подсчетам, около трехсот тысяч детей рождается вне брака, около ста тысяч становятся сиротами. Однако неблагополучие связано не только с неполной семьей, но и в значительной степени с ненормальными условиями в семье, аморальным поведением родителей. В семьях, где родители вели такой недостойный образ жизни, пьянствовали, постоянно ссорились, подростки в среднем в три раза чаще, чем их сверстники из благополучных семей, оказывались в числе пристрастившихся к алкоголю, наркотикам и чаще совершали дерзкие правонарушения. Среди подростков, привлеченных к ответственности за хулиганство, доля находившихся в нетрезвом состоянии достигает 80%. Около 70% насильственных преступлений несовершеннолетних связано с употреблением алкоголя. Эти правонарушения, как правило, отличаются жестокостью <9>. ——————————— <9> Цымбал Е. И. Предпосылки внедрения восстановительного правосудия для несовершеннолетних в России. В сб.: Восстановительное правосудие. М.: МОО «Центр «Судебно-правовая реформа», 2003. 196 с.

Не все благополучно и в тех семьях, где родители проявляют чрезмерную заботу о своих детях, стремятся максимально оградить, освободить их от неизбежных в каждом доме забот и обязанностей. Такая установка порой порождает безвольных подростков с повышенным риском подверженности дурному влиянию, легче преодолевающих психологические и нравственные барьеры на пути к асоциальному поведению. Благодатная почва для такого стереотипа поведения — праздность и лень. Когда у подростка нет никаких серьезных жизненных ориентиров, целей, его никто и ничто не интересует, в нем образуется пустота, которая нередко и заполняется алкоголем, наркотиками, криминальным поведением. И вот тогда-то начинается разговор о трудных подростках, не поддающихся влиянию ни родителей, ни учителей. Трудные дети. Кто они? Откуда берутся трудные дети? Ясно, что никто из родителей сознательно не воспитывает их такими. Вероятно, это те дети, с которыми всем и всегда нелегко. Но как сказал польский педагог Януш Корчак: «Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании?» <10>. ——————————— <10> Нефедов В. И. Указ. соч.

Есть дети с врожденными или приобретенными нарушениями нервной системы, требующие специальных медико-педагогических мер. Есть и скверные родители, злоупотребляющие алкоголем, не проявляющие заботы о своих детях. Но часто родители не подозревают об ошибочности своих действий, они социально безупречны, но причиняют своим детям страдания по причине незнания, психолого-педагогического невежества. Оценка «трудный-легкий» ребенок субъективна и зависит от отношения родителей к своим обязанностям. Дети всегда требуют родительских усилий. Как справедливо считает польский нарколог С. Гурски, взрослые часто не отдают себе отчета в том, что, например, чрезмерная заботливость матери о ребенке (особенно единственном) в раннем возрасте, предоставление ему безграничной свободы, отстранение от обязанностей и безоговорочное выполнение всех прихотей или, наоборот, слишком суровое отношение, нетерпимость, эмоциональная холодность родителей являются одним из основных источников формирования таких черт личности, которые впоследствии могут стать причиной алкогольного, наркотического пристрастия, а впоследствии криминального поведения подростка. При таком воспитании у ребенка не вырабатывается стремления преодолевать трудности, формируется инертная, уступчивая психика. В первом случае закрепляются и переносятся на подростковый возраст сложившиеся в раннем детстве представления о собственном всесилии, что в столкновении с жизненными обстоятельствами приносит сплошные разочарования. Подросток начинает избегать сложных ситуаций, опасаясь поражений, понимая, что он не такая уж исключительная личность, какой считают его родители. Молодой человек порой старается убежать от трудностей в беспроблемный, как ему кажется, а вместе с тем и неизвестный мир алкогольного или наркотического дурмана. Во втором случае ребенок жаждет родительской ласки, понимания, которых не получает от суровых, отталкивающих его родителей. И он восстает против их требований и возлагаемых на него обязанностей. Подросток агрессивен по отношению к родителям из-за эмоциональной черствости. Он «уходит на улицу» в надежде быть принятым и понятым, где попадает под влияние криминальных личностей. А уж они-то, чтобы привлечь подростка в свой мир, сначала дадут ему попробовать алкоголь или наркотик, искажающие действительность и создающие ему иллюзию любви, а затем научат его криминальному ремеслу. И все это сделали мы, родители, из «огромной любви» к своему ребенку. Психические травмы и обиды — одна из причин невроза, в котором доминируют чувства страха и напряженности из-за впечатления безнадежности своего положения. Все это приводит к депрессии, потере самоуважения. Наиболее отчетливо эти проблемы выступают у детей из неблагополучных, распавшихся или маргинальных семей. Источниками подростковых проблем могут быть семейные и школьные конфликты, проблемы, связанные с половым созреванием, взаимоотношения с товарищами и приятелями, но причинами может быть и несовершенство нашей действительности. Повседневное поведение несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, отличается повышенной внушаемостью, инфантильностью и конформизмом. Повышенная восприимчивость и впечатлительность, высокая зависимость от принадлежности к неформальным группам и категориям усугубляются влиянием различных факторов среды ближайшего социального окружения, а также психолого-педагогическим воздействием со стороны персонала колонии и, конечно, семьи. У несовершеннолетних осужденных зафиксировано неоднозначное, порой противоречивое отношение к своему окружению — обидчивость, враждебность, агрессивность, обвинение друзей или родственников в совершенном преступлении или, наоборот, искреннее раскаяние в содеянном. В целом система социальных установок и ценностных ориентаций подавляющего большинства несовершеннолетних осужденных в настоящее время не отличается многообразием. Их основное жизненное кредо — деньги, обман и лицемерие ради красивой жизни. Эгоистическое и безответственное поведение, как правило, находит объяснение в низком социально-экономическом статусе их семей, недостаточной заботе со стороны родителей, проблемах школьного образования и нравственного воспитания. На свою будущую жизнь несовершеннолетние осужденные, как правило, смотрят без особого оптимизма. Абсолютное большинство обследованных (85%) считает, что их жизнь в ближайшей перспективе будет только ухудшаться. Причем у многих ярко проявляются симптомы ущербного «я», которые находят свое выражение в отрицании, отчуждении, укоренившемся чувстве враждебности по отношению к другим, низкой самооценке, комплексе неполноценности, страхах и повышенном уровне тревожности, мнительности, эмоционально-психической неустойчивости. Одними из важных составляющих противоправного поведения, в том числе в условиях лишения свободы, являются дефекты социализации личности, а также мощное влияние на личность со стороны неформальных групп сверстников. Семья как ценность признается различными возрастными группами осужденных к лишению свободы. У несовершеннолетних осужденных неоднозначное отношение к родным и близким: это могут быть обида, злость, враждебность, агрессивность, обвинение их в случившемся, раскаяние. После отбывания срока наказания, перед освобождением из колонии о своих родителях подростки отзываются чаще положительно, идеализируя отношения, строят позитивные планы общения с родными, однако имеют место и отрицательные высказывания. Всегда, во все времена, молодежь вызывала беспокойство старшего поколения своими увлечениями, модой, эпатажем. Криминальный мир боролся с государственными и общественными институтами за влияние на молодежь. Но в современных условиях, связанных с глубинными политическими и экономическими процессами, криминальному развращению молодежи способствуют ярко проявляемые тенденции следующего характера: падение авторитета и роли семьи, школы, общественных организаций; утрата общечеловеческих, так называемых вечных ценностей и создание своих в рамках неформальных субкультур; низкопробное содержание художественных произведений литературы, кино, порнография, распространяемая при помощи Интернета; ранняя алкоголизация, наркомания и токсикомания; усиление жестокости, агрессивности, снижение ценности человеческой жизни; увеличивающаяся с каждым годом категория беспризорных, представляющая наиболее опасный для законопослушного общества резерв для профессиональных преступников и другие. Анализ проблемы подростковой преступности, данные криминологических исследований показывают, что около трети преступлений подростки совершают под непосредственным или косвенным влиянием взрослых <11>. ——————————— <11> Статистический сборник МВД совместно с Межгосударственным статистическим комитетом СНГ, Судебным департаментом при Верховном суде РФ. М., 2004. Деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (статистический аспект). М., 2005.

Криминализация улиц, отсутствие доступных мест для занятий спортом, проведения досуга, резкое имущественное расслоение населения, реклама табачной и алкогольной продукции, насаждение культа грубой силы способствуют проявлению антиобщественного поведения, росту подростковой преступности, сводя к минимуму сдерживающую роль семейных взаимоотношений. Тюрьма, временная изоляция, по мнению самих несовершеннолетних осужденных, в определенных случаях может иметь и свои положительные стороны. Для некоторых подростков это возможность приостановить процесс наркотизации, алкоголизации, вырваться из криминального или асоциального окружения, из мира, где царили семейное насилие, голод, бездомность, казенный приют, это возможность наладить отношения с родителями, получить образование, специальность и т. п. И все же главная надежда — на нетюремное будущее: семья, близкие, дом, где ребенка, как он думает, помнят и ждут. Эта надежда, если она подкреплена хоть какими-то основаниями, является для подростка в тюрьме в еще большей степени спасительной, чем для взрослого заключенного. Пробуждение у родителей, членов семьи, родственников чувства вины, ответственности за ребенка, попавшего в тюрьму, — случай не такой уж и редкий. И это неудивительно, родительские и родственные чувства, даже в случае деградации личности, угасают одними из последних. Сами воспитанники в своих сочинениях и письмах нередко отмечают перемены, происходящие с родителями, родственниками: «Мама стала понимать меня», «Отец бросил пить», «Старшая сестра, которая раньше мною не интересовалась, пишет каждый месяц» и т. п. Длительность периода «просветления», безусловно, зависит от возможности и эмоциональной напряженности контактов между осужденным подростком и его близкими. Трудно переоценить и одновременно недооценить роль семьи в воспитании подростка, однако вдумайтесь в статистические данные, которые красноречиво говорят сами за себя: каждый десятый воспитанник ВК — сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей; каждый пятый имеет отклонения в психическом развитии, подтвержденное документами; 5 — 6% воспитанников — бывшие учащиеся вспомогательных школ; около половины — до ареста не учились и не работали; четверть воспитанников имеет образование в пределах начального; более 7% страдают алкоголизмом или наркоманией; воспитанники старше 18 лет (до 21 года) составляют от 25 до 40% <12>. ——————————— <12> Там же.

Среди несовершеннолетних заключенных много детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выходцев из так называемых неблагополучных и бедных семей. Для всех этих групп контакты с родственниками (или представителями детских учреждений) возможны лишь в том случае, когда колония расположена недалеко от дома. Но по прежнему месту жительства отбывают наказание лишь 15% мальчиков (еще 65% в том же субъекте Федерации), воспитательных колоний для девочек в России всего три <13>. ——————————— <13> Они приходят ниоткуда и уходят в никуда… Проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних заключенных. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2004. 40 с.

В действующем уголовно-исполнительном законодательстве и нормативных актах практически не встречается слово «семья». В ВК сейчас законодательных препятствий для контактов воспитанников с родственниками почти не осталось: несовершеннолетним заключенным, по сравнению со взрослыми, разрешено большее количество свиданий, посылок, передач, отпуска с выездом домой, выходы в город. Количество телефонных переговоров не ограничено (при наличии технических возможностей). Разрешены (при отсутствии грубых нарушений) выходы за территорию колонии в случае приезда взрослых родственников. В последние годы руководством ФСИН России много говорится о переключении воспитательной работы в ВК с задач инструментально-дисциплинарных на социально-психологические. В перечне этих проблем есть и «сохранение социально-полезных связей». Но пока по относительному (на 100 заключенных) количеству получаемых писем, встреч с родственниками, денежных переводов, других знаков внимания с воли, подростки — самая бедствующая часть тюремного населения. По доле тех, кого ждут дома после освобождения, они сравнимы разве что с пенсионерами-рецидивистами; по данным исследователей, после двух (в среднем) лет пребывания в ВК большая часть воспитанников утрачивают связь с родителями <14>. ——————————— <14> Цымбал Е. И. Указ. соч.

А вот другая статистика: в первые три года после освобождения совершают повторные преступления до 45% бывших воспитанников ВК и 50% выпускников спецшкол и спецПТУ; среди рецидивистов молодежного возраста 45 — 52% осужденных впервые в 14 — 15 лет и только 10 — 14% осужденных впервые в 16 — 17 лет; четвертая часть особо опасных рецидивистов и пятая часть пожизненников — бывшие воспитанники ВК. Дети, направленные в спецшколы и спецПТУ, но не попавшие в эти учреждения, совершают правонарушения в 2 — 3 раза реже, чем те, кому «повезло», кто прошел процесс «исправления» <15>. К сожалению, наши исправительные учреждения не только не исправляют, а наоборот, еще более криминализируют личность (Ю. М. Антонян). ——————————— <15> Они приходят ниоткуда и уходят в никуда… Проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних заключенных. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2004. 40 с.

Криминализация улиц, отсутствие доступных мест для занятий спортом, проведения досуга, резкое имущественное расслоение населения, реклама табачной и алкогольной продукции, насаждение культа грубой силы способствуют проявлению антиобщественного поведения, росту подростковой преступности, сводя к минимуму сдерживающую роль семейных взаимоотношений. Почти половина подростков, совершивших преступления (47%), имели родителей или близких родственников, которые были осуждены, при этом одна треть из них находится в местах лишения свободы в настоящее время. Около 20% подвергались в процессе семейного воспитания физическому воздействию и издевательствам <16>. ——————————— <16> Статистический сборник МВД совместно с Межгосударственным статистическим комитетом СНГ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. М., 2004; Деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (статистический аспект). М., 2005.

В ходе многолетних опросов, проводимых в ВК, ИУ, выяснилось, что не было ни одного осужденного, который не мечтал и не надеялся бы на встречу с матерью, родными и близкими. Поэтому самое главное — с первого дня заключения помочь заключенному сохранить связь с семьей, родными и близкими. Или их разыскать, восстановить отношения с ними. В Россошанской колонии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области (ИК-8) проводится эксперимент — впервые в России родители осужденных, члены созданного совета родственников, получили специальные пропуски за решетку в любое время дня и ночи. В ИК-8 отбывают наказание около 1100 человек, члены совета родственников осужденных могут побывать в отряде, на кухне, в медсанчасти, узнать, как лечат и чем кормят их детей. Начинание имеет хорошие перспективы: во-первых, такая форма общественного контроля помогает донести в неискаженном виде положение дел за решеткой до родителей других осужденных, во-вторых, поддерживается связь с семьей. Тревожные тенденции роста подростково-молодежной преступности далеко выходят за рамки ведомственной проблемы. Помимо профилактической работы правоохранительных органов, искоренения социально-экономических причин, порождающих беспризорность и безнадзорность, необходим целый комплекс мер по укреплению семьи, восстановлению воспитательных функций школы, организации досуга подрастающего поколения. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 4 апреля 2001 г. отмечено, что «проблема из юридической переросла в общегражданскую». Педагогическое искусство воспитания, как не раз подчеркивалось классиками педагогики, есть самое высокое, сложное, тонкое и обширное из всех искусств. Как и любое искусство, оно имеет свою азбуку: общение, видение, воздействие и деятельность, основанные на знаниях, умение заговорить, сблизиться, увидеть внутреннее, душевное состояние и в соответствии с этим эффективно воздействовать на его личность. Опыт воспитания в семье свидетельствует, что притягательной силой общения с родителями для детей являются искренность, деликатность и содержание. Родителям, наставникам, воспитателям необходимо владеть духовным зрением, умением видеть все оттенки детских чувств, обладать способностью воспринимать их горесть и радость. А. С. Макаренко, выдающийся знаток человеческой души, свидетельствовал, что он умел по неуловимым с первого взгляда внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности сравнительно точно предсказать, что может получиться в каждом отдельном случае из того или иного подростка. Он утверждал, что ничего хитрого, мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. При этом надо учитывать, что сердце человека соткано из его отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким отношениям человек стремится, какое отношение к людям он способен устанавливать. В систему межличностных отношений входят взаимоотношения, складывающиеся между субъектом и объектом педагогического процесса. В педагогике давно вскрыт феномен так называемого психического сопротивления воспитуемого прямым назидательным воздействиям воспитателя. Это явление с особой остротой проявляется в процессе перевоспитания, где скрытое сопротивление при особо неблагоприятных условиях или административных просчетах может перерасти в открытое, выражающееся в форме массовых беспорядков и групповых неповиновений. Альтернатива видится нам в ином характере взаимоотношений, в основе которого лежит идея сотрудничества. Но роль субъекта и объекта этого взаимодействия неодинакова. Если отсутствует активность воспитуемого в процессе воспитания, то мы вновь возвращаемся к авторитарной педагогике. Сущность педагогической деятельности в данном процессе по-разному решалась в различные исторические эпохи. Например, представители теории «свободного воспитания» утверждают, что задача воспитателя заключается в том, чтобы создать условия для свободного проявления природных задатков и наклонностей воспитуемых, а чему и как учиться, какие задатки развивать, какие потребности удовлетворять — это дело самих воспитуемых. Нам близка точка зрения М. П. Стуровой, которая считала, что такой подход может привести к анархии в воспитании, сформировать у личности потребительские наклонности, неумение преодолевать трудности и т. д. В противовес этим теориям все большее внимание прогрессивных педагогов и ученых привлекает педагогика А. С. Макаренко, который утверждал, что наклонности, потребности, интересы личности, выявление и развитие ее задатков возможны лишь в условиях управляемого педагогического процесса с четко определенными целями и программами воспитания, при этом руководящая роль субъекта в процессе воспитания проявляется как общая закономерность всех педагогических систем, в том числе и в процессе перевоспитания осужденных. Эффективность процесса исправления осужденных во многом зависит от организации коллектива сотрудников исправительных учреждений. Ведь сегодня именно колония является для каждого из осужденных домом, пусть и казенным. Практическая деятельность исправительных колоний свидетельствует о том, что коллектив сотрудников не всегда является коллективом воспитателей, основной функцией которого является воспитательная. Сложившаяся оценка деятельности отделов и служб различна: на производстве — выполнение плана, в отряде — порядок и дисциплина, в школе — успеваемость и так далее. Такая оценка их деятельности приводит к затушевыванию основной цели деятельности — исправления осужденных. Только в результате целенаправленной систематической работы коллектив сотрудников может превратиться в коллектив воспитателей. Во многом это зависит от постоянного совершенствования их профессионального мастерства, расширения психолого-педагогических знаний, овладения передовым опытом. «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало» (А. С. Макаренко). Педагогическую технику воспитателя можно сравнить с техникой актера, в которых есть много общего, но актер играет роль «другого», а воспитатель — роль собственного «я». «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15 — 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет и не почувствует того, что нужно» (А. С. Макаренко). Действенной силой воспитания является наше поведение. Справедливо отмечал А. С. Макаренко: «Надо быть честным, партийным в своих мыслях и действиях человеком, потому что необходимый аксессуар счастья — это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна».

——————————————————————

Вопрос: Если мой сын поступит в Московский институт МВД России, то будет находиться на полном государственном обеспечении. Должен ли я в этом случае выплачивать на него алименты? Если нет, то к кому мне обратиться? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 7)

Вопрос: Если мой сын поступит в Московский институт МВД России, то будет находиться на полном государственном обеспечении. Должен ли я в этом случае выплачивать на него алименты? Если нет, то к кому мне обратиться?

Ответ: В соответствии с семейным правом Российской Федерации субъектами алиментного обязательства выступают: несовершеннолетний ребенок (управомоченное лицо), обладающий согласно ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации правом на получение содержания от своих родителей, и родители или один из них (обязанные лица). Алиментная обязанность у родителей в отношении несовершеннолетних детей возникает независимо от того, являются ли родители дееспособными или недееспособными, трудоспособными или нетрудоспособными, совершеннолетними или несовершеннолетними, а также независимо от того, нуждаются дети в получении алиментов или нет, тем более при поступлении в учебное заведение Министерства внутренних дел Российской Федерации. Поэтому в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации закреплено правило, согласно которому родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————