К вопросу о порядке заключения брака и легитимности фактических сожительств

(Косарева И. А.) («Семейное и жилищное право», 2008, N 3)

К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА И ЛЕГИТИМНОСТИ ФАКТИЧЕСКИХ СОЖИТЕЛЬСТВ

И. А. КОСАРЕВА

Косарева И. А., доцент кафедры гражданского права юридического факультета ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», кандидат юридических наук.

Семья представляет собой особый социальный институт, в связи с чем чрезвычайно важное значение имеет закрепление взаимоотношений семьи, общества и государства. Посредством права государство содействует, или, правильнее сказать, пытается содействовать упрочению семьи и ее основы — брака. Издавна у разных народов вступление в брак считалось одним из главнейших событий в жизни <1>. Вследствие чего акт бракосочетания представлял собой своеобразный ритуал, значение которого сводилось к получению благословения богов и окружающих. Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал, что уже само возникновение брака было органически и непосредственно связано с моментом общественного его признания со стороны рода, племени <2>. Элемент социального признания брака реализуется в государственном регулировании половых отношений и сохраняется на протяжении всей дальнейшей истории брака <3>. В настоящее время для совершения брака имеет существенное значение не только наличие необходимых (положительных) условий и отсутствие препятствующих обстоятельств, т. е. должное внутреннее содержание, но и соблюдение установленного государством порядка его заключения, поскольку, как правило, охрана предоставляется только тем супружеским отношениям, которые возникли из надлежаще оформленного брака <4>. Такое положение отвечает общественным, государственным, а также личным интересам супругов и их потомства и соответствует нормам международного права <5>. ——————————— <1> Косова О. Ю. Семейное и наследственное право России. М.: Статут, 2001. С. 75. <2> См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политическая литература, 1989. <3> См.: Свердлов Г. М. Советское семейное право. М., 1958. С. 99. <4> В данной работе термины «порядок заключения брака» и «форма брака» употребляются как равнозначные, поскольку получили такое толкование в юридической литературе. См., например: Ильина О. Ю., Беспалов Ю. Ф. Заключение и прекращение брака: материально-правовые и процессуально-правовые проблемы. Владимир, 2008. <5> Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков. ООН, Нью-Йорк, 10 декабря 1962 г.

Ввиду многообразия внутреннего права отдельных государств существуют различные формы брака. Так, необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран (Бельгия, Германия, Голландия, Китай, Россия, Франция, Швейцария, Япония и др.). В ряде стран законным признается брак, заключенный либо государственным органом, либо конфессией брачующихся (Великобритания, Дания, Испания, Италия, Канада, Латвия и некоторые штаты США). Единственно возможная форма брака — религиозная установлена в Израиле, Ираке, Иране <6>. В странах мусульманского права брак совершается путем заключения брачного договора, удостоверяемого духовным лицом. Любой порядок вступления в брак подлежит определенной законодательной регламентации, даже в том случае, если институт брака находится под юрисдикцией церкви, поскольку именно государство устанавливает компетентность конфессии в сфере бракосочетания. Вообще заключение современного брака — сложная процедура, завершающаяся регистрацией брака (актом бракосочетания) либо в государственных органах, либо в религиозных учреждениях, с обязательной фиксацией в официальном реестре. ——————————— <6> См.: Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учебник / Отв. ред. Е. А. Васильев, А. С. Комаров. Т. II. М.: Международные отношения, 2006. С. 525.

Исторически, по мнению проф. М. Ф. Владимирского-Буданова, первым общественно признаваемым порядком брака было похищение невесты, господствовавшее у многих славянских племен до принятия христианства, которое могло быть действительным и мнимым <7>. Мнимое похищение по существу представляло собой сговор с целью избежать дорогостоящего свадебного обряда. Вторым видом проф. М. Ф. Владимирский-Буданов называл покупку невесты, характерную не только для славян, но и для германских племен. Третьим — приведение невесты (с приданым) в дом жениха <8>. ——————————— <7> См.: Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. С. 405. <8> Там же. С. 406.

По мере влияния церкви на обычное русское семейное право брак по своей природе становился таинством, имевшим договорную (добровольную) основу. С точки зрения Г. Ф. Шершеневича, «действие христианства сказывалось медленно… приходилось иметь дело с такой стороной быта народного, которая отличается особенной консервативностью… еще долго встречаются указания на полное игнорирование церковного венчания…» <9>. В практике того периода сохранялись прежние, языческие формы совершения брака, что осуждалось законом. И только в XVIII в. Российское государство определило церковную форму брака как обязательную <10>. При этом процедура заключения брака была достаточно непростой. Местные священники могли венчать браки только при предъявлении венечной грамоты, выдаваемой епархиальным архиереем. ——————————— <9> Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М.: СПАРК, 1995. С. 410. <10> Там же. С. 411.

Действовавший в дореволюционной России порядок совершения бракосочетания был проанализирован Д. И. Мейером и расценивался им как «чрезвычайно сложный» <11>. Собственно бракосочетанию (оформлению супружеских отношений) предшествовали обручение, оглашение и обыск. Обручение (помолвка) перестало иметь юридическое значение со времен Петра I, представляло собой лишь предварительное соглашение между двумя лицами разного пола о будущем заключении брака. Оглашение состояло в троекратном объявлении в церкви предстоящего брака. По церковным правилам сила оглашения продолжалась в течение двух месяцев, если в этот срок брак не совершался, оглашение следовало возобновлять. Цель оглашения заключалась в выявлении обстоятельств, препятствующих браку, но само оглашение носило формальный характер, ввиду того, что упущение оглашения не влияло на действительность брака. Обыск сводился к удостоверению известными лицами — свидетелями — отсутствия оснований недействительности брака. К числу таких оснований относили родство, принуждение и т. д. Само бракосочетание — это церковный обряд венчания, совершаемый в личном присутствии сочетающихся, при свидетелях (двух-трех), сопровождавшийся обменом кольцами. По окончании венчания брачующиеся считались супругами. Каждый брак записывался в приходскую (метрическую) книгу. Итак, русское законодательство признавало только церковный порядок брака, который имел обязательную силу для лиц всех вероисповеданий, признанных государством <12>. «Не принадлежать к какому-либо вероисповеданию, быть во вневероисповедном состоянии, а тем паче не верить в Бога. Быть атеистом, безусловно, запрещалось в старой, и даже царско-думской России» <13>. Особо обстояло дело с раскольниками (старообрядцами), не признававшими православие, имевшими своих священников, гонимыми царской властью, с 1874 г. раскольничьи браки признавались действительными только после того, как они были записаны в полиции, полицейскими чиновниками, полицейскими приставами <14>. Объявленная в 1906 г. «веротерпимость» не изменила существующего порядка легитимации старообрядческих браков. ——————————— <11> См.: Мейер Д. И. Русское гражданское право (в 2 ч.). По исправленному и дополненному 8-му изд. 1902. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2000. С. 726 — 727. <12> См.: Загоровский А. И. Курс семейного права. Одесса, 1902. С. 51. <13> Гойхбарг А. Г. Брачное, семейное и опекунское право. М., 1926. С. 8. <14> Там же. С. 8.

После революции церковь была отделена от государства, и, как следствие, брак был выведен из-под ее юрисдикции. Декретом от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» была провозглашена секуляризации брака: «…Российская Федерация впредь признает только гражданские браки… Церковный брак… является частным делом брачующихся» <15>. Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. подтвердил гражданскую (светскую) форму брака и вместе с тем признал действительными браки, заключенные до 20 декабря 1917 г. по религиозным обрядам в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. Никакой дополнительной регистрации этих браков не требовалось. Безусловно, это было разумное решение, поскольку в Декрете 1917 г. по данному вопросу имелся пробел. В целом же советская власть к религиозному обряду венчания относилась безразлично, прямых запретов установлено не было, но правопорождающего значения церковная форма брака не имела. Принятый позже Кодекс законов о браке, семье и опеке (1926 г.) рассматривал государственную регистрацию как бесспорное доказательство наличия супружеских отношений, по-прежнему религиозная форма брака не признавалась государством, но вместе с тем было узаконено понятие «незарегистрированный брак». Лица, состоявшие в неоформленных в соответствии с действующим законодательством брачных отношениях, могли в любое время зарегистрировать свой союз с указанием фактического срока существования совместной жизни. Такое положение существовало до введения в действие Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» от 14 июля 1944 г. <16>, установившего судебный порядок признания фактических супружеских отношений, возникших до принятия данного нормативного акта, браком. Процедура регистрации брака носила публичный характер, но присутствие каких-либо лиц, кроме брачующейся пары, было не обязательно. Ограничения были установлены в свободе места регистрации брака, которая должна была производиться только по месту жительства жениха или невесты. Бракосочетание производилось председателем и секретарем отдела записей актов гражданского состояния в специальном, предназначенном для регистрации браков помещении. Поводом для регистрации брака вне помещения отдела загса могло служить такое обстоятельство, как болезнь жениха или невесты. Имена лиц, которые уполномочены производить регистрацию брака, обнародовались в местном органе печати. От лиц, вступающих в брак, требовалось личное заявление о добровольности заключения брака и отсутствии препятствий к браку (письменное или устное), свидетельство о личности. Свидетельством о личности могли быть как письменный документ, так и свидетельские показания, достаточные на усмотрение лица, производившего регистрацию брака, если же брачующийся был ему лично известен, то вообще никаких свидетельств не требовалось. Отсутствие препятствий к браку не проверялось, достаточно было собственной подписки будущих супругов, за предоставление ложных сведений предусматривалась ответственность. Не могло служить основанием к отказу в регистрации брака даже наличие в паспортах брачующихся отметки: «женат» или «замужняя» <17>. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. постоянно обновлялся, но процедура регистрации брака не претерпевала каких-либо изменений. И только принятый в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР отменил существующий порядок заключения брака, установив новые правила. Впервые был установлен месячный срок со дня подачи заявления о вступлении в брак до регистрации брака, предоставлялась возможность увеличения или сокращения данного срока при наличии особых обстоятельств, по желанию брачующихся оформление брака могло производиться торжественно по аналогии с религиозным обрядом венчания. ——————————— <15> Цит. по: Свердлов Г. М. Советское семейное право. М., 1958. С. 60. <16> Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 — 1991 гг. М.: Зерцало, 1997. <17> См.: Гойхбарг А. Г. Брачное, семейное и опекунское право. М., 1926. С. 8.

В современной России признается только брак, заключенный в органах загса. Установленная форма брака является единственно возможной и допустимой современным государством, что следует из п. 2 ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) <18>. Совершенный иным способом брак, например, по канонам церкви или национальным обычаям на территории России, не порождает семейного правоотношения между супругами. Исключение установлено п. 7 ст. 169 СК РФ для браков граждан, заключенных по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входящих в состав бывшего СССР, в период Великой Отечественной войны, до возобновления деятельности органов загса. Сохраняют силу и браки, совершенные по религиозным обрядам до 20 декабря 1917 г. ——————————— <18> Собрание законодательства. 1996. N 1. Ст. 16.

Бракосочетание является завершающим актом в процедуре вступления в брак, имеющим конститутивное значение, выполняющим несколько функций, среди которых можно выделить основные: правообразующую (порождает семейные правоотношения), обеспечительную (гарантирует наличие положительных и отсутствие отрицательных условий брака), доказательственную (является бесспорным фактом, подтверждающим существование брачных отношений), демографическую (регулирует учет движения населения). Общий порядок заключения брака регламентируется СК РФ 1995 г. и Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» 1997 г. <19>. Лица, принявшие решение вступить в брак, должны подать совместное письменное заявление в тот орган загса, где предположительно и будет проходить государственная регистрация бракосочетания. В соответствии со ст. 25 ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак. По мнению некоторых ученых, такое нововведение создает больше удобств для лиц, вступающих в брак <20>. Представляется все-таки, что данное положение не гарантирует безопасность брака, поскольку уменьшается возможность проверить отсутствие обстоятельств, препятствующих браку, если брак совершается не по месту жительства будущих супругов или хотя бы одного из них. Для лиц, желающих вступить в брак, но не имеющих возможности подать совместное заявление, предоставлено право выразить свое намерение на вступление в брак в отдельных заявлениях. В случае невозможности личной подачи заявления подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена. Государственная регистрация брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако из этого общего правила возможны исключения. ——————————— <19> Собрание законодательства. 1997. N 47. Ст. 5340. <20> См., например: Фетюхин Ю. М. Институт брака по новому семейному законодательству Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 99.

1. При существовании уважительных причин государственная регистрация брака может быть произведена до истечения месячного срока. 2. При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и др.) брак может быть заключен в день подачи заявления. 3. При присутствии необходимых оснований установленный законом месячный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Хотелось бы отметить, что отступление от законодательно определенного месячного срока — это право, а не обязанность органа записи актов гражданского состояния. В случае отказа органа записи актов гражданского состояния произвести государственную регистрацию заявитель (заявители) имеет возможность обратиться в суд с жалобой. Государственная регистрация брака производится обязательно в присутствии жениха и невесты в помещении органа записи гражданского состояния, по желанию брачующихся на церемонии бракосочетания могут присутствовать свидетели, но действующее законодательство не расценивает присутствие свидетелей как обязательное. Вне помещения органа записи гражданского состояния государственная регистрация брака может быть произведена, если жених или невеста не могут явиться вследствие тяжелой болезни или иной уважительной причины, но непременно в присутствии обоих брачующихся. Российскому праву неизвестен институт заключения брака по доверенности <21>. Исключение обязательности присутствия свидетелей при бракосочетании по российскому праву не только не соответствует международным нормам <22>, но и мало способствует укреплению данного института. Думается, что участие третьих лиц при бракосочетании сократит количество исков об оспаривании действительности брака по пороку добровольности на вступление в брак. ——————————— <21> Заключение брака по поручению (доверенности) возможно в Испании, Италии, странах мусульманского права. См., например: Гражданское и торговое право зарубежных государств. Т. II. М.: Международные отношения, 2006. С. 526; Манукян Ю. К. Современное семейное право Российской Федерации и шариат. Ростов-на-Дону: АПСН, 2003. С. 6. <22> Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков. ООН, Нью-Йорк, 10 декабря 1962 г.

Брачно-семейная система — протекция общества, и по мере социальных изменений меняется и облик семьи <23>. В современном обществе все большее количество мужчин и женщин выбирают иные виды совместного сожительства, предпочитая не оформлять свои супружеские отношения путем регистрации брака. Так, в современной России 10% взрослого населения состоит в незарегистрированных браках <24>. ——————————— <23> Босанац М. Внебрачная семья. М.: Прогресс, 1981. С. 148. <24> httр://www. perepis2002.ru

Более того, в зарубежном семейном законодательстве уже наметилась тенденция на признание юридических последствий за внебрачными союзами, правовой статус которых может быть различным. Отдельные виды семейных союзов (лиц как разного, так и одного пола) либо предусматривают наличие особого способа (процедуры) оформления: письменное соглашение (Франция), заявление (Бельгия, Исландия, Люксембург), торжественная церемония (Дания, Швеция, Нидерланды), либо не предусматривают, а признаются постфактум (Венгрия, Италия, Португалия, США, Украина, Швейцария). А. Д. Толстая отмечает как одну из отличительных характеристик развития семейного права на Западе последних 20 лет установление юридических последствий за фактическими брачными отношениями <25>. Сожительство (cohabitation) — это институт, урегулированный с незначительными различиями в целом ряде государств (Швеция, Нидерланды, Норвегия, Венгрия, Бельгия, Франция и Португалия), и число стран постоянно увеличивается <26>. Можно согласиться с точкой зрения Д. Борминской, что высказывание Наполеона: «Конкубины игнорируют закон, поэтому закон игнорирует конкубинов» — уже не отражает реальное положение вещей <27>. Однако все-таки большинство государств признают супружеские отношения между мужчиной и женщиной, придавая им характер правовых, только при соблюдении парой нормативно установленных правил вступления в брак. Вызывает сомнение тезис о том, что государственный акт бракосочетания направлен прежде всего на охрану частных интересов и только во вторую очередь — публичных <28>. Поскольку именно в связи с безразличием государства к сожительству права и законные интересы партнеров в таких союзах остаются незащищенными. Заслуживает внимания позиция Н. Н. Тарусиной о том, что «фактический брак… неосновательно подвергнут в настоящее время правовой дискриминации» <29>. Конкубинат характеризуется неформальным возникновением, крепкими отношениями между сожителями, лишенными необходимости лицемерить и осознающими легкость фактического и не требующего формального разрыва <30>. В частности, С. И. Реутов считает, «что, хотя регистрация брака является, безусловно, необходимой и с общественных позиций целесообразной, незарегистрированные фактические браки не могут находиться вне правового регулирования, так как сложившаяся на их основе семья характеризуется теми же признаками, что и семья, созданная на основе зарегистрированного брака, и выполняет аналогичные функции: деторождения, воспитания детей, взаимной материальной поддержки и сотрудничества» <31>. О. Ю. Косова полагает, что «достаточно стабильный внебрачный союз (вне зависимости от того, рождены и воспитываются в нем дети или нет), который характеризуется общностью повседневной жизни, межполовыми контактами, взаимной поддержкой, а в целом наличием доверительности в личных взаимоотношениях, ориентированных на семейную модель организации быта, не может не рассматриваться как семья, несмотря на несоблюдение соответствующих процедур оформления брака. Разумеется, речь идет о понимании семьи в ее истинном социологическом смысле» <32>. Высказываются и противоположные мнения — фактические сожители не имеют права на признание государством и обществом <33>. Действующее российское семейное право закрепляет возможность применения семейного законодательства по аналогии к отношениям между членами семьи. Можно ли признать членами семьи партнеров, длительно проживающих совместно, ведущих общее хозяйство и воспитывающих общих детей? Социология признает таких партнеров членами семьи. Право же индифферентно к статусу сожителей. Представляется, что лица, состоящие в неоформленных супружеских отношениях, должны иметь возможность на защиту со стороны государства, безусловно, в меньшем объеме, чем законные супруги, и обязательно при условии доказанности в судебном порядке факта сожительства. ——————————— <25> См.: Толстая А. Д. Фактический брак: перспективы правового развития // Закон. 2005. С. 21. <26> Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учебник / Отв. ред. Е. А. Васильев, А. С. Комаров. Т. II. М.: Международные отношения, 2006. С. 521. <27> См.: Борминская Д. Новые тенденции в развитии семейного права: внебрачные союзы на примере отдельных европейских стран // Семейное и жилищное право. 2007. N 2. С. 19. <28> См.: Ильина О. Ю. Брак как форма государственного признания отношений между мужчиной и женщиной // Семейное и жилищное право. 2006. N 4. <29> Тарусина Н. Н. Семейное право. М.: Проспект, 2001. С. 60. <30> См., например: Босанац М. Внебрачная семья. М.: Прогресс, 1981. С. 55. Данилин В. И., Реутов С. И. Юридические факты в советском семейном праве. Свердловск, 1989. С. 66. <31> Данилин В. И., Реутов С. И. Юридические факты в советском семейном праве. Свердловск, 1989. С. 83 — 95. <32> Косова О. Ю. «Фактические браки» и семейное право // Правоведение. 1999. N 3. <33> См., например: Короткова Л. П., Вихров А. П. Семья — только в рамках закона // Правоведение. 1994. N 5 — 6. С. 160.

——————————————————————