Изменения в законодательстве о внебюджетных фондах в 2000 году

(Братчикова Н. В.) («Право и экономика», N 6, 2000)

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ В 2000 ГОДУ

Н. В. БРАТЧИКОВА

Братчикова Наталия Васильевна Специалист в области правового регулирования государственных внебюджетных фондов. Аспирантка кафедры финансового права Московской государственной юридической академии. Родилась 12 августа 1966 г. в Москве. Окончила Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова по специальности «ревизия и контроль в торговле», учетно — экономический факультет. В 1989 — 1992 гг. — контролер — ревизор КРУ МФ РСФСР; с 1993 г. по настоящее время работает в ЗАО «Фотон-М», юрисконсульт по налогообложению, гл. бухгалтер. Автор ряда публикаций в юридических и экономических журналах, в том числе: «Правовой статус внебюджетных социальных фондов», «Общая характеристика дорожных фондов и их правовое регулирование», «Должны ли внебюджетные социальные фонды платить налоги?», «Внебюджетные фонды: плательщики, тарифы и льготы», «Двойственная правовая природа внебюджетных социальных фондов», «Фонд воспроизводства минерально — сырьевой базы и проблемы его правового регулирования», «Новые налоги: порядок уплаты единого налога на вмененный доход», «Особенности уплаты страховых взносов в ПФР индивидуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, частными детективами и аудиторами».

Фонд социального страхования РФ: реструктуризация задолженности и санкции по страховым взносам

Фонд социального страхования РФ первым из государственных внебюджетных фондов с 2000 г. перешел на применение санкций, установленных ч. I Налогового кодекса РФ. Это означает, что санкции, применяемые за нарушение законодательства о ФСС России, аналогичны санкциям, применяемым за нарушение налогового законодательства в целом. Остальные внебюджетные фонды пока применяют санкции, предусмотренные для них специальными законодательными актами. По-видимому, в ближайшее время Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения РФ должны перестроиться на аналогичный подход к применению санкций, что приведет к унификации и системности в данном вопросе.

Согласно п. 4 Постановления ФСС России от 10 января 2000 г. N 1 «О начислении пени за недоимку по платежам в Фонд и применении норм ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов» <*> предусмотрены следующие санкции, применяемые за нарушения при уплате страховых взносов в ФСС России: ——————————— <*> Финансовая газета. 2000. N 10. С. 2.

— за нарушение срока регистрации физического лица или организации в качестве плательщика к ним применяется санкция, установленная ст. 116 НК РФ, — штраф в размере 5 тыс. руб., а за нарушение срока регистрации в качестве плательщика на срок более 90 дней — штраф в размере 10 тыс. руб.; — за ведение организацией или физическим лицом, обязанным уплачивать страховые взносы, деятельности без регистрации в качестве плательщика в исполнительном органе Фонда к ним применяется санкция, установленная ст. 117 НК РФ, — штраф в размере 10% выплат, начисленных в пользу работников в период такой деятельности, но не более 20 тыс. руб., а в случае если срок ее ведения превышает 90 дней, — штраф в размере 20% выплат, начисленных в пользу работников в период такой деятельности; — за непредставление в установленный срок расчетной ведомости по средствам социального страхования к плательщику применяется санкция, установленная ст. 119 НК РФ, — штраф в размере 5% от причитающейся к уплате суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб., а за непредставление расчетной ведомости в течение более 180 дней по прошествии установленного срока ее представления — штраф в размере 30% причитающейся к уплате на основе указанной расчетной ведомости суммы страховых взносов и 10% этой суммы за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня; — за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения установленной базы для начисления страховых взносов (выплат, начисленных в пользу работников), иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправильных действий (бездействия) к плательщику применяется санкция, установленная ст. 122 НК РФ, — штраф в размере 20% от причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а при умышленном совершении указанных деяний — штраф в размере 40% от данной суммы. (Под причитающейся к уплате суммой страховых взносов для определения размеров штрафов понимается сумма страховых взносов, начисляемая плательщиком по установленным тарифам страховых взносов на выплаты в пользу работников за соответствующий период.); — за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица исполнительного органа Фонда, проводящего проверку полноты и правильности уплаты плательщиком страховых взносов, на территорию или в помещение плательщика применяется санкция, установленная ст. 124 НК РФ, — штраф в размере 5 тыс. руб.; — за непредставление плательщиком в установленный срок в исполнительный орган Фонда документов и/или иных сведений, предусмотренных законодательством, к плательщику применяется санкция, установленная п. 1 ст. 126 НК РФ, — штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Кроме того, предусматриваются соответствующие санкции к банкам: — в случае открытия банком счета организации без предъявления ею свидетельства о регистрации в качестве плательщика в исполнительном органе Фонда к банку применяется санкция, установленная п. 1 ст. 132 НК РФ, — штраф в размере 10 тыс. руб.; — в случае совершения банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счету плательщика, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение (распоряжение) исполнительного органа Фонда, к банку применяется санкция, установленная п. 2 ст. 135 НК РФ, — штраф в размере 30% от не поступивших в результате таких действий сумм. Суммы пеней, штрафов, начисленные по состоянию на момент вступления в действие Федерального закона от 2 января 2000 г. N 24-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год» <*> и Постановления ФСС России от 10 января 2000 г. N 1, но не уплаченные плательщиком или не перечисленные банком либо не взысканные исполнительным органом Фонда с плательщика или банка, уплачиваются (взыскиваются) в размерах, определенных по состоянию на момент вступления в силу указанных законодательных актов. ——————————— <*> Финансовая газета. 2000. N 3. С. 3.

Поскольку в соответствии со ст. 5 НК РФ законодательные акты, смягчающие ответственность за правонарушения, имеют обратную силу, за нарушения, предусмотренные п. «б», «в», «г», совершенные до вступления в силу Закона, налагаются штрафы в скорректированных размерах. Если сумма штрафа, определенная постановлением ФСС России, оказывается ниже суммы штрафа, определенной за аналогичные по составу нарушения в соответствии с Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Постановлениями ФСС России N 162, Минтруда России N 2, Минфина России N 87 и Госналогслужбы России N 07-1-07 от 2 октября 1996 г., то применяется эта Инструкция. Взыскание штрафов с плательщиков и банков осуществляется в судебном порядке. Предъявление судебного иска о взыскании с плательщика или банка соответствующих штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения и составления соответствующего акта. До обращения в суд исполнительный орган Фонда обязан предложить плательщику или банку добровольно уплатить соответствующую сумму штрафа. Начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в ФСС России осуществляется в соответствии с ч. I НК РФ и п. 1 Постановления ФСС России от 10 января 2000 г. В случае нарушения плательщиком фиксированных сроков уплаты страховых взносов в ФСС России с заработной платы за истекший месяц на сумму недоимки начисляется пеня за каждый календарный день просрочки. Сумма пеней начисляется сверх причитающихся к уплате сумм страховых взносов и иных платежей в Фонд независимо от взыскания с плательщика штрафов за нарушение порядка уплаты страховых взносов и регистрации в качестве плательщика. Пеня начисляется со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Днем уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 45 НК РФ считается день предъявления плательщиком в банк поручения на уплату страховых взносов, а при уплате наличными денежными средствами — день внесения в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информации денежной суммы в счет уплаты страховых взносов. В соответствии с абз. 3 п. 1.2 Постановления ФСС России от 10 января 2000 г. N 1 страховые взносы не считаются уплаченными в случае отзыва плательщиком или возврата банком платежного поручения на перечисление страховых взносов, а также в случае, если на момент предъявления поручения на перечисление страховых взносов плательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии со ст. 855 ГК РФ исполняются в первоочередном порядке, и если плательщик страховых взносов не имеет на счету достаточных средств для удовлетворения всех требований. Пеня определяется в процентах от суммы недоимки. Процентная ставка пени устанавливается на основании ст. 75 ч. I НК РФ в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период с момента образования недоимки. При изменении ставок рефинансирования размер пени исходя из новой ставки определяется со дня, следующего за днем ее исполнения. Начисление пеней на сумму недоимки по результатам проверки плательщика взносов, проводимой исполнительным органом Фонда после вступления в силу Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год», осуществляется независимо от времени образования недоимки. Суммы пеней уплачиваются плательщиками одновременно со страховыми взносами в Фонд, а при недостаточности средств у плательщика — после уплаты страховых взносов в полном объеме. Начисление пени не производится, если плательщик подтвердит, что не мог погасить недоимку по причине приостановления его операций в банке или наложения ареста на его имущество. Не осуществляется начисление пеней на недоимку, образующуюся вследствие задержек финансирования из бюджетов всех уровней бюджетных организаций или задержек оплаты работ по государственному, в том числе оборонному, заказу, финансируемому из федерального бюджета, по заключенным договорам (контрактам) со дня фактического поступления денежных средств на счета этих организаций при представлении ими подтверждения о задержке финансирования от соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления (для бюджетных организаций) либо федерального органа исполнительной власти или генерального подрядчика для организаций, выполняющих работы по государственному, в том числе оборонному, заказу соответственно. При отнесении плательщиков страховых взносов к бюджетным организациям или организациям, выполняющим работы по государственному, в том числе оборонному, заказу, следует руководствоваться Положением о порядке реструктуризации задолженности по обязательным перечислениям в ФСС России в 1999 г., утвержденным Постановлением ФСС России от 17 июня 1999 г. N 29. При нарушении банками срока исполнения поручения плательщика о перечислении страховых взносов в ФСС России, а также при неисполнении банками решения исполнительного органа Фонда о взыскании с плательщика страховых взносов (инкассового поручения, распоряжения) при наличии достаточных средств на счетах плательщиков исполнительные органы Фонда взыскивают с банков на основании ст. 133 и п. 1 ст. 135 НК РФ пеню в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки. Срок исполнения банками поручения плательщика о перечислении страховых взносов или исполнительного органа Фонда об их взыскании составляет один операционный день со дня, следующего за днем получения такого поручения. Пени могут быть взысканы с плательщика исполнительным органом Фонда принудительно за счет денежных средств и иного имущества плательщика. Взыскание пени с плательщиков — юридических лиц, в том числе банков, осуществляется: — за счет денежных средств организации или банка — в бесспорном порядке; — за счет их имущества — в судебном. Согласно статье 12 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 24-ФЗ и п. 1 Постановления ФСС России от 10 января 2000 г. N 2 «О порядке предоставления в 2000 году отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по обязательным перечислениям в Фонд социального страхования Российской Федерации» <*> исполнительные органы Фонда социального страхования могут предоставлять в 2000 г. плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по обязательным перечислениям в Фонд с учетом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых на срок не более одного года, при условии своевременной уплаты текущих платежей. ——————————— <*> Финансовая газета. 2000. N 10. С. 3.

Под отсрочкой погашения задолженности по страховым взносам (платежам) и начисленным пеням понимается определенный соглашением срок (дата) единовременного погашения плательщиком всей суммы задолженности в Фонд. Под рассрочкой погашения задолженности по страховым взносам (платежам) и начисленным пеням понимаются определенные соглашением сроки (даты) поэтапного погашения задолженности в Фонд. В соответствии с п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате платежа представляет собой изменение срока его уплаты при наличии определенных оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой плательщиком или иным обязанным лицом суммы задолженности. Согласно п. 6 Постановления Минтруда России от 14 января 1999 г. N 1 обязательным условием предоставления организации отсрочки (рассрочки) является обязательство организации своевременно и в полном объеме уплатить текущие страховые платежи начиная с даты заключения соглашения. При принятии решений (приказов, распоряжений) о предоставлении отсрочек (рассрочек) либо об отказе в их предоставлении следует руководствоваться Порядком предоставления исполнительными органами ФСС России плательщикам отсрочек (рассрочек) по уплате задолженности по платежам в ФСС России, утвержденным Постановлением ФСС России от 28 марта 1997 г. N 31 в части, не противоречащей Федеральному закону «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год». На период действия соглашения приостанавливается действие инкассовых поручений на бесспорное взыскание всей суммы задолженности перед Фондом и начисление пени на сумму задолженности, предусмотренную соглашением. В случае невыполнения плательщиками предусмотренных соглашением обязательств по своевременной уплате текущих платежей и погашению задолженности соглашение подлежит расторжению исполнительными органами Фонда в одностороннем порядке. При этом восстанавливается начисление пеней в установленном порядке, а также возобновляются меры по бесспорному взысканию сумм задолженности Фонду. Региональным и центральным отраслевым отделениям Фонда надлежит одновременно с финансовым отчетом об исполнении бюджета ФСС России ежеквартально представлять сведения о предоставленных отсрочках (рассрочках) погашения сумм задолженности по обязательным перечислениям в Фонд.

Фонды обязательного медицинского страхования: реструктуризация задолженности по страховым взносам

Порядок заключения соглашения об отсрочке (рассрочке) погашения задолженности по страховым взносам, платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и начисленным пеням в фонды ОМС <*>, а также Порядок списания пеней плательщикам страховых взносов (платежей) в фонды ОМС <**> утверждены Приказом ФФОМС от 31 января 2000 г. N 10, который разъясняет и упорядочивает соответствующие положения Федерального закона от 2 января 2000 г. N 14-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год» <***>, Положения о территориальном фонде ОМС, Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды ОМС, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1, Устава Федерального фонда ОМС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 и Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на ОМС, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1018 по вопросам реструктуризации задолженности в фонды ОМС в 2000 г. ——————————— <*> Экономика и жизнь. 2000. N 10. С. 10. <**> Там же. С. 11. <***> Финансовая газета. 2000. N 3. С. 5.

Отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по страховым взносам и начисленным пеням предоставляется предприятиям, организациям, учреждениям и иным хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности, зарегистрированным в качестве плательщика страховых взносов (платежей) в фонды ОМС. Согласно п. 2.2 Порядка заключения соглашения отсрочка (рассрочка) предоставляется плательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований: — причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; — задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа; — угроза банкротства плательщика в случае единовременной выплаты страховых взносов (платежей); — если имущественное положение плательщика исключает возможность единовременной уплаты страхового взноса (платежа); — если производство и/или реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер. Перечнем сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382 <*>, определены сезонные отрасли и виды деятельности, при осуществлении которых предоставляются отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов. К ним относятся: ——————————— <*> Экономика и жизнь. 1999. N 16. С. 9.

в сельском хозяйстве: растениеводство, механизированные работы в полевых условиях, заготовка сельскохозяйственной продукции и сырья; в перерабатывающей промышленности: сезонное производство в организациях мясной и молочной промышленности, а также сахарной и консервной промышленности; в рыболовном хозяйстве: рыбохозяйственная деятельность на промысловых судах и в береговых перерабатывающих организациях, искусственное воспроизводство рыбных запасов, выращивание прудовой товарной рыбы и рыбопосадочного материала; в нефтедобывающей и газовой промышленности: обустройство месторождений и строительство объектов на болотистых местах и под водой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в торфяной промышленности: добыча, сушка, уборка торфа; обслуживание технологического оборудования в полевых условиях; в медицинской промышленности: заготовка растительного лекарственного и эфирно — масличного сырья; в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно — бумажной промышленности: заготовка, вывоз древесины; сплавные и лесоперевалочные работы, работы по выгрузке древесины из судов водного транспорта и выкатке древесины из воды; заготовка живицы, пневого осмола и бересты; в лесном хозяйстве: подготовка почвы, посев, посадка леса, уход за лесными культурами, работа в лесопитомниках; полевые лесоустроительные работы; заготовка дикорастущих лесных продуктов; в водном хозяйстве: дноуглубительные и берегоукрепительные работы; в геологоразведочных работах: полевые экспедиционные работы, промышленность нерудных строительных материалов, добыча песчано — гравийной смеси из русел рек; в промышленности по добыче, обработке драгоценных металлов и драгоценных камней: добыча драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений, добыча драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности (малые золоторудистые месторождения); в речном и морском транспорте: перевозка пассажиров и грузов, погрузочно — разгрузочные работы в районах с ограниченным сроком навигации; во всех отраслях экономики: досрочный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по страховом взносам и пеням сроком на один год предоставляется территориальным фондом ОМС, а на срок свыше одного года и в исключительных случаях до двух лет, а также на суммы свыше 10 млн. руб. независимо от срока предоставления — территориальным фондом по согласованию с федеральным. Отсрочка (рассрочка) предоставляется по письменному обращению (заявлению) плательщика путем заключения соглашения о погашении задолженности по страховым взносам, платежам и начисленным пеням, а также составления соответствующего графика погашения задолженности. Для заключения соглашения плательщик представляет в территориальный фонд по месту своей регистрации заявление установленной формы, в котором указываются: причины возникновения задолженности, сумма задолженности по страховым взносам, платежам и начисленным пеням, срок ее образования, мероприятия по оздоровлению финансового положения плательщика или источник доходов, за счет которых плательщик предполагает осуществить погашение отсроченной (рассроченной) задолженности. К заявлению прилагаются следующие документы: — расчетные ведомости по взносам в федеральный и территориальные фонды ОМС на последнюю отчетную дату; — документы, подтверждающие наличие, размер и срок ранее предусмотренных отсрочек (рассрочек), срок действия которых не истек к моменту подачи заявления. Чтобы заключить соглашение на срок свыше одного года и в исключительных случаях до двух лет, а также на сумму свыше 10 млн. руб. независимо от срока заключения соглашения, территориальный фонд ОМС представляет в федеральный фонд ОМС следующие документы: — копию письменного заявления плательщика; — копию расчетной ведомости по взносам в федеральный и территориальные фонды ОМС на последнюю отчетную дату; — документы, подтверждающие наличие, размер и срок ранее предоставленных отсрочек (рассрочек), срок действия которых не истек к моменту подачи заявления; — копии бухгалтерской отчетности, затребованные у плательщика на последнюю отчетную дату, с пометкой налоговой инспекции: — справку территориального фонда ОМС о задолженности по страховым взносам и начисленным пеням на дату обращения плательщика в Федеральный фонд ОМС с указанием регистрационного номера плательщика; — проект соглашения о предоставлении плательщику отсрочки (рассрочки) и график погашения задолженности по страховым взносам и начисленным пеням, составленные в установленном порядке. График погашения задолженности является неотъемлемой частью соглашения. Обязательным условием предоставления отсрочки (рассрочки) является своевременное и в полном объеме перечисление ежемесячных текущих страховых взносов (платежей) в период действия соглашения в соответствии с действующим законодательством. Со дня подписания соглашения территориальный фонд приостанавливает начисление пеней на сумму погашаемой задолженности, обозначенную в соглашении. При этом на период погашения задолженности, определенный графиком, предоставляется отсрочка по уплате ранее начисленных и невнесенных сумм пеней. На сумму отсрочки (рассрочки) задолженности, установленную соглашением, территориальный фонд отзывает инкассовые поручения на бесспорное взыскание задолженности. В случае невыполнения плательщиком условий соглашения, нарушения согласованных графиком сроков погашения задолженности и текущих платежей Фонд обязан в одностороннем порядке расторгнуть соглашение, направив уведомление плательщику, и выставить инкассовые поручения на бесспорное взыскание непогашенных сумм задолженности по страховым взносам (платежам), включая пени. При этом возобновляется начисление пеней на непогашенную сумму задолженности на общих основаниях, установленных действующим законодательством, за весь период действия соглашения. Отдел реструктуризации задолженности по страховым взносам (плательщикам) Фонда в течение пяти рабочих дней готовит заключение о предоставлении отсрочки (рассрочки) плательщикам или об отказе, которое согласовывается с директором Фонда и направляется в территориальный фонд. Материалы, представленные с несоблюдением указанных требований, возвращаются на доработку в территориальный фонд ОМС в течение пяти дней. В случае отрицательного решения вопроса о предоставлении отсрочки (рассрочки) территориальный фонд готовит обоснование отказа, которое должно быть мотивированным, т. е. должны быть приведены веские аргументы против предоставления отсрочки (рассрочки). Решение об отказе может быть обжаловано плательщиком в порядке, предусмотренном законодательством. К ранее заключенным соглашениям следует оформить дополнения, обеспечивающие права плательщика в соответствии со ст. 6 Федерального закона о бюджете Федерального фонда ОМС. Согласно ст. 1 Порядка списания пеней плательщикам страховых взносов (платежей) в фонды ОМС списание пеней органам исполнительной власти производится при условии осуществления текущих платежей в полном объеме и погашения задолженности по страховым взносам (платежам), образовавшейся по состоянию на 1 января 2000 г., в установленные сроки: 100% — при погашении задолженности до 1 июля 2000 г.; 70% — до 1 октября 2000 г.; 50% — до 31 декабря 2000 г. При частичном погашении задолженности по страховым взносам (платежам) в указанные сроки списание пеней по установленным нормам производится пропорционально сумме погашенной задолженности по страховым взносам (платежам). Плательщикам, не имеющим задолженности по страховым взносам (платежам) по состоянию на 1 января 2000 г. и имеющим задолженность по пеням по состоянию на указанную дату, списание пеней производится в размере 100%. Пени на задолженность на 1 января 2000 г., выявленную в результате последующих проверок после вступления в силу Федерального закона о бюджете Федерального фонда ОМС, начисляются в размерах, установленных ст. 5 указанного Закона и подлежат списанию при выполнении определенных Законом условий. Пени, перечисленные плательщиками после вступления в силу этого Закона, подлежат списанию, а сумма переплаты засчитывается в счет погашения задолженности по страховым взносам (платежам), пеням, штрафам предстоящих платежей. Списание осуществляется на основании письменного заявления плательщика установленной формы, акта сверки погашения задолженности по страховым взносам (платежам) по состоянию на 1 января 2000 г. и на дату подачи заявления. Акт сверки подписывает исполнительный директор или руководитель филиала территориального фонда, а также руководитель и главный бухгалтер плательщика страховых взносов. Списание пеней оформляется в соответствии с решением территориального фонда ОМС, которое составляется в двух экземплярах и подписывается исполнительным директором территориального фонда или его заместителем. Первый экземпляр решения предоставляется плательщику страховых взносов (платежей), второй остается в территориальном фонде для обеспечения контроля за полным поступлением средств в сроки, установленные территориальным фондом. Сумма списанных пеней отражается в лицевой карточке плательщика в размерах, указанных в решении.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Порядок предоставления рассрочки по страховым взносам в 2000 году

Согласно Указу Президента РФ от 29 января 2000 г. N 116 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации» <*> ПФР разрешено предоставлять плательщикам в 2000 г. рассрочки на один год для погашения задолженности по страховым взносам и начисленным пеням, образовавшейся не позднее 1 января 2000 г., с учетом их финансового состояния на основании соглашений, заключаемых с ними при условии своевременной уплаты текущих страховых взносов в полном объеме. При этом начисление пеней на сумму задолженности по страховым взносам перед ПФР для плательщиков, заключивших с ним соглашения о рассрочке платежей, на период действия указанных соглашений приостанавливается. ——————————— <*> СЗ РФ. 2000. N 5. Ст. 477.

Кроме того, рассрочка погашения задолженности по страховым взносам плательщиков согласно п. 2 данного Указа может быть предоставлена банкам в связи с неисполнением ими поручений по перечислению страховых взносов в 2000 г. на основании соглашений в соответствии с условиями, установленными Правительством РФ. Списание пеней плательщикам, погасившим задолженность по страховым взносам перед ПФР и осуществляющим текущие платежи в полном объеме, производится в следующем порядке: 90% при погашении задолженности по страховым взносам в полном объеме до 1 января 2000 г., 85% — до 1 июля 2000 г., 80% — до 1 октября 2000 г., 75% — до 1 января 2001 г. При частичном погашении в указанные сроки задолженности по страховым взносам и частичной уплате пеней погашение задолженности и списание пеней производится пропорционально сумме погашенной задолженности.

Тарифы для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов

К вопросу о размерах страховых взносов в ПФР Конституционный Суд РФ обращается уже не в первый раз. Так, своим Постановлением от 24 февраля 1998 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 г.» <*> в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов» <**> были признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. «б», «в» ст. 1 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. N 26-ФЗ, устанавливающие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов (далее — плательщиков) тариф страховых взносов в ПФР в размере 28% от суммы заработка (дохода), а также положения ст. 5 данного Закона, придающие его нормам обратную силу. Кроме того, данное Постановление было дополнительно разъяснено определением Конституционного Суда РФ от 26 ноября 1998 г. N 144-О «О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года…», в котором нормы, касающиеся тарифов страховых взносов для плательщиков, также были признаны неконституционными. ——————————— <*> Там же. 1997. N 6. Ст. 710. <**> Там же. 1998. N 10. Ст. 1242.

Затем в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» <*> и ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 9-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов» <**> также признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. «б» и «в» ст. 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. <***> и абз. 3, 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. в отношении правового регулирования страховых взносов в ПФР для плательщиков. По мнению Конституционного Суда РФ, данные нормы нарушают конституционные принципы справедливого и законного установления обязательных платежей при определении существенных элементов тарифообложения, в том числе его субъекта и облагаемой базы для начисления страховых взносов. ——————————— <*> Там же. 1999. N 1. Ст. 3. <**> Там же. 2000. N 3. Ст. 353. <***> Там же. 1999. N 14. Ст. 1657.

В частности, правовое регулирование тарифообложения плательщиков не учитывает случаи, когда их деятельность не преследует цели извлечения прибыли и связана с исполнением публично — правовых обязанностей, бесплатным и льготным обслуживанием социально незащищенных граждан. Как считает Конституционный Суд РФ, законодатель не предусмотрел социально справедливую дифференциацию страховых взносов для различных категорий граждан, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме того, снизив для них тарифы с 28 до 20,6%, он не обеспечил соотносимость уплачиваемых сумм страховых взносов и получаемого социального обеспечения. Помимо этого, Конституционный Суд РФ признал: — не соответствующим ст. 57 Конституции РФ придание нормам абзацев 3, 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. обратной силы применительно к плательщикам страховых взносов в ПФР, которые в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. не должны были их уплачивать в период с 25 августа по 31 декабря 1998 г., поскольку этим нарушается конституционный принцип — положение плательщиков при возложении на них налоговых обязательств ухудшается. Законодатель вовремя не установил нового правового регулирования в отношении этих плательщиков по уплате ими страховых взносов в периоды с 1 января по 10 февраля 1997 г. и с 25 августа по 31 декабря 1998 г., поэтому они имеют право на включение указанных периодов в порядке возмещения вреда в страховой и трудовой стаж, дающий право на пенсию; — подлежащими пересмотру в установленном порядке положения Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» в соответствии с ч. 3 ст. 79 и ч. 2 ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» как воспроизводящие нормы Федерального закона от 4 января 1999 г., признанные настоящим Постановлением не соответствующими Конституции РФ; — до установления законодателем нового правового регулирования эти плательщики уплачивают страховые взносы за 1999 — 2000 гг. в размере, установленном Федеральными законами от 4 января 1999 г. и от 20 ноября 1999 г.: в ПФР — 20,6%, в фонды ОМС — 3,6% от заработка (дохода). После введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы в эти фонды подлежат зачету в счет будущих платежей. Признаны не противоречащими Конституции РФ положения ст. 4 Федерального закона от 4 января 1999 г. в части, относящейся к плательщикам страховых взносов в фонды ОМС; — положения п. «б» ст. 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. в той части, в которой он не освобождает общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских организаций инвалидов, от уплаты страховых взносов в государственные социальные фонды, так как освобождение от страховых взносов в социальные внебюджетные фонды является мерой поддержки всех инвалидов и не может зависеть от статуса общественной организации, не соответствуют ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ; — не соответствующими ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ положения п. «в» ст. 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. в той части, в которой он не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по старости. Согласно ч. 2 ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление является основанием для отмены в установленном порядке положений нормативных актов, носящих дискриминационный характер по отношению к некоторым категориям работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по инвалидности или по старости, поскольку в этих актах не предусматривается их освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР. Такие акты в указанной части не подлежат применению судами и другими правоприменительными органами.

——————————————————————