Порядок индексации пенсий за выслугу лет, назначаемых гражданам, уволенным с военной службы
(Сливков А. С., Землин А. И.) («Право в Вооруженных Силах», 2005, N 12)
ПОРЯДОК ИНДЕКСАЦИИ ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ, НАЗНАЧАЕМЫХ ГРАЖДАНАМ, УВОЛЕННЫМ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
А. С. СЛИВКОВ, А. И. ЗЕМЛИН
А. С. Сливков, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции.
А. И. Землин, начальник кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, доцент, полковник юстиции.
Общие положения о порядке индексации пенсий за выслугу лет
В настоящее время общие вопросы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, регулируются следующими нормативными правовыми актами: — Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (с последующими изменениями); — Указ Президента Российской Федерации «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» от 18 февраля 2005 г. N 176; — Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941 (с последующими изменениями). По общему правилу право на пенсию за выслугу лет имеют: — военнослужащие, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более; — лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба. Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: а) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50% соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм; б) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба: за общий трудовой стаж 25 лет — 50% соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 названного Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет — 1% указанных сумм денежного довольствия. Размер денежного довольствия военнослужащих, учитываемый при исчислении пенсий гражданам, уволенным с военной службы, определен ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в связи с тем, что далее по тексту будут использованы ссылки на оригинал текста, текст статьи приводится дословно в части, касающейся вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации): «Пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих… Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим…». Таким образом, для исчисления пенсии гражданам, уволенным с военной службы, в соответствии с вышеназванным Законом должны учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации: — оклады по должности, воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях); — процентная надбавка за выслугу лет; — выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; — месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Сразу обратим внимание читателей на два аспекта, связанных с установленным в настоящее время порядком применения цитируемой нормы <*> (ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1): ——————————— <*> Ввиду ограниченного объема статьи динамика изменения законодательства: периоды и сроки, характер вносимых изменений, изменения содержания механизмов формирования и учета соответствующих выплат и т. д. — авторами в статье не приводится. Комплексный анализ дан на основе законодательства по состоянию на октябрь 2005 г.
1) в соответствии со смыслом Закона в размер пенсии должны включаться «выплаты в связи с индексацией денежного довольствия», т. е. все выплаты, устанавливаемые действующим военнослужащим в целях индексации их денежного довольствия, обеспечения поддержания покупательной способности его размеров, исходя из наблюдаемого в стране уровня инфляции. К таким выплатам (в связи с индексацией), исходя из целей, заявленных законодателем, могут быть отнесены, например, увеличенная в период 2002 — 2005 гг. надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, ежемесячное денежное поощрение в размере оклада по воинской должности, установленное с 1 марта 2005 г. Однако в ст. 43 вышеназванного Закона сделана оговорка, в соответствии с которой все перечисленные составляющие денежного довольствия учитываются при исчислении пенсий «в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации». В Постановлении Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 рассматриваемая норма Закона получила иное звучание: а) п. 9 Постановления устанавливает, что в денежное довольствие для исчисления пенсий включаются: — оклад по последней штатной должности; — оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения; — процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов. Таким образом, выплаты в связи с индексацией, названные в указанном Законе, в состав пенсионного денежного довольствия уже прямо не включены. б) п. 8 Постановления устанавливает, что пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в п. 9 Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. В данном случае значение содержащегося в вышеназванном Законе понятия «выплаты в связи с индексацией денежного довольствия» сводится в Постановлении к значению понятия «увеличенные оклады денежного содержания (оклада по должности и воинскому званию)». Таким образом, п. п. 8 и 9 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации в их взаимосвязи порождают правовую норму (правило), противоречащую по содержанию норме, закрепленной в ст. 43 указанного Закона. Так, по смыслу Закона при определении размеров пенсионного обеспечения военнослужащих учету подлежит индексация (повышение) всей суммы денежного довольствия, выплачиваемого военнослужащим, а по смыслу Постановления лишь отдельной его составной части (окладов денежного содержания и надбавок за выслугу лет). При этом Законом Правительству Российской Федерации в данном случае предоставлено полномочие лишь по определению порядка учета соответствующих выплат военнослужащим при расчете назначаемых им пенсий. Между тем приведенные пункты (8, 9) указанного Постановления Правительства Российской Федерации исключают возможность пересмотра пенсий с момента увеличения (индексации) денежного довольствия, производимого иным способом, не связанным с непосредственным увеличением окладов денежного содержания (например, увеличение (установление) надбавки за сложность, напряженность, введение ежемесячного денежного поощрения и др.). 2. Второй аспект реализации нормы, содержащейся в ст. 43 вышеназванного Закона, связан с неправомерным исчислением в настоящее время пенсий гражданам, уволенным с военной службы, исходя не из реальной стоимости продовольственного пайка, а исходя из размера устанавливаемой Правительством Российской Федерации денежной компенсации взамен этого пайка. При этом размер устанавливаемой компенсации в настоящее время в три с лишним раза меньше, чем стоимость продуктов питания, включенных в общевойсковой продовольственный паек. В настоящей статье указанные вопросы рассмотрены авторами не будут: достаточно полно они были рассмотрены в статье А. С. Сливкова, А. И. Землина «Некоторые аспекты эффективности государственной политики в области материального обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, связанные с учетом стоимости продовольственного пайка при установлении размеров денежной компенсации военнослужащим взамен продовольственного пайка, при исчислении размеров пенсии гражданам, уволенным с военной службы» <*>. ——————————— <*> Право в Вооруженных Силах. 2005. N 10, 11.
Порядок индексации размеров пенсий гражданам, уволенным с военной службы, определяется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I как «пересмотр пенсий, надбавок к пенсиям, повышении и увеличении пенсии при повышении стоимости жизни и оплаты труда». Статья 49 данного Закона определяет, что пенсии, назначенные гражданам, уволенным с военной службы, подлежат пересмотру: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда — в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих — исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением; в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости. При одновременном возникновении двух оснований, указанных в п. п. «а» и «б», для пересмотра назначенных пенсий пересчет может быть произведен только по одному из оснований. Порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных оснований определяется Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации определен следующий порядок пересмотра пенсий (п. 14 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941): — при повышении стоимости жизни и оплаты труда: «…в случае повышения стоимости жизни пенсии повышаются (индексируются) с учетом индекса стоимости жизни за соответствующий период, определяемого компетентным государственным органом, в порядке, размерах и со срока, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения». Пояснение: — величина, категория, определенная в вышеназванном Постановлении как «индекс стоимости жизни за соответствующий период», в действующем законодательстве не определена, порядок ее расчета (определения) также не установлен <*>; ——————————— <*> По мнению авторов, используемая Правительством Российской Федерации категория «индекс стоимости жизни» в буквальном смысле имеет иное значение, нежели придаваемое ей в Постановлении. Использование подобных формулировок в законодательстве неприемлемо.
— в силу внесенных в законодательство изменений в период 2000 — 2005 гг. в настоящее время нормативных правовых актов, определяющих порядок индексации денежных доходов населения, не существует. — таким образом, содержащееся в вышеназванном Законе указание (основание) на необходимость индексации пенсий гражданам, уволенным с военной службы, в связи с повышением стоимости жизни (видимо, имеется в виду уровень инфляции — повышение стоимости потребительских и иных товаров) и оплаты труда в стране на практике реализовано быть не может вследствие отсутствия порядка его реализации в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации; — при увеличении денежного довольствия военнослужащих: «…в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим… При этом если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 — 13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия». Пояснение: — указание в вышеназванном Постановлении на «сумму увеличенного денежного довольствия, определяемую в порядке, предусмотренном пунктами 8 — 13 Постановления», как уже отмечалось выше, ограничивает пропорции индексации пенсий пропорциями произведенной индексации окладов денежного содержания военнослужащих (и надбавки за выслугу лет); — с учетом динамики изменения структуры денежного довольствия военнослужащих в период 1993 — 2005 гг. (существенное снижение пропорции размеров окладов денежного содержания в общем размере денежного довольствия военнослужащих: снижение процентной доли в 3 — 4 и более раза в зависимости от категории военнослужащих) положение указанного Закона, гарантирующее индексацию пенсий военнослужащим в зависимости от пропорции увеличения денежного довольствия действующих военнослужащих в силу установленного Правительством Российской Федерации порядка такой индексации на практике реализовано быть не может; — при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости: «…минимальные размеры пенсий, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий определяются исходя из минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством на день, с которого производится перерасчет… пенсий. При повышении минимального размера пенсии по старости со дня его повышения подлежат пересмотру ранее назначенные пенсии, которые исчислены с соответствующими надбавками и повышениями, в минимальных размерах или в размерах, не достигающих минимальных размеров, определяемых с учетом нового минимального размера пенсии по старости… При этом указанные пенсии пересчитываются исходя из вновь установленного минимального размера пенсии по старости и с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной на день, с которого производится перерасчет пенсий». Пояснение: — как следует из логики вышеназванного Закона <*> и наименования ст. 43 Закона, основание индексаций пенсий — «повышение минимального размера пенсии по старости» — должно применяться по отношению к порядку индексации любых пенсий военнослужащих независимо от их фактического размера на момент индексации; ——————————— <*> В Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I порядку установления минимальных размеров пенсий (и порядку их повышения), т. е. тому, к чему сводится третье рассматриваемое Постановлением Правительства Российской Федерации основание, посвящена специальная норма: ст. 47 «Увеличение минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям и повышений».
— исходя из логики Постановления Правительства Российской Федерации, индексация (повышение) пенсий по названному основанию может осуществляться исключительно по отношению к военным пенсионерам, размер назначенной которым пенсии менее вновь установленного минимального размера пенсии по старости; — соответственно пределы действия названного в указанном Законе основания индексации пенсий военным пенсионерам существенно ограничиваются Постановлением Правительства Российской Федерации; — понятие «минимальный размер пенсии по старости» было предусмотрено ст. 17 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. N 340-I. Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ указанный выше Закон признан утратившим силу с 1 января 2002 г. На момент признания названного Закона утратившим силу в законодательстве содержалось требование, в соответствии с которым минимальный размер пенсии по старости должен был устанавливаться не ниже величины прожиточного минимума <*>. Данная правовая норма на практике ни разу реализована не была. ——————————— <*> См.: Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод, что в настоящее время в силу вносимых в законодательство изменений пенсии, установленные гражданам, уволенным с военной службы, подлежат обязательной индексации по двум основаниям: 1) увеличение размеров окладов денежного содержания военнослужащих (окладов по воинским должностям и воинским званиям) и размеров надбавок за выслугу лет; 2) увеличение стоимости продовольственного пайка. При этом: — первое основание в силу используемого в настоящее время подхода к индексации денежного довольствия военнослужащих не обеспечивает соответствующего повышения пенсий даже пропорционально росту размеров денежного довольствия военнослужащих, не говоря уже о росте потребительских цен в стране <*>; ——————————— <*> О соотношении увеличения денежного довольствия военнослужащих и роста потребительских цен в стране см.: Сливков А. С., Землин А. И. Порядок индексации денежного довольствия военнослужащих: тенденции развития законодательства и современное состояние // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 11.
— второе основание в силу неизвестных авторам причин в нарушение действующего законодательства просто игнорируется высшими органами государственной власти <*>; ——————————— <*> Подробней см.: Сливков А. С., Землин А. И. Некоторые аспекты эффективности государственной политики в области материального обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, связанные с учетом стоимости продовольственного пайка при установлении размеров денежной компенсации военнослужащим взамен продовольственного пайка, при исчислении размеров пенсии гражданам, уволенным с военной службы.
— в итоге объем государственного пенсионного обеспечения граждан, отдавших свой долг Родине, с каждым годом неуклонно снижается, соответственно уровень их жизни с учетом отмены в период 2002 — 2005 гг. практически всех основных льгот падает более чем существенно (сведения о сопоставлении объема пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы по состоянию на 1 января 1993 г. и 1 октября 2005 г. представлены в приложении к настоящей статье). Сохранение и усугубление подобной ситуации не может не сказаться на боеготовности Вооруженных Сил, ведь действующие военнослужащие, проходящие военную службу, в том числе в «особых» условиях, прекрасно осознают, что после увольнения с военной службы они попадут в те же условия, что и сегодняшние военные пенсионеры. Не может не сказаться описанная ситуация на количестве желающих поступить на военную службу по контракту, переход к которой провозглашен в настоящее время в нашей стране. Единственным лозунгом рекламной кампании по привлечению граждан в ряды Вооруженных Сил и поднятию престижа военной службы, проводимой в средствах массовой информации, является утверждение, звучащее с экранов телевизоров, о том, что «военная служба привлекательна и престижна». Ни разу не были оглашены размеры денежного довольствия военнослужащих, условия, в которых им предстоит жить и служить, что их ждет после окончания военной службы (размеры гарантируемого им государством пенсионного обеспечения). Описанная ситуация в области пенсионного обеспечения характерна не только для военнослужащих Вооруженных Сил, но и для большинства сотрудников других «силовых» министерств и ведомств. По глубокому убеждению авторов, многие действующие военнослужащие (сотрудники соловых органов), граждане, уволенные с военной службы, задают себе вопрос, почему «благоприятные» цены на нефть, газ, сталь и т. д., высокий рост экономических показателей, ВВП оказывают влияние лишь на количество долларовых миллионеров и миллиардеров в нашей стране, а для защитников Отечества (безопасности и правопорядка) выражаются лишь в отмене им льгот, в «повышении стоимости их жизни»: услуг ЖКХ, проезда в общественном транспорте, бензина, продуктов питания и т. д.
Некоторые аспекты реализации принципа единства правовых и организационных основ государственной службы Российской Федерации в области пенсионного обеспечения государственных служащих
Статьей 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ в качестве основного принципа построения и функционирования системы государственной службы, к которой этим же Законом отнесена и военная служба, назван принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 14, 21 и 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 8 мая 2004 г. N 34-ФЗ п. 2 ст. 21 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ изложен в следующей редакции: «2. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». До внесения изменений размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не мог превышать 1,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы. Законом, которым были внесены изменения, также предусматривается, что пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, назначенные до вступления в силу этого Закона, подлежат перерасчету с 1 июля 2002 г. Во исполнение Федерального закона от 8 мая 2004 г. N 34-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации «Об индексации пенсий федеральных государственных служащих» от 31 мая 2005 г. N 346 утверждены Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих. В указанных Правилах установлено: «1. Настоящие Правила определяют порядок индексации пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих (далее пенсии) при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих. 2. Пенсии индексируются: при централизованном повышении должностных окладов (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих — на индекс повышения должностных окладов (денежного вознаграждения); при централизованном повышении иных денежных Российской Федерации в состав денежного содержания федеральных государственных служащих — на средневзвешенный индекс повышения одной или нескольких таких выплат, утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации». Комментируя цитату из Правил, следует обратить внимание на то, что для федеральных государственных служащих (исходя из сферы применения указанного выше постановления — исключительно для федеральных государственных гражданских служащих) введено новое основание индексации устанавливаемых им пенсий, а именно: увеличение пенсий при централизованном повышении иных денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав их денежного содержания. Причем данное основание индексации вводится за период с 1 июля 2002 г. Так, в п. 2 вышеназванного Постановления предписывается Пенсионному фонду Российской Федерации произвести индексацию с 1 июля 2002 г. пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих из числа лиц, у которых в состав среднемесячного заработка, принятого для исчисления размера указанной пенсии, включен среднемесячный заработок за периоды до 1 июля 2002 г., и осуществить в 2005 г. выплату полагающихся им сумм пенсий, полученных в результате индексации. Индексацию пенсий за выслугу лет предписано производить с применением индекса 1,28 исходя из централизованного повышения с 1 июля 2002 г. денежного содержания федеральных государственных служащих за счет изменения размера надбавок к должностному окладу за особые условия государственной службы. Напомним, что с 1 июля 2002 г., когда оклады денежного содержания военнослужащих приводились «в соответствие» с окладами денежного содержания государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, последним были увеличены размеры надбавок за особые условия государственной службы до 200% оклада по должности в зависимости от замещаемой должности <*>. С 1 апреля 2005 г. Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, аппаратах некоторых федеральных судов и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» от 26 мая 2005 г. N 589 соответствующим категориям федеральных гражданских служащих установлена выплата ежемесячного денежного поощрения в размере оклада по должности. ——————————— <*> См.: Указ Президент Российской Федерации «О внесении изменении в Указ Президент Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» от 25 июня 2002 г. N 656.
Таким образом, в результате внесенных изменений в законодательство осуществлена индексация размеров пенсий всем федеральным государственным гражданским служащим на 28% за период с июля 2002 г. с выплатой причитающихся сумм в 2005 г. Если рассматривать период в целом с 1 июля 2002 г. по сентябрь 2005 г., то в совокупности пенсии гражданских служащих были проиндексированы на 42% (с учетом индексации в октябре 2003 г. на 11%). Пенсии военным пенсионерам за этот же период, не считая совершенствования системы денежного довольствия 2002 г. — января 2003 г. <*> с одновременной отменой основных льгот, индексировались в октябре 2003 г. на 11% (при этом размер компенсации за продовольственный паек, включаемый в размер пенсии, не индексировался вообще), и в марте 2005 г. была установлена доплата 240 руб. ——————————— <*> Подробней о результатах реформирования системы денежного довольствия военнослужащих в период 2002 г. — январь 2003 г. см.: Сливков Л. С. О некоторых противоречиях правовою регулирования системы денежного довольствия военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 5. С. 2 — 11; Он же. Основные направления реформирования системы материального обеспечения военнослужащих в период с 2002 года // Там же. 2005. N 5. С. 8 — 21.
Индексация пенсий федеральным гражданским служащим на 28% означает, например, увеличение размера пенсии с 3000 руб. до 3840 руб.; с 4000 руб. до 5120 руб.; с 5000 руб. до 6400 руб. Как видно, суммы, на которые были увеличены пенсии федеральным гражданским служащим (с 1 июля 2002 г.), значительно превосходят размер установленной военным пенсионерам с 1 марта 2005 г. доплаты в 240 руб. При этом при увеличении размеров окладов денежного содержания действующих гражданских служащих в той же пропорции будут увеличиваться и размеры пенсий за выслугу лет гражданским служащим. Применительно же к военным пенсионерам сумма выплаты в 240 руб. индексироваться когда-либо будет вряд ли. Примечательно, что Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 346 называется: «Об индексации пенсий федеральных государственных служащих». В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» к федеральным государственным служащим отнесены также военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако, как показывает динамика развития законодательства, реализация в период 2002 — 2005 гг. принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающего законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, применительно к военнослужащим свелась лишь к отмене большинства из предоставляемых им льгот. Не могут не вызывать одобрения меры законодателя (Федерального Собрания, Президента, Правительства Российской Федерации), направленные на укрепление государственной службы посредством повышения уровня пенсионного обеспечения государственных служащих. Однако когда при этом игнорируется часть таких же государственных служащих, выполняющих не менее важные для государства в целом функции и проходящих государственную службу, как правило, в более суровых и опасных условиях, одобрения такие меры вызывать не могут. В то время как об установлении военным пенсионерам доплаты к пенсии в 240 руб. рассказывали все телеканалы страны и пенсионеров убеждали в том, что теперь они будут чувствовать себя «комфортно», увеличение пенсий федеральным гражданским служащим на порядок выше, чем военным, и не с 1 марта 2005 г., а с 1 июля 2002 г. (т. е. за три предыдущих года сразу), было произведено без широкого освещения в средствах массовой информации. Представляется, что такой избирательный подход в укреплении государственной службы Российской Федерации к желаемому результату привести не может. В целях реализации прав граждан, уволенных с военной службы, на справедливое пенсионное обеспечение со стороны государства в настоящее время необходимо: 1) обеспечить реализацию закрепленных в законодательстве гарантий увеличения размеров пенсий, выплачиваемых гражданам, уволенным с военной службы, исходя из увеличения реальной стоимости общевойскового продовольственного пайка (т. е. принять меры по выполнению установленных законодательством и подтвержденных высшими судебными инстанциями обязательств государства по от ношению к гражданам, уволенным с военной службы); 2) осуществить индексацию размеров пенсий гражданам, уволенным с военной службы, в соответствии с ростом потребительских цен в стране, в том числе за прошлые периоды, когда индексация пенсий производилась в меньшей пропорции, чем средний рост цен по стране, или вообще не производилась; 3) закрепить в законодательстве подход, установленный применительно к пенсионному обеспечению федеральных гражданских служащих, в соответствии с которым при индексации пенсий за выслугу лет учитывается не только пропорция увеличения окладов денежного содержания, но и пропорция увеличения размеров иных денежных выплат, входящих в состав денежного содержания федеральных государственных служащих.
Приложение 1
Сведения о размерах пенсий, назначаемых военнослужащим в воинском звании полковника, которые на момент увольнения замещали воинские должности командиров полков и имели выслугу 25 лет (без учета месячной стоимости продовольственного пайка) (по состоянию на 1 сентября 2005 г. и 1 января 1993 г. с перерасчетом сумм, выплата которых осуществлялась в 1993 г., применительно к ценам сентября 2005 г. с учетом индекса потребительских цен)
Воинская Оклад по Оклад по Оклад Надбавка за Размер должность должности воинскому денежного выслугу лет пенсии званию содержания (пенсионный коэффициент 65%)
Командир части 2497-50 1198-80 3696-30 (70%) 4324-41 (полковник) 2587-41 руб. (выслуга 25 лет) (по состоянию на 1 октября 2005 г.)
Командир части 22500 9000 31500 (40%) 26617-50 (полковник) (неденом. (неденом. (неденом. 9450 (неденом. (выслуга 25 лет) руб.) руб.) руб.) (неденом. руб.) (по состоянию на руб.) 1 января 1993 г.) В перерасчете в цены сентября 2005 г. — около 13800 руб.
1. Пенсионный коэффициент (выслуга 25 лет) = 50% + 3% х 5 = 65% 2. Размер пенсии увольняемого военнослужащего (по состоянию на 1 октября 2005 г.):
РП = (2497,50 + 1198,80 + 2587,41) х 0,65 + 240 = 4324-41 руб.
Размер пенсии (с учетом применяемой в настоящее время компенсации взамен продовольственного пайка):
РП = 4324-41 + 608,33 = 4932-74 руб.
3. Размер пенсии увольняемого военнослужащего (по состоянию на 1 января 1993 г.):
РП = (22500 + 9000 + 9450) х 0,65 = 26617-50 неденом. руб.
Индекс роста потребительских цен по состоянию на 1 сентября 2005 г. в процентах к 1 января 1993 г. составил 51900. Размер пенсии военнослужащего (командира полка), устанавливаемой по состоянию на 1 января 1993 г., в перерасчете в цены применительно к ценам сентября 2005 г. с учетом индекса потребительских цен:
РП(2005) = 26617,50 (неденом. руб.) х 519 : 1000 = (примерно) 13800 руб.
Примерно такую сумму денежных средств должен затратить в сентябре 2005 г. соответствующий военный пенсионер, чтобы приобрести объем товаров и услуг, равный объему товаров и услуг, который мог приобрести на свою пенсию (26617-50 неденом. руб.) военный пенсионер в январе 1993 г. Таким образом, приведенные расчеты и сопоставления показывают, что объем пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, имевших равное служебное положение на военной службе до увольнения, за период с 1 января 1993 г. по 1 сентября 2005 г. снизился более чем в три раза, даже с учетом введенной с 1 марта 2005 г. доплаты к пенсиям военнослужащих в размере 240 руб. Причинами такого существенного падения явились: — рост потребительских цен в стране (инфляция); — отсутствие надлежащего механизма индексаций размеров пенсий; — невыполнение (изменение, отмена) соответствующими органами государственной власти правовых норм, устанавливающих гарантии гражданам, уволенным с военной службы, которым назначена пенсия за выслугу лет, на полную и своевременную индексацию им пенсий пропорционально росту цен в среднем по стране.
——————————————————————