К проблеме правового регулирования трудовых пенсий по случаю потери кормильца в Республике Беларусь
(Авдей А. Г.)
(«Социальное и пенсионное право», 2006, N 1)
К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ
ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
А. Г. АВДЕЙ
Авдей А. Г., преподаватель кафедры государственного, трудового и аграрного права УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», Республика Беларусь.
Вопросы пенсионного обеспечения населения относятся к основным задачам каждого государства. Право на социальное обеспечение во всем мире признается как основное право человека, которое неотчуждаемо и принадлежит ему от рождения.
Система пенсионного обеспечения является важнейшей составной частью системы социальной защиты населения Республики Беларусь. Значимость системы пенсионного обеспечения определяется тем, что она затрагивает жизненно важные интересы не только граждан, находящихся на пенсии, но и привлекает пристальное внимание всех других членов общества, прежде всего тех, кто своим трудом, участвуя в ее финансировании, «зарабатывает» себе будущую пенсию, то есть в ней переплетаются интересы всего общества.
Среди назревших проблем социального развития совершенствование пенсионного обеспечения трудящихся является одной из важнейших по своим масштабам и значению, поскольку оно является одним из ведущих факторов поддержания материального и культурного уровня жизни пенсионеров, которые с самых первых шагов продвижения к рынку оказались наиболее незащищенной частью населения. В условиях рыночных преобразований и глубокого кризиса экономики пенсия становится важнейшей социальной гарантией для человека. Проблема реформирования системы пенсионного обеспечения касается всех граждан независимо от возраста и социального статуса, поскольку каждый человек хочет знать, что его ожидает после окончания трудовой жизни и каковы гарантии его благополучного существования в старости. В настоящее время ведутся острые дискуссии о реформировании пенсионной системы.
Состояние пенсионного обеспечения представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем, в основе которой лежат, с одной стороны, низкий уровень размеров пенсий и достаточно высокий тариф страховых взносов — с другой.
В Республике Беларусь право на социальное обеспечение закреплено в статье 47 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом», и регламентировано нормами целого ряда действующих в Республике Беларусь законодательных актов, развивающих данное конституционное право.
Нормами международного права провозглашено право человека на социальное обеспечение (ст. 22, 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.). В частности, ст. 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит: «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение», — а в ст. 25 предусмотрено: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».
Перевод с латинского слова «pensio» означает «платеж». Действительно, пенсия есть одна из форм денежных выплат, но не единственная. Прежде всего, данный платеж осуществляется государством через специально предназначенные для этого органы, и выплаты производятся из строго определенной части фондов для нетрудоспособных — фондов социальной защиты. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным, то есть оно освобождается в силу определенных причин от обязанности трудиться. Эти причины могут быть вызваны определенным возрастом, признанием нетрудоспособным и т. д.
Далее, важной чертой пенсий является их связь с прошлой общественно полезной деятельностью самого пенсионера или кормильца. С данным обстоятельством тесно связан и общий порядок определения размера пенсий. Как правило, он соизмеряется с получаемым ранее заработком.
Несомненно, признаком пенсии является и детальное регулирование в централизованном общегосударственном масштабе всех параметров такой выплаты — условий обеспечения этого рода выплатами, уровня по отношению к прошлому заработку, минимальных и максимальных размеров и т. д. Именно данный признак превращает пенсию в правовую категорию.
Рассмотрение вопросов, связанных с общим понятием пенсии, затронуто с целью определить главные, основные признаки пенсии вообще, которые должны войти в определение пенсии по случаю потери кормильца с частными признаками, свойственными только анализируемому в данной статье виду пенсий.
Пенсии по случаю потери кормильца являются одним из видов трудовых пенсий, назначаемых и выплачиваемых гражданам Республики Беларусь по Закону «О пенсионном обеспечении».
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы. Указанное правило было введено с 1 сентября 1998 г. в связи с внесением изменения в ст. 5 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». До указанного периода достаточно было заниматься общественно полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы. Таким образом, некоторые категории граждан, которые ранее могли получить пенсию по возрасту ввиду того, что они имеют соответствующий стаж работы, теперь могут рассчитывать только на социальную пенсию. Российское пенсионное законодательство подобных требований не содержит. Внесение данных изменений было вызвано необходимостью приведения пенсионной системы в соответствие с такими страховыми принципами, как гарантированность пенсионного обеспечения из государственного фонда социального страхования при условии уплаты страховых взносов и использование средств пенсионного страхования исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных. Ситуация, существовавшая до внесения данных изменений, когда трудовую пенсию, выплачиваемую из средств социального страхования, можно было получить только за иные периоды деятельности, включаемые в трудовой стаж, не уплатив никаких страховых взносов, являлась ненормальной и ложилась тяжким бременем на плечи работающих, финансирующих выплату пенсии.
Нам думается, что для решения проблем реформирования пенсионной системы Республики Беларусь необходимо осуществить следующие меры.
1. Перераспределить степень финансового участия нанимателя и работника в формировании средств Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, путем постепенного увеличения (пусть незначительного) доли участия работника (в процентах к его заработку). Чтобы работник материально не пострадал от такого перераспределения, заработную плату необходимо увеличить на ту часть страховых взносов, которую он будет выплачивать сам. Сумма страховых взносов не изменится. Однако работник, зная, что размер пенсии зависит от продолжительности уплаты и объема страховых взносов, вынужден будет включиться в механизм контроля за их своевременной и полной уплатой. Это позволит избежать или, по крайней мере, сократить количество случаев неуплаты страховых взносов.
2. В целях повышения эффективности управления средствами, предназначенными для выплаты пенсий, и усиления контроля за их использованием целесообразно создать наблюдательный совет, сформированный на принципах социального партнерства. Это позволит контролировать состояние средств Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и снимать вопросы, касающиеся его деятельности.
3. В Фонде социальной защиты населения необходимо предусмотреть создание резервного фонда, средства которого должны использоваться на повышение доходности Фонда. Необходимо провести ряд мероприятий, направленных на уменьшение зачастую необоснованных льгот и привилегий, что снизит «нестраховую» нагрузку страховых фондов.
4. Используя аналитические данные Министерства здравоохранения и других ведомств Республики Беларусь, решить вопрос о возможности централизованного поднятия пенсионного возраста.
5. Провести научные и экономические исследования о возможности введения в действие предложений о приватизации государственного фонда социального страхования и развития негосударственных пенсионных фондов.
6. С целью снижения уровня безработицы на макроуровне решить вопросы о развитии малого предпринимательства.
7. Изучив опыт ряда стран, в которых успешно были проведены социальные реформы, подготовить ряд нормативных актов по вопросам социального реформирования, с предварительной их оценкой научно-исследовательскими учреждениями, экономистами применительно к нашим социально-экономическим условиям.
——————————————————————