Не хотим торговаться

(Прокопьева Д.)

(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 38)

НЕ ХОТИМ ТОРГОВАТЬСЯ

Д. ПРОКОПЬЕВА

Дина Прокопьева, юрисконсульт ЗАО «Таможенный брокер», г. Магнитогорск.

Государственное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» создано собственником для осуществления некоммерческих функций. В соответствии с уставом и Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» учреждение оказывает платные социальные услуги, но все полученные средства реинвестируются на уставную деятельность, то есть на оказание бесплатных социальных услуг и на зарплату сотрудников.

Муниципальное образование намерено передать учреждению в безвозмездное пользование нежилые помещения для целей социального обслуживания. Статья 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предписывает осуществлять передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование лишь посредством торгов.

Можно ли оформить передачу помещений без проведения торгов и оформления муниципальной помощи на том основании, что государственные учреждения не подпадают под определение хозяйствующего субъекта, изложенное в ст. 4 Закона о защите конкуренции?

Э. Атнабаев, г. Уфа

Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ (в ред. от 08.11.2008) «О защите конкуренции» названо три возможности предоставления государственного или муниципального имущества в пользование, в том числе в целях социального обслуживания населения:

— путем заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями или не закреплено, по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения данных договоров (ст. 17.1);

— без проведения торгов, по основаниям, предусмотренным подп. 1 — 4 ст. 17.1;

— без проведения торгов, в порядке предоставления государственной или муниципальной помощи в соответствии с целями, указанными в ст. 19, и при наличии предварительного письменного согласия антимонопольного органа (ст. 20 Закона о защите конкуренции).

Как следует из письма ФАС России от 02.09.2008 N ИА/22018, предоставление хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа (за исключением случаев, перечисленных в ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции) или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, закрепленного ст. 20 Закона о защите конкуренции, и влечет последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

По смыслу приведенной нормы действие ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи заключения договоров по переходу прав владения и (или) пользования на государственное или муниципальное имущество некоммерческим организациям, которые не осуществляют деятельность, приносящую им доход, то есть не являются хозяйствующими субъектами.

Вместе с тем некоммерческая организация, осуществляющая в силу ст. 50 ГК РФ предпринимательскую деятельность, признается хозяйствующим субъектом независимо от того, на какие цели направляются полученные денежные средства.

Следовательно, учреждения, которые по ст. 120 ГК РФ относятся к некоммерческим организациям, создаваемым собственником для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемым им полностью или частично, также могут быть признаны хозяйствующими субъектами.

Данный вывод подтверждается арбитражной практикой. Так, ФАС СЗО в Постановлении от 06.03.2008 N А26-3873/2007 отметил, что оговоренное уставом право федерального государственного учреждения осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность удовлетворяет критериям отнесения организации к хозяйствующим субъектам согласно Закону о защите конкуренции. ВАС РФ в Определении от 23.07.2008 N 8573/08 не нашел оснований для пересмотра указанного Постановления в порядке надзора.

ФАС УО в Постановлении от 15.09.2008 N Ф09-6668/08-С1 пришел к выводу, что передача государственному учреждению имущества в безвозмездное пользование создает для него более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с п. п. 1.1 — 1.4 Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.07.99 N 32, центр является юридическим лицом, создаваемым в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Учредителем центра может выступать орган социальной защиты населения субъекта РФ или муниципальный орган социальной защиты населения на основании решения, принимаемого органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Статьей 24 Федерального закона от 10.12.95 N 195-ФЗ (в ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусмотрено, что учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь в той мере, в которой это служит достижению целей, ради которых они созданы. Кроме того, согласно п. 3 ст. 15 Закона N 195-ФЗ государственные учреждения социального обслуживания могут оказывать платные социальные услуги в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из этого следует, что ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» по ст. 4 Закона о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом.

В силу ст. 4 Закона N 195-ФЗ социальное обслуживание осуществляется не только государственными предприятиями и учреждениями, но и предприятиями и учреждениями иных форм собственности, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Поэтому передача ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» как хозяйствующему субъекту имущества в безвозмездное пользование создаст для него более выгодные условия деятельности по сравнению с другими участниками рынка социальных услуг.

В подтверждение указанной позиции хотелось бы обратить внимание на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2009 N А07-4139/2009. Суд удовлетворил требование прокурора о признании недействительным постановления о передаче объектов муниципального нежилого фонда в безвозмездное пользование ГУ «Комплексный центр социального обслуживания» в связи с тем, что в нарушение ст. 17.1 Закона о защите конкуренции передача имущества произведена без проведения торгов. По мнению суда, этим нарушены права и интересы неограниченного круга лиц, которые имели возможность в случае своевременного опубликования необходимой информации участвовать в конкурсе. Данное решение не было обжаловано в вышестоящие судебные инстанции и вступило в законную силу.

——————————————————————