О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности

(Жаворонков Р. Н.) («Журнал российского права», 2011, N 3)

О ПРИОБРЕТЕНИИ СТРАХОВОГО СТАЖА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Р. Н. ЖАВОРОНКОВ

Жаворонков Роман Николаевич, ведущий научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, кандидат юридических наук.

Статья посвящена проблемам определения наличия страхового стажа, необходимого для возникновения права на трудовую пенсию по инвалидности. Анализируется специфика определения факта наличия страхового стажа у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и лиц, работающих по трудовым договорам. Делается вывод о необходимости конкретизации положений Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» и Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся определения момента возникновения у лица права на конкретные виды социального страхования.

Ключевые слова: инвалид, трудовая пенсия по инвалидности, страховой стаж.

Of acquisition of length of insurance required for award of disability labor pension R. N. Zhavoronkov

The article considers problems of determination availability of insurance record which is necessary for awarding a disability labor pension. It is analyse specific character of determination availability of insurance record in case when person independently provide job for himself (herself) and when person have labor agreement. There is conclusion in the article that it is necessary to give concrete expression to norms of Federal law «On basis of obligatory social insurance» and Labour Code of the Russian Federation, which concern determination of moment of beginning rights to concrete types of social insurance.

Key words: person with disability, disability labor pension, insurance record.

Инвалиды являются одной из наиболее стабильных и многочисленных категорий пенсионеров. Поэтому вопросы их пенсионного обеспечения представляются актуальными как с научной, так и с практической точки зрения. В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях) трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа застрахованного лица. При этом сам факт наличия страхового стажа имеет значение: при полном отсутствии у инвалида страхового стажа вместо трудовой пенсии по инвалидности ему назначается социальная пенсия. В связи с этим для возникновения права на трудовую пенсию по инвалидности принципиальное значение имеет установление момента, с которого начинается исчисление страхового стажа. Согласно подп. 4 и 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон об основах обязательного социального страхования) отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем; у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами. Таким образом, Закон устанавливает различные условия определения момента исчисления страхового стажа для застрахованных лиц и лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Для установления факта наличия страхового стажа для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, необходимо, чтобы страховые взносы ими или за них были уплачены хотя бы один раз. При этом законодательство устанавливает следующие особенности уплаты страховых взносов, которые связаны с данной категорией лиц. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон о страховых взносах) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательном пенсионном страховании) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: а) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; б) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в вышеприведенных п. «а» и «б», исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. В целях указанного Закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Таким образом, в отношении самозанятого населения возможно два варианта уплаты страховых взносов. Первый вариант, когда страховые взносы уплачивают другие лица. Согласно ст. 7 Закона о страховых взносах организации и индивидуальные предприниматели осуществляют уплату страховых взносов за лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, при выплате им вознаграждения по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Согласно ст. 15 названного Закона страховые взносы уплачиваются в этом случае ежемесячно. Их размер определяется величиной выплат, начисленных в течение календарного месяца, а уплата взносов осуществляется не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором были начислены указанные выплаты. Второй вариант, когда лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, сами уплачивают страховые взносы. Согласно ст. 14 указанного Закона размер страховых взносов, уплачиваемых данной категорией страхователей, определяется исходя из стоимости страхового года — произведения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенного в 12 раз. Согласно ст. 16 указанного Закона лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны уплатить всю сумму страховых взносов за текущий календарный год до 31 декабря этого года. При этом периодичность уплаты страховых взносов не установлена (следовательно, это может быть один платеж в течение года). Соответственно, с того момента, когда будет произведена первая уплата страхового взноса, у лица, самостоятельно обеспечивающего себя работой, возникает право на трудовую пенсию по инвалидности. Теперь перейдем к вопросу об определении момента возникновения отношений по обязательному социальному страхованию у граждан, работающих по трудовому договору. Согласно п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации <1> гражданами Российской Федерации, <2> застрахованными в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. ——————————— <1> Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании (п. 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях). <2> Особенности пенсионного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства здесь не рассматриваются.

Постановлением КС РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П приведенные положения данной статьи признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. В то же время упомянутым Постановлением положения данной статьи в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ. С учетом приведенных положений Постановления КС РФ из ст. 10 Закона о трудовых пенсиях следует, что для приобретения страхового стажа с целью получения права на пенсию гражданину необходимо выполнять на территории России работу и (или) иную деятельность, быть застрахованным в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании и вступить в отношения по обязательному пенсионному страхованию. При соблюдении этих условий для исчисления страхового стажа не имеет значения фактическая уплата страховых взносов, поскольку это является обязанностью страхователя (за исключением случаев, когда одно лицо, например индивидуальный предприниматель, является одновременно застрахованным и страхователем и само за себя уплачивает страховые взносы). Согласно п. 1 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании застрахованными лицами являются граждане РФ: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением некоторых категорий лиц, обучающихся в образовательных учреждениях), а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; работающие за пределами территории России в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 данного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; священнослужители; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с указанным Законом. Что касается определения момента заключения трудового договора застрахованного лица с работодателем, то, как указывает Э. Н. Бондаренко, «в законе нет ясности по поводу момента заключения трудового договора. Собственно, о том, когда трудовой договор считается заключенным, в Трудовом кодексе вообще не говорится. Статья 61 ТК РФ устанавливает лишь момент вступления договора в силу со дня подписания сторонами (как общее правило)» <3>. ——————————— <3> Бондаренко Э. Н. Заключение трудового договора: противоречия и пробелы в Трудовом кодексе Российской Федерации // Право и экономика. 2004. N 9.

С научной точки зрения трудовой договор считается заключенным с момента достижения работником и работодателем соглашения по всем условиям этого договора <4>. Однако момент достижения указанного соглашения должен быть обозначен какими-либо внешними действиями. Анализ ст. 61 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что в качестве таких действий следует рассматривать либо подписание трудового договора (в данном случае совпадают заключение и оформление договора), либо фактический допуск работника к работе (здесь заключение договора предшествует его оформлению, которое осуществляется в порядке ст. 67 ТК РФ). Однако установлением момента заключения трудового договора существующие проблемы не исчерпываются. ——————————— <4> См.: Курс российского трудового права. Т. 3: Трудовой договор / Науч. ред. тома Е. Б. Хохлов. СПб., 2007. С. 332.

Согласно ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Таким образом, указанная статья предусматривает дату подписания договора, дату фактического допуска к работе, дату вступления договора в силу и дату (день) начала работы. В зависимости от того, каким образом был заключен трудовой договор, эти даты могут частично совпадать и не совпадать. Если договор заключен в результате фактического допуска работника к работе, то он однозначно вступает в силу со дня его допуска. При этом следует иметь в виду, что в данном случае договор считается заключенным в тот момент, когда работник узнал о том, что работодатель допустил его к работе <5>. Поскольку это может произойти за несколько дней до начала работы, день допуска к работе может не совпадать с днем ее начала. При подписании договора он может вступить в силу как с даты его подписания, так и с более поздней даты, если это предусмотрено договором или законом. ——————————— <5> См.: Курс российского трудового права. Т. 3. С. 430 — 431.

При несовпадении дат заключения и вступления в силу трудового договора возникает вопрос: с какого момента у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному (в частности, пенсионному) страхованию работника? Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона об основах обязательного социального страхования отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Этому положению соответствует ч. 4 ст. 61 ТК РФ, которая гласит: если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с ч. 2 или 3 настоящей статьи, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования. Из приведенных положений следует, что если инвалидность наступила у гражданина после заключения им договора, но до вступления последнего в силу, то гражданин имеет право на трудовую пенсию по инвалидности. Однако подобный вывод представляется неправильным как с теоретической, так и с практической точек зрения. Как указывает Е. А. Ершова, на практике неизбежно возникает ряд вопросов: во-первых, какова правовая природа аннулирования трудового договора; во-вторых, что означают весьма спорные слова: «трудовой договор считается незаключенным»; в-третьих, может ли «аннулированный», «незаключенный» трудовой договор тем не менее порождать правовые последствия? <6>. ——————————— <6> См.: Ершова Е. А. Трудовое право в России. М., 2007. С. 241.

Обоснованной представляется точка зрения, согласно которой условия об обязательном социальном страховании начинают действовать после вступления в силу заключенного трудового договора <7>, что соответствует пенсионному законодательству. ——————————— <7> См.: Курс российского трудового права. Т. 3. С. 286.

На основании интерпретации ст. 10 Закона о трудовых пенсиях, данной в вышеуказанном Постановлении КС РФ, можно сделать вывод о том, что в страховой стаж включаются те периоды работы и (или) иной деятельности, когда у работодателя существует обязанность уплачивать за работника страховые взносы (исполнение или неисполнение работодателем этой обязанности на исчисление страхового стажа не влияет). Согласно ст. 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, начисляемые физическим лицам по трудовым договорам. Следовательно, без возникновения обязанности произвести выплаты по трудовому договору у работодателя не может возникнуть обязанности по уплате страховых взносов. Законодательство об оплате труда, предусматривающее в том числе и обязанность работодателя оплатить труд работника, распространяется на работника с даты начала работы <8>. Как было показано выше, дата начала работы всегда следует после даты вступления договора в силу либо может с ней совпадать. Таким образом, до вступления договора в силу у работодателя отсутствует обязанность выплачивать работнику заработную плату, порождающая, в свою очередь, его обязанность уплачивать страховые взносы. Следовательно, период между заключением трудового договора и вступлением его в силу не может включаться в страховой стаж, при наступлении инвалидности в этот период лицо не имеет права на трудовую пенсию по инвалидности. Однако здесь следует сделать оговорку. Поскольку ст. 8 Закона о трудовых пенсиях допускает для приобретения права на пенсию наличие минимального страхового стажа (хотя бы периодом в один день), то все вышеизложенное относится к трудовому договору, который заключается человеком впервые в жизни. Если трудовой договор заключен хотя бы во второй раз (т. е. до этого человек уже работал и приобрел страховой стаж), то работник будет иметь право на трудовую пенсию по инвалидности даже в случае наступления таковой в период между заключением и вступлением этого договора в силу. ——————————— <8> См.: Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой. 4-е изд. М., 2009. С. 232.

Из вышеприведенного анализа очевидно, что ст. 9 Закона об основах обязательного социального страхования и ч. 4 ст. 61 ТК РФ противоречат ст. 10 Закона о трудовых пенсиях и ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании, а также основным теоретическим положениям социального страхования. Как указывает Э. Г. Тучкова, «целевое назначение социального обеспечения застрахованных — это, как правило, возмещение полностью или частично утраченного застрахованным заработка в результате наступления события, признаваемого законодателем страховым случаем. Страховые платежи — это часть рабочей силы, то есть часть не прибавочной стоимости, вновь создаваемой, а необходимого для производства рабочей силы продукта в виде заработной платы, в том числе отложенной на будущее в форме страховых взносов» <9>. Таким образом, социальное страхование напрямую связано с заработной платой. До вступления трудового договора в силу у работодателя не возникает обязанность выплачивать заработную плату, а у работника, следовательно, право ее получать. Но если нет заработной платы, значит, нечего откладывать на будущее в форме страховых взносов и нечего возмещать полностью или частично при наступлении страхового случая. Кроме того, пока у работодателя не возникла обязанность производить выплаты по трудовому договору, он не может быть признан страхователем в смысле ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании, поскольку не обязан уплачивать за работника страховые взносы. ——————————— <9> См.: Тучкова Э. Г. К вопросу о критериях дифференциации в социальном обеспечении // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: Материалы пятой Международной научно-практической конференции / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2009. С. 405.

Российское законодательство предусматривает выплату пособия по временной нетрудоспособности со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Подобный подход является неприемлемым в целях пенсионного обеспечения. Согласно подп. 2 и 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, если ему предшествовал и (или) за ним следовал период работы. Из приведенных положений можно сделать вывод о том, что в отличие от пособия по временной нетрудоспособности право на трудовую пенсию по инвалидности не может возникнуть у человека, если он не отработал хотя бы один день. В связи с этим представляется, что положения ст. 9 Закона об основах обязательного социального страхования и ч. 4 ст. 61 ТК РФ должны быть конкретизированы путем четкого указания, на какие виды обязательного социального страхования у лица возникает право с момента заключения трудового договора и на какие — с момента вступления договора в силу.

Библиографический список

Бондаренко Э. Н. Заключение трудового договора: противоречия и пробелы в Трудовом кодексе Российской Федерации // Право и экономика. 2004. N 9. Ершова Е. А. Трудовое право в России. М., 2007. Курс российского трудового права. Т. 3. Трудовой договор / Науч. ред. Е. Б. Хохлов. СПб., 2007. Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой. 4-е изд. М., 2009. Тучкова Э. Г. К вопросу о критериях дифференциации в социальном обеспечении // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: Материалы пятой Международной научно-практической конференции / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2009.

——————————————————————