Страховые взносы для индивидуального предпринимателя (комментарий к Федеральному закону от 23.07.2013 N 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»)

(Редакционный материал)

(«Налоги» (газета), 2013, N 33)

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

(КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 23.07.2013 N 237-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 22 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И СТАТЬИ 14 И 16

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ

В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»)

2013 г. стал годом серьезных испытаний для индивидуальных предпринимателей: почти вдвое по сравнению с 2012 г. был увеличен размер страховых взносов во внебюджетные фонды. И многие тысячи индивидуальных предпринимателей такому повышению страховых взносов сказали решительное нет, снявшись с регистрационного учета. И вот Федеральным законом от 23.07.2013 N 237-ФЗ с 1 января 2014 г. изменен порядок исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями. Выиграют ли от этого нововведения индивидуальные предприниматели? Сразу скажем: не все.

Размер страховых взносов в 2014 году

Напомним, что индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС за себя в фиксированных размерах.

С 1 января 2014 г. размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию поставлен в зависимость от величины дохода плательщика.

Если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., то сумма взносов определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (п. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

Если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., то сумма взносов определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, и одного процента от суммы превышения дохода плательщика над этими 300 000 руб.

Нетрудно подсчитать размер страховых взносов, который должен будет уплатить в ПФР предприниматель, получивший доход в размере до 300 000 руб., при сохранении сегодняшнего уровня МРОТ в размере 5205 руб. Он будет равен 16 239,6 руб. (5205 руб. x 12 x 26%). С суммы дохода, превышающей 300 000 руб., будет исчисляться «дополнительный» взнос по ставке в размере 1% с суммы превышения дохода. Однако вводится и предельное ограничение по исчислению страхового взноса данной категорией плательщиков: сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз. Иначе говоря: (5205 руб. x 8 x 26% x 12) = 129 916,8 руб.

С нового года устанавливается и отдельный срок для уплаты страхового взноса при превышении дохода 300 000 руб. Эта часть взноса уплачивается плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

К вопросу о доходах

С введением зависимости размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование от величины доходов страхователя ст. 14 Закона N 212-ФЗ дополнена п. 8, устанавливающим порядок определения доходов в зависимости от применяемого режима налогообложения.

С 1 января 2014 г. доходы должны будут определяться в следующем порядке:

— для налогоплательщиков НДФЛ — в соответствии со ст. 227 НК РФ;

— для налогоплательщиков, применяющих ЕСХН, — в соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ;

— для налогоплательщиков, применяющих УСН, — в соответствии со ст. 346.15 НК РФ;

— для налогоплательщиков, уплачивающих ЕНВД, — согласно ст. 346.29 НК РФ;

— для налогоплательщиков, применяющих ПСН, — согласно ст. ст. 346.47 и 346.51 НК РФ.

Для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, доходы, облагаемые налогами по разным системам налогообложения, суммируются.

Отметим, как легко и просто законодатели, когда им это реально понадобилось, решили проблему с доходами «вмененщиков»! (См., например, Письмо Минфина России от 31.01.2013 N 03-11-10/1925.) Они просто-напросто указали: считать вмененный доход равным реальному доходу. Дешево и сердито. И то, что это действительно только потенциальный доход, а не фактический, никакого смущения не вызвало.

Но удручает в новациях то, что законодатели решили вести все расчеты исходя из сумм дохода предпринимателя. А ведь доход — это вещь особая, которая прибыли никоим образом не равна. И если у предпринимателя разница между полученным доходом и понесенными расходами совсем небольшая, то сумма начисленных взносов может запросто перекрыть всю его прибыль! С учетом того, что предприниматели, у которых есть наемные работники, по мнению чиновников, не могут уменьшить сумму уплачиваемого налога на суммы страховых взносов, исчисленных за себя (см., например, Письмо Минфина России от 29.12.2012 N 03-11-09/99), платить взносы им придется из своего кармана. А теперь подумайте, как долго сможет работать этот предприниматель в предложенных условиях? А ведь таких предпринимателей немало!

Новые обязанности налоговиков

Статья 14 Закона N 212-ФЗ дополнена п. п. 9 — 10, вводящими новые обязанности для налоговых органов.

Во-первых, налоговые органы должны направлять в ПФР сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговики должны направлять сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в ПФР в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Во-вторых, налоговым органам вменена обязанность по направлению в ПФР данных о выявленных при налоговых проверках фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, повлекших занижение доходов от их деятельности в течение пяти дней после вступления в силу решения налоговой инспекции о привлечении соответствующего налогоплательщика к ответственности.

В соответствии с новым п. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных нарушениях, переданные налоговиками ПФР, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по ним. В случае если в указанной информации такие сведения отсутствуют в связи с непредставлением налоговой отчетности, то обязательные страховые взносы за истекший расчетный период взыскиваются в максимальном размере — произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

——————————————————————