Тенденции совершенствования законодательства в области обеспечения прав в уголовном процессе несовершеннолетних лиц
(Сероштан В. В.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2009, N 2)
ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ
В. В. СЕРОШТАН
Сероштан В. В., заместитель председателя Крымского районного суда Краснодарского края, кандидат юридических наук.
Важной гарантией реализации прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых является участие в деле законных представителей. Согласно п. 12 ст. 5 УПК РФ законными представителями являются родители, усыновители, опекуны, попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится (подозреваемый) обвиняемый. Исследования позволяют утверждать, что по всем изученным уголовным делам в отношении несовершеннолетних следователями было обеспечено участие законных представителей. В 62% участвовала мать несовершеннолетнего, в 29% — отец, в 7% — другие родственники и в 2% — представители органов опеки и попечительства. Надо отметить, что нередко постановления о признании в качестве законного представителя выносились следователями только перед выполнением требований ст. 215 УПК РФ. То есть к обеспечению законных прав и интересов несовершеннолетних обвиняемых часто используется формальный подход. Следователь может пригласить законных представителей для участия при производстве отдельных следственных действий. Однако он может и отказать законным представителям в случае заявления ими такого ходатайства. В УПК РФ имеется специальная норма — ст. 426, разрешающая законным представителям присутствовать при проведении следственных действий с участием несовершеннолетнего. Они имеют право знать, в чем он подозревается или обвиняется; присутствовать при предъявлении обвинения; участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, а также с разрешения следователя в иных следственных действиях, проводимых с его участием и участием защитника; представлять доказательства, заявлять отводы и ходатайства, приносить жалобы на действия (бездействие) следователя, дознавателя, прокурора. По нашим исследованиям, в 63% рассматриваемых дел законные представители присутствовали при проведении практически всех следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), еще 21% — на их допросах и только 5% вообще не принимали участия в следственных действиях. С материалами дела знакомятся 97% законных представителей. Участие педагога и психолога на предварительном следствии по делам несовершеннолетних — одна из дополнительных процессуальных гарантий, обеспечивающих учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей несовершеннолетних обвиняемых <1>. Участие педагога и психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого регламентировано ст. 425 УПК РФ. Большинство процессуалистов и криминалистов рассматривают педагога как специалиста <2>. Задача анализа доводов сторонников данного подхода в работе не стоит, однако думается, что педагог не является специалистом, поскольку он выступает самостоятельным участником уголовного процесса. Изучение практики показывает, что до принятия УПК РФ педагог редко присутствовал при допросе несовершеннолетних обвиняемых. В одном уголовном деле он участвовал при проведении допроса подозреваемого или обвиняемого, в двух делах — при проведении допросов несовершеннолетнего обвиняемого. Анкетирование следователей показало, что только 20% из них считают, что участие педагога способствует установлению психологического контакта с несовершеннолетним. ——————————— <1> См.: Каневский Л. Л. Дискуссионные проблемы участия педагога и психолога в судопроизводстве по делам несовершеннолетних // Судебно-правовая реформа и пути повышения эффективности правоохранительной деятельности. Уфа, 1993. С. 57. <2> См.: Комментарий к УПК РСФСР / Под ред. В. М. Лебедева. М., 1995. С. 512; Сорокотягин И. Н. Специальные познания в расследовании преступлений. Ростов-на-Дону, 1984. С. 23.
Согласно ст. 425 УПК РФ для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), не достигшего 16-летнего возраста, педагог или психолог должен быть приглашен в обязательном порядке. В отношении несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых), достигших этого возраста, они приглашаются либо по инициативе следователя, либо по ходатайству защитника. Адвокаты практически не изъявляют желания приглашать их. Нередко это связано с тем, что с точки зрения защиты интересов несовершеннолетнего обвиняемого защитники не видят смысла участия педагога в допросе. Следует согласиться с мнением С. А. Шейфера о том, что «педагог одновременно осуществляет в известной мере и правозащитную функцию…» <3>. Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает права законного представителя ходатайствовать о приглашении педагога. Тем не менее ничего противозаконного в удовлетворении следователем такого ходатайства, как думается, нет. ——————————— <3> Шейфер С. А. Следственные действия: система и процессуальная форма. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1981. С. 86.
Участие в допросе педагога не исключает привлечения к допросу, другим следственным действиям, проводимым с участием несовершеннолетнего, специалиста в области детской и юношеской психологии. Такой специалист может оказать помощь следователю не только в проведении допроса с учетом возрастных особенностей и психического развития несовершеннолетнего, но и давать консультации при решении других вопросов, возникающих в процессе расследования преступления. Это нашло законодательное закрепление. 24% проанкетированных следователей признали, что в тех или иных случаях у них возникала необходимость в консультациях психологов, 13% приглашали психологов при подготовке или для участия в допросе несовершеннолетнего. В данном вопросе активную позицию должен занимать и защитник. Для решения своих профессиональных задач защитникам не помешает консультация психолога. Вместе с тем положение ч. 3 ст. 425 УПК РФ, предусматривающей, что при проведении допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, а также достигшего этого возраста, но признанного умственно отсталым, участие педагога или психолога обязательно, является небесспорным. В отношении несовершеннолетних, признанных умственно отсталыми, участие психолога или педагога является целесообразным. Однако необходимость обязывать следователя во всех случаях приглашать педагога или психолога лишена серьезных оснований. Не всегда есть необходимость в их присутствии, и не всегда следователю нужна консультация психолога или содействие педагога при производстве следственных действий. Круг лиц, участвующих в допросе несовершеннолетних, будет неоправданно широк. Может сложиться ситуация, когда в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) будут принимать участие и адвокат, и педагог, и психолог, и законные представители. А если будет проводиться очная ставка между несовершеннолетними соучастниками? Вряд ли это будет способствовать установлению психологического контакта. Кроме того, подросткам, которые испытывают чувства стыда, раскаяния, нередко бывает сложно полностью изложить все обстоятельства совершенного ими преступления в присутствии такого количества участников процессуального действия. В связи с этим ст. 425 УПК РФ следовало бы изложить в следующей редакции (сохранив в ней ч. 1): «По делам несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, не достигших 16-летнего возраста, а также достигших этого возраста, но признанных умственно отсталыми, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника или законного представителя может участвовать педагог или психолог. Участвующий в следственном действии педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы подозреваемому, обвиняемому, а по окончании следственного действия — знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей. До начала следственного действия с участием несовершеннолетнего следователь обязан разъяснить педагогу и психологу их права, о чем делается отметка в протоколе следственного действия». В соответствии со ст. 421 УПК РФ при производстве предварительного следствия по делам несовершеннолетних следователю необходимо обратить внимание на выяснение обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего. В то же время и сам несовершеннолетний, и его законные представители, и адвокат могут быть заинтересованы в том, чтобы в ходе предварительного следствия была подробно исследована личность несовершеннолетнего правонарушителя с целью выявления как положительных качеств подростка, так и состояния его физического и психического здоровья, которое могло отразиться на его поведении. Эти данные могут быть использованы ими как смягчающие вину обстоятельства. Вместе с тем следует отметить, что следователи, не являясь специалистами в области подростковой и юношеской психологии и педагогики, не всегда могут правильно оценить с точки зрения психологии личностные качества несовершеннолетнего и их влияние на его поведение. Для решения этих вопросов представляется целесообразным создание специализированных психолого-диагностических центров. В Краснодарском крае решение этого вопроса предусмотрено в Законе «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав». В соответствии со ст. 23 данного Закона для диагностики физических и (или) психических особенностей развития несовершеннолетних, определения их специальных образовательных потребностей, а также для консультирования родителей (законных представителей) или лиц, их заменяющих, по всем вопросам, связанным с физическими и (или) психическими особенностями развития несовершеннолетних, в Краснодарском крае создаются по решению Правительства края районные и городские постоянные межведомственные психолого-медико-педагогические консультации (комиссии). Согласно п. 5 ст. 23 этого Закона несовершеннолетние правонарушители могут быть направлены для обследования их психофизического развития и состояния и по постановлению следователя, и по решению суда. Результаты обследования несовершеннолетних отражаются в заключении психолого-медико-педагогической консультации (комиссии). Представляется целесообразным создание таких специализированных центров на всей территории Российской Федерации. Одновременно следует законодательно проработать данный вопрос на федеральном уровне. В связи с этим необходимо принятие положения, регулирующего создание и деятельность таких центров. Кроме того, следует дополнить статьей 421.1 УПК РФ, изложив ее в следующей редакции: «По усмотрению следователя, прокурора или суда либо по ходатайству защитника или законного представителя несовершеннолетний обвиняемый (подсудимый) может быть направлен в специализированный психолого-диагностический центр для всестороннего медико-психологического обследования». Заключение специалистов данного центра может быть использовано следователями при подготовке к проведению следственного действия, применению тактических приемов. Данное заключение следует рассматривать не как заключение экспертов, а как рекомендации специалистов о прогнозе ресоциализации подростков, совершивших общественно опасные деяния. Следует согласиться с тем, что целесообразно направлять для обследования в психолого-медико-педагогические консультации (комиссии) не всех подростков, совершивших преступления, а только «имеющих девиантное поведение, признаки наркомании, проявляющих особую жестокость, садизм, совершающих преступления в группах, куда подростки могут быть вовлечены путем психологического или физического воздействия и т. д.» <4>. ——————————— <4> Каневский Л. Л. Актуальные проблемы совершенствования ранней профилактики преступности и иных правонарушений несовершеннолетних // Правоведение. 1999. N 1. С. 159.
Выводы, содержащиеся в заключении специалистов центра, могут быть использованы и адвокатами для защиты интересов несовершеннолетнего, выявления смягчающих вину обстоятельств. В заключении социального психодиагностического центра следует предусмотреть и прогноз о путях ресоциализации несовершеннолетнего, возможно ли его исправление без применения лишения свободы и т. д. Эти рекомендации специалистов центра могут быть использованы и судами при вынесении приговора и определении вида наказания несовершеннолетнего, а также для принятия наиболее эффективных мер его исправления. При решении этого вопроса следует учитывать и опыт других стран. Выступая на Международном конгрессе, польская делегация отметила, что в Польше существуют подобные центры, которые на основе результатов обследований определяют источники и степень социальной неприспособленности и вносят предложения, касающиеся применения соответствующих мер воспитательного или исправительного характера, сопровождая свои предложения указаниями, как следует выполнять эту меру (как отмечается в реферате польской делегации, 80% судебных решений совпадают с предложениями этих центров) <5>. ——————————— <5> Реферат польской делегации (на заседании III секции Международного конгресса) «Предупреждение преступности несовершеннолетних в больших городах Польши». С. 15.
——————————————————————