Сущность корпоративной социальной ответственности: правовой аспект

(Минина И. А.) («Законодательство и экономика», 2009, N 5)

СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

И. А. МИНИНА

Минина И. А., соискатель кафедры трудового и предпринимательского права Белгородского государственного университета.

В России основными движущими силами процессов внедрения корпоративной социальной ответственности (КСО) является пока еще незначительное количество наиболее «продвинутых» крупных компаний (либо западных, либо российских), созданных в результате процесса приватизации, или государство. Активную позицию в пропаганде своего понимания принципов корпоративной социальной ответственности в России занимает Ассоциация менеджеров. В Меморандуме «О принципах корпоративной социальной ответственности» (2006 г.) определено: «На сегодняшний день в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) существует потребность в подготовке профессиональных кадров, требуется выработка общих подходов к пониманию сущности вопроса, а также необходима работа по согласованию позиций различных сторон общественного диалога». С юридической точки зрения особенно актуальным представляется «выработка общих подходов к пониманию сущности» КСО. Попробуем дать юридическую характеристику возникающим отношениям общество — бизнес — государство в рамках КСО. В работе Н. А. Кричевского и С. Ф. Гончарова «Корпоративная социальная ответственность» делается попытка применить теорию КСО к российской системе социальной защиты населения. Изложенные в данной работе идеи находят поддержку российского экономического сообщества. Высоко оценивая вклад этих ученых в пропаганду КСО, сделаю попытку опровергнуть некоторые приводимые тезисы. Авторы рассматривают КСО как систему добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и обществом, направленную на совершенствование социально-трудовых отношений, поддержание социальной стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранительной деятельности на национальном и международном уровнях <1>, и это идентифицирует субъектов КСО. Однако более правильной представляется следующая формулировка: КСО — это «концепция, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды» <2>. Весьма корректное определение было дано Ассоциацией менеджеров: «Корпоративная социальная ответственность — это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений». ——————————— <1> Кричевский Н. А., Гончаров С. Ф. Корпоративная социальная ответственность. 2-е изд. М.: Дашков и К, 2008. С. 11. <2> The Challenges of Corporate Social Responsibility. Towards Constructive Partnership // The Phillip Morris Institute for Public Policy Research ASBL. Brussels, Belgium, 2000.

В целях практического применения корпоративных норм необходимо определиться с субъектами, являющимися участниками указанных отношений. На мой взгляд, под компанией надо понимать лиц, принимающих решения о распределении прибыли. Так как ежегодно решения о распределении прибыли принимают акционеры (совладельцы) (п. 11 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), естественно, только они могут принять решение о направлении полученной прибыли для осуществления программ социальной поддержки. Акционеры должны быть заинтересованы в финансовых результатах деятельности бизнеса, его устойчивости, в управлении и минимизации нефинансовых рисков. Тем не менее общепризнано, что в основе корпораций находится не столько личность менеджера, сколько (и прежде всего) имущество (капитал). Для корпораций характерно отделение собственности от управления обществом; акционеры зачастую превращаются в обычных вкладчиков, а все управленческие функции переходят к профессиональным менеджерам. Для корпорации характерно создание своей системы иерархичных органов управления, которая предполагает как минимум два звена: высший орган управления (общее собрание участников) и исполнительные органы (менеджмент). Принимая те или иные решения, совершая те или иные действия, органы корпорации выражают свою волю. Но это и воля организации, признанной государством самостоятельной юридической личностью. Соответственно, субъект правоотношений КСО — не органы корпорации, а сама корпорация. Безусловно, воля корпорации зачастую формируется ее участниками, составляющими общее собрание. Возникает вопрос об относительной самостоятельности воли корпорации по отношению к ее участникам. Корпорация выражает реальную и единую волю ее участников, однако это воля формируется на основе постоянно действующего корпоративного интереса, отличного от индивидуальных интересов ее участников, т. е. воля корпорации обладает самостоятельностью по отношению к воле совокупности лиц — ее участников. Корпорация выступает как самостоятельный носитель прав и обязанностей, и, соответственно, корпорацию следует выделять в качестве самостоятельного субъекта. Необходимо признать: устойчивое развитие бизнеса неразрывно связано с социальным благополучием и устойчивым развитием общества. В современных условиях общество интересуется, как бизнес осуществляет свою деятельность: как расходуются природные ресурсы, как используется труд работников, как влияет бизнес на развитие региона и проч. Учитывая основополагающее значение бизнеса для общественного благосостояния, общество предъявляет ему все больше требований (формализованных и неформализованных) в части ведения бизнеса социально приемлемым способом. Согласно данным всемирного «Опроса тысячелетия по вопросам корпоративной социальной ответственности» <3>, везде ожидания, обращенные к бизнесу, связываются с более ответственной практикой компаний как в деловой активности, так и вне сферы непосредственно экономической деятельности и с вкладом в создание «лучшего общества для всех». Социальная ответственность согласно выводам этого исследования становится «важнейшим общественным запросом» и «новым ориентиром оценки деятельности успешной компании». ——————————— <3> Опрос проводился в 23 странах (в том числе в России) на всех континентах; было опрошено по тысяче граждан каждой страны-участницы в рамках репрезентативной выборки. См.: The Millennium Poll on Corporate Social Responsibility // www. mori. com/polls/1999/millpoll. shtml.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: корпорации должны учитывать интересы и ожидания общества в своей стратегии развития. Невнимание к данным ожиданиям несет в себе серьезные риски, а не решенные вовремя проблемы, как правило, — к дополнительным издержками, появлению конфликтных форм их преодоления. Общегуманитарные интересы общества должны быть приоритетны для бизнеса в сравнении с интересами отдельных групп на основе принципов справедливости и добросовестности. Особую роль в отношениях КСО занимает государство. Российское государство в период экономического кризиса взвалило на себя титаническую ношу по выравниванию экономической ситуации в стране с максимальным сохранением всех обязательств по действующим социальным программам. Именно сегодня государство становится приоритетным партнером бизнеса, и бизнес рассчитывает на поддержку инициатив и достойную оценку своего вклада в общественное развитие страны. Основываясь на практике КСО и признавая добровольный характер участия компаний в решении социальных проблем общества, считаем, что сегодня бизнесу необходимо содействие государства в разработке современных законодательных и регулирующих механизмов и инструментов, развивающих ряд направлений КСО (социальная защита, охрана труда, экологическая безопасность и др.). Также требуется объединение усилий в разработке мер, направленных на повышение качества трудовых ресурсов, ответственности работников и работодателей, их производственной и деловой культуры, уровня гражданского участия в социальных преобразованиях страны <4>. Если с помощью государственного регулирования основные положения КСО будут законодательно определены и закреплены, государство станет активным участником КСО. ——————————— <4> Позиция Комитета Ассоциации менеджеров по корпоративной ответственности «Актуальные вопросы развития корпоративной социальной ответственности». М., 2007. С. 5.

Представляется, что субъектами отношений в рамках КСО являются корпорация — общество — государство. В своей работе Н. А. Кричевский и С. Ф. Гончаров связывают КСО с социально-трудовыми и трудовыми отношениями <5>. По нашему мнению, основой отношений корпоративной социальной ответственности являются корпоративные правоотношения. Попытаемся обосновать приведенный тезис. ——————————— <5> Кричевский Н. А., Гончаров С. Ф. Указ. соч. С. 14.

Корпоративные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в рамках организаций, основанных на началах участия (членства), именуемых корпорациями, и опосредуют участие лиц, входящих в состав членов корпорации, в ее деятельности <6>, т. е. на основе корпоративных отношений. Корпоративные отношения — это правоотношения, возникающие внутри корпораций. Именно внутренняя структура корпорации определяет сферу их существования. Они возникают, изменяются и прекращаются в связи с участием в деятельности корпорации лиц, принадлежащих к ее внутренней структуре и именуемых членами. ——————————— <6> Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008. С. 80.

Таким образом, корпоративные отношения — это внутренние отношения, связанные с реализацией и защитой корпоративных прав, которые представляются субъекту как участнику корпорации: право на участие в управлении, на получение информации о деятельности корпорации, на получение части имущества при ликвидации корпорации, на получение части прибыли от деятельности корпорации <7>. Содержанием корпоративных отношений являются не только корпоративные права, но и корпоративные обязанности (например, оплата своего членства, неразглашение конфиденциальной информации). Корпоративные отношения — это внутренние нормы и правила, связанные с реализацией корпоративных прав и исполнением корпоративных обязанностей учредителей (участников) корпорации. В настоящее время развернулась дискуссия об отраслевом отнесении корпоративных отношений. По отраслевому признаку данные отношения принято относить к гражданско-правовым (но никак не к трудовым). Гражданское законодательство установило, что гражданско-правовыми отношениями являются договорные и иные обязательства, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (п. 1 ст. 2 ГК РФ), т. е. предмет гражданского права включает обязательства, имущественные и личные неимущественные отношения. ——————————— <7> Данельян А. А. Корпорации и корпоративные конфликты. М.: Камерон, 2007. С. 31.

Природа корпоративных отношений, складывающихся по поводу получения части прибыли от деятельности корпорации или части имущества при ликвидации корпорации, однозначно является имущественной. Осуществление корпоративных прав прямо или косвенно имеет своей целью удовлетворение имущественных интересов их носителей. Имущественная направленность корпоративных отношений обусловлена самим характером деятельности созданной корпорации как юридического лица <8>. ——————————— <8> Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2003. С. 26.

Основа корпоративных отношений — экономические отношения коллективной собственности, поэтому участие в управлении корпорацией, получение информации о ее деятельности также можно считать проявлением экономических отношений коллективной собственности (т. е. данные отношения также имеют имущественную природу). Права участников корпорации отчуждаемые. Указанные права могут быть уступлены их владельцем на возмездной или безвозмездной основе, заложены, переданы в порядке универсального правопреемства. Отношения гражданского оборота всегда рассматривались как имущественные, являющиеся предметом именно гражданского права. Решающим специфическим признаком гражданско-правовых отношений является именно имущественная обособленность их участников <9>. Имущественная обособленность обеспечивает равенство субъектов гражданских правоотношений. ——————————— <9> Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М.: Госюриздат, 1963. С. 46.

Корпоративные правоотношения — разновидность гражданских, поскольку они основаны на равенстве, автономии воли, имущественной и организационной обособленности их субъектов. Корпоративные правоотношения, определяющие участие (членство) в корпорации, имеют имущественную природу. Основная цель деятельности корпорации — извлечение прибыли, которая впоследствии может распределяться между ее участниками (членами) (п. 1 ст. 50 ГК РФ). То есть участники корпорации, изначально формирующие ее имущество путем внесения вкладов (взносов) в уставный (складочный) капитал, приобретают возможность участвовать в распределении прибыли, полученной от ее деятельности. Представляется, что корпоративные отношения — основные для КСО; все остальные социально-экономические отношения, возникающие в рамках процессов производства, распределения, обращения и потребления материальных благ, являются производными. Подводя итог, можно сделать вывод: проблема корпоративной социальной ответственности бизнеса пока не стала предметом серьезного и глубокого изучения со стороны российских исследователей и специалистов. Отечественные научные публикации в данной области крайне малочисленны и разрозненны. Современные исследования социальной ответственности носят несистемный характер. Это особенно видно на фоне внимания, уделяемого сегодня в нашем государстве (и во многих зарубежных странах) развитию социально ответственного предпринимательства. С точки зрения построения правового государства нормативное регулирование корпоративной социальной ответственности должно быть лишено лакун, коррупционных норм, что создаст обширное поле для ее теоретического рассмотрения и практического воплощения в нормативных актах.

Библиография

Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М.: Госюриздат, 1963. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2003. Данельян А. А. Корпорации и корпоративные конфликты. М.: Камерон, 2007. Кричевский Н. А., Гончаров С. Ф. Корпоративная социальная ответственность. 2-е изд. М.: Дашков и К, 2008. Позиция Комитета Ассоциации менеджеров по корпоративной ответственности «Актуальные вопросы развития корпоративной социальной ответственности». М., 2007. Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008. The Challenges of Corporate Social Responsibility. Towards Constructive Partnership // The Phillip Morris Institute for Public Policy Research ASBL. Brussels, Belgium, 2000.

——————————————————————