О месте нахождения юридического лица

(Эрделевский А. М.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

О МЕСТЕ НАХОЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 15 октября 2013 года

А. М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ

Эрделевский А. М., профессор, доктор юридических наук.

С местом нахождения юридического лица закон связывает ряд весьма существенных правовых последствий. Так, например, возможность отнести создаваемое юридическим лицом подразделение к категории филиала или представительства определяется его расположением вне места нахождения юридического лица. Но как следует понимать — «вне места нахождения»? Например, юридическое лицо арендует одно нежилое помещение в здании и располагается в нем, затем создает в своей структуре новый отдел, выполняющий часть функций юридического лица, арендует еще одно нежилое помещение на том же этаже здания и размещает в нем новый отдел. Следует ли считать такой отдел отдельно расположенным обособленным подразделением и, в силу этого, филиалом?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что считать местом нахождения самого юридического лица. В ГК есть норма, посвященная месту нахождения юридического лица, — п. 2 ст. 54 ГК. По общему правилу п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Согласно п. 3 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Нетрудно видеть, что формулировка п. 2 ст. 54 ГК оставляет чрезмерно большой простор для толкований, поскольку из нее не представляется возможным уяснить, что же, собственно, является или признается местом нахождения юридического лица. Характер взаимосвязи между местом нахождения юридического лица и местом его государственной регистрации остается неясным. Заметим, что в действовавшей до 1 января 1995 г. ст. 30 ГК РСФСР 1964 г. место нахождения юридического лица было определено гораздо более точно — таковым признавалось место нахождения постоянно действующего органа юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Позволяет ли устранить отмеченную выше неясность Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон)? Обратимся к анализу ряда норм Закона, касающихся места нахождения юридического лица.

В п. 1 ст. 5 Закона установлено, что в числе сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, указывается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. В п. 2 ст. 8, а также в п. 1 ст. 13 Закона предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего органа юридического лица.

Наконец, согласно п. 4 ст. 18 Закона в случае внесения в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места его нахождения регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Следует также заметить, что в заявлении учредителей о регистрации юридического лица, о котором идет речь в ст. 8 Закона, может быть указано лишь предполагаемое место нахождения его постоянно действующего органа, поскольку до момента регистрации не существует ни самого юридического лица, ни, соответственно, его органа (п. 2 ст. 51 ГК).

Нетрудно видеть, что в ст. ст. 5, 8 и 13 Закона говорится о месте нахождения постоянно действующего органа юридического лица, а в ст. 18 Закона — о месте нахождения самого юридического лица. Хотя в Законе нет прямого указания о совпадении этих понятий, логический и систематический анализ норм Закона позволяет сделать вывод о таком совпадении. Следовательно, в соответствии с Законом под местом нахождения юридического лица следует понимать адрес (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия у юридического лица такого органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от его имени без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Поскольку речь идет о связи, под адресом, очевидно, следует понимать почтовый адрес. Согласно п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221, почтовый адрес — это местонахождение пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи. Понятие местонахождения пользователя в упомянутых Правилах не определено.

Несколько иной подход к определению места нахождения юридического лица наблюдается в налоговом законодательстве. Если, как указывалось выше, согласно п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица лишь определяется местом его государственной регистрации (а как именно определяется, остается за рамками этой нормы), то в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее — НК) место нахождения российской организации определено непосредственно как место ее государственной регистрации.

А что следует понимать под «местом государственной регистрации организации»? Очевидно, наиболее близким к буквальному смыслу этого словосочетания следовало бы считать место совершения акта государственной регистрации организации, то есть место нахождения регистрирующего органа. Однако в этом случае любое подразделение организации, а также ее органы, оказались бы территориально обособленными от ее места нахождения, поскольку они не могут располагаться в помещениях органа государственного управления, осуществляющего регистрацию юридических лиц. Поэтому такой подход к определению места государственной регистрации вряд ли соответствует точному смыслу п. 2 ст. 11 НК.

Другое, более далекое от буквального смысла п. 2 ст. 11 НК определение места государственной регистрации организации могло бы состоять в определении этого места как территории, в пределах которой совершение акта государственной регистрации организации оказывается подведомственным определенному регистрирующему органу. Предпочтительным представляется именно такой вариант толкования п. 2 ст. 11 НК, что подтверждается и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее — Постановление).

Так, в п. 1 Постановления отмечается, что в силу подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. А в п. 4 Постановления указывается, что этот адрес может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.), в связи с чем, например, регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.

Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях, а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица (п. 8 Постановления).

Как подчеркивается в п. 9 Постановления, при рассмотрении споров о признании незаконными действий регистрирующего органа, внесшего по своей инициативе изменения в ЕГРЮЛ в части сведений об адресе юридического лица, связанные с изменением административно-территориального деления либо наименования улицы, населенного пункта, муниципального образования или субъекта Российской Федерации, арбитражным судам следует учитывать, что надлежащим адресом юридического лица является адрес, определенный с учетом соответствующего акта государственного органа или органа местного самоуправления, повлекшего указанные изменения.

Для целей рассматриваемого вопроса наибольшее значение имеет сделанное в п. 10 Постановления указания о том, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах в соответствии с п. 3 ст. 54 ГК, определяется указанием наименования населенного пункта или муниципального образования. В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Отсюда следует, что под местом нахождения юридического лица, указываемым в учредительных документах юридического лица (п. п. 2, 3 ст. 54 ГК), следует понимать наименование населенного пункта или муниципального образования, где располагается орган юридического лица. Помимо этого, существует почтовый адрес юридического лица, отражаемый в ЕГРЮЛ для связи с юридическим лицом. Соответственно, при таком подходе расположение подразделения юридического лица в рамках того же населенного пункта или муниципального образования, где находится орган юридического лица, но по другому почтовому адресу, не должно рассматриваться как создание территориально обособленного подразделения в смысле ч. 3 п. 3 ст. 55 ГК или п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ.

——————————————————————