Вещные права в законодательстве России и Китая: сравнительно-правовой анализ
(Нестерова Т. Ю.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2011, N 4)
ВЕЩНЫЕ ПРАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И КИТАЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ <*>
Т. Ю. НЕСТЕРОВА
——————————— <*> Nesterova T. Yu. Proprietary rights in the legislation of Russia and China: comparative-law analysis.
Нестерова Татьяна Юрьевна, старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса ЧитГУ, Забайкальский край.
В статье дается сравнительный анализ института права собственности и иных вещных прав в законодательстве России и Китая. Автор приходит к выводу о том, что правовое регулирование прав собственности в законодательстве зарубежных стран схоже, отличие наблюдается в отношении ограниченных вещных прав, что обусловлено объективными причинами.
Ключевые слова: государство, вещные права, право собственности, гражданское общество, юридическое лицо, норма права.
The article makes comparative analysis of the institute of right of ownership and other proprietary rights in the legislation of Russia and China. The author makes a conclusion that legal regulation of rights of ownership in legislation of foreign countries is alike, the difference exists with regard to limited proprietary rights, this fact is conditioned by objective reasons.
Key words: state, proprietary rights, right of ownership, civil society, juridical person, legal norm.
Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что вопросы права собственности и иных вещных прав являются одними из ключевых в законодательстве любого государства. Это связано с тем, что право собственности является основой экономической деятельности, рассматривается как фундамент современных экономических отношений любого государства независимо от его политического режима и т. п. В первые годы XX в. «Поднебесная династия» отказалась от своей традиции и перешла к созданию новой правовой системы путем заимствования европейского континентального правопорядка. Нужно отметить, что в целом Российская Федерация и КНР переживают периоды активного изменения гражданского законодательства, в частности коренным образом пересматриваются вопросы вещных прав. Начиная рассмотрение вопроса о правовом регулировании вещных прав в законодательстве двух государств, нужно, прежде всего, указать на следующее обстоятельство. В Российской Федерации нормативно-правовое регулирование вещных прав осуществляется Гражданским кодексом РФ <1>, отдельные положения содержатся также в других нормативных актах, в частности, когда объектом вещных прав является земельный участок — Земельный кодекс РФ <2>, жилое помещение — Жилищный кодекс <3>. ——————————— <1> Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон [от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Российская газета. N 238 — 239. 1994. <2> Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон [от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с послед. изм. и доп.)] // Российская газета. N 211 — 212. 30.10.2002. <3> Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон [от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с послед. изм. и доп.)] // Российская газета. N 1. 2005.
В КНР помимо Общих положений гражданского права КНР <4> действует принятый в 2007 г. специальный Закон «О вещных правах» <5>, в разных переводах его название звучит по-разному: Закон о праве собственности, Закон о защите права собственности. Однако исходя из содержания Закона можно сделать вывод, что более правильным является первый перевод, поскольку в указанном нормативно-правовом акте регулируются отношения не только права собственности, но и иных вещных прав. ——————————— <4> Закон КНР от 16 марта 2007 г. «О вещных правах» // URL: http://cliinalawinfo. ru/civil_law/law_real_right. <5> Общие положения гражданского права КНР от 12 апреля 1986 г. // URL: http:// chinalawinfo. ru/ civil_law/ general_ principles_ civil_law.
Прежде чем рассматривать нормы российского и китайского законодательства, представляется необходимым сказать несколько слов о вещных правах. Сущность и назначение вещных прав, как отмечал еще А. В. Венедиктов в своем фундаментальном исследовании государственной собственности <6>, состоит в юридически прочном обеспечении экономически необходимого участия одного лица в праве собственности другого. ——————————— <6> Венедиктов А. В. О государственной собственности в СССР и организации управления ею // Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т. 2.
Традиционно выделяется определенный ряд признаков, присущих вещным правам. Прежде всего, это такие основополагающие признаки вещных прав, как их принудительная типизация (Typenzwang) и принудительная фиксация (Typenfixierung), т. е. обязательное установление непосредственно законом закрытого перечня (numerus clausus) этих прав и исчерпывающей характеристики содержания каждого из них, исключающих возможность какого-либо их изменения соглашением сторон. Ведь в вещном праве, в отличие от обязательственного, не действует принцип свободы договоров, позволяющий контрагентам заключать любые договоры и устанавливать в своих взаимоотношениях любые права и обязанности, не противоречащие общим началам и смыслу гражданского права. Вещные же права носят абсолютный характер, и их содержание важно знать всем третьим лицам, а потому оно должно быть заранее определено законом <7>. ——————————— <7> Суханов Е. А. О понятии и видах вещных прав в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2006. N 12.
Кроме того, необходимость осведомленности всех участников оборота (всех третьих лиц) о содержании вещных прав вызвала к жизни другой важный принцип вещного права — принцип публичности (Publizititsgrundsatz), в силу которого установление, изменение, переход или прекращение вещных прав на недвижимость подлежит обязательной государственной (публичной) регистрации. В отношении движимых вещей этот принцип действует в других формах, в частности его проявлением считается публичная традиция (traditio) — открытая передача вещи и права собственности на нее. Давно известен вещно-правовой принцип специализации (Spezialititsgrundsatz), называемый иногда также принципом определенности (Bestimmtheitsgrundsatz), объектом вещного права может быть только индивидуально-определенная вещь. Проанализируем учет указанных принципов законодателем обеих стран. Российское законодательство не содержит специальных принципов, относящихся к вещным правам, более того, нет даже нормативного определения вещных прав. Однако в целом современное законодательство восприняло традицию. Единственное, что вызывает критику, — это перечень вещных прав, закрепленный ст. 216 ГК РФ, который, к сожалению, оказался не исчерпывающим (в него, в частности, не попало существовавшее до принятия в 2004 г. нового Жилищного кодекса РФ право члена семьи собственника жилого помещения, предусмотренное первоначальной редакцией ст. 292 ГК РФ, хотя даже заголовок главы 18 ГК РФ — «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения» — не давал оснований усомниться в его вещно-правовой природе). Более того, залоговое право по советской традиции отнесено Кодексом к способам обеспечения исполнения обязательств, зато доверительное управление, введенное в противовес доверительной собственности (трасту), урегулировано как обязательственно-правовой институт, ибо в силу прямого указания п. 4 ст. 209 ГК его установление никак не влияет на право собственности, будучи лишь способом осуществления последнего. Зато появившееся в советский период право оперативного управления <8> и его последующий аналог в виде права хозяйственного ведения в действительности не являются вещными правами в классическом понимании этого термина. Они не обеспечивают экономически необходимое участие одного лица в праве собственности на недвижимость другого лица, а представляют собой правовую форму реализации права государственной собственности в условиях плановой экономики. ——————————— <8> См.: О социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию: Постановление ВЦИК [от 14 февраля 1919 г.] // СУ РСФСР. 1919. N 4. Ст. 43.
Принятие Концепции развития гражданского законодательства <9> дает основание предположить, что вскоре ситуация исправится, поскольку в ней содержатся более продуманные положения по сравнению с действующими о вещных правах. Кроме того, на основе Концепции подготовлен проект изменений Гражданского кодекса <10>, в котором выделен специальный подраздел, посвященный вещным правам. В общие положения о вещных правах включены статьи «Понятие вещного права», «Признаки (свойства вещных прав)», «Объекты вещных прав», «Виды вещных прав», «Приобретение вещных прав», «Осуществление вещных прав». ——————————— <9> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11. <10> Проект изменений в разделы I, II, III, VI, VII Гражданского кодекса Российской Федерации подготовлен Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» в соответствии с разработанной на основании того же Указа Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации // URL: http:// www. consultant. ru/ law/ hotdocs/ 11059.html#02.
Проектом устанавливается, что вещное право предоставляет лицу возможность непосредственно господствовать над вещью или иным объектом вещного права, осуществляя правомочия владения, пользования и распоряжения ею вместе или по отдельности в пределах, которые установлены настоящим Кодексом. Также в проекте содержатся общие для всех вещных прав правила, отражающие признаки (свойства) всякого вещного права, а именно: а) вещные права возникают и прекращаются по основаниям, установленным ГК и изданными в соответствии с ним законами; б) перечень вещных прав определяется исключительно ГК; в) содержание вещных прав определяется ГК; порядок их осуществления определяется ГК и изданными в соответствии с ним законами; г) вещные права обременяют вещь (имущество), обеспечивают их обладателям господство над соответствующей вещью (имуществом) и следуют за вещью; д) вещные права имеют преимущество перед иными имущественными правами на соответствующую вещь (имущество); е) вещные права, в отличие от иных субъективных гражданских прав, подлежат вещно-правовой защите; ж) соотношение правомочий собственника и обладателя ограниченного вещного права определяется правилами ГК о соответствующем вещном праве; з) вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации и возникают с момента такой регистрации. Принципиально важным моментом является закрепление исчерпывающего перечня вещных прав, к числу которых, помимо права собственности, отнесены: — право постоянного владения и пользования земельным участком (глава 20); — право застройки земельного участка (глава 20.1); — сервитут (глава 20.2); — право личного пользовладения (глава 20.3); — ипотека (глава 20.4); — право приобретения чужой недвижимой вещи (глава 20.5); — право вещной выдачи (глава 20.6); — право оперативного управления имуществом, относящимся к государственной или муниципальной собственности (глава 20.7). К сожалению, законодатель решил все-таки оставить в числе вещных право оперативного управления, однако предполагается существенное изменение его содержания. В законодательстве Китайской Народной Республики дается определение вещных прав: «Под вещным правом в настоящем Законе понимается исключительное право правообладателя напрямую распоряжаться какой-либо собственностью; к вещным правам относятся право собственности, право узуфрукта и обеспечительное право» (абзац 2 ст. 2 Закона о вещных правах). Нужно отметить, что в Законе сначала дается дефиниция собственности, а потом только вещному праву, по сути, здесь допущена та же ошибка, что и в действующем ГК РФ. Законодатель четко определил принципы вещных прав: — принцип правового определения вещных прав, т. е. виды вещных прав и их содержание устанавливаются законодательством. — принцип открытости вещных прав, т. е. возникновение, изменение, передача и прекращение вещных прав в отношении недвижимого имущества должны проходить регистрацию в соответствии с положениями законодательства. Возникновение и передача вещных прав на движимое имущество должны производиться в соответствии с положениями законодательства; — принцип соответствия закону и следования общественной морали при приобретении и реализации вещных прав. В качестве принципа можно указать также на равную защиту вещных прав государства, коллектива и частных лиц. Положительным моментом является то, что определен закрытый перечень вещных прав. Хотя нужно отметить, что их всего три, включая право собственности. Можно предположить, что такая ситуация сложилась по причине отсутствия необходимости в разветвленной системе ограниченных вещных прав в рамках социалистического хозяйствования. Хотя право узуфрукта и обеспечительное право нужно рассматривать как общие, объединяющие понятия, на самом деле включающие в себя ряд самостоятельных, отличных друг от друга прав. Так, право узуфрукта включает в себя такие права, как: а) право ведения хозяйственной деятельности на земле, полученной в подряд; б) право использования земли под строительство; в) право использования земли в жилом секторе; г) сервитут. Что же касается обеспечительного права, то в его составе выделяются: 1) залог с двумя его разновидностями (залог без передачи имущества во владение и с передачей) и 2) удержание. Представляет особый интерес залог без передачи имущества во владение (ипотека). В отличие от традиционного подхода к ипотеке как залогу недвижимого имущества, которого придерживается и российское право, ипотека рассматривается как обычный залог, объектом которого могут быть как движимые, такие, как средства производства, сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, транспортные средства и др., так и недвижимые вещи (ст. 180 Закона о вещных правах). Нужно отметить, что Закон о вещных правах достаточно подробно регулирует отношения, складывающиеся в сфере залога. До принятия указанного нормативно-правового акта отдельные вопросы оставались неурегулированными. Стремление законодателя к более четкому регулированию вполне понятно и отчасти объясняется востребованностью ипотеки, объектом которой является именно недвижимое имущество. Проблема обеспечения жильем китайских граждан всегда стояла очень остро, и ипотечное кредитование в ситуации, когда большая часть населения не может приобрести жилье за счет собственных средств, — это один из лучших вариантов. Сразу следует оговориться, что в России эта проблема решается так же, для чего в нашей стране идет активная работа над изменением соответствующего законодательства, можно сказать, что начался период возрождения ипотеки <11>. ——————————— <11> Чеботарева А. А. Совершенствование законодательства как основа преобразования ипотечного кредитования // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 10. С. 29.
Как следует из определения каждого из указанных ограниченных вещных прав, их обладатель не имеет права распоряжаться имуществом. А это значит, что определение, данное в законе и приведенное выше, не отражает сущности регулируемых явлений (за исключением права собственности). Теперь перейдем к рассмотрению не менее интересного вопроса, касающегося непосредственно права собственности. Закон о вещных правах можно назвать революционным, он готовился 18 лет. С его принятием впервые с момента прихода к власти в стране в 1949 г. Коммунистической партии частная собственность получает ту же правовую защиту, что и государственная. Однако главную собственность — землю — в Китае можно лишь арендовать, формально она по-прежнему является собственностью государства. В отдельных, прямо установленных законом случаях частная собственность на землю допускается (участки для стоянки автомобилей, придомовая территория и т. п.). Новеллой Закона явилось закрепление возможности наследования прав владения или аренды на земельные участки. Данный Закон определяет право собственности через его содержание: «…обладатель права собственности в соответствии с законодательством имеет права владения, использования, извлечения прибыли и распоряжения принадлежащего ему движимого или недвижимого имущества» (ст. 39 Закона). Не вполне понятно, чем отличается использование, под которым традиционно понимается извлечение полезных свойств вещи, от извлечения прибыли. На наш взгляд, извлечение прибыли — это часть, составляющая использования. В п. 1 ст. 209 ГК РФ содержание права собственности сводится к правомочиям владения, пользования и распоряжения, в п. 2 дается более детальная расшифровка, что дало возможность некоторым авторам утверждать, что «в трактовке данного права российский закон отошел от триады полномочий собственника» <12>. ——————————— <12> Щенникова Л. В. Право собственности в гражданском законодательстве России // Законодательство. 2001. N 1. С. 10.
Общие положения гражданского права Китайской Народной Республики определяют статус собственности: — государственное имущество; — имущество коллективных организаций; — единоличное имущество граждан. Как видно, государственная собственность поставлена на первое место среди видов собственности, причем если в Законе конкретно перечислено имущество, относящееся к коллективной и единоличной собственности, то при определении государственного имущества делается отсылка к Закону: «…имущество, которое в соответствии с законодательством относится к государственной собственности, является государственной собственностью, т. е. общенародной собственностью». Имущество коллективных организаций трудящихся масс относится к коллективной собственности трудящихся масс и включает: — имущество коллективных хозяйственных организаций; — сооружения, используемые для целей просвещения, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры; — являющиеся собственностью коллективов строения, водохранилища, обрабатываемые поля, ирригационные сооружения, а также — находящиеся согласно установлениям законодательства в коллективной собственности земли, леса, горы, степи, целинные земли, отмели и т. д.; — земля, находящаяся в коллективной собственности, относится к коллективной собственности крестьян данного села; — используется в хозяйственных целях деревенскими сельскохозяйственными производственными кооперативами и другими сельскими коллективными хозяйственными организациями или комитетами сельского населения и находится под их управлением; — земля, уже относящаяся к собственности крестьянских коллективных хозяйственных организаций волостей (поселков), может быть отнесена к крестьянской коллективной собственности волостей (поселков); — имущество, находящееся в коллективной собственности, охраняется законом; — любым организациям или лицам запрещается захватывать, грабить, присваивать, портить это имущество или же незаконно его описывать, арестовывать, замораживать, конфисковывать; — прочее имущество, являющееся коллективной собственностью. Единоличное имущество граждан включает их законные доходы, жилище, сбережения, предметы повседневного обихода, культурно-исторические ценности, книги и печатные материалы, деревья, скот, а также средства производства, нахождение которых в собственности граждан разрешено законом, прочее законное имущество. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Частная форма собственности поставлена законодателем на первое место. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Говоря о праве собственности на землю, законодатель определяет право государственной собственности по остаточному принципу. Нужно отметить, что правовое регулирование видов права собственности не имеет существенных отличий. Пожалуй, одно из них состоит в названии. В Законе о вещных правах говорится о совместной собственности — это собственность двух и более физических или юридических лиц. Совместная собственность может быть долевой совместной собственностью или общей совместной собственностью. В ГК РФ выделяется общая собственность, которая, в свою очередь, делится на общую долевую и общую совместную. По законодательству обоих государств сособственники имеют преимущественное право покупки доли; приоритет при возникновении общей собственности (в РФ) и совместной собственности (в КНР) отдается долевой собственности. По-разному решается вопрос об ответственности сособственников. Российское право исходит из того, что каждый из собственников самостоятельно отвечает перед своими кредиторами своим имуществом, а при недостаточности у собственника другого имущества вправе предъявить требование о выделе доли должника в общем имуществе для обращения на нее взыскания. Китайское законодательство возлагает повышенную ответственность на лиц, в чьей совместной собственности находится имущество: «…во взаимоотношениях с третьими лицами собственники несут солидарную ответственность и пользуются солидарными правами по долговым обязательствам, за исключением случаев, когда законодательством отдельно установлено иное или знания третьей стороны об отсутствии у собственника данного имущества солидарных прав и ответственности». Подводя итог, можно отметить следующее. Законодательство Российской Федерации и Китайской Народной Республики в регулировании во многом схожи. Это обусловлено тем, что в КНР формирование гражданского законодательства происходит именно сейчас и, естественно, не на пустом месте. Законопроектная работа в Китае ведется не только с учетом собственного ранее накопленного опыта в этой сфере, но и при широком обращении к иностранному опыту, в частности к кодификации гражданского законодательства во Франции, Германии, Венгрии, Чехословакии, Советском Союзе, Российской Федерации и др., отличия же продиктованы объективными обстоятельствами.
——————————————————————