О размещении государственного и муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме

(Лисица В. Н.) («Административное право», 2011, N 2)

О РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

В. Н. ЛИСИЦА

Лисица Валерий Николаевич, заведующий кафедрой правоведения экономического факультета Новосибирского государственного университета, старший научный сотрудник сектора гражданского права и процесса Института философии и права СО РАН, кандидат юридических наук, доцент.

С 1 июля 2010 года вступили поправки в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон), предусматривающие переход на размещение государственного и муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Обеспечивает осуществление такого аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов оператор электронной площадки на сайте в сети Интернет — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, — который владеет электронной площадкой (то есть сайтом в сети Интернет) и необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами (часть 2 статьи 41.1 Закона). В настоящее время таковыми являются ЗАО «Сбербанк-АСТ», ОАО «Единая электронная торговая площадка», ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан», ЭТП ММВБ «Госзакупки», ООО «РТС тендер». Положение о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2008 N 179 <1>. ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 12. Ст. 1139.

Открытый аукцион в электронной форме согласно Закону должен проводиться в случаях: 1) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд заказчиков, которые, соответственно, производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам (части 4 и 4.2 статьи 10 Закона). Перечни таких товаров, работ, услуг, размещение заказов, соответственно, на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются согласно Закону Правительством Российской Федерации. В настоящее время они утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р <2>; ——————————— <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 9. Ст. 884.

2) выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (часть 4.1 статьи 10 Закона). Для перехода к размещению государственного и муниципального заказа путем проведения открытых аукционов в электронной форме органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо предпринять целый ряд мер, а именно: 1) принять положения о порядке формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением государственного или муниципального заказа, а также порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных (муниципальных) заказчиков при размещении заказа с учетом необходимости проведения открытых аукционов в электронной форме; 2) определить уполномоченные органы по размещению государственного и муниципального заказа; 3) подать заявки в территориальные органы Федерального казначейства на получение сертификатов ключей электронной цифровой подписи. Это требование связано с тем, что документы и сведения в ходе проведения открытых аукционов в электронной форме направляются в форме электронных документов, которые должны быть подписаны электронной цифровой подписью (часть 2 статьи 41.2 Закона). Наличие электронной цифровой подписи и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, а также означают подлинность и достоверность таких документов и сведений (часть 5 статьи 41.2 Закона); 4) пройти регистрацию на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов (далее — официальный сайт). Порядок регистрации пользователей на официальном сайте в этих целях утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 647/22н <3>; ——————————— <3> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 7.

5) определить должностных лиц уполномоченных органов по размещению заказа, ответственных за работу с официальным сайтом; 6) организовать рабочие места с доступом в сеть Интернет для обеспечения возможности размещения заказа. Вместе с тем, как показала практика, реализация Закона сопряжена со многими трудностями различного характера. Так, функционирование официального сайта в настоящее время имеет существенные технические недочеты, что не позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления в установленном порядке представить информацию о размещении заказа и, как следствие, заключить контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Это касается, к примеру, медленной и нестабильной работы сайта, частых регламентных перерывов, низкой пропускной способности, коротких по времени тайм-аутов, отсутствия функции оперативного сохранения текущей информации, невозможности размещения заказов за счет разных источников финансирования и т. д. Не организовано надлежащим образом консультационное и методическое обеспечение работы сайта, а также обучение специалистов уполномоченных органов. Отсутствует интеграция действующих и применяемых многими органами власти различных региональных автоматизированных систем государственного и муниципального заказа с официальным сайтом. Для решения существующих проблем Министерству экономического развития Российской Федерации и Федеральному казначейству как уполномоченным федеральным органам исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта необходимо в кратчайшие сроки обеспечить совершенствование функциональных, технических и организационных составляющих работы общероссийского сайта, позволяющих уполномоченным органам надлежащим образом размещать информацию о государственных и муниципальных заказах, а именно: 1) исключить регламентные перерывы; 2) обеспечить круглосуточную работу службы технической поддержки; 3) оперативно доработать руководство пользователя; 4) подготовить обучающие материалы по работе на электронных площадках; 5) установить возможность проведения многолотовых закупок; 6) увеличить размер рабочего окна сайта за счет уменьшения новостного меню; 7) увеличить продолжительность тайм-аута при заполнении страницы на сайте; 8) расширить возможности поисковой системы по заказам по регионам; 9) установить возможность получения аналитической информации в разрезе заказчика, ведомства, уполномоченного органа, региона, округа за выбранный промежуток времени; 10) обеспечить возможность сохранения размещенной информации в Word и Excel и т. д. Представляется также целесообразным рассмотреть вопрос об установлении переходного периода (до устранения недостатков в работе официального сайта), в течение которого допустимо: 1) заказчикам размещать информацию о размещении заказов на сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления (при условии внесения соответствующих изменений в Закон); 2) исключить из перечня товаров, размещение заказов на которые должно проводиться только путем открытого аукциона в электронной форме согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р, социально значимые товары (например, продукты питания, медикаменты, медицинские расходные материалы, горюче-смазочные материалы и т. д.). Более того, во многих муниципальных образованиях Сибири существующие каналы связи не позволяют обеспечить бесперебойную и быструю работу сети Интернет. Отмечается низкая техническая оснащенность местных администраций сельских поселений. Требуется выделение значительных средств из местных бюджетов на приобретение региональных автоматизированных систем государственного и муниципального заказа, на оплату услуг связи в сети Интернет, а также в ряде случаев и на покупку компьютеров, и на подключение к сети Интернет. Поэтому в случае низкой оснащенности или отсутствия у местных администраций сельских поселений необходимой компьютерной оргтехники, специального программного обеспечения, подготовленных кадров, каналов связи передачи информации по сети Интернет, особенно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо, по нашему мнению, рекомендовать органам местного самоуправления поселений заключить соглашения об осуществлении полномочий по размещению муниципального заказа путем проведения аукционов в электронной форме с уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это прямо допускает, к примеру, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <4> (часть 4 статьи 15). Он предусматривает, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации <5>. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования. ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822. <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.

В целях своевременного перехода органов местного самоуправления большинства муниципальных образований (в первую очередь муниципальных районов, сельских и городских поселений) органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует также рекомендовать организовать взаимодействие уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления по размещению государственного и муниципального заказа в части проведения совместных торгов, обучения специалистов уполномоченных органов местного самоуправления и оказания им необходимой методической помощи. Если государственные и муниципальные заказчики должны пройти регистрацию на официальном сайте, то участникам размещения заказа для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме необходимо получить сертификаты ключей электронной цифровой подписи и аккредитацию на электронной площадке. Для этого участник размещения заказа согласно части 2 статьи 41.3 Закона представляет оператору электронной площадки следующие документы и сведения: 1) заявление участника размещения заказа о его аккредитации на электронной площадке; 2) копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня обращения с заявлением, копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц); 3) копию учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц), копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц); 4) копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени участника размещения заказа — юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа — юридического лица без доверенности для получения аккредитации). В случае если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, также должна представляться доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенная печатью такого участника размещения заказа и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, должна представляться копия документа, подтверждающего полномочия этого лица; 5) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, также представляются доверенности, выданные физическому лицу или физическим лицам на осуществление действий от имени участника размещения заказа по участию в открытых аукционах в электронной форме (в том числе на регистрацию на открытых аукционах), заверенные печатью участника размещения заказа и подписанные руководителем или уполномоченным им лицом. В случае если такая доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, должна представляться копия документа, подтверждающего полномочия данного лица, заверенная печатью участника размещения заказа и подписанная руководителем участника размещения заказа; 6) заявление об открытии счета оператором электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, подписанное уполномоченным лицом; 7) идентификационный номер налогоплательщика — участника размещения заказа; 8) решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа — юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. В случае если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени участника размещения заказа — юридического лица; 9) адрес электронной почты участника размещения заказа для направления оператором электронной площадки уведомлений и иных сведений. В срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления предусмотренных документов и сведений оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника размещения заказа, обеспечить открытие такому участнику счета для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме или отказать участнику размещения заказа в аккредитации по установленным основаниям, а также направить уведомление о принятом решении участнику размещения заказа. Участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке. Аккредитация участника размещения заказа на электронной площадке осуществляется сроком на 3 года с момента направления оператором электронной площадки участнику размещения заказа уведомления о принятии решения об аккредитации такого участника размещения заказа на электронной площадке. Создание официального сайта и электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме преследовало цель дать возможность любым лицам вне зависимости от регистрации и местонахождения участвовать в торгах. Логика понятна и ясна: участие широкого круга лиц позволяет создать конкурентную среду и сформировать рыночную цену на товар (работу, услугу). Но зачастую победителями аукционов оказываются не местные товаропроизводители и иные субъекты предпринимательской деятельности, что приводит к снижению поступлений в региональные и местные бюджеты, сокращению занятости населения и негативным образом сказывается на социально-экономическом положении отдельных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Более того, органы власти зачастую вынуждены заключать государственные и муниципальные контракты с лицами, которые недавно были зарегистрированы, неизвестны в части надлежащего исполнения ими подобных договоров, далеко расположены от заказчика и потому вызывают серьезные опасения со стороны органов власти на предмет выполнения взятых в рамках заключенных контрактов обязательств. В этой связи, на наш взгляд, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления следует рекомендовать: 1) дополнительно информировать о размещенных на официальном сайте государственных и муниципальных заказах на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также в региональных и местных средствах массовой информации; 2) в региональных и муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривать меры по оказанию консультационной, информационной и организационной помощи по участию местных фермерских хозяйств, сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных лиц, зарегистрированных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в размещении государственного и муниципального заказа в электронной форме. Особенности размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме установлены в главе 3.1 Закона. Он предусматривает следующие этапы. I. Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте. Извещение размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте по общему правилу не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн. руб., заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок. Заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация также вправе дополнительно опубликовать извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме в любых средствах массовой информации или разместить в электронных средствах массовой информации. В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указываются: 1) форма торгов (открытый аукцион в электронной форме); 2) адрес электронной площадки в сети Интернет; 3) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации; 4) предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию, объем работ, услуг; 5) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; 6) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию (с указанием начальной (максимальной) цены каждой запасной части) и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг; 7) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме; 8) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме; 9) дата проведения открытого аукциона в электронной форме. В случае если дата проведения открытого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения открытого аукциона устанавливается на ближайший следующий за ним рабочий день. Требования к содержанию документации об открытом аукционе в электронной форме установлены в статье 41.6 Закона. Она должна содержать три блока сведений: 1) сведения об условиях и порядке проведения открытого аукциона: а) требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению; б) размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Согласно части 5 статьи 41.1 Закона в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме его размер не может быть менее 0,5% и не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) либо в случае размещения заказа у субъектов малого предпринимательств не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота); в) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме; г) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме; д) дата проведения открытого аукциона в электронной форме; е) источник финансирования заказа; ж) порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); з) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении открытого аукциона на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг; и) сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками); к) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного контракта; л) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, но не может быть менее чем размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или, если размер аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), размер обеспечения исполнения контракта не может превышать на 20% размер аванса и не может быть менее чем размер аванса. В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн. руб., заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или, если размер аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), в размере, не превышающем на 20% размер аванса, но не менее чем размер аванса. Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены; м) возможность заказчика увеличить количество поставляемого товара при заключении контракта в соответствии с частью 6.5 статьи 9 Закона; 2) сведения о товарах, работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: а) требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться; б) изображение товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении в случае, если в документации об открытом аукционе в электронной форме содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении; в) изображение товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении, а также место, дата начала и окончания, порядок и график осмотра участниками размещения заказа образца или макета товара, на поставку которого размещается заказ, в случае, если в документации об открытом аукционе в электронной форме содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого размещается заказ, и указанные образец или макет не могут быть приложены к документации об открытом аукционе; г) перечень запасных частей к технике, оборудованию с указанием начальной (максимальной) цены каждой такой запасной части к технике, оборудованию в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию, необходимый объем работ, услуг; д) перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставления указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром; е) требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, к обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара (при необходимости); ж) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; з) форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг; и) возможность заказчика изменить количество поставляемых по контракту товаров в соответствии с частью 6 статьи 9 Закона. 3) требования к участникам размещения заказа: а) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов; б) непроведение ликвидации участника размещения заказа — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа — юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства; в) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе; г) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято. Уполномоченный орган вправе также установить следующие требования к участникам размещения заказа: а) обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев размещения заказа на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для ЭВМ, баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; б) отсутствие в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа; в) требование выполнения участниками размещения заказа за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, стоимость которых составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион (в случае если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет 50 млн. руб. и более); г) дополнительные определяемые Правительством Российской Федерации требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа. II. Подача заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме. Участие в открытом аукционе в электронной форме возможно при наличии на счете участника размещения заказа, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по счету, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, предусмотренный документацией об открытом аукционе в электронной форме. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: 1) при размещении заказа на поставку товара: а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак; 2) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг; 3) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар: а) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие участника размещения заказа, указание на товарный знак предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; б) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара. Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: 1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика; 2) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации и предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме; 3) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию об обладании участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом; 4) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование выполнения участниками размещения заказа за последние 5 лет работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства; 5) копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме; 6) решение об одобрении или совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке. В течение одного часа с момента получения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе участника размещения заказа, подавшего такую заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, присвоить ей порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, ее получение с указанием присвоенного ей порядкового номера. III. Рассмотрение первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ. Срок рассмотрения первых частей заявок не может превышать 7 дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. На основании результатов рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе. Оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать: а) сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе; б) решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе; в) сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение; г) сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки. IV. Проведение открытого аукциона в электронной форме. В открытом аукционе в электронной форме могут участвовать только участники размещения заказа, признанные участниками открытого аукциона. Открытый аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме. Время начала проведения открытого аукциона устанавливается оператором электронной площадки. Открытый аукцион в электронной форме проводится по общему правилу путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме. При этом участники открытого аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона», который составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), с учетом следующих требований: 1) участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта, равное предложению или большее чем предложение о цене контракта, которые поданы таким участником открытого аукциона ранее, а также предложение о цене контракта, равное нулю; 2) участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта ниже чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»; 3) участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта ниже чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если такое предложение о цене контракта подано этим же участником открытого аукциона. В течение 30 минут после окончания открытого аукциона оператором электронной площадки на электронной площадке размещается протокол проведения открытого аукциона в электронной форме, в котором указываются: а) адрес электронной площадки; б) дата, время начала и окончания открытого аукциона; в) начальная (максимальная) цена контракта; г) все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками открытого аукциона и ранжированные по мере убывания (в случае снижения цены контракта до нуля и проведения аукциона на право заключить контракт — по мере возрастания) с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в открытом аукционе в электронной форме, которые поданы участниками открытого аукциона, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений. V. Рассмотрение вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. Общий срок рассмотрения вторых частей заявок не может превышать 6 дней (в случае если начальная цена контракта не превышает 3 млн. руб. — не более 4 дней) со дня размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона в электронной форме. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. В случае принятия решения о соответствии более одной заявки аукционной комиссией оформляется протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Победителем открытого аукциона в электронной форме признается участник открытого аукциона в электронной форме, который предложил наиболее низкую цену контракта (в случае снижения цены контракта до нуля и проведения аукциона на право заключить контракт — наиболее высокую цену контракта) и заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. VI. Заключение контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме. По результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а при уклонении победителя — с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. Контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме и заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо, в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме, по цене, предложенной таким участником открытого аукциона. Несмотря на то что открытый аукцион в электронной форме позволяет значительно снизить коррупционную составляющую при размещении государственного и муниципального заказа, Закон в настоящее время вызывает серьезную критику со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Дело в том, что он не допускает последним устанавливать дополнительные квалификационные требования и квалификационные критерии к участникам торгов, которые не допустили бы участие в торгах недобросовестных поставщиков. Существующий порядок проведения аукциона в электронной форме зачастую приводит к тому, что право заключить государственный или муниципальный контракт получает лицо, предложившее самую низкую цену контракта, в том числе ниже себестоимости, в ущерб качеству товара (работы, услуги). Представляется, что внесение изменений и дополнений в действующий Закон не в состоянии коренным образом изменить ситуацию в лучшую сторону. Настоятельно требуется разработка в федеральном законодательстве нового порядка размещения государственного и муниципального заказа, предусматривающего защиту прав и преследование интересов не только участников размещения заказа, но и государственных и муниципальных заказчиков. Для этого, по нашему мнению, в частности, необходимо: 1) установить возможность организаторам торгов устанавливать дополнительные требования к квалификации участников размещения заказа, в том числе к опыту работы, наличию у участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов; 2) разработать механизм, позволяющий государственному (муниципальному) заказчику присоединиться без проведения торгов к условиям ранее заключенного аналогичного контракта между отдельным поставщиком (подрядчиком) и другим государственным (муниципальным) заказчиком; 3) создать основы правового регулирования в области демпинга и меры защиты государственных и муниципальных заказчиков в случае снижения цены контракта ниже себестоимости товаров (работ, услуг). Представляется также необходимым в статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <6> уточнить понятие «создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах», а в статьях 7.29 — 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <7> установить дифференцированные штрафные санкции, позволяющие при назначении административного наказания учитывать степень вины субъекта административного правонарушения. ——————————— <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31. Ст. 3434. <7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (часть I). Ст. 1.

Таким образом, несмотря на необходимость внедрения открытого аукциона в электронной форме, применение такого способа размещения государственного и муниципального заказа сопряжено на практике со многими трудностями, препятствующими эффективному использованию бюджетных средств органами государственной власти и органами местного самоуправления при приобретении товаров, выполнении работ и оказании услуг. Закон не учитывает надлежащим образом интересы заказчиков, не обеспечивает необходимую защиту их прав и, как следствие, требует коренного пересмотра.

——————————————————————