Договор со звездой

(Федоранич С.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 19)

ДОГОВОР СО ЗВЕЗДОЙ

С. ФЕДОРАНИЧ

Сергей Федоранич, юрист, г. Братск.

Большинство крупных компаний практикуют приглашение звезд российской и зарубежной эстрады на корпоративные мероприятия. И только 20% всех организаторов подобных мероприятий знают, какая это головная боль, до момента заключения контракта, остальные же «вкушают» после того, как заявили об участии артистов в своем мероприятии. И отказаться стыдно, и вытянуть почти невозможно. Как же защититься?

Концертные агентства

Идеальный вариант для организации мероприятия — обратиться в крупные концертные агентства, которые зарекомендовали себя с двух сторон: и звезды не в обиде, и заказчики счастливы. Если бюджет мероприятия позволяет, то концертное агентство сделает все под ключ, то есть проконтролирует все мероприятие. Если денег в обрез — закажите только букинг, с остальным справитесь самостоятельно.

Концертные агентства (промоутеры) работают по одной из схем: эксклюзив, перекуп или букинг. Эксклюзивно представляя интересы артиста (у промоутера есть документальное подтверждение этого статуса — договор или контракт с артистом), концертное агентство несет огромную ответственность как перед артистом, так и перед заказчиком. В шоу-бизнесе очень много значит репутация. Промоутер, который плохо организовал гастроли артиста, может потерять его из ростера, а заказчики тянутся как раз к агентствам, у которых искомый артист в ростере.

Эксклюзив — дело тонкое и не всегда прибыльное. Все зависит от договоренности. Так, промоутер может лишь пассивно оказывать услуги артисту, отвечая на звонки и обращения, а может и организовывать активно гастроли, то есть рассылать предложения, созваниваться, вести переговоры. Такие агентства, конечно, зарабатывают больше, но их — по пальцам перечесть. И такие агентства, как правило, профессионалы своего дела.

Преимуществ заказывать мероприятие у промоутера с правом эксклюзивного представления артиста несколько: гибкие цены, гибкие условия и лояльность артиста. Через такое агентство с артистом можно договориться о многом: и о снижении гонорара, и об упрощении райдера, и о фотосессии для жен боссов. Недостаток один — для такого агентства вопрос «кто прав?» открыт: и артист, и заказчик являются клиентами.

Агентства, которые перекупают артистов у других агентств, вызывают только раздражение — это паразитический вид бизнеса. Такое агентство просто «присосется» к вашему бюджету и откусит добрую часть, а ввиду того, что этим профи не удалось заполучить артиста в ростер, вывод напрашивается сам собой: никудышные агенты, не исключено, что и ваше мероприятие они «завалят». Их схема работы проста: заключают договор с концертным агентством, накидывают свою комиссию и заключают договор с заказчиком. Если заказчик находится вне пределов Москвы, то «перекупное агентство» к группе артиста прибавляет еще своего сотрудника, утяжеляя расходы на трансфер.

Букинг артистов, не имеющих персональных промоутеров, лучше осуществлять через агентство, у которого есть в ростере артисты. На самом деле, обращаясь в концертное агентство для букинга, заказчик преследует только одну цель — успешно провести переговоры ввиду наличия каких-либо барьеров (например, языковых, если артист зарубежный) или нехватки времени.

Без посредников

Пригласить артиста самостоятельно — дело нетрудное. Главное, на этапе согласования и переговоров обо всем договориться «на берегу», чтобы «в плавании» не потерять управление. Схема проста и состоит из шести этапов:

— определить площадку, ее вместимость и технические характеристики;

— обозначить диапазон дат мероприятия (у артистов продаются даты, а не выступления, и даты — это самый ценный товар, у успешных артистов свободных дат очень мало);

— выйти на менеджмент артиста и согласовать основную информацию — дату, площадку, размер гонорара и расходов;

— подписать документы (договор, технический райдер, бытовой райдер);

— внести предоплату, выкупить билеты на транспорт, чтобы дата мероприятия осталась за вами;

— отредактировать все параметры проекта — площадку, ее техническое состояние и бытовые условия.

Указанные этапы приблизительны, однако, если их придерживаться, вероятность уменьшения головной боли для новичка при организации корпоративного мероприятия с участием артиста значительно возрастет.

Площадка

Это краеугольный камень, лежащий в основе спора между артистом и заказчиком. Если вы выберете площадку, вмещающую 3000 человек, и заявите мероприятие как корпоративное, артист может заподозрить, что его обманывают, и отказаться. Поэтому, если у вас корпоратив на 3000 человек, будьте готовы это доказать.

Далее — техника. Лучше прибегать к услугам клубов, тогда вероятность технического оснащения под технический райдер артиста увеличится, а затраты — сократятся. Если вы выберете ресторан, будьте готовы к дополнительным затратам в виде аренды необходимого оборудования.

Большинство артистов размещают на своих сайтах райдеры, желательно их скачать и показать клубу, чтобы проверить, какого оборудования не хватает. Недостаток можно согласовать или взять в аренду. Если райдера нет, его стоит запросить и провести проверку, так как затраты на аренду оборудования могут вылиться вам в сумму до 5 — 7 тыс. долл. Если площадка вас устраивает, то обязательно возьмите ее технические характеристики (размер сцены, наличие гримерок, спецификацию оборудования) и приступайте к следующему этапу.

Даты отправляются в плавание

Согласовывая дату мероприятия за неделю до ее наступления, вы сознательно идете на риск срыва мероприятия или увеличения стоимости выступления, поэтому готовьтесь заранее, примерно за месяц-два. Лучше за три. Помните, что артист зарезервирует дату для вас только в двух случаях: если вы внесете предоплату или у вас с ним долгие доверительные отношения.

Несколько опасных моментов, связанных с датами: если дата значимая (общероссийский праздник или знаковое событие), то и аренда площадки, и гонорар артиста будут выше, чем, например, за пару дней до этого события. Далее — дни недели. Конечно, выходные могут стоить дороже, чем будни. Стабильные, крупные предприятия поступают следующим образом: или переплачивают за пятницу или субботу, или дают полдня отгула для сотрудников на следующий будний день.

Менеджмент артиста

Самый сложный вопрос. Готовясь к разговору с менеджером артиста, помните несколько простых истин:

— менеджер — продавец, заинтересованный в продаже даты по максимально высокой цене. Будьте готовы сбивать цену (лучше предварительно обзвонить перекупщиков и узнать порядок цен);

— не дайте понять, что этот артист — единственный выход, а то вам основательно сядут на шею и вытрясут все до последней копейки, как цыганки на вокзале.

Чаще всего менеджер артиста (или директор, или концертный директор) — вежливый и серьезный человек, которому, однако, это не помешает отстаивать свои интересы по двум вышеуказанным истинам. Чтобы сэкономить время, начинайте всегда с условий — расскажите о мероприятии, датах на выбор и площадке и запросите информацию. Менеджер вам даст отчет по датам, и вы выберете наиболее выгодный вариант (в случае если даты свободной не будет, всегда артиста можно перекупить, если это действительно единственный выход). Корпоратив стоит всегда дороже, порой в два раза. Учитывайте валютное законодательство и договаривайтесь о сумме в рублях.

После согласования всех этих условий запросите документы, о которых поговорим подробнее.

Договор демонстрации концертной программы

Как уже неоднократно обсуждалось в прессе, правовое поле шоу-бизнеса очень узкое. В Гражданском кодексе очень мало норм, которые можно применить к концертной деятельности, поэтому договоры разрабатываются на основе судебной практики.

Договор, который максимально защитит заказчика при организации корпоративного мероприятия, — договор демонстрации концертной программы. Это название включает предмет договора — демонстрацию концертной программы, не «организацию выступления» или «проведение мероприятия», а именно демонстрацию. Чаще случается, что артисты, прибыв на площадку, проверяют бытовое оснащение гримерок и, не обнаружив указанных в райдере светло-бежевых полотенец, отказываются выступать и в суде заявляют, что нарушены условия «организации» концерта.

Существенными условиями договора являются:

— программа (и ее характеристики — количество артистов, продолжительность выступления);

— дата выступления (с указанием времени начала);

— место выступления (в формате: страна, субъект, город, улица, дом, название площадки);

— величина гонорара (в рублях).

В договоре также должны быть прописаны условия, которые избавят заказчика от проблем:

— информация об авторских правах: кому они принадлежат, на ком лежит бремя выплаты вознаграждения авторам (учтите, что большинство артистов включают в гонорар авторские выплаты, только «забывают» говорить об этом);

— ссылка на бытовой и технический райдеры, которые должны быть неотъемлемой частью договора и согласовываются один раз, до внесения предоплаты (после внесения заказчик навряд ли что-то уже согласует: действует правило «акцепта»);

— обязанность артиста прибыть на площадку заблаговременно для проведения саундчека (проверки звука и репетиции), продемонстрировать программу;

— лица, ответственные за принятие решений по проекту, — как со стороны заказчика, так и со стороны артиста;

— границы ответственности за безопасность артиста — лучше указать временные границы: с момента физического прибытия артиста на площадку и до момента физического отбытия;

— границы ответственности за возмещение ущерба, нанесенного артистом гостинице, площадке, третьим лицам, а также оплата личных счетов артиста (пользование телефоном в гостиничном номере, счета в ресторанах и барах). Желательно указать фразу: «Расходы, не указанные в согласованном и подписанном райдере и договоре, оплачиваются артистом самостоятельно»;

— порядок и условия финансовых расчетов (валюта, способ оплаты, дата оплаты: с момента поступления денег на счет или с момента оформления платежного поручения);

— порядок разрешения споров.

Райдер

Это документ, в котором закреплены условия технического оснащения концертной площадки (технический райдер) и бытовые условия пребывания артиста на мероприятии (бытовой райдер).

Особое внимание обращайте на то, как составлен технический райдер: с возможностью альтернативного применения или нет (то есть необходимое оборудование можно заменить на аналоги). Подписание райдера лучше производить следующим образом: после согласования с лицом, ответственным за техническую часть площадки, — все ли есть, что нужно дополнительно взять в аренду, сколько это будет стоить, можно ли заменить на аналог, указанный в райдере.

Бытовой райдер составлен с учетом «звездности» артиста, поэтому рекомендуется заранее вычеркнуть дорогостоящие спиртные напитки или добавить слово «желательно», чтобы не разориться на ведрах с мартини и виски, которые артисты, как правило, забирают с собой. Постарайтесь сократить расходы по бытовому райдеру до минимума.

Прямо в райдере нужно указать: «Документ окончательный, изменению не подлежит», потому что артисты очень любят его дополнять и уточнять. Не допускайте — разоритесь.

Бытовой райдер «все включено» рассматривать вовсе не стоит. Как показывает практика, обычный бытовой райдер обходится в среднем в тысячу долларов, тогда как «все включено» может достигать десятков тысяч.

Заказчик не в Москве

Сразу готовьтесь к тому, что величина гонорара будет еще больше, чем в два раза, если артисту придется добираться до места проведения мероприятия на самолете или поезде. В этом случае не забудьте уточнить особенности трансфера: какого класса перелет и сколько человек каким классом летит (вид вагона для поезда — СВ или купе). К слову, билеты бизнес-класса объективны для артиста и его директора только в случае, если время перелета больше 8 часов. Проход же через VIP-залы неадекватен вообще.

Перелет артиста в другой город обойдется в значительную сумму. Если стоимость выступления артиста средней величины на корпоративном мероприятии в Москве (включая все расходы) встанет примерно в 10000 долл., то во Владивостоке где-то 30000 долл. Если заказчик готов понести такие расходы, то к пунктам договора стоит отнестись более серьезно, проанализировать все детали райдера (ведь артист будет полностью на содержании заказчика!) и еще раз, все взвесив, рассказать друзьям о грядущем событии.

Справка

Букинг — координирование сторон, между которыми возникли хозяйственно-деловые взаимоотношения, и последующее агентирование (ангажемент) артиста на требуемую заказчиком дату. При этом букинг-агентство не занимается координацией и администрированием самого мероприятия.

Ростер — каталог артистов концертного агентства.

Райдер — перечень обязательных условий и требований, предъявляемых артистом к организатору мероприятия, бывает двух видов — технический и бытовой.

——————————————————————