К вопросу о правовом статусе перевозчика по договору перевозки пассажиров автомобильным транспортом

(Стребкова О. С.) («Юридический мир», 2011, N 8)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

О. С. СТРЕБКОВА

Стребкова Оксана Сергеевна, доцент кафедры трудового и предпринимательского права Белгородского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается правовой статус перевозчика: его права и обязанности по договорам перевозки пассажира автомобильным транспортом, рассмотрены требования, которые предъявляются к перевозчикам при осуществлении перевозочной деятельности (лицензирование, заключение договоров с автовокзалами, реализация пассажирам проездных билетов).

Ключевые слова: перевозчик, договор перевозки пассажира, автомобильный транспорт, права, обязанности.

On the issue of legal status of carrier of passengers by automobile transport O. S. Strebkova

In article legal status of a carrier is considered: its rights and a duty on contracts of transportation of the passenger motor transport, are considered requirements which are shown to carriers at realization of transportation activity (licensing the conclusion of contracts with road service stations, realization to passengers of tickets).

Key words: shipper, agreement on the carriage of passengers, automobile transport, rights, obligations.

В Уставе автомобильного транспорта РФ (далее — УАТ РФ) <1> перевозчик определяется как юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. ——————————— <1> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ (в ред. от 21.04.2011) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 46. Ст. 5555.

Перевозка пассажиров автотранспортом как транспортная услуга относится к хозяйственной деятельности. Возможности и границы осуществления хозяйственной деятельности на рынке автотранспортных услуг определяются уровнем правоспособности хозяйствующих субъектов, которая устанавливается законодательством о предпринимательстве. Как отмечается в юридической литературе <2>, в правовом положении субъекта предпринимательства изначально заложены конкретные права и обязанности в отношениях с государством и налоговыми, таможенными и другими органами, регулирующими транспортную деятельность, а также правовозможности (правоспособность), позволяющие приобретать конкретные права и обязанности в отдельных правоотношениях. ——————————— <2> Зинченко С. А., Шапсугов Д. Ю., Корх С. Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. Ростов н/Д, 2005. С. 91.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить основные требования, предъявляемые к субъектам хозяйственной деятельности, которые намерены осуществлять перевозку пассажиров автомобильным транспортом. Итак, перевозчик: — получает в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на право осуществлять перевозки; — утверждает паспорт маршрута; — заключает договор на осуществление перевозки пассажиров по конкретному маршруту (маршрутам); — заключает договоры с автовокзалами на диспетчерское обслуживание автобусов на маршруте и кассовую продажу билетов пассажирам; — обеспечивает реализацию пассажирам билетов установленного образца; — обеспечивает оснащение подвижного состава и остановочных пунктов по обслуживаемому маршруту необходимой информацией в соответствии с установленными требованиями. При этом минимальная информация в салоне автобуса должна содержать: — сведения о владельце транспортного средства; — сведения об органе, обеспечивающем контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; — стоимость проезда и провоза багажа; — правила перевозок пассажиров в автобусах, расписание движения и схему маршрута; — указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; — указатели мест расположения огнетушителей; — указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; — указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами; — правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил. Перевозки по пригородным и междугородным маршрутам осуществляются от автовокзалов в соответствии с технологическим процессом перевозки и паспортом маршрута. Отношения между перевозчиками и автовокзалами регулируются договорами. Эпоха рыночных реформ привлекла в транспортный бизнес многих предприимчивых людей, которые в большинстве своем не имели необходимой для безопасной эксплуатации транспортных средств подготовки и опыта. В настоящее время выполнение более трети объемов транспортных услуг приходится на долю малых предприятий и индивидуальных предпринимателей <3>. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» <4> лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). ——————————— <3> Кузьмина В. В. Не только сохранить, но и укрепить // Автоперевозчик. 2004. N 5. С. 15. <4> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (в ред. от 01.01.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33. Ч. 1. Ст. 3430.

Одним из существенных недостатков УАТ РФ, как представляется, является отсутствие в нем императивно закрепленного требования об обязательном лицензионном порядке допуска всех перевозчиков на рынок автотранспортных услуг. Анализ судебно-арбитражной практики за 2008 — 2011 гг. показывает, насколько остро сейчас стоит проблема необходимости совершенствования порядка допуска перевозчиков к занятию перевозочной деятельностью. Представляется, что законодательное закрепление обязательного лицензирования деятельности в области всех пассажирских перевозок автомобильным транспортом (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) способно существенно повысить безопасность дорожного движения, сократить количество ДТП и оптимизировать государственный контроль этой важной сферы общественных отношений. Назначение лицензионного механизма нами видится в установлении особого государственного контроля над осуществлением таких видов предпринимательства, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией наиболее важных публичных интересов. К ним прежде всего следует отнести обеспечение безопасности населения (общественной, экономической, экологической и др.). В юридической литературе выделяется три признака (основания, критерия), в соответствии с которыми определенная деятельность подлежит лицензированию: — деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении; — деятельность вовлекает в свою сферу неограниченный круг участников; — деятельность является слишком доходной и подлежит повышенному налогообложению и дополнительному контролю в этой связи <5>. ——————————— <5> Олейник О. М. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. 2004. N 6. С. 16.

Усиление контроля со стороны государства за деятельностью, представляющей публичный интерес, может быть реализован как путем предварительного (на стадии выдачи лицензий), так и последующего контроля за соблюдением владельцами лицензий тех условий, на которых они были выданы. Именно институт лицензирования позволяет государству обеспечивать безопасность потенциально опасной деятельности, не вводя государственную монополию на ее осуществление и не ограничивая тем самым свободу предпринимательства. Следует обратить внимание, что в целях обеспечения безопасного функционирования автотранспорта предусмотрено обязательное оформление путевых листов. В путевом листе должна: — обязательно ставиться отметка работника здравоохранения, который привлечен для проведения предрейсового медосмотра, удостоверяющего состояние здоровья водителя; — также отметка о технической исправности автомобиля, заверенная подписью лица, отвечающего соответствующим квалификационным требованиям. Однако, как свидетельствует судебная практика, это наиболее типичное нарушение правил перевозки пассажиров индивидуальными предпринимателями, которое влечет административную ответственность, вплоть до аннулирования лицензии. При определении обязанностей перевозчика по договору пассажирской перевозки следует учитывать, что его предметом является транспортная услуга, а значит, предмет исполнения обязанности неотделим от действий субъекта и его свойства определяются характером фактического поведения субъекта при исполнении обязанности. В силу этой объективной зависимости свойств предмета обязанности от действий обязанного субъекта в содержание обязанностей, связанных с оказанием услуг, помимо общего требования к субъекту совершить действие, в результате которого была бы оказана услуга, в обязательном порядке должны включаться требования, указывающие на вид, прием, способ, свойство действия (поведения) обязанного субъекта <6>. Поэтому, как верно отмечает Г. А. Микрюкова, содержание единственной обязанности транспортной организации — перевозчика, вытекающей из легального определения договора перевозки пассажира, — перевести пассажира в пункт назначения должно раскрываться с помощью достаточно детальных количественных и качественных характеристик, которым должна отвечать деятельность перевозчика по транспортному обслуживанию пассажира <7>. Из договора перевозки пассажира возникают обеспеченные правом основные обязанности перевозчика: ——————————— <6> Грибанов В. П. Гражданско-правовые обязанности: содержание и факторы, его определяющие // Вестник Московского университета. 1984. N 6. С. 5. <7> Микрюкова Г. А. Договор перевозки пассажира. Свердловск, 1986. С. 95.

а) доставить пассажира в пункт назначения; б) в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру комфортные и безопасные условия поездки. При этом, как правильно отмечает В. В. Залесский, уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта — в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату <8>. ——————————— <8> Залесский В. В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией — перевозчиком // Право и экономика. 2000. N 9. С. 67.

Требования пассажира о предоставлении ему комплекса услуг, соответствующих уровню классности транспортного средства, обусловлены заключенным договором перевозки. Услуги оплачены пассажиром при покупке проездного билета, и их предоставление является необходимым условием договора, к которому присоединился пассажир. Что касается таких качественных характеристик деятельности перевозчика, как его обязанность обеспечить комфорт пассажиров, создать для них необходимые удобства и культурно обслужить в пути, то их договорная природа нуждается в специальном признании и четком юридическом закреплении. Все обязанности перевозчика по договору пассажирской перевозки можно разделить на три группы: 1. Обязанности, связанные с обеспечением перемещения пассажира в пространстве. 2. Обязанности, связанные с обеспечением безопасной перевозки. 3. Обязанности, связанные с предоставлением пассажиру определенного комплекса удобств и дополнительных услуг. 1. Среди обязанностей первой группы можно выделить следующие: 1) доставить пассажира в пункт назначения; 2) совершить рейс по маршруту, предусмотренному договором. Эта обязанность перевозчика имеет существенное значение для туристов, для которых следование по ранее определенному маршруту может представлять одну из целей поездки; 3) перевезти пассажира в пункт назначения в срок, обусловленный договором. Для надлежащего выполнения указанной обязанности перевозчик должен, во-первых, своевременно подать транспортное средство для посадки пассажиров и, во-вторых, совершать рейс точно по расписанию и доставить пассажира в пункт назначения в установленный срок. Нарушение перевозчиком обязанности по своевременной доставке пассажира в пункт назначения влечет для него определенные негативные последствия. В соответствии с п. 1 ст. 795 ГК РФ в случае опоздания прибытия транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) на перевозчика возлагается ответственность, определяемая транспортными уставами и кодексами. 2. Некоторые авторы отрицают существование такой обязанности перевозчика по договору перевозки, как организация безопасной доставки пассажира в пункт назначения. Так, А. А. Собчак, указывает: «…по договору перевозки перевозчик… не принимает на себя специальной обязанности по обеспечению сохранности жизни и здоровья пассажира. Принимаемые на транспорте меры по обеспечению безопасности движения осуществляются не в порядке исполнения договорных обязанностей транспортных организаций перед пассажирами, а в силу действующих на транспорте правил эксплуатации» <9>. Возражая А. А. Собчаку, можно привести слова Б. С. Антимонова: «Эта обязанность если и не всегда выражается, то всегда подразумевается. Без нее договор перевозки выглядит просто парадоксально: перевозчик берется перевезти груз в целости — это не вызывает сомнения, но перевозчик, оказывается, не обещает благополучно доставить самого контрагента — пассажира» <10>. ——————————— <9> Собчак А. А. Гражданско-правовая охрана интересов личности. М., 1969. С. 169. <10> Антимонов Б. С. Гражданская ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. М., 1952. С. 227.

3. К обязанностям перевозчика, составляющим третью группу, можно отнести следующие: 1) обслуживание граждан транспортными организациями — перевозчиками может начаться до заключения договора пассажирской перевозки и во многих случаях осуществляется независимо от его заключения как гражданами, не являющимися пассажирами, так и другими гражданами (собирающимися приобрести билет, встречающими, провожающими и т. п.). На автовокзалах и автостанциях им предоставляется необходимое обслуживание, в частности, для этого в них оборудуются операционные залы, залы ожидания, комнаты матери и ребенка, кассы, справочное бюро, камеры хранения, а также рестораны, буфеты, торговые киоски, парикмахерские, почтово-телеграфные отделения, медицинские пункты. По общему правилу предоставление этого обслуживания юридически не связано с договором перевозки пассажира, но при получении его отдельных видов (пользование комнатой отдыха, комнатой матери и ребенка) преимущественное право имеют пассажиры, которые, заключив договор перевозки, приобретают право на весь комплекс обслуживания, связанный с осуществлением поездки; 2) предоставить для перевозки транспортное средство того типа (класса), которое предусмотрено договором; 3) предоставить пассажиру место, указанное в билете; 4) обязанности по обслуживанию пассажиров в пути. Услуги, оказываемые перевозчиками пассажирам, можно разделить на две группы: а) услуги, предоставляемые непосредственно по договору пассажирской перевозки: обеспечение комплекса удобств бытового характера, соответствующего типу транспортного средства, — исправные сиденья, освещение, кондиционеры и т. п.; б) услуги, предоставляемые за плату по другим договорам, сопутствующим договору перевозки. Например, на междугородних маршрутах предоставление в ночное время одеял, горячего питания в пути, возможность заказа такси. Во всех случаях условием договора перевозки пассажира является обязанность перевозчика организовать такого рода обслуживание, обеспечить пассажирам возможность заключать другие договоры, сопутствующие перевозке. Среди этих договоров особое место занимает договор перевозки багажа. Организация условий для перевозки багажа и обязательное заключение этого договора при желании на то пассажира входит в обязанность перевозчика по договору перевозки пассажира, что прямо вытекает из его легального определения. Таким образом, предложенное расширенное толкование предмета договора перевозки, признание существования обязанности перевозчика перед пассажиром по обслуживанию его в пути предоставляет пассажиру право требовать не только выполнения действий по его перемещению в пункт назначения, но и обеспечения качества обслуживания. Дальнейший рост числа, видов и качества услуг, предоставляемых пассажирам непосредственно в транспортных средствах, является важнейшим условием повышения культуры обслуживания пассажиров и повышения конкурентоспособности перевозчика. Однако решение этих вопросов осуществляется ненадлежащими темпами. В определенной мере это объясняется слабым использованием позитивных обязательственно-правовых средств (поощрение производителя за счет получаемого от потребителя эквивалента) развития инициативы перевозчика в обслуживании пассажиров.

——————————————————————