Автономные учреждения снова должны участвовать в торгах, но только по новым правилам

(Мухина М. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СНОВА ДОЛЖНЫ УЧАСТВОВАТЬ В ТОРГАХ, НО ТОЛЬКО ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 24 августа 2011 года

М. В. МУХИНА

Мухина Марина Владимировна, начальник ГАУК «Саратовская областная филармония имени А. Шнитке».

Прошло не так уж много времени с того момента, когда автономные учреждения перестали работать с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Законом N 94). Основным стимулом перехода в автономию для многих учреждений и была именно возможность закупать товары без торгов, потому что торги, и это не для кого не секрет, нередко носят абсурдный характер. Так, учреждения культуры нередко вынуждены проводить торги на приезд известного артиста, несмотря на то что к ним приехать может только сам артист . В итоге торги, как правило, признаются несостоявшимися. При этом за любое нарушение порядка проведения торгов заказчики все равно привлекаются к административной ответственности. Конечно, законодатель не стал снова включать автономные учреждения в качестве заказчиков в Закон N 94, он просто принял новый Закон, по сути, такой же, как и Закон N 94. Так 18 июля 2011 года был принят Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), регулирующий порядок и устанавливающий основные требования к закупке товаров (работ, услуг). Указанный Закон вступает в силу с 01 января 2012 года. Однако хочу обрадовать некоторые автономные учреждения тем, что Закон о закупках не для всех вступает в силу в 2012 году. Так, если в уставном капитале государственного автономного учреждения доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, применяют положения Закона о закупках только с 1 января 2013 года, а если в уставном капитале автономного учреждения, созданного муниципальным образованием, доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, применяются положения Закона о закупках только с 1 января 2014 года. Сразу возникает вопрос: «А чем же подтвердить долю участия государства в автономном учреждении?». Ответ очень прост. Для этого не нужно обращаться к учредителю, в правительство или местную администрацию, а достаточно сделать выписку из устава автономного учреждения. Примером выписки может служить:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ФИЛАРМОНИЯ им. А. Шнитке

ВЫПИСКА ИЗ УСТАВА <*>

«УТВЕРЖДЕНО» Первый заместитель министра культуры Саратовской области Приказ N 01-05/4 от 14.01.2011 ______________ Н. А. Терешина

Устав государственного автономного учреждения культуры «Саратовская областная филармония имени А. Шнитке» (в новой редакции)

1. Государственное автономное учреждение культуры «Саратовская областная филармония имени А. Шнитке» (именуемое далее — Автономное учреждение), является некоммерческой организацией и действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства и Губернатора Саратовской области, приказами министерства культуры Саратовской области, настоящим Уставом и другими нормативными актами.

2. Автономное учреждение создано Саратовской областью на основании распоряжения Правительства Саратовской области от 30 декабря 2010 г. N 466-Пр путем изменения типа государственного учреждения культуры «Саратовская областная филармония имени А. Шнитке» в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий министерства культуры Саратовской области в сфере культуры.

3. Полное наименование: государственное автономное учреждение культуры «Саратовская областная филармония имени А. Шнитке».

Сокращенное наименование: ГАУК «Саратовская областная филармония имени А. Шнитке».

4. Местонахождение Автономного учреждения: 410028, г. Саратов, Соборная площадь, 9.

5. Учредителем Автономного учреждения является Саратовская область в лице Министерства культуры Саратовской области, которое осуществляет функции и полномочия учредителя Автономного учреждения.

6. Собственником имущества Автономного учреждения является Саратовская область в лице Комитета по управлению имуществом Саратовской области.

Директор С. В. Краснощекова

Выписка верна:

Начальник юридического отдела

___________________ (Мухина М. В.)

«23» августа 2011 г.

——————————— <*> В этой выписке есть вся подтверждающая информация — и о создавшем автономное учреждение лице, и о имуществе автономного учреждения, и об учредителе автономного учреждения.

Согласно Закону о закупках автономные учреждения должны будут разработать положение о закупке. Положение о закупке — это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Таким образом, заказчик может разработать свои собственные способы закупки! Только при этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (некоторые способы будут рассмотрены ниже). Так вы можете в Положении о закупке установить способ заключения договора с единственным поставщиком, но установить больше возможностей по сравнению с Законом N 94, когда такой договор может быть заключен. Например, вы можете помимо оснований, указанных в статье 55 Закона N 94, установить свои основания, такие как размещение заказа у единственного поставщика в течение месяца на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей. Важно! Часть 2 статьи 4 Закона о закупках гласит, что заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения такого плана устанавливаются Правительством РФ. Однако на сегодняшний день такого постановления нет. В субъектах РФ разработаны лишь методические рекомендации по формированию плана-графика. Так на сайте http://www. goszakaz. saratov. gov. ru опубликованы методические указания по формированию Плана-графика размещения заказов на 2011 год, которым и руководствуются все заказчики в Саратовской области. Таким образом, если Правительством РФ так и не будет разработан порядок формирования плана закупок, мы сможем чаще использовать удобные и быстрые способы закупок. Например, преимущественно у единственного поставщика. В любом случае автономные учреждения обязаны разработать и утвердить положение о закупке. Так как в противном случае согласно части 4 статьи 8 Закона о закупках, в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона о закупках заказчик не разместил утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Закона N 94 до дня размещения утвержденного положения о закупке. Положение о закупке в обязательном порядке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения. Для такого случая Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» не предусмотрена специальная форма утверждения. Напоминаем! Существуют три формы утверждения рассматриваемых наблюдательным советом вопросов — это рекомендации, решения и заключения. Так как закупки могут включать крупные сделки, а крупные сделки совершаются только после получения решения от наблюдательного совета, мы рекомендуем вам при разработке положения о закупке выбрать форму утверждения — решение. Таким образом, вы должны учитывать, что до 31 марта 2012 года вы должны: 1) разработать положение о закупке; 2) подготовить и провести заседание наблюдательного совета автономного учреждения; 3) утвердить положение о закупке решением наблюдательного совета автономного учреждения; 4) разместить положение о закупке на официальном сайте http://zakupki. gov. ru. Обратите внимание! До 1 июля 2012 года, если иной срок не будет предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, подлежащая в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке размещению на официальном сайте, размещаются на сайте заказчика. Теперь рассмотрим отличия этого Закона от уже существующего Закона о закупках, т. е. Закона N 94. Начнем со сроков, потому что первый вопрос, который задают заказчики — это «Сколько времени нам потребуется для того, чтобы что-то закупить?». В новом Законе сроки то торгам (конкурсам и аукционам) снижены до 20 дней, по сравнению с Законом N 94. Так, согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках, извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе), а не за 30 дней, как в Законе N 94. Следовательно, закупить товары (работы, услуги) можно будет гораздо быстрее, нежели по Закону N 94. Сроки снижены не только по самой процедуре, но и по срокам внесения изменений в извещение и документацию о закупке. Если по Закону N 94 изменения вносились только в срок не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок, в другой срок заказчик изменения внести не мог, то по Закону о закупках такого ограничения нет. Заказчик может внести изменения в извещение или документацию о закупке в любой срок — хоть за один день. При этом он должен будет только продлить срок подачи заявок, так чтобы срок составлял не менее чем пятнадцать дней. Интересным представляется также то, что сроки отличаются (они увеличены) и по размещению заказчиком протоколов, составляемых в ходе закупки, на официальном сайте. Так, согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов. Напоминаем, по Закону N 94 протоколы размещаются на сайте сразу на следующий день после их подписания. И за это тоже наказывают заказчиков. За нарушение срока, который составил менее 2 дней, заказчики несут ответственность по части 13 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ в размере трех тысяч рублей, а за нарушение срока более 2 дней по части 14 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ — в размере тридцати тысяч рублей. Отличия Закона о закупках касаются и участников закупок. Так, Законом о закупках расширен круг участников торгов. Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках к участникам закупки помимо предусмотренных Законом N 94 относят несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки или несколько физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки. Напоминаем! Согласно Закону N 94 участниками могли стать только одно юридическое, физическое лицо или индивидуальный предприниматель. В противном случае заявка от участника подлежала бы отклонению, как несоответствующая закону. Более того были изменены и требования к участникам закупок. Согласно новому Закону требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия, устанавливаются заказчиками самостоятельно. В отличие от Закона о закупках, Закон N 94 устанавливает жесткое правило о том, что все участники закупки должны соответствовать требованиям статьи 11 Закона N 94. Следующей особенностью Закона о закупках является предоставленная заказчикам большая свобода при разработке содержания, формы, порядка оформления заявки на участие в закупках. Заказчик в документации о закупке может самостоятельно установить любые требования к участникам, как вообще не предусмотренные Законом N 94, так и максимально заниженные требования. В отличие от этого, Закон N 94 содержит императивное правило, согласно которому содержание, форма, порядок оформления заявки должны полностью соответствовать частям 2 — 4 статьи 25 для конкурса и частям 2 — 3 статьи 35 для аукциона. К тому же такие обязательные требования заказчик должен прописать и в документации. При этом нарушение хотя одной позиции может повлечь для заказчика ответственность сразу по двум статьям Кодекса об административных правонарушениях РФ. Это утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по части 4.2. статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ в размере трех тысяч рублей. И нарушение членом конкурсной, аукционной или единой комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд влечет наложение административного штрафа по части 2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей. Важно! Если мы захотим установить в документации о закупке требования к участникам, которые предъявляет к ним Закон N 94, но по невнимательности пропустим хотя бы одно из них, нас нельзя будет привлечь к административной ответственности по указанному основанию. Новый Закон значительно упростил требования к извещению и к документации о закупке. Отмечу только то, что не нужно будет указывать в извещении и документации, так как все остальное остается неизменным. В извещении можно будет не указывать следующее. Для конкурсов — место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе; Для конкурсов и аукционов — преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимущества установлены заказчиком, уполномоченным органом. В документации можно будет не указывать: Для конкурсов: 1) требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. 2) источник финансирования заказа; 3) обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота); 4) перечень запасных частей к технике, к оборудованию с указанием начальной (максимальной) цены каждой такой запасной части к технике, к оборудованию; 5) сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками); 6) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного контракта; 7) сведения о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг; 8) сведения о возможности заказчика заключить контракт на поставку технических средств реабилитации инвалидов, на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков с несколькими участниками размещения заказа; 9) сведения о возможности заказчика увеличить количество поставляемого товара при заключении контракта; 10) сведения о возможности заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа при размещении заказа на выполнение двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, составляющих один лот (далее — поисковая научно-исследовательская работа), с указанием количества таких контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех контрактов в отношении данного лота; 11) порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки; 12) место, порядок, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе; 13) размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в конкурсе; 14) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления; 15) срок со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект контракта. Для аукционов: 1) источник финансирования заказа; 2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота); 3) перечень запасных частей к технике, к оборудованию с указанием начальной (максимальной) цены каждой такой запасной части к технике, к оборудованию; 4) сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками); 5) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного контракта; 6) изображение товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении в случае, если в документации об аукционе содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении; 7) изображение товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении, а также место, даты начала и окончания, порядок и график осмотра участниками размещения заказа образца или макета товара, на поставку которого размещается заказ, в случае, если в документации об аукционе содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого размещается заказ, и такой образец или макет не может быть приложен к документации об аукционе; 8) величина понижения начальной цены контракта («шаг аукциона»). 9) перечень запасных частей к технике, к оборудованию в случае, если при проведении аукциона на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; 10) срок, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект контракта; 11) возможность заказчика изменить количество поставляемых по контракту товаров; 12) размер обеспечения заявки на участие в аукционе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в аукционе; 13) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления; 14) возможность заказчика увеличить количество поставляемого товара при заключении контракта (в нашем случае — договора). Таким образом, если в настоящий момент заказчик не устанавливает обеспечения заявки или обеспечение исполнения договора, то в документации ему не нужно обязательно прописывать это. Согласно Закону N 94 заказчик был обязан в любом случае указывать в документации все обязательные пункты. Даже если нет обеспечения — заказчик все равно был обязан написать в документации, что обеспечение он не устанавливает. В противном случае заказчик будет привлечен к административной ответственности за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по части 4.2. статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Особенностью Закона о закупках является также порядок размещения информации о закупках при наступлении форс-мажорных обстоятельств, таких как наличие технических или иных неполадок, блокирующих доступ к официальному сайту. В таком случае заказчик просто должен разместить информацию, подлежащую размещению на официальном сайте в соответствии с законом, на своем сайте, но с последующим размещением ее на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок, блокирующих доступ к официальному сайту. Такая информация считается размещенной в установленном порядке. Эта инновация закона, на мой взгляд, очень удобна для заказчиков. Важно! Заказчикам не стоит забывать при работе с новым Законом о существующих антимонопольных ограничениях. Эти ограничения одинаковы как при работе с Законом N 94, так и с Законом о закупках. Документация о закупке ни в коем случае не должна содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Так как включение должностным лицом заказчика таких условий влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей. Более того, заказчики должны помнить, что никакие переговоры с участниками при проведении конкурса или аукциона не допускаются. Подводя итоги, можно сказать, что новый Закон значительно упростил процедуру размещения заказов, многое отдано на усмотрение заказчиков. Но все равно на заказчиках остается большая ответственность за правильность размещения заказа, ведь большинство норм Кодекса об административных правонарушениях РФ продолжает распространяться на автономные учреждения и при работе с Законом о закупках. Я предлагаю вам примерный образец положения о закупках, который может быть взят вами за основу при разработке собственного положения.

Положение о закупках Утверждено Решением Наблюдательного совета АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ от «31» августа 2011 г. Протокол N 2011 — 6 Председатель Наблюдательного совета __________________ /Петрова П. П./

ПОЛОЖЕНИЕ <*> О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ НУЖД АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (далее — «Положение»)

Саратов — 2012 год

СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения. 2. Основные понятия. 3. Организация закупок. 4. Права и обязанности Заказчика. 5. Права и обязанности участника. 6. Объем прав и обязанностей, возникающих у победителя. 7. Преференции. 8. Способы закупок. 9. Общий порядок проведения закупок. 10. Разрешение разногласий, связанных с проведением закупок.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение регламентирует процедуры закупки товаров, работ, услуг для нужд АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (далее — Заказчик). 1.2. Документы Заказчика, ранее регламентировавшие вопросы закупок, с момента введения в действие настоящего Положения утрачивают силу. 1.3. Процедурная регламентация закупок применяется в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. 1.4. Настоящее Положение подлежит размещению на официальном сайте http://zakupki. gov. ru в срок до 31 марта 2013 года. В противном случае настоящее Положение не имеет юридической силы и Заказчику необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вплоть до размещения на официальном сайте настоящего Положения.

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Конкурс — это конкурентная закупочная процедура, регламентируемая Гражданским кодексом РФ, победителем которой признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения договора для Заказчика. Аукцион — это конкурентная закупочная процедура, регламентируемая Гражданским кодексом РФ, победителем которой признается участник, предложивший наиболее низкую цену исполнения договора. Аукцион в электронной форме — это конкурентная закупочная процедура, проведение которой обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет, победителем которой признается участник, предложивший наиболее низкую цену исполнения договора. Запрос предложений — это конкурентная закупочная процедура, для определения победителя которой применяется несколько критериев оценки предложений участников. Запрос предложений не относится к торгам и поэтому не обязывает Заказчика заключать договор с победителем процедуры. Запрос предложений допускает возможность проведения переговоров с участниками процедуры и изменение существенных условий предложений участников в процессе их рассмотрения. Запрос цен — это конкурентная закупочная процедура, для определения победителя которой применяется один-единственный критерий оценки предложений участников — цена предложения. Запрос цен не относится к торгам и поэтому не обязывает Заказчика заключать договор с победителем процедуры. Запрос цен применяется для закупок только простых товаров. Конкурентные переговоры — это конкурентная закупочная процедура, которая применяется в случае, когда у Заказчика нет возможности однозначно сформулировать техническое задание на поставку (выполнение, оказание) необходимых товаров (работ, услуг). В процессе проведения переговоров уточняется техническое задание и условия поставки (выполнения, оказания). Конкурентные переговоры не относятся к торгам и поэтому не обязывают Заказчика заключать договор с победителем процедуры. Закупка у единственного поставщика — неконкурентная закупочная процедура, проводимая в исключительных случаях, когда проведение всех остальных закупочных процедур невозможно по тем или иным причинам. Официальный сайт — сайт, на котором размещается вся информация о закупках (http://zakupki. gov. ru).

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК

3.1. Разрешение на проведение закупок товаров (работ, услуг) для нужд Заказчика, контроль и координация закупочной деятельности осуществляются юридическим отделом, а в части утверждения плана закупки — Директором. План закупки хранится в архиве один год после окончания своего действия, после чего подлежит удалению. 3.2. В целях обеспечения закупок Заказчиком создается Единая комиссия (далее — комиссия). 3.3. Деятельность комиссии направлена на обеспечение экономической эффективности закупок. Основной задачей комиссии является определение победителей закупочных процедур (поставщиков, исполнителей, подрядчиков) в целях наиболее полного удовлетворения потребностей Заказчика в необходимых товарах (работах, услугах). 3.4. Порядок формирования комиссии. 3.4.1. Персональный и количественный состав комиссии, а также кандидатуру председателя комиссии (далее — председателя) утверждает Директор, по согласованию с Начальником юридического отдела. 3.4.2 Кандидатура заместителя председателя комиссии утверждается Директором по рекомендации начальника юридического отдела. 3.4.3. Работой комиссии руководит председатель, который на основании регламентов работы комиссии созывает и ведет заседания комиссии, объявляет итоги голосования и принятые комиссией решения. В отсутствие председателя комиссии его функции выполняет заместитель председателя комиссии. 3.5. Сотрудники, участвующие в организации закупки, обязаны: 3.5.1) выполнять действия, предписанные настоящим Положением; 3.5.2) немедленно докладывать руководству о любых обстоятельствах, которые могут привести к негативным результатам для Заказчика, в том числе о тех, которые приведут к невозможности или нецелесообразности исполнения действий, предписанных настоящим Положением; 3.5.3) ставить в известность руководство о любых обстоятельствах, которые не позволяют сотруднику проводить закупку в соответствии с нормами данного Положения. 3.6. Сотрудникам, участвующим в организации закупки, запрещается: 3.6.1) координировать деятельность участников закупки иначе, чем это предусмотрено действующим законодательством, настоящим Положением и документацией о закупке; 3.6.2) получать какие-либо выгоды от проведения закупки, кроме официально предусмотренных Заказчиком; 3.6.3) предоставлять кому бы то ни было (кроме лиц, имеющих официальное право на получение информации) любые сведения о ходе закупок, в том числе о рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок; 3.6.4) иметь с участниками процедур закупок связи, иные, нежели чем возникающие в процессе обычной хозяйственной деятельности (например, быть аффилированным лицом с участником закупки). 3.6.5) проводить не предусмотренные закупочной документацией переговоры с участниками процедур закупок. 3.7. Сотрудники, участвующие в организации закупки, вправе: 3.7.1) исходя из накопленного опыта проведения закупок, рекомендовать руководству внесение изменений в документы, регламентирующие закупочную деятельность; 3.7.2) повышать свою квалификацию в области закупочн ой деятельности самостоятельно либо, при наличии возможности, — на специализированных курсах. 3.7.3) на закупающих сотрудников возлагается персональная ответственность за исполнение действий, связанных с проведением закупки.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА

4.1. Заказчик обязан обеспечить участникам возможность реализации их прав, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. 4.2. Заказчик вправе отказаться от проведения любой процедуры закупок после ее объявления: 4.2.1) при открытых конкурсах — в соответствии со сроками, опубликованными в извещении о проведении конкурса, а в отсутствии соответствующих указаний — не позднее 30 дней до дня, установленного для окончания срока подачи заявок; 4.2.2) при неконкурсных способах — в любое время, если иное прямо не указано в документации о закупке. При этом Заказчик должен учитывать нормы пункта 3 статьи 448 Гражданского кодекса РФ. 4.3. Заказчик вправе продлить срок подачи заявок на участие в любой процедуре в любое время до истечения первоначально объявленного срока. 4.4. Заказчик вправе устанавливать требования к участникам процедур закупки, закупаемым товарам (работам, услугам), условиям их поставки (выполнения, оказания) и определить необходимые документы, подтверждающие (декларирующие) соответствие этим требованиям. 4.5. Заказчик вправе требовать от участников документального подтверждения соответствия товаров (работ, услуг), процессов их производства (выполнения, оказания),хранения, перевозки и др.). Заказчик не вправе устанавливать в качестве отборочного критерия наличие сертификата добровольных систем сертификации. 4.6. Иные права и обязанности Заказчика устанавливаются документацией о закупке.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКА

5.1. Заявку на участие в открытых процедурах вправе подать любой поставщик (подрядчик, исполнитель). 5.2. В закрытых процедурах вправе принимать участие только те поставщики (исполнители, подрядчики), которые приглашены персонально. 5.3. Участник любых закупочных процедур имеет право: — получать от Заказчика исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения закупок (за исключением информации, носящей конфиденциальный характер или составляющей коммерческую тайну); — изменять, дополнять или отзывать свою заявку до истечения срока подачи, если иное прямо не оговорено в документации о закупке; — обращаться к Заказчику с вопросами о разъяснении документации о закупке; — получать от Заказчика информацию о причинах отклонения и/или проигрыша своей заявки; — претендовать на заключение договора с Заказчиком, либо на реализацию иного права, возникающего в результате выбора победителем; — иные права и обязанности участников устанавливаются документацией о закупке. 5.4. Требования к участникам закупок. 5.4.1. Участниками закупки могут быть правоспособные граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, или юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в установленном законом порядке, а для видов деятельности, требующих в соответствии с законодательством РФ специальных разрешений (лицензий) — все участники должны иметь такие разрешения (лицензии). 5.4.2. Участниками закупки могут быть также несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, указанным выше и установленным заказчиком в документации о закупке в соответствии с положением о закупке. При этом такие участники закупок должны иметь соглашение между собой (иной документ), соответствующее нормам Гражданского кодекса РФ, в котором определены права и обязанности сторон. В соглашении должна быть установлена солидарная ответственность по обязательствам, связанным с участием в закупках, заключением и последующем исполнением договора. 5.4.3. Участник должен составлять заявку по форме, установленной в документации о закупке. Из текста заявки должно ясно следовать, что ее подача является принятием (акцептом) всех условий Заказчика, в том числе согласием исполнять обязанности участника. 5.4.4. Участник закупочной процедуры не должен находиться в процессе ликвидации и должно отсутствовать решение арбитражного суда о признании участника закупочной процедуры — юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства. 5.4.5. Деятельность участника закупочной процедуры должна быть не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупочной процедуре. 5.4.6. У участника закупочной процедуры должна отсутствовать задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие не принято. 5.4.7. Иные требования устанавливаются документацией о закупке.

6. ОБЪЕМ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ У ПОБЕДИТЕЛЯ

6.1. Объем прав и обязанностей, возникающих у победителя закупочной процедуры (обычно — право на заключение договора), должен быть четко оговорен в документации о закупке. 6.2. Если в результате закупочной процедуры возникает не непосредственное право на заключение договора, а иное право, порядок его реализации должен быть указан в документации о закупке максимально подробно.

7. ПРЕФЕРЕНЦИИ

7.1. Заказчик вправе применять преференции, только если об их наличии и способе применения в данной закупке было прямо объявлено в документации о закупке.

8. СПОСОБЫ ЗАКУПОК

8.1. Настоящим Положением предусмотрены следующие способы закупок: — конкурс; — аукцион; — аукцион в электронной форме; — запрос предложений; — запрос цен; — конкурентные переговоры; — закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). 8.2. Конкурс. 8.2.1. В зависимости от возможного круга участников конкурс может быть открытым или закрытым. 8.2.2. Конкурс не допускает возможности изменения существенных условий конкурса. 8.2.3. После определения победителя конкурса стороны в обязательном порядке должны заключить договор. 8.3. Аукцион. 8.3.1. В зависимости от возможного круга участников аукцион может быть открытым или закрытым. 8.3.2. После определения победителя аукциона стороны в обязательном порядке должны заключить договор. 8.4. Аукцион в электронной форме. 8.4. 1. Аукцион в электронной форме может быть только открытым. 8.4.2. После определения победителя аукциона стороны в обязательном порядке должны заключить договор. 8.5. Запрос предложений и запрос цен. 8.5.1. Запрос предложений применяется только при закупке работ, услуг, а запрос цен — только при закупке товаров. 8.6. Конкурентные переговоры. 8.6.1. В зависимости от возможного круга участников конкурентные переговоры могут осуществляться в открытой или закрытой формах. При выборе открытой или закрытой форм закупки Заказчик действует по своему усмотрению. 8.6.2. Конкурентные переговоры проводятся при закупках особо сложных товаров (работ, услуг), когда необходимо провести переговоры с участниками. 8.7. Закупка у единственного поставщика. 8.7.1. Проводится без каких-либо предварительных процедур путем заключения договора. 8.7.2. Закупки у единственного поставщика по решению Заказчика могут проводиться в следующих случаях: 8.7.2.1) наличие срочной потребности в товарах (работах, услугах), в связи с чем проведение иных процедур нецелесообразно; 8.7.2.2) вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная необходимость в определенных товарах (работах, услугах); 8.7.2.3) товары (работы, услуги) могут быть получены только от одного поставщика и отсутствует их равноценная замена. Критерии, позволяющие воспользоваться данным пунктом, могут быть следующими: — товары (работы, услуги) производятся по уникальной технологии, либо обладают уникальными свойствами, что подтверждено соответствующими документами; — поставщик является монополистом, зарегистрированным в антимонопольных органах в установленном порядке; — поставщик является единственным официальным дилером поставщика, обладающего вышеуказанными свойствами; — поставщик является единственным поставщиком в данном регионе, при условии что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным; — поставщик или его единственный дилер осуществляет гарантийное и текущее обслуживание товара (работ, услуг), поставленного ранее, и наличие иного поставщика невозможно по условиям гарантии; 8.7.2.4) проводятся дополнительные закупки, когда для обеспечения совместимости или преемственности с ранее приобретенными товарами (работами, услугами) новые закупки должны быть сделаны только у того же поставщика: — при закупке товаров — приобретать их с иными техническими характеристиками (что может привести к значительным техническим трудностям в работе и обслуживании); — при закупке работ (услуг) — испытывать значительные трудности от смены поставщика, обладающего специфическим опытом и наработанными связями для успешного оказания услуг (выполнения работ) Заказчику; — при закупке дополнительных работ или услуг, не включенных в первоначальный проект (договор), но не отделяемых от основного договора без значительных трудностей и необходимых ввиду непредвиденных обстоятельств; 8.7.2.5) при проведении конкурса или любой другой открытой процедуры была представлена только одна заявка, однако проведение новых процедур закупок, по мнению Заказчика, нецелесообразно (например, исчерпаны лимиты времени на выполнение процедур закупок, проведение нового конкурса не приведет к изменению круга участников и появлению другого победителя), а предоставленная заявка соответствует документации о закупке; 8.7.2.6) закупка одноименных товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 500 тыс. рублей в квартал. 8.8. Применение закрытых процедур. Основанием для проведения закрытых процедур является обеспечение конфиденциальности, необходимой в интересах Заказчика.

9. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПОК

9.1 Решение о непосредственном проведении закупок принимает Директор. 9.2 Комиссия в ходе подготовки закупки в каждом случае заранее определяет: а) начальную стоимость закупки (предельную цену); б) требования к участникам; в) требования к условиям договора, заключаемого по результатам процедуры закупки; г) требования к составу и оформлению заявок; д) порядок оценки и ранжирования заявок по степени их предпочтительности для Заказчика и определения лица (лиц), получающего по результатам процедуры закупки право заключения соответствующего договора (кроме закупки у единственного поставщика). 9.3. Начало процедур любой закупки должно быть официально объявлено на официальном сайте. Документ, объявляющий об открытых процедурах, должен быть доступен всем заинтересованным поставщикам (исполнителям, подрядчикам). Документ, объявляющий о закрытых процедурах, должен быть одновременно направлен всем приглашаемым поставщикам (исполнителям, подрядчикам). При этом извещения/приглашения Заказчика, объявляющие о начале проведения закупочных процедур, не относящихся к торгам, и/или их условиях являются предложением делать оферты, они не должны расцениваться в качестве объявления о проведении торгов, в связи с чем статьи 447 — 449 Гражданского кодекса РФ, регулирующие порядок заключения договоров на торгах, к данным процедурам не применяются. Данные извещения/приглашения имеют исключительной целью довести до поставщиков заинтересованность Заказчика в заключении договора, но не обязывают его заключить договор. 9.4. Заказчик обязан в течение трех календарных дней отвечать на запрос участника о разъяснении документации о закупке. 9.5 Последовательность действий при проведении закупочной процедуры, если иное не предусмотрено документацией о закупке, законом или не вытекает из существа закупочной процедуры, состоит из следующих этапов: — определение основных условий, требований и этапов закупочной процедуры; — разработка извещения о проведении закупочной процедуры и документации о закупке, их утверждение; — публикация извещения о проведении закупочной процедуры (при открытых процедурах) или персональное приглашение к участию в закупочной процедуре заранее определенных поставщиков, исполнителей, подрядчиков (при закрытых процедурах); — предоставление документации о закупке участникам по их запросам; разъяснение документации или ее дополнение (при необходимости); — получение предложений участников (конвертов с конкурсными заявками); — публичное вскрытие конвертов с конкурсными заявками — только для конкурса; — изучение предложений и проведение переговоров (при необходимости) — только для запроса предложений и конкурентных переговоров; — подача окончательных предложений (при необходимости) — только для запроса предложений; — сопоставление и оценка предложений участников (конкурсных заявок); — выбор победителя; — подписание протокола о результатах закупочной процедуры с победителем и размещение его на официальном сайте; — подписание договора с победителем;

10. РАЗРЕШЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАКУПОК

10.1 Любой участник имеет право обжаловать в судебном, а также досудебном порядке действия (бездействие) Заказчика, комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника. Обжалование действий (бездействия) Заказчика, комиссии в досудебном порядке не является препятствием для обжалования участником действий (бездействия) Заказчика, комиссии в судебном порядке. 10.2. В досудебном порядке участник может обратиться к председателю комиссии. Участник имеет право подать заявление о рассмотрении разногласий, связанных с проведением закупок (далее — разногласия). 10.3 Разногласия направляются председателю комиссии. На время рассмотрения разногласий процедура проведения закупки приостанавливается до вынесения решения, если к тому нет явных препятствий юридического или экономического характера. 10.4 Если разногласия не разрешены по взаимному согласию представившего их участника и лиц, производивших закупку, председатель комиссии в течение 10 дней со дня получения таких разногласий выносит письменное решение, которое должно содержать: — обоснование мотивов принятия решения; — меры, направленные на удовлетворение изложенных требований, в случае полного или частичного разрешения разногласий. 10.5 Председатель комиссии вправе принять одно или несколько из следующих решений: — при разногласиях по торгам — обязать членов комиссии, совершивших неправомерные действия, применивших незаконные процедуры либо принявших незаконное решение, совершить действия, применить процедуры либо принять решение, соответствующие настоящему Положению; — при разногласиях по иным способам — полностью или частично отменить незаконное действие или решение и принять свое собственное решение, либо распорядиться о прекращении процедур закупок. При этом нельзя предлагать принять решение о расторжении договора после его заключения, если соответствующая оговорка не была включена в договор; — признать заявление участника необоснованным.

——————————— <*> Это краткий вариант Положения, его нужно дополнить детальным порядком проведения каждого способа закупки (например, как будут вскрываться конверты с конкурсными заявками, как будут вестись переговоры).

——————————————————————